10 декабря 2015

Россия-Турция: враждовать или сотрудничать? (часть 1)

Алексей Волович

 

Часть 1

До инцидента с российским бомбардировщиком Су-24 ничего не предвещало резкого осложнения в российско-турецких отношениях стратегического партнерства, хотя некоторые проблемы, возникшие в последние месяцы, все же их достаточно серьёзно омрачали. Турция является вторым после Китая соседним с Россией государством по уровню геополитического влияния и экономической мощи. Чрезвычайно выгодное географическое положение «в центре мира», мощный экономический потенциал и большие человеческие ресурсы Турции позволяют ей быть уникальным связующим звеном между Востоком и Западом, Югом и Севером, и проводить активную региональную политику в сопредельных регионах.

Территория Турции в 22 раза меньше территории России, но ее ВВП по паритету покупательной способности в 2014 году по данным CIA-World-Factbook составил 1,515 трлн дол. — почти половину ВВП РФ — 3,577 трлн долл. При этом население Турции составляет 81 млн против 142 млн в России (по другим данным — 128 млн). Турецкие вооруженные силы являются вторыми в НАТО после США по своей военной мощи и численности (до 700 тыс. военнослужащих). По оценкам военных экспертов, Черноморский флот Турции по своему боевому потенциалу в 3-4 раза превышает потенциал Черноморского флота РФ.

Турецкая Республика

Совпадение политических приоритетов Москвы и Анкары

Необходимо отметить, что до этого времени масштабному экономическому сотрудничеству между РФ и ТР способствовало также определенное взаимопонимание и даже идентичность взглядов по многим вопросам международной политики, несмотря на то, что обе страны принадлежат к разным военно-политическим блокам, а также расходятся во мнениях о сложившейся вокруг Сирии, Нагорного Карабаха, Абхазии и Крыма ситуации. Москва и Анкара играют ведущую роль в Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

До недавнего времени рассматривался вопрос о вступлении Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Турецкое евразийство направлено на формирование Евразийского сообщества славянских и тюркских народов в противовес западному доминированию, что является общей платформой в процессе взаимодействия турецкого и российского евразийства. Правительство Турции выразило заинтересованность в создании зоны свободной торговли с ЕАЭС.

Элементы негативного отношения к американскому военному присутствию на Ближнем Востоке и в Черноморско-Каспийском регионе до сих пор практически в равной мере были присущи внешней политике как России, так и Турции. Размещение в 2006 году американских военных баз в Болгарии и Румынии было одинаково негативно воспринято в Москве и Анкаре. Попытка Пентагона распространить на Черное море натовскую операцию «Активные усилия», которая проводится с 2001 года в Средиземном море, была решительно отвергнута Турцией и Россией. Анкара также отказала американцам в просьбе разместить на Черноморском побережье Турции военно-морскую базу. В Анкаре и Москве считают, что черноморские страны могут самостоятельно обеспечить безопасность судоходства и стабильность в Черноморском регионе.

В марте 2003 года парламент Турции не разрешил Вооруженным силам США войти в Северный Ирак через турецкую территорию, а также использовать военно-воздушную базу США «Инджирлик» на юге Турции для нанесения ударов по Ираку. Хотя антитеррористические операции возглавляемой США коалиции начались еще в конце прошлого года, Турция только в июле 2015 г. дала согласие на использование этой базы авиацией США для нанесения ударов по позициям ИГИЛ в Сирии. До этого американским самолетом приходилось преодолевать около 2000 км с американских военных баз и авианосцев в Персидском заливе.

Подготовка на территории Турции боевиков-исламистов, а также участие тысяч турецких граждан в террористических группировках ИГИЛ, «Фронт ан-Нусра» и «Хизб ат-Тахрир» неодобрительно воспринималось в Вашингтоне. США также были против планов Р. Эрдогана нанести удар по правительственным войскам Сирии. Предложения Турции создать в Северной Сирии буферную зону для размещения сирийских беженцев, формирования Сирийской свободной армии и структур сирийской оппозиции не были поддержаны американской администрацией.

Однако определенные расхождения в подходах Анкары и Вашингтона к ситуации в Сирии и на Ближнем Востоке в целом отнюдь не означает наличие серьёзных или системных антагонистических противоречий между США и Турцией, что совершенно исключает предпосылки для формирования альтернативного стратегического военно-политического партнерства между Анкарой и Москвой.

Хотя Анкара официально не признает присоединения Крыма к России, но все же до сих пор избегала осложнения отношений с Россией из-за российско-украинской конфронтации. Поставки продуктов в оккупированный Крым осуществлялись турецкими судами, несмотря на запрет Киева заходить в порты полуострова. Вопреки антироссийским санкциям своих партнеров по ЕС и НАТО, Турция решила воспользоваться противостоянием Запада и России с целью расширения торговли и экономического сотрудничества с РФ.

Стратегические партнеры

До государственного визита президента Российской Федерации В. Путина в Турецкую Республику (ТР) 1-го декабря 2014 года, российско-турецкие отношения, по оценкам обеих сторон, достигли уровня стратегического партнерства. В 2014 году товарооборот между Россией и Турцией составил около 31 млрд долл. За 9 месяцев 2015 года товарооборот составил 18,1 млрд долл. из которых 15 млрд долл. приходится на экспорт российского газа в Турцию. 23 сентября, находясь с рабочим визитом в Москве, президент Турции Р. Эрдоган заявил, что товарооборот России и Турции к 2023 году (столетию Турецкой Республики) должен возрасти до 100 млрд долл. Размер взаимных инвестиций приблизился к 10 млрд долл.

Традиционно основная часть российского импорта турецкой продукции представлена машинами и оборудованием, текстилем и сельскохозяйственными продуктами. Турция является важным торговым партнером для России: в 2014 году во внешнеторговом обороте РФ на Турцию приходилось примерно 4,6 % или около 18 млрд долл. В этом году Турция экспортирует в РФ продовольствия и сельскохозяйственного сырья на 1,3 млрд долл. (17 % от экспорта); машин, оборудования на 2,2 млрд долл. (30 % от экспорта); текстиля, одежды, обуви на 1,8 млрд долл. (23 % от экспорта). Экспорт России в Турцию более чем на 80 % представлен минеральными ресурсами и металлами.

До настоящего времени две трети объемов газа и треть нефти Турция импортирует из России. Российский газ поступает в Турцию по подводному газопроводу «Голубой поток» мощностью в 16 млрд куб. м, а также по Трансбалканскому газопроводу (через Украину, Румынию и Болгарию), проектной мощностью в 14 млрд куб. м. Объёмы поставляемого российского газа в Турцию сопоставимы с поставками в Германию (Турция закупает у РФ 27,4 млрд куб. м газа, Германия — 38,7 млрд куб. м.).

По подписанному в 2010 году соглашению, российская государственная корпорация «Росатом» начала в 2015 году строительство в Турции АЭС «Аккую» мощностью 4800 МВт и стоимостью 27 млрд долл. 14 апреля 2015 года состоялась закладка «первого камня» на месте будущего строительства морских гидротехнических сооружений АЭС «Аккую».

В настоящее время в России действует более 100 крупных турецких строительных компаний, на которые приходится около трети строительного бизнеса в России. За 20 лет присутствия на московском рынке турецкие компании построили около 24 млн кв. м недвижимости. Среди крупных проектов, в реализации которых задействованы турецкие компании, в частности, сооружение зданий к Чемпионату мира по футболу-2018. Около 4 млн российских туристов ежегодно посещают курорты Турции. В 2014 году Турция заработала на российских туристах 3,7 млрд долл.

Во время вышеупомянутого визита В. Путина в Анкару состоялось пятое заседание российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня, в ходе которого было подписано восемь двусторонних документов по торгово-экономическому сотрудничеству. В энергетической отрасли было решено увеличить мощности подводного газопровода «Голубой поток» с 16 млрд куб. м до 19 млрд куб. м в год и уменьшить цену газа на 6 % с 1 января 2015 года и на 15 % — в 2016 году. В Анкаре В. Путин объявил о своем сенсационном решении остановить строительство газопровода «Южный поток» из-за «деструктивной позиции Еврокомиссии и Болгарии» и перенаправить подводную часть газопровода к побережью Турции под названием «Турецкий поток», который, по замыслу стратегов Кремля, должен свести к нулю украинский транзит российского газа в Европу. Предусматривалось, что около 14 млрд куб. м газа из запланированных 63 млрд куб. м для прокачки по газопроводу пойдет на турецкий рынок, а остальные — на европейский.

Нарастание негативных тенденций в 2015 году

Касаясь вопроса развития двусторонних российско-турецких отношений на протяжении последнего года, после визита В. Путина в Анкару 1-го декабря 2014 г., следует отметить, что инцидент со сбитым турками 24 ноября российским бомбардировщиком Су-24 был скорее кульминацией ухудшения двусторонних отношений, чем его первопричиной. В отношениях Москвы и Анкары накопилось достаточно много проблем как экономического, так и политического характера. Расхождения в «сирийском вопросе» лишь обнажили назревающие негативные тенденции.

Несмотря на масштабное экономическое сотрудничество и достаточно активные политические контакты президентов В. Путина и Р. Эрдогана, тем не менее, уровень доверия между ними оставался довольно низким, что определяется отсутствие единства во мнениях по многим региональным проблемам. Как известно, в сирийском конфликте РФ и ТР занимают противоположные позиции: Россия поддерживает режим Б. Асада, а Турция считает его главным виновником сирийской трагедии, унесшей жизни более 300 тыс. сирийцев. В Карабахском конфликте Россия поддерживает Армению, а Турция — этнически близкий ей Азербайджан. Существуют большие различия в отношениях Москвы и Анкары к «Исламскому государству». Кроме того, Анкара поддерживает враждебные Москве чеченскую иммиграцию и крымскотатарскую шестимиллионную диаспору в Турции. Выступая на Всемирном конгрессе крымских татар, проходившем в Анкаре с 31 июля по 2 августа с. г., Р. Эрдоган заявил, что «Турция никогда не признает аннексию Крыма». Продолжается соперничество Москвы и Анкары за влияние на постсоветские тюркоязычные страны Прикаспия, Кавказа и Средней Азии.

В 2012 году была принята «Среднесрочная программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между РФ и ТР на 2012-2015 годы», определявшая направления двустороннего взаимодействия в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, туризме, региональном сотрудничестве, транспорте, финансово-банковской сфере. Однако по оценкам российских экспертов эта программа практически полностью не выполнена.

По данным Минэкономразвития, достигнутый в 2013 году объем российско-турецкого товарооборота снизился на 4,5 % по сравнению с 2012 годом. Спад товарооборота на 4,6 % произошел в 2014 году и продолжал снижаться в первой половине нынешнего года. Турецкий экспорт в Россию в 2014 году сократился на 14,6 %, а импорт — почти на 35 %. Единственная товарная категория, где присутствие турецких товаров ощутимо — это фрукты и овощи, на которые приходится 15 % и 20 % всего импорта соответственно. Экспорт турецких товаров в РФ с января по октябрь 2015 года упал на 38,9 % (в стоимостном выражении — до 3 млрд долл.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

До сих пор российские политики восхищались мудростью турецкого руководства за то, что «Анкара не присоединилась к антироссийским экономическим санкциям и не пошла в фарватере политики Вашингтона». Однако в действительности позиции США и Турции в данном вопросе полностью совпадают. Дело в том, что Турция и США заинтересованы в усилении зависимости России от сырьевого экспорта и её ослаблении как производителя высокотехнологичной продукции. Именно поэтому турецкое руководство вполне можно назвать мудрым.

Турецкий потокПроект газопровода «Турецкий поток» должен был стать заменой «Южному потоку», однако отношения между Москвой и Анкарой осложнились и перспективы реализации этого проекта оказались под большим вопросом еще задолго до инцидента с российским бомбардировщиком.«Газпром» предлагал построить четыре нитки газопровода, однако турецкие партнеры заявили, что для Турции достаточно одной. «Газпром» намеривался перекачивать по «Турецкому потоку» 63 млрд куб. м газа, тогда как Анкара соглашается только на 28-30 млрд куб. м. Кроме того, Анкара и Москва до сих пор не согласовали цену на российский газ.

19 июля с. г. министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что его страна не пойдет на уступки «Газпрому» в вопросах реализации проекта «Турецкий поток». Поэтому турецкая сторона отложила подписание основных документов по строительству и эксплуатации газопровода «Турецкий поток» и 27 октября подала в арбитражный суд Международной торговой палаты иск с претензиями к цене российского природного газа. К тому же, как пишет польское издание Nowa Europa Wschodnia, Анкара не спешит помочь Москве изолировать и «унизить» Украину энергетически, так как сама соперничает с Россией по ряду международных вопросов.

Справка:

Ещё в 2012 году Турция обратилась с иском в Международный арбитражный суд в Женеве против Ирана по вопросу цены на иранский газ, но в ноябре 2014 года этот суд вынес решение в пользу Ирана. Учитывая, что Иран поставляет в Турцию газ значительно дороже — по 490 долл. за 1 тыс. куб. м, чем Россия — по 425 долл., то вполне возможно, что Россия также выиграет в суде дело с Турцией. «Братский» Азербайджан поставляет в Турцию газ по 335 долл. за 1 тыс. куб. м.

Ко всему Анкара поддерживает конкурентный «Турецкому потоку» проект «Южного газового коридора» (ЮГК) для поставок в Европу азербайджанского, туркменского, а в перспективе иранского, иракского и египетского газа через территорию Турцию. В частности проект ЮГК предусматривает расширение существующего Южнокавказского газопровода (Баку-Тбилиси-Эрзурум), а также строительство в Турции газопровода TANAP и его продление в Европу — газопровода ТАР (через Грецию, Албанию и Адриатическое море к побережью Италии), общей протяженностью около 3500 км.

3 декабря, в рамках визита премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу в Азербайджан была достигнута договоренность ускорить строительство газопровода TANAP и ввести его в действие до 2018 года. А. Давутоглу заявил, что Турция ищет альтернативы российскому газу и может нарастить экспорт газа из Ирана, Азербайджана и в перспективе — из Туркмении.[1] Таким образом, можно сказать, что «Турецкий поток» скорее мертв, чем жив, и это случилось ещё задолго до инцидента со сбитым российским бомбардировщиком 24 ноября. Теперь же перспективы его реализации ещё больше ухудшились.

До сих пор реализация проекта строительства АЭС «Аккую» на берегу Средиземного моря в провинции Мерсин шла по плану, согласно которого сооружение АЭС должно начаться в 2016 году и АЭС начнет работу в 2020 году, а полностью будет введена вэксплуатацию в 2023 году, к 100-летию Турецкой Республики. Первая турецкая АЭС будет оснащена четырьмя реакторами типа ВВЭР, мощностью каждого энергоблока станции 1200 МВт.

Хотя Министерство окружающей среды и градостроительства Турции одобрило отчет по оценке воздействия строительства АЭС на окружающую среду, тем не менее, турецкие активисты «Гринпис» и другие экологические организации выступают против строительства АЭС, проводя акции протеста в Стамбуле, Мерсине и других городах. Различные экологические организации подали судебные иски против планов строительства АЭС.

Согласно соглашению, Россия взяла на себя все расходы по строительству АЭС «Аккую». Предполагается, что после запуска АЭС все затраты России будут компенсированы за счёт тарифов на продаваемую электроэнергию. Если строительство атомной электростанции будет отменено, то Россия может потерять 3 млрд долл., уже вложенных в её строительство. О возможности аннулирования этого проекта 8 октября впервые высказался Р. Эрдоган, заявив, что Анкара может начать поиски других партнеров для поставок природного газа и строительства своей первой АЭС.После инцидента 24 ноября глава Минэкономразвития РФ А. Улюкаев также заявил о возможности аннулирования проекта строительства АЭС.

Продолжение следует

 

 


[1] Турция и Азербайджан договорились ускорить строительство Трансанатолийского газопровода // http://gordonua.com/