Б. Соколовский
Агентство ZІК 17 июня 2016 года сообщило о том, что на Дарницкой ТЭС (г. Киев), Черниговской и Сумской ТЭЦ вместо природного газа будут использовать уголь газовой группы, добываемый на неоккупированной территории Украины.
Дело в том, что определенная часть украинских ТЭЦ и ТЭС были спроектированы (как правило, еще во времена СССР) для использования в качестве горючего газа или/и угля. Уже на стадии проектирования учитывалось из каких шахт и сколько угля будет поставляться на станцию. В итоге ряд станций были спроектированы для сжигания угля антрацитовой группы (или смеси с ним), добываемого на неподконтрольных теперь Украине территориях.
Со временем, в частности руководствуясь требованиями экономизации, значительное количество станций перешло на использование газа. Оборудование для использования угля, в лучшем случае, технологически устарело, а в худшем — уничтожено автогеном. Теперь, исходя, прежде всего, из того, что не желательно использовать газ в качестве топлива для ТЭЦ или ТЭС, а также при отсутствии гарантированных поставок угля антрацитовой группы вследствие российской агрессии, целесообразно дооборудовать эти станции для сжигания угля газовой группы, добываемого практически на всех угольных бассейнах нашего государства, в частности — во Львовско-Волынском бассейне.
То есть, речь идет о дооборудовании станций, по примеру многих стран с тепловой энергетикой. Такого угля имеется достаточное количество и в Украине, и по приемлемым ценам — на международных рынках. В свое время, в апреле прошлого года, предыдущий президент Польши во время визита в Украину объявил о готовности его страны выделить для этой цели 50 млн евро. Очевидно, он полагал, что для таких работ выделит средства и Украина, одновременно обратившись за помощью к другим государствам. Принимая все это во внимание, а также другие украинские реалии, переход упомянутых станций с газа на уголь газовой группы можно оценить исключительно положительно в рамках независимости украинской энергетики. И это радует. Правда, с другой стороны, несколько удивляет, поскольку исходя из сообщений, упомянутые работы инициировало руководство станций, а не государственные органы. Но это только на первый взгляд. Надо полагать, что имеется четкая государственная программа независимости станций, и те, кто принимает государственные решения, владеют большим объемом информации, нежели общественность, и на этой основе предлагают оптимальные решения и т. п.
Кроме упомянутых преимуществ, переоборудование/дооборудование украинских ТЭЦ и ТЭС на уголь газовой группы имеет многоцелевой характер. В частности, это даст возможность получать постоянные заказы для шахт Львовско-Волынского угольного бассейна, что немаловажно, учитывая имеющиеся там проблемы. Очевидно, что именно такие работы стоят того, чтобы их поддержало и проконтролировало государство, продемонстрировав всему миру реальные реформы в отрасли (если это не повредит каким-то секретам). Проще говоря, есть конкретные дела, свидетельствующие о настоящих реформах в области энергетики, и нет необходимости выдумывать мифы о реформах в контексте создания положительного имиджа руководства отрасли, правительства и государства.