Алексей Волович
Часть 2
Возможные последствия ограничительных мер РФ
Учитывая то обстоятельство, что Россия и Турция занимают противоположные позиции в вопросе об урегулировании сирийского конфликта, начало операций российской авиационной группы в Сирии вызвало в Анкаре большую обеспокоенность и осуждение, что негативно повлияло на развитие российско-турецких «отношений стратегического партнерства», особенно после инцидента 24 ноября с российским бомбардировщиком Су-24.
Руководство РФ приняло целый ряд ограничительных и санкционных мер против Турции. Указом В. Путина от 28 ноября вводится запрет или ограничение для турецких организаций на ведение некоторых видов деятельности в России. Введен запрет на ввоз в Россию отдельных видов турецких товаров. Ограничений на ввоз турецких промтоваров пока не будет. Российским работодателям запрещается привлекать с 1 января 2016 г. к трудовой деятельности турецких граждан. С 1 января 2016 г. также приостанавливается безвизовый режим с Турцией. Кроме того, усиливается контроль над деятельностью турецких автоперевозчиков на территории России, попадают под запрет и чартерные авиаперевозки между Россией и Турцией. При этом следует отметить, что ограничительные меры и санкции Кремля против Турции были избирательными и пока не коснулись таких стратегически важных проектов как поставки российского газа и строительство АЭС. Это свидетельствует о том, что восстановление двусторонних отношений ещё возможно.
7 декабря глава Минэкономразвития РФ А. Улюкаев уже заявил, что расширение санкций против Турции не обсуждается, а те, что были введены ранее — временные. По словам министра, в зависимости от развития ситуации, ряд ограничений может быть снят. Из заявления А. Улюкаева (наверняка предварительно согласованного с российским руководством) следует, что Кремль отрабатывает «задний ход» в своем шантаже Анкары.
Кремль отрабатывает «задний ход» в своем шантаже Анкары |
Российским туроператорам рекомендуется воздержаться от работы на турецком направлении. Потери Турции от ограничений, введенных для российских туроператоров, значительные, но не критические. Доходы от туризма в Турции составляют не более 10 % от ВВП, при этом российские туры занимают 15 % всего туристического потока. Потери же российских туроператоров, работающих на турецком туристическом рынке, будут просто катастрофическими. Авиационное сообщение с турецкими аэропортами стремительно сворачивается. Турагентства получили неофициальный сигнал не бронировать поездки в Турцию. Москва прекратила с Анкарой переговоры о проведении совместного «года туризма». По словам руководителя аналитического отдела QB Finance Д. Кипы, «внешний туризм в России испытывает колоссальные проблемы и находится на грани исчезновения после запрета на продажу туров в Турцию».
Вице-премьер-министр Турции Мехмет Симсек заявил, что российские санкции в худшем случае могут привести к убыткам для страны на сумму около 9 млрд долл. В отличие от России, Турция не спешит с объявлением «зеркальных» санкций и ограничительных мер. Изначально Анкара предлагала разрешить возникший кризис за столом переговоров. В частности, Р. Эрдоган предлагал В. Путину встретиться 30 ноября в Париже, но тот отказался.
30 ноября в Брюсселе турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу призвал Россию пересмотреть санкции против Турции и отметил, что Анкара «готова к диалогу с Москвой, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем». Он также призвал российских граждан как и раньше посещать Турцию, назвав ее «вторым домом» для некоторых российских туристов. Как заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, ограничительные меры повлияют на экономику обоих государств и в результате «российский народ почувствует не меньше негативных последствий, чем турецкий». М. Чавушоглу предложил Москве вместо эскалации напряженности «хладнокровно преодолеть период кризиса и вернуть отношения с Анкарой в прежнее русло». При этом он заверил, что Турция не закроет российским судам проход через проливы Босфор и Дарданеллы. На наш взгляд, это могло бы быть крайней мерой, граничащей с объявлением войны.
Однако Кремль продолжает упорно игнорировать примирительные жесты со стороны Анкары. При этом следует отметить, что Анкара готова к примирению отнюдь не потому, что её позиции в российско-турецком конфликте слабее. Как раз наоборот. Турция, находясь в «центре мира» и будучи энергетическим хабом, может достаточно быстро компенсировать утрату российского рынка, что будет значительно труднее сделать России. Просто турецкое руководство менее амбициозно и испытывает больше ответственности перед своим народом за возможные негативные последствия разрыва или значительного ухудшения турецко-российских отношений.
Следует отметить, что турецко-российский конфликт имеет существенный международный резонанс и многие, особенно соседние с Турцией и Россией страны, вынуждены определиться со своей позицией: поддержать Россию или Турцию, занять нейтральную позицию или выступить посредником между ними. На мой взгляд, Азербайджан и все тюркоязычные страны постсоветской Средней Азии в лингвистическом, культурном, ментальном и даже экономическом измерении значительно больше тяготеют к Турции, чем к России. Поэтому в российско-турецкой конфронтации они несомненно будут на стороне Турции, несмотря на членство некоторых из них в ОДКБ. Во всяком случае, они никогда не будут воевать против своих единокровных братьев-турков.
28 ноября, в день, когда В. Путин подписал указ о применении специальных экономических мер в отношении Турции, «ближайший союзник России» Китай совместно с Турцией, Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов по Транскаспийскому транспортному маршруту «Китай-Турция-Европа» в обход России. Соответствующее соглашение было подписано представителями крупных транспортных компаний в Стамбуле. В рамках этого проекта в течение 2016 года запланировано транспортировать через территорию Грузии первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы. Стороны также планируют начать в следующем году перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу.
Раньше рассматривался проект создания международного транспортного коридора «Европа-Западный Китай», большая часть которого должна была пройти по территории России. Но похоже, что участники консорциума сделали свой выбор и решили пока обойтись без России. Некоторые российские комментаторы уже успели обвинить Китай в «предательстве»… В июле этого года Китай «совершил ещё одно предательство», отказавшись от строительства газопровода «Алтай» («Сила Сибири-2»). Пекин не устроила высокая цена, которую «Газпром» предлагал за строительство «Алтая». Если еще Турция откажется от российского газа, то у России могут возникнуть проблемы с его продажей. Кстати, 5 декабря Р. Эрдоган заявил, что Турция заменит поставки энергоносителей из России и найдет других поставщиков, в частности Катар и Азербайджан.
От стратегического партнерства к конфронтации?
Крайний прагматизм и жесткость в отстаивании интересов страны является характерно чертой политики нынешнего турецкого руководства, которое не останавливается, в случае необходимости, перед осложнением отношений с влиятельными странами, включая США, Россию, Израиль, Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Грецию, Кипр и другие страны.
Как представляется, стратегия Анкары во взаимоотношениях с Москвой сегодня преследует следующие цели: избегать масштабной конфронтации; максимально использовать экономическое сотрудничество с Россией для наращивания экономического потенциала Турции; жестко отстаивать интересы Турции в тех сферах, где происходит столкновение политических и экономических интересов двух стран.
На наш взгляд, по мере обретения Турцией новых лидирующих позиций на международном и региональном уровнях, политическая и экономическая конкуренция между ТР и РФ будет усиливаться, однако, она вряд ли перерастет в открытую вражду, учитывая стратегическую важность нормальных политических и экономических отношений для обеих стран. По словам турецкого эксперта Хасана Аксая, «Турция — это страна, потерять которую Россия не может себе позволить». Таким образом, Турция и Россия «обречены» на мирное сосуществование и взаимодействие. Это если рассуждать здраво и реалистически. Но похоже, что в Кремле верх одерживают «ястребы», для которых великодержавные амбиции важнее насущных интересов большинства российских граждан.
Похоже, что Москва рискнула «сжечь все мосты» с Анкарой. Иначе как можно рассматривать ту часть послания В. Путина к Федеральному Собранию РФ 3 декабря с. г., в которой он назвал руководство Турции «правящей кликой»? Как можно назвать «правящей кликой» турецкое руководство, которое весьма успешно правит Турцией на протяжении последних 12 лет и на всех выборах за него голосует подавляющее большинство турецких избирателей? Знает ли В. Путин, что на президентских выборах 10 августа 2014 года Р. Эрдоган набрал 51,79 % голосов избирателей, а на парламентских выборах 1 ноября 2015 года его партия ПСР набрала 49,50 % голосов избирателей, получив большинство мест в парламенте — 315 мандатов из 550? При этом В. Путин очень тепло поздравлял своего «стратегического партнера» Р. Эрдогана с его победами.
Переговоры министра иностранных дел России С. Лаврова с его турецким коллегой М. Чавушоглу прошли в Белграде в кулуарах встречи министров иностранных дел стран ОБСЕ 3 декабря, в день выступления В. Путина перед Федеральным Собранием РФ. Поэтому по определению от нее нельзя было ожидать сдвигов в сторону урегулирования конфликта между Москвой и Анкарой, даже несмотря на то, что М. Чавушоглу выразил С. Лаврову соболезнования в связи с гибелью пилота сбитого российского бомбардировщика Су-24. С. Лавров заявил, что «не услышал ничего нового» на встрече со своим турецким коллегой.
Для России конфронтация с одной из сильнейших стран НАТО не несет ничего хорошего, поскольку Турцию будут поддерживать 27 стран Альянса. 30 ноября во время совместной пресс-конференции в Брюсселе с турецким премьер-министром А. Давутоглу, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил: «Все союзники полностью поддерживают право Турции защищать целостность своей территории и свое воздушное пространство». Кроме того, без согласования своих действий в Сирии с Турцией и в целом с НАТО российские вооруженные силы не смогут выполнить те задачи, которые им поставил В. Путин по борьбе с ИГИЛ и по оказанию поддержки режиму Б. Асада. Более того, уже сейчас можно сказать, что в результате пусть даже кратковременного кризиса в отношениях между Москвой и Анкарой, полноценными и успешными военные операции России в Сирии уже не могут быть по определению. И, тем более, спасти режим Б. Асада Москве вряд ли удастся. Из-за российско-турецкого кризиса под угрозой срыва оказался и процесс мирного политического урегулирования сирийского конфликта, о котором была достигнута договоренность в Вене 14 ноября в результате многосторонних переговоров на уровне министры иностранных дел 17 государств, включая ТР и РФ.
На наш взгляд, взаимные угрозы и ультиматумы между Москвой и Анкарой носят в основном декларативный характер и вряд ли будут полностью реализованы. Слишком большими будут потери для обеих стран в случае разрыва отношений между ними. Поэтому двустороннее экономическое сотрудничество будет постепенно нормализовано. На это может уйти как минимум несколько месяцев. Однако политические отношения на долгое время останутся на близком к нулю уровне. Прежней, как оказалось в значительной мере показной, теплоты в отношениях лидеров двух стран уже не будет. Отношения между Россией и Турцией будут еще более прагматичными, сдержанными и конкурентными. О планах «вырвать» Турцию из НАТО кремлевским стратегам придется забыть. Более того, можно сказать, что своей недальновидной и опрометчивой политикой в отношении Грузии, Украины и Турции, В. Путин дал НАТО «второе дыхание» и возможность дальнейшего развития и усиления как минимум ещё лет на 20. И Украину от вступления в НАТО уже никто и ничто не остановит.
Нынешний кризис в российско-турецких отношениях в очередной раз продемонстрировал, что даже масштабное экономическое сотрудничество при наличии серьёзных политических разногласий не может гарантировать реального, а не декларативного стратегического партнерства. Поэтому не случайно турецкий эксперт Бюлент Араз назвал турецко-российские отношения «конкурентными», а его коллега Мустафа Айдын — «парадоксальным партнерством». После того как В. Путин обозвал руководство Турции «правящей кликой», возникает вопрос: пройдена ли уже «точка невозврата» в конфронтации между Москвой и Анкарой или компромисс между сторонами еще возможен? Очевидно это будет зависеть от готовности Москвы пойти на диалог и поиск компромисса. Все пока говорит о том, что в отличие от Анкары, Москва к этому еще не готова и продолжает себе же во вред нагнетать антитурецкую истерию, которая порой приобретает парадоксальные формы.
Так, вице-премьер РФ Д. Рогозин, выступая недавно на ток-шоу одного из российских телеканалов, заявил: «Мы всегда подозревали, что украинцы и турки — братья. Даже их Бендера — из османцев». Ну что можно сказать на это господину вице-премьеру? По существу, Д. Рогозин своим заявлением не сделал антропологического открытия. Украинцы, турки и крымские татары действительно близкие народы. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в украинском языке насчитывается около 4 тысяч тюркских слов. И в русском языке их не меньше, если не больше, поскольку в современной России проживает около 20 тюркских народов и народностей. К сведению господина Рогозина, из 12 миллионов населения Москвы только 3 миллиона этнические русские — 20 %, остальные жители российской столицы — преимущественно представители тюркских народов, среди которых только одних азербайджанцев полтора миллиона и волжских татар один миллион.
Украина и турецко-российская конфронтация
В декабре прошлого года на сайте Аналитического центра «Борисфен Интел» была опубликована моя статья «Турция и украинско-российская конфронтация». Тогда я не мог себе представить, что всего лишь год спустя после «триумфального» визита В. Путина в Анкару я буду писать о турецко-российской конфронтации и о позиции Украины по отношению к ней.
Агрессивные действия России объединили украинские и турецкие интересы. Несомненно, то обстоятельство, что Украина и Турция стали сторонами конфликтов с Россией в определенной степени сближает Киев и Анкару. В результате ограничительных и санкционных мер России против Турции, очевидно, появятся дополнительные возможности в украинско-турецком сотрудничестве, в частности в сфере торговли.
Агрессивные действия России объединили украинские и турецкие интересы |
В ноябре-начале декабря с. г. состоялась серия контактов между руководством Украины и Турции. 5 ноября П. Порошенко поздравил по телефону Р. Эрдогана с победой «Партии справедливости и развития» на досрочных парламентских выборах, состоявшихся 1 ноября 2015 года. В ходе беседы президенты обсудили состояние реализации договоренностей, достигнутых во время последнего заседания межгосударственного Стратегического совета высокого уровня 20 марта 2015 года в рамках визита президента Р. Эрдогана в Киев.
30 ноября, в кулуарах климатического саммита ООН в Париже, П. Порошенко и Р. Эрдоган провели встречу, в ходе которой была достигнута договоренность о визите президента Украины в Турцию в первом квартале 2016 года. В рамках предстоящего визита в Анкару, П. Порошенко намерен продемонстрировать «ряд наработок в политической и оборонной сфере между Украиной и Турцией». Во время встречи в Париже была также достигнута договоренность об активизации сотрудничества Турции и Украины, в частности о проведении десятого заседания Межправительственной украинско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
3 декабря в рамках заседания в Брюсселе Комиссии Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел состоялась встреча главы МИД Украины П. Климкина с министром иностранных дел Турции М. Чавушоглу, в ходе которой обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в различных областях.
По данным Госкомстата Украины, объемы двусторонней торговли между Украиной и Турцией товарами и услугами за 2014 год составили 5,1 млрд долл., на 15,5 % меньше по сравнению с 2013 годом. При этом экспорт составил 3,7 млрд долл., а импорт — 1,5 млрд долл. Около 60 % украинского экспорта в Турцию составляли черные металлы и ещё 20 % приходится на продукцию АПК. Во время визита Р. Эрдогана в Киев в марте с. г. была поставлена цель — увеличить товарооборот между Украиной и Турцией до 10 млрд долл. к концу 2017 года и до 20 млрд — в 2023 году. Находясь в Киеве, Р. Эрдоган заявил об уважении территориальной целостности Украины и объявил о решении предоставить Украине кредит в размере 50 млн долл., а также выделить 10 млн долл. гуманитарной помощи в виде пожертвования на нужды вынужденных переселенцев.
Крупнейшей составляющей украинского экспорта в Турцию является продукция АПК, в частности зерно и подсолнечное масло. За десять месяцев 2015 года Украина экспортировала в Турцию агропромышленной продукции на 566 млн долл., что на 12 % превышает прошлогодние показатели. Ограничения, которые РФ ввела на импорт украинской и турецкой продукции АПК, могут стать мощным стимулом для интеграции украинского и турецкого агропромышленного рынков.
Справка: В августе с. г. в ответ на присоединение Украины к санкциям ЕС в отношении России, правительство РФ установило запрет на ввоз сельхозпродукции Украины, который вступит в силу в случае применения правительством Украины экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом с 1 января 2016 года в виде создания зоны свободной торговли. По предварительной оценке, потери от российского эмбарго на украинскую сельхозпродукцию составят около 600 млн долл. в год. Как отметил президент П. Порошенко, «позиция Украины и ЕС четкая — зона свободной торговли заработает с 1 января 2016 года. Мы не поддадимся на шантаж Москвы». |
Как отметил министр аграрной политики Украины А. Павленко, отечественный АПК может как минимум вдвое увеличить экспорт зерновой продукции и подсолнечного масла на рынок Турции. Однако сделать это будет не так просто, поскольку турецкий рынок достаточно конкурентный, и кроме Украины найдется немало других стран, которые захотят занять российскую нишу на турецком агропромышленном рынке. Это прежде всего Австралия, Канада и США. К тому же, похоже, что Москва пока не спешит отменять поставки российского зерна в Турцию. По некоторым данным, «Россельхознадзор» пока не собирается вводить ограничительные меры в отношении экспорта сельхозпродукции, в том числе зерна в Турцию.
Значительные возможности украинско-турецкого сотрудничества могут быть реализованы в сфере строительства. За последние 20 лет турецкие строительные компании осуществили проектов в Украине на 4,5 млрд долл. и намерены продолжать эту деятельность, в частности в восстановлении инфраструктуры Донбасса, разрушенной в результате российской агрессии. Есть надежда на достижение положительного решения по строительству украинскими компаниями турецких газохранилищ и свободного прохода танкеров со сжиженным газом для Украины через турецкие проливы Дарданеллы и Босфор.
Значительные возможности существуют в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) между Украиной и Турцией. Эти вопросы были предметом обсуждения во время визита в Киев президента Турции Р. Эрдогана в марте с. г. В ходе международной конференции Turkey Defence Week-2015, которая прошла 10-12 ноября в Анкаре, представители оборонных ведомств Украины и Турции подтвердили планы на расширение двустороннего ВТС. Как заявил заместитель главы «Укроборонпром» Д. Гурак, стороны планируют совместные проекты для усиления уровня безопасности в акватории Черного моря. Это направление будет одним из основных аспектов сотрудничества.
В качестве перспективных направлений двустороннего ВТС рассматриваются танкостроение, производство авиадвигателей, радиолокация, навигация, связь и ракетное вооружение. Украина может также принять участие в ряде оборонных программ Турции по созданию отдельных видов вооружений, включая создание турецкого основного боевого танка (ОБТ) третьего поколения Altay, а также турецкого истребителя. Анкара ставит целью увеличить к 2032 году объемы экспорта турецких вооружений до 25 млрд долл. Благодаря наращиванию военно-технического сотрудничества с Турцией, оборонно-промышленный комплекс Украины сможет существенно сократить сроки создания своих современных вооружений, соответствующих стандартам НАТО.
Cоюз украинского и турецкого народов — залог нашего успеха в борьбе с имперскими притязаниями России |
Таким образом, если нам удастся действительно поднять отношения с Турцией на уровень отношений стратегического партнерства, то этим мы значительно укрепим наши позиции в навязанной нам Кремлем конфронтации с Россией. Поэтому предстоящий визит президента П. Порошенко в Анкару имеет, я бы сказал, судьбоносное значение для Украины. Для подготовки этого визита осталось не более двух-трех месяцев. Этот визит может быть успешным лишь при условии, если все причастные к его подготовке государственные структуры Украины отнесутся к нему с должной ответственностью. Кроме того, чтобы миссия П. Порошенко в Анкаре была успешной, нам как воздух нужна общественно-политическая стабильность, а это зависит от всех украинских граждан и всех политических сил, которым дорога судьба Украины.
На наш взгляд, союз украинского и турецкого народов — залог нашего успеха в борьбе с имперскими притязаниями России. Но даже успешные и прочные двусторонние украинско-турецкие политические и экономические отношения не могут гарантировать безопасность Украины. Для гарантии безопасности Украины необходимо, чтобы Украина и Турция принадлежали к одному геополитическому межгосударственному объединению — Евросоюзу и НАТО. Однако в условиях, когда перспективы вступления Украины в ЕС и НАТО, а Турции в ЕС – достаточно сомнительны и туманны, на наш взгляд, в настоящее время появилась возможность создания Балто-Черноморского союза в составе Польши, Украины и Турции в качестве субрегионального компонента Европейского союза и НАТО.
Как известно, президент Польши Анджей Дуда, выступает инициатором создания «партнерского альянса государств» от Балтийского до Черного и Адриатического морей. На наш взгляд, руководство Украины должно решительно поддержать эту инициативу президента Польши. Только находясь в составе Балто-Черноморского союза, Украина сможет защитить свой суверенитет и независимость от агрессивных посягательств со стороны России.