24 декабря 2015

«Враг нашего врага — наш друг»

 

Юрий Радковец

 

Последние месяцы и недели текущего года ознаменовались достаточно резонансными событиями в мире, Европе и вокруг Украины, подавляющее большинство из которых в том или ином виде анализировалось и оценивалось аналитиками и экспертами Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел», а именно:

 

  • беспрецедентное снижение мировых цен на энергоносители (нефть) до уровня цены 11-летней давности (в среднем до 35-36 дол. США за баррель; последний раз цены на нефть опускались к этой отметке в июле 2004 года);
  • активизация военных действий в Ираке и Сирии международной военной коалиции под руководством США, а также России против террористической группировки ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»; с 29 июня 2014 года — «Исламское Государство» /ИГ/);
  • террористические акты ИГ против российского пассажирского самолета Airbus A321 компании «Когалымавиа» над Синаем (31 октября с. г.) и в Париже (13-14 ноября с. г.);
  • турецко-российский инцидент со сбитым российским фронтовым бомбардировщиком Су-24 турецким боевым самолетом F-16 в воздушном пространстве страны (24 ноября с. г.);
  • резкое обострение российско-турецких политико-экономических отношений проявилось вследствие введения российской стороной специальных экономических мер против Турции и путем организации и проведения ею демонстрационно-провокационной деятельности в связи с этим инцидентом;
  • продолжение Европейским союзом и международным сообществом «донбасского пакета» экономических санкций против России до 31 июля 2016 года (при этом «крымский пакет» санкций ЕС в настоящее время уже продлен до 23 июня 2016 года);
  • подписание 16 декабря с. г. президентом РФ В. Путиным указа о прекращении действия Договора о зоне свободной торговли с Украиной с 1 января 2016 года, фактически — в ответ на то, что с 1 января 2016 года вступит в силу Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС (именно угрозой продовольственных ограничений Кремль пытался оказывать давление на Киев с тем, чтобы сорвать подписание Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС).

 

Кроме этих и других событий, произошло еще одно важное и в определенном смысле довольно знаменательное событие, которое даже уже в ближайшей перспективе окажет влияние на развитие геополитической ситуации в Кавказском и Черноморском регионах, но которому, к сожалению, международные эксперты и аналитики почти не уделили внимания.

По оценкам аналитиков и экспертов «Борисфен Интел», это касается интенсификации (расширения и координации) военно-политического, военного и военно-технического сотрудничества Турции, Азербайджана и Грузии, что требует взвешенной оценки и дальнейшего информационного сопровождения.

 

Так, 17 декабря с. г. министры обороны Грузии Тина Хидашели, Турции Исмет Йылмаз и Азербайджана Закир Гасанов на совместной встрече в Стамбуле обсудили вопросы региональной безопасности и усиления сотрудничества трех стран.

 

Справка:

Первая трехсторонняя встреча министров обороны Грузии, Турции и Азербайджана состоялась в августе 2014 года в Нахичевани (Азербайджан), вторая — в апреле 2015 году в Тбилиси.

 

После завершения трехсторонней встречи, министр обороны Грузии Тина Хидашели заявила, что «...эти встречи имеют важное значение с точки зрения практического сотрудничества трех стран». По ее комментариям, на встрече в Стамбуле обсуждались «вопросы сотрудничества и укрепления мира в регионе». «Сигнал, посылаемый участниками этой встречи Западу, очень прост: если мы хотим иметь безопасную и стабильную Европу, то для этого необходимы мир, стабильность и безопасность в Черноморском и Кавказском регионах. На пути к этому уже недостаточно усилий только Грузии и Азербайджана, необходимо и активное участие Турции». На ее взгляд, будущее трех стран связано с НАТО.

В Стамбуле состоялась также отдельная ее встреча с министром обороны Турции Исметом Йылмазом. По словам Т. Хидашели, «...это была интересная и важная встреча... Мы акцентировали внимание на обсуждении вопросов региональной безопасности и сотрудничества двух стран».

 

Справка:

С конца 90-х годов Турция активно оказывает помощь Грузии в реформировании ее вооруженных сил, правоохранительных органов и пограничной полиции, в подготовке офицерских кадров и техническом оснащении боевых подразделений, а также приведении их к уровню боеспособности в соответствии с требованиями и стандартами НАТО. Согласно подписанным ранее соглашениям, Турция ежегодно предоставляет военно-техническую и материальную помощь Вооруженным силам Грузии: на безвозмездной основе поставляет автомобили, средства управления и связи, навигационное оборудование, комплекты униформы и т. п.

 

По информации компетентных источников, Т. Хидашели обратилась к турецкой стороне с просьбой оказать содействие в вопросе получения Грузией возможности присоединиться к «Плану действий по членству в НАТО» (ПДЧ) на очередном саммите НАТО 8-9 июля 2016 года в Варшаве. Грузинская сторона убеждена в том, что она не может позволить себе повторения предыдущей неудачной попытки на Бухарестском саммите НАТО в апреле 2008 года.

В свою очередь, среди прочего, И. Йилмаз предложил грузинской стороне активизировать сотрудничество обоих разведывательных органов военных ведомств по обмену разведывательной информацией о группировке (объектах) Вооруженных сил РФ в Кавказско-Черноморском регионе, а также направленности и особенностях его оперативной и боевой подготовки.

В этом контексте, в условиях сегодняшнего обострения российско-турецких отношений особую озабоченность у Турции вызывает информация начальника Генерального штаба ВС Грузии В. Капанадзе о размещении российских оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер» на территории самопровозглашенной Южной Осетии (возле Цхинвали), а также о ходе реформирования и перевооружения группировки 102-й российской военной базы в Гюмри (бывший Ленинакан).

Во время трехсторонней встречи министр обороны Азербайджана Закир Гасанов обратил внимание коллег на важность расширения сотрудничества в области военного образования и учений (тренировок) между вооруженными силами стран региона по стандартам НАТО. По его мнению, сотрудничество, развивающееся между тремя странами, построено на стратегическом партнерстве и братских отношениях. Коснувшись необходимости решения конфликтов в регионе на основе территориальной целостности и примата норм международного права, З. Гасанов заявил: «Для полного установления мира мы должны быть сильными и реализовывать некоторые совместные проекты в Кавказско-Черноморском регионе. При этом мы воспользуемся как опытом Турции и Грузии, так и в рамках программ НАТО. Гарантирование безопасности в регионе будет в интересах всех государств».

В рамках отдельной встречи с министром обороны Турции Исметом Йылмазом стороны обсудили подписание Протокола по итогам 8-го азербайджано-турецкого военного диалога на высшем уровне, который состоялся в декабре 2013 года в Баку. Также обсуждались вопросы расширения сотрудничества вооруженных сил Азербайджана и Турции в военной, военно-технической сферах и в области военного образования, активизации совместных учений (тренировок), а также ряд вопросов о перспективах решения армяно-азербайджанского конфликта и обострения в последнее время обстановки на линии разграничения сторон вокруг Нагорного Карабаха.

По итогам трехсторонней встречи министры обороны Грузии, Турции и Азербайджана сделали совместное заявление о важности намерения подписать в кратчайшие сроки Декларацию (Меморандум) о сотрудничестве между тремя странами в оборонной сфере.

По их мнению, проблемные вопросы и практические меры, которые предполагается включить в этот меморандум, будут свидетельствовать, прежде всего, о важности, а также целесообразности и необходимости организации и проведения как региональных, так и глобальных диалогов по вопросам безопасностной и оборонной политики. В этом контексте начавшийся в августе 2014 года диалог Грузии, Турции и Азербайджана о безопасностной и оборонной политике в Кавказско-Черноморском регионе является примером для других стран и остается открытым и готовым к его расширению, главным образом, за счет стран Черноморского региона.

Кроме того, министр обороны Азербайджана Закир Гасанов анонсировал проведение следующего (четвертого) такого форума в ближайшее время (весной или летом 2016 года) в Баку.

 

Это трехстороннее мероприятие вызвало достаточно нервную, но прогнозируемую реакцию России и ее верного союзника — Армении.

Так, в начале декабря с. г. 102-я российская военная база в Армении (ключевой союзник РФ в регионе) была срочно усилена боевыми и транспортными (многоцелевыми) вертолетами ВВС РФ, а именно: на российскую авиабазу «Эребуни» в Армении поступило семь современных вертолетов: четыре боевых ударных Ми-24П и три многоцелевых Ми-8МТ.

В 20-х числах декабря с. г., на основании решения Министерства обороны Российской Федерации, на российскую авиабазу «Эребуни» дополнительно были передислоцированы еще шесть вертолетов: четыре боевых ударных Ми-24П и два многоцелевых Ми-8МТ.

В основном техника была передислоцирована с авиабазы «Краснодар» Южного военного округа ВС РФ.

 

 

Отдельного внимания заслуживают и недавние переговоры министров национальной обороны Греции Панайотиса Камменоса и министра обороны Армении Сейрана Оганяна, прошедшие 16 декабря с. г.

На этих переговорах министры обсудили основные направления дальнейшего двухстороннего сотрудничества: подготовку отрядов специального назначения, миротворческую деятельность, военно-техническое сотрудничество и военное образование. Стороны коснулись и региональных проблем. Сейран Оганян проинформировал коллегу об обострении в последнее время ситуации вокруг нагорно-карабахского конфликта.

По итогам переговоров, на совместном брифинге с министром обороны Армении Сейраном Оганяном, министр национальной обороны Греции Панайотис Камменос особо отмечал важность военного и военно-технического сотрудничества «между двумя братскими народами». «...Кроме того, развитие военно-технического сотрудничества также хорошо скажется на экономике обеих стран», — отметил министр, напомнив известную пословицу: «Хочешь мира — готовься к войне», не объясняя при этом — где, с кем и по какой причине необходимо готовиться воевать.

В свою очередь, министр обороны Армении Сейран Оганян отметил, что для развития двухстороннего военного и военно-технического сотрудничества разработана и существует необходимая договорно-правовая база.

 

 

Кроме того, в рамках заседания Совета министров обороны государств-участников СНГ, которое состоялось 23 декабря с. г. в Москве под председательством министра обороны РФ С. Шойгу, последний провел ряд двухсторонних встреч со своими коллегами — министрами обороны Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Армении.

Обращает на себя внимание то, что во всех этих постсоветских исламских странах размещаются российские военные базы (объекты), а также то, что все эти страны — тюркоязычные, за исключением Таджикистана (персидскоязычный, хотя в стране имеются и тюркоязычные школы) и Армении. Как отмечается в центральных российских СМИ, двухсторонние встречи проходили в доверительной обстановке и отличались конструктивным и содержательным характером. Стороны обсуждали актуальные вопросы взаимодействия и сотрудничества, в основном, в военной и военно-технической сфере, а также утвердили планы сотрудничества оборонных ведомств на 2016 год.

 

 

Таким образом, российско-турецкое противостояние постепенно набирает обороты и последовательно втягивает в себя отдельные страны Кавказско-Черноморского региона. Последняя встреча министров обороны Грузии, Турции и Азербайджана в Стамбуле положила начало новому формату сотрудничества между ними в вопросах региональной безопасности, фактически, четко ориентированному против «агрессивной политики» России и Армении.

Попытки режима В. Путина «адекватно» отреагировать на такого рода мероприятия имеют достаточно прогнозируемый характер и ориентированы как на создание соответствующего формата противодействия (за счет своих основных стран-партнеров и союзников) этим планам и мероприятиям, так и на усиление группировки войск (сил) в Кавказско-Черноморском регионе.

В таких условиях Украине целесообразно в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о присоединении (возможно, вместе с Молдовой) к новому формату сотрудничества министров обороны Грузии, Турции и Азербайджана, объединении оборонно-безопастностных усилий стран Балто-Черноморского региона (путем вовлечения Грузии и Турции) или же инициировать попытки реанимации организации ГУАМ с присоединением к ней Турции.

Одновременно сохраняют актуальность предложения экспертов «Борисфен Интел» по ускорению вступления нашей страны в НАТО и ЕС за счет получения разрешения на предстоящем саммите НАТО 8-9 июля 2016 года в Варшаве на присоединение Украины (вместе с Грузией и Молдовой) к «Плану действий по членству в НАТО», что может быть первым практическим шагом на пути Украины в НАТО и Европейский союз.