Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» предоставляет возможность аналитикам высказать свою точку зрения относительно конкретной политической, экономической, информационной ситуации в Украине и в мире в целом, на основании личных геополитических исследований и анализа.
Заметим, что точка зрения авторов
|
Александр Чебан
Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова,
кафедра международных отношений
Иранская ядерная программа продолжительное время была в центре внимания международного сообщества. Имелись реальные опасения, что Иран сможет создать ядерное оружие, и это приведет к катастрофическим последствиям в регионе Ближнего и Среднего Востока, и в мире в целом. При этом у большинства экспертов была уверенность, что нельзя избежать такого крайне нежелательного сценария, поскольку в течение длительного времени Иран категорически не соглашался на хотя бы минимальные уступки в вопросе развития своей ядерной программы (в т. ч. военной).
Подписание ядерного соглашения с Ираном:
Вена, 14 июля 2015 года
Именно поэтому достижение соглашения с Ираном об ограничении его ядерной программы воспринимается как приятная неожиданность, претендующая на статус исторического события. Это соглашение имеет официальное название — Всеобъемлющий совместный план действий (ВСПД) — и было подписано в Вене 14 июля 2015 года официальными представителями Ирана с одной стороны, и странами «шестерки» международных посредников (Великобритания, КНР, ФРГ, Россия, США и Франция) — с другой.
Хотя подписание и начало реализации соглашения окончательно не сняли всех опасений по поводу вероятности получения Ираном ядерного оружия, тем не менее, это заметно сказалось на ситуации в регионе и перспективах развития событий не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и в других уголках планеты, в том числе в Украине. Со снятием этих санкций (а они были введены вследствие отказа Ирана сделать свою ядерную программу более прозрачной) может резко увеличится иранский экспорт нефти и газа, что нанесет дополнительный и, возможно, решающий удар по российской экономике, и без того ослабленной санкциями и низкими ценами на энергоресурсы. Экономическое ослабление России из-за Ирана может быть выгодно для Украины. Опять же, нельзя исключать, что Россия попытается использовать свое взаимодействие с западными странами в вопросах окончательного урегулирования так называемой иранской ядерной проблемы, а также совместной борьбы с «Исламским государством» (ИГ) именно для того, чтобы убедить их не поддерживать Украину и вернуть ее под российское влияние.
Учитывая неоднозначные последствия ядерной сделки с Ираном для мира и для Украины, необходимо более внимательно проанализировать этот документ (ВСПД) и предложить возможные шаги, с помощью которых Украина могла бы использовать в своих интересах факт его заключения.
В данной статье акцентируется внимание на возможных геополитических и стратегических последствиях подписания соглашения с Ираном для национальной безопасности и национальных интересов Украины. Но перед этим следует вкратце ознакомиться с ядерной проблемой Ирана и недавно достигнутыми договоренностями по ее урегулированию.
Иран приступил к реализации своей ядерной программы в 1970-х годах. При этом с самого начала декларировался ее исключительно мирный характер. В 1970 году Иран подписал и ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) как государство, не имеющее такого оружия.
Однако уже в 2002 году представители иранской оппозиции предоставили западным спецслужбам и Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) доказательства того, что Иран тайно развивает военные компоненты ядерной программы и намерен создать ядерное оружие. Иран постоянно пытался доказать, что эти данные недостоверны, но у международного сообщества относительно военной направленности его ядерной программы такой уверенности не было.
Первая попытка урегулировать проблему иранской ядерной программы (ИЯП) была сделана еще в 2003-2005 гг., когда Иран согласился пойти на определенные ограничения в развитии своей ядерной промышленности, что снизило вероятность создания ядерного оружия. Однако после прихода к власти консервативно настроенного президента Махмуда Ахмадинеджада, Иран категорически отказался придерживаться ограничений в развитии своей ядерной программы.
Период правления президента М. Ахмадинежада (2005-2013 гг.) оказался едва ли не самым сложным этапом в истории отношений Ирана и Запада. А главной причиной противоречий между сторонами было неконтролируемое международным сообществом развитие ИЯП. Претензии международного сообщества по ИЯП сводились к следующему:
- Иран на своей территории обогащал природный уран, каждый раз увеличивая процент обогащения, а это — прямой путь к накоплению ядерного материала, используемого для создания ядерной бомбы.
- Иран не отказывался от строительства тяжеловодного реактора в Араке, с помощью которого можно производить большое количество другого ядерного материала — ружейного плутония, также используемого в производстве ядерных бомб.
- Иран разрабатывал и создавал баллистические ракеты, которые способны доставить ядерные боеголовки, в том числе и в Европу.
- Иран разрабатывал отдельные элементы ядерной бомбы.
- Иран отказывался предоставить инспекторам МАГАТЭ свободный доступ к своим ядерным объектам.
Поскольку международному сообществу продолжительное время не удавалось политико-дипломатическим путем убедить Иран не развивать перечисленные выше элементы ядерной программы, открывающие путь к созданию ядерного оружия, то против него были введены жесткие экономические санкции. В конце концов, это существенно ухудшило экономическую ситуацию в Иране. Как следствие — иранские элиты согласились ограничить ИЯП в обмен на снятие санкций. Избранный в 2013 году 7-й президент Ирана Хасан Рухани и его команда взяли курс на конструктивные переговоры с «шестеркой» международных посредников. Это дало положительные результаты. Сначала в ноябре 2013 года в Женеве был подписан временный Совместный план действий (СПД), регламентировавший ограничения развития ИЯП, а в июле 2015 года подписывается уже упоминавшийся выше ВСПД, вселяющий надежду на окончательное урегулирование иранской ядерной проблемы. Эта надежда укрепляется и тем, что, согласно докладам МАГАТЭ, Иран выполняет взятые на себя обязательства по резкому сокращению своих запасов обогащенного урана, переоборудованию реактора в Араке и др.
Вместе с тем, по мнению экспертов Белферского Центра при Гарвардском университете, даже если Иран и добросовестно выполнит все свои обязательства, он все равно в состоянии накопить необходимое для создания ядерной бомбы количество ядерного материала в течение всего одного года (до подписания ядерного договора Ирану для этого хватило бы 2-3 месяца). Таким образом, подписание ВСПД не позволило полностью устранить опасность создания Ираном ядерного оружия (ЯО). Это соглашение дает возможность лишь отложить создание иранского ЯО на 10 месяцев (в случае, если Иран решится нарушить ВСПД и возобновить развитие военной ядерной программы). Также это соглашение не снимает с повестки дня вопрос по иранской ракетной программе, который, по настоянию Ирана, не затрагивался на переговорах по ИЯП, и поэтому ничем не ограничен. Естественно, что ВСПД не урегулировал и те проблемы, которые совсем не относятся к ядерной тематике — поддержка Ираном терроризма, неоднозначная и несогласованная с большинством стран политика Ирана в Йемене, Сирии и Ираке, напряженные отношения Ирана с Саудовской Аравией и Израилем и т. п. Однако эти региональные проблемы, к которым причастен и Иран, вызывают беспокойство у многих стран не меньше, чем ИЯП. Поэтому многие сомневаются в целесообразности снятия санкций с Ирана в обмен на не столь уж значительные его уступки в развитии ИЯП. Ведь снятие санкций даст Ирану дополнительные возможности для ведения агрессивной политики, подрывающей международную безопасность. Следовательно, выполнение ядерной договоренности с Ираном может обеспечить только положительные результаты международной безопасности.
Попытаемся проанализировать, насколько положительными или отрицательными эти результаты будут для Украины.
В своем официальном заявлении в июле 2015 года МИД Украины приветствовал подписание ВСПД с Ираном и выразил поддержку имплементации этого документа. Как отмечалось в начале этой статьи, реализация ядерной договоренности с Ираном может обеспечить положительные результаты для Украины, связанные с дальнейшим падением цен на нефть и газ, еще большим сокращением финансовых возможностей России и снижением ее военной активности на Донбассе. Вместе с тем, как уже упоминалось, реализация ВСПД может иметь и негативные последствия, затрагивающие безопасность Украины. Поэтому в данном разделе проанализируем эти последствия ядерной сделки с Ираном для Украины в контексте как возможных изменений на мировом энергетическом рынке, так и развития военно-стратегической и политической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.
Резкое снижение цен на нефть за последние несколько лет привело к тому, что дальнейшая добыча нефти в некоторых странах (прежде всего в России) стала нерентабельной. В то же время, снижение цен на нефть не уменьшает мотивации арабских государств Персидского залива и Ирана в деле наращивания экспорта энергоресурсов, поскольку в этих странах затраты на добычу каждого барреля нефти существенно ниже, чем в России. Поэтому, если для российских нефтепроизводителей продажа нефти по цене менее 40 долл. США за баррель может быть убыточной, то арабские страны и Иран при удержании такой цены все еще имеют возможность рассчитывать на прибыль. Более того, они получают уникальную и многообещающую возможность по вытеснению России с европейского и китайского энергетического рынка. При условии реализации такого сценария не исключено, что и через Украину, в частности, через ее нефтепровод Одесса-Броды будет осуществляться транзит энергоносителей с Ближнего Востока в Европу, и прокладываться новые трубопроводы через Турцию и по дну Черного моря, или налаживаться широкомасштабные перевозки нефти и сжиженного газа по Черному морю в Одессу. От этого наше государство однозначно окажется в выигрыше в экономическом и геополитическом плане.
Правда, более глубокий анализ ситуации позволяет прийти к заключению, что Иран сможет резко увеличить объемы экспорта нефти и газа только по истечению нескольких лет (примерно с 2018 г.). Они будут необходимы для замены устаревшего нефте- и газодобывающего оборудования, при этом для такой замены Ирану еще необходимо будет суметь привлечь иностранные инвестиции. Но даже в случае успешной модернизации добывающей промышленности, рост экспорта иранского газа может оказаться не очень заметным, поскольку Иран оставляет много газа для внутреннего пользования. В размещенной ниже таблице показано, что из-за роста внутреннего потребления газа даже в самых благоприятных условиях (в частности, увеличения добычи на крупнейшем иранском газовом месторождении «Южный Парс»), не предполагается такого существенного роста экспорта иранского газа, который мог бы навсегда положить конец газовой монополии России в Европе.
Источник: Energy Information Administration (EIA) (США).
Таблица приводится по: Федоров Юрий. Иран: ядерное государство или энергетическая сверхдержава будущего?// Индекс Безопасности. Осень 2014. № 3 (110), Том 20., С. 77.
Кроме того, заметному снижению цен на нефть и газ будет препятствовать противостояние между двумя мощными поставщиками энергоресурсов — Ираном и Саудовской Аравией. Эти две страны фактически воюют в Сирии. При этом можно согласиться с мнением многих экспертов, что одной из причин продолжения сирийского конфликта является стремление ведущих экспортеров нефти добиться прокладки выгодных для них маршрутов нефтепроводов в Европу. Иран и Саудовская Аравия противостоят также и в Йемене, где они поддерживают разные стороны внутреннего конфликта. Не исключено, что вмешательством в конфликты на Ближнем Востоке Иран, так же, как и другие страны-экспортеры энергоресурсов, пытается создать ситуацию, когда цены на нефть начнут расти из-за нестабильности в одном из самых нефтеносных регионов планеты.
Впрочем, похоже, что Иран и Саудовская Аравия ожидают повышения цен на нефть не ранее 2016-2017 года. Сейчас обе эти страны для реализации своих краткосрочных тактических целей, наоборот, способствуют дальнейшему снижению цен на энергоресурсы. Саудовская Аравия устанавливает демпинговые цены на нефть и увеличивает объемы ее производства ради вытеснения России из мирового рынка энергоносителей. Иран, несмотря на упомянутые выше проблемы с нефте- и газодобывающим оборудованием, тоже пытается, по крайней мере, немного увеличить экспорт энергоресурсов, поскольку остро нуждается в денежных вливаниях для восстановления своей обессиленной длительными санкциями экономики. Как уже упоминалось, даже благодаря низкой себестоимости добычи нефти, как для Ирана, так и Саудовской Аравии (но не для России!), увеличение экспорта в условиях снижения цен на энергоносители все еще остается рентабельным и прибыльным.
В то же время Россия, при сохранении нынешних цен на нефть, рискует столкнуться с угрозой полного опустошения своего стабилизационного фонда уже в 2017 году, а возможно даже и в 2016 году. Учитывая другие многочисленные проблемы российской экономики, связанные, в том числе, с двумя военными кампаниями России (в Сирии и Украине), можно предположить, что уже в следующем году российское руководство будет вынуждено прекратить боевые действия на Донбассе и пойти на полное и безоговорочное соблюдение «Минских договоренностей». Вместе с тем, дело не дойдет до развала России из-за взрыва социального протеста недовольного экономическими проблемами российского населения, поскольку зомбированное официальной пропагандой это население демонстрирует способность консолидироваться вокруг президента Путина несмотря на нарастающие социально-экономические проблемы. Но, по крайней мере, уже в ближайшем будущем можно надеяться на существенное снижение военного, экономического и информационного давления России на Украину. Именно в этом контексте для Украины оказалась выгодной ядерная договоренность с Ираном. Она способствовала сохранению низких цен на энергоносители и ослаблению экономических позиций России (одно только известие о достигнутом с Ираном соглашении и даже незначительный рост иранского экспорта энергоносителей летом 2015 года снизило цены на нефть на несколько долларов США).
Вместе с тем, ядерная сделка с Ираном, так же, как и некоторые другие события, касающиеся проблематики режима нераспространения ядерного оружия, продемонстрировала и некоторые тревожные для Украины тенденции. Эти тенденции обусловлены тем, что США и другие западные страны продолжают верить, что только тесное «сотрудничество» с Россией может способствовать укреплению режима ядерного нераспространения. Не исключено, что ради налаживания такого «сотрудничества» Запад способен пойти даже на определенные уступки России и в «украинском вопросе».
Так, выступая на научном семинаре в Вене, бывший сотрудник МАГАТЭ, а ныне директор Венского центра по вопросам ядерного разоружения и нераспространения Лора Роквуд отметила, что она была удивлена, насколько слаженно действовали российская и американская делегации во время переговоров с Ираном по заключению ВСПД; казалось, что между Россией и США вообще нет никаких разногласий по Украине и другим актуальным проблем международных отношений.
Аналогично, на том же научном семинаре представитель Стокгольмского международного института исследований мира (СИПРИ) Тарик Рауф отметил, что во время очередной, состоявшейся в апреле-мае 2015 года в главной штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Конференции по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного оружия (КР ДНЯО), Россия и США, по предварительной договоренности, в итоговом документе не упоминали об Украине. Такая «договоренность» была нонсенсом, ведь именно нарушение предоставленных Украине Будапештским меморандумом (в обмен на ее отказ от ядерного оружия) гарантий безопасности может убедить и другие страны, что только ядерное оружие может гарантировать национальную безопасность, то есть, это может закончиться кризисом режима ядерного нераспространения. Поэтому нельзя было умалчивать о проблеме Украины в итоговом документе КР ДНЯО, крупнейшего международного форума, посвященного проблематике нераспространения. Но, тем не менее, США отважились на такой шаг, и согласились не упоминать «украинский вопрос» в проекте итогового документа КР ДНЯО (который, кстати, так и не был принят из-за отсутствия консенсуса, а Конференция завершилась без принятия какого-либо документа. Возможно, в такой ситуации для Украины это был оптимальный вариант).
Подобное «сотрудничество» Москвы и Вашингтона по укреплению режима ядерного нераспространения наблюдалось и во время наиболее сложных периодов «холодной войны», когда США и СССР не могли договориться по одному из вопросов. Поэтому неудивительно, что такое «сотрудничество» наблюдается и сейчас, когда отношения России и США все же не так остры, как когда-то были советско-американские отношения. Возможно, международная безопасность только выиграет от того, что Россия и США продолжат свое «сотрудничество» в ядерной сфере, несмотря на имеющиеся проблемы в их двухсторонних отношениях. Но Украина должна быть заинтересована в том, чтобы ее интересы не разменивали ради налаживания российско-американского ядерного сотрудничества. Добиться этого нелегко, в том числе и посредством достижения ядерной сделки с Ираном.
Заключение ВСПД способствовало определенному сближению Ирана и Запада не только в ядерном вопросе. Иран и западные страны имеют еще один общий интерес — борьба с «Исламским государством» (ИГ). Россия, как давний партнер Ирана, также пытается доказать, что и она является врагом ИГ, и поэтому для борьбы с исламистами Западу необходимо объединять свои усилия не только с Ираном, но и с Россией. На волне совместной борьбы с ИГ, а также «сотрудничества» с Западом по окончательному урегулированию иранской ядерной проблемы, Россия, прежде всего, пытается добиться ослабления международных санкций, что определенно может навредить украинским интересам.
Правда, в данный момент пока что безуспешны усилия России, направленные на то, чтобы убедить Запад выступить единым фронтом против ИГ. Полностью поддерживаемые Ираном российские действия в Сирии против так называемой умеренной оппозиции вынуждают западные страны с осторожностью рассматривать перспективу ведения совместных с Россией и Ираном операций против ИГ. К тому же, западные страны четко дают понять России, что не стоит увязывать вопросы Украины и Сирии.
Тем не менее, приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что Россия и Запад могут легко договориться по поводу представляющих для них общий интерес вопросов, и именно Украина превращается в разменную монету в этих договоренностях. К тому же не исключено, что Путин и западные лидеры достигнут соглашения и по устранению от руководства сирийского президента Башара Асада, и по другим вопросам ведения войны в Сирии, пока что разъединяющим Россию и Запад. Показателен в этом контексте визит французского президента Франсуа Олланда в Москву вскоре после ужасных терактов в Париже 13 ноября 2015 года, который фактически подтвердил готовность ведущей западной страны сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом, несмотря на разницу во взглядах на проблемы Украины. Поэтому не исключено, что уже в следующем году дальнейшее вероятное возрастание международной террористической угрозы еще больше сблизит западные страны, с одной стороны, и России и Ирана — с другой. В этих условиях Запад может забыть о своих обещаниях всегда оказывать поддержку Украине, как это и проявилось в недавней КР ДНЯО.
Таким образом, заключение ядерной сделки с Ираном прямо или косвенно способствовало развитию двух различных тенденций: с одной стороны, это соглашение способствует дальнейшему снижению цен на энергоносители и снижению российских возможностей, в том числе, по ведению активной политики в Украине, и в этом контексте ВСПД отвечает интересам Украины. С другой — заключение соглашения с Ираном создает предпосылки для сближения Запада с Ираном и Россией в вопросе ведения совместной борьбы против ИГ. И в условиях такого сближения Запад может пойти на определенные уступки России в «украинском вопросе», как это уже и случилось, например, во время КР ДНЯО в апреле-мае 2015 года. Такая перспектива неприемлема для Украины. И если эта перспектива пока не реализована из-за разногласий Запада и России по сирийской оппозиции и продолжению Западом курса на поддержку Украины, то это не значит, что уже в следующем году Запад не откажется от своей позиции по Украине из-за возможного увеличения террористической угрозы и желания противостоять ей вместе с Россией. Есть вероятность того, что Запад ослабит санкции против России, и это уменьшит пагубное влияние обвала цен на нефть на российскую экономику и предоставит Москве дополнительные возможности осуществлять давление на Украину.
Для нейтрализации этих вызовов Украине, по-видимому, следует прибегнуть к следующим мерам:
- Проводить активную информационную кампанию в западных странах и поддерживать с ними интенсивные дипломатические контакты для того, чтобы убедить их не снимать с России экономические санкции, по крайней мере, до 2017 года, когда, по прогнозам экономистов, российская экономика, под влиянием санкций и обвала цен на нефть, может достичь низшей точки своего падения.
- Интенсифицировать сотрудничество с Турцией, которая после уничтожения российского бомбардировщика Су-24 и обострения российско-турецких отношений может стать союзником Украины в противостоянии с Россией.
- Развивать партнерские отношения, как с Ираном, так и с недружественными к нему арабскими странами Персидского залива. Для этого Украина в своих официальных заявлениях должна давать очень осторожную оценку событиям в Сирии, чтобы не вызвать раздражения у одной из конфликтующих сторон, связанной с Ираном или Саудовской Аравией, или Катаром.
- С каждой из этих и других стран Персидского залива, экспортирующих нефть, Украине целесообразно и необходимо попытаться договориться о поставках энергоносителей в Европу именно через Украину — например, танкерами через Черное море с последующей их транспортировкой по нефтепроводу Одесса-Броды.
Кроме того, целесообразно с этими же странами и Турцией приступить к обсуждению вопроса о возможном строительстве нефтепроводов по дну Черного моря из Турции в Одессу. При этом Турцию необходимо рассматривать, а в перспективе позиционировать как важнейшего партнера Украины в вопросе транзита ближневосточных энергоносителей в Европу как по нефтепроводам, так и с помощью танкеров.