Юрий Радковец
На фоне обострения в последнее время политических и экономических проблем Европейского Союза (в т. ч. связанных с положительными результатами референдума в Великобритании по выходу страны из ЕС), руководство Российской Федерации продолжает проводить активные мероприятия по развитию альтернативных международных организаций, которые были созданы и действуют при ведущей роли Москвы.
В частности, это касается Шанхайской организации сотрудничества (ШОС; в свой состав включает Россию, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан; статусы наблюдателей имеют Беларусь, Монголия, Индия, Иран, Пакистан и Афганистан), которая целенаправленно противопоставляется режимом В. Путина Западному миру.
Свидетельством весомого значения ШОС для России стал юбилейный саммит 15-летия организации на уровне глав государств-членов организации 23-24 июня с. г. в столице Узбекистана — Ташкенте, который в полной мере был использован Москвой для реализации своих геополитических интересов, в т. ч. укрепления международных позиций Российской Федерации и демонстрации ее «позитивной и возрастающей роли» в урегулировании ситуации в зонах конфликтов в различных регионах мира.
Так, по инициативе Москвы, в итоговую декларацию саммита были включены положения о необходимости усиления борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, обеспечения общей безопасности на пространстве ШОС, а также противодействия истокам угроз из Афганистана путем содействия решению внутриафганского конфликта. В то же время отмечается важность решения кризисов в странах Ближнего Востока и Северной Африки (прежде всего в Сирии), а также на Востоке Украины за счет «неуклонного выполнения Минских договоренностей всеми сторонами».
Наряду с декларированием взглядов сторон на упомянутые выше вопросы, участники саммита выступили против «одностороннего усиления систем ПРО», которые были названы действиями по «обеспечению собственной безопасности за счет безопасности других стран, что угрожает международной и региональной стабильности».
Кроме того, страны-члены ШОС подписали меморандум о присоединении к организации Индии и Пакистана (процедура вступления указанных стран в Шанхайскую организацию сотрудничества была запущена в 2015 году).
Шанхайская организация сотрудничества
Комментируя итоги саммита, президент РФ В. Путин отметил их «исторический характер в развитии ШОС», который «выводит ее на качественно новый уровень». По его словам, после завершения процедуры присоединения к ШОС Индии и Пакистана, организация объединит более 60 % территории Евразии, 45 % населения планеты и более 19 % мирового ВВП.
Вместе с тем, за громкими декларациями об «успехах ШОС», режим В. Путина тщательно скрывает истинное положение дел в этой организации, а именно: сохранение существенных противоречий между ее членами практически по всем направлениям во всем спектре отношений.
В своих предыдущих оценках Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» уже неоднократно касался этой темы, что делает нецелесообразным ее освещение в полном объеме. Остановимся лишь на наиболее важных аспектах, которые сейчас касаются дальнейшего углубления противоречий в отношениях между Россией и ее ближайшими партнерами — Китаем и Беларусью.
Так, по результатам двусторонней встречи (в рамках юбилейного саммита ШОС) президента РФ В. Путина и председателя КНР Си Цзиньпина были подтверждены общие подходы сторон к ключевым мировым проблемам, а также намерения продолжить реализацию всех предыдущих соглашений и договоренностей в экономической сфере. Однако, как и по результатам предыдущих встреч лидеров двух стран, большинство из такого рода намерений (в том числе в важнейших для Москвы энергетической и высокотехнологичной отраслях), так и остались намерениями, то есть не были зафиксированы в форме четких договоров или контрактов.
В частности, до сегодняшних дней так и не нашли практического воплощения ранее принятые амбициозные решения о: продаже Китаю 20 % доли восточносибирского отделения российской компании «Роснефть» в 2016 году; сооружении высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, которая включена в проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин; реализации программы совместной разработки и строительства перспективного пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, а также планы интеграции нового китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза.
При этом, по оценкам ведущих экспертов, проблемы экономических отношений РФ и КНР получили существенные дополнительные осложнения после начала вооруженной агрессии России против Украины. Причинами этого называются: снижение привлекательности для Китая РФ, как надежного партнера, а также угрозы США подвергнуть санкциям банки и компании, связанные с Россией.
В свою очередь, весьма показательным фактом стала отмена встречи В. Путина с президентом Беларуси А. Лукашенко, которая также планировалась в кулуарах саммита ШОС. Вместе с тем, согласно предварительным договоренностям, состоялись двусторонние переговоры между А. Лукашенко и председателем КНР Си Цзиньпином, а также между Си Цзиньпином и премьер-министром Индии Н. Моди.
По оценкам экспертов центра «Борифен Интел», эта ситуация подтверждает существенные противоречия между Россией и Беларусью в экономической сфере. Среди признаков подобных противоречий, которые сопровождаются элементами фактической торговой войны между двумя странами, отмечаются очередные угрозы «Россельхознадзора» в середине июня с. г. о введении запрета на ввоз в Россию ряда видов мясомолочной продукции Беларуси в связи с «...несоответствием их качества российским стандартам». Кроме того, с 25 июня с. г. Москвой был введен запрет на транзит через Беларусь продукции отдельных африканских стран.
Еще более конфликтный потенциал существует в российско-белорусских отношениях в энергетической сфере. В частности, на днях глава Минэнерго РФ А. Новак объявил о намерении России сократить объемы поставок нефти в Беларусь в III-м квартале с. г. на 2 млн тонн больше, чем предусматривает установленный график. Причиной этого была названа задолженность Минска за российский газ в объеме около 250 млн дол. США, а также невыполнение Беларусью договоренностей по обратным поставкам в Россию нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. В свою очередь, Беларусь не устраивает значительное количество исключений из перечня товаров, которые не облагаются пошлиной в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также значительно завышенные Россией цены на энергоносители (даже для Беларуси!).
Все это заставляет Беларусь искать других партнеров, в частности из числа стран Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего, в плане углубления высокотехнологичного сотрудничества с Китаем), Ближневосточного региона (прежде всего, в плане расширения энергетического и оборонно-промышленного сотрудничества с монархиями Персидского залива) и Африканского рога.
С учетом приведенных обстоятельств, политические обозреватели отмечают определенное изменение тональности публичных выступлений А. Лукашенко, который смещает акценты от положительных аспектов развития отношений с Россией и странами ЕАЭС к необходимости укрепления независимости и государственности Беларуси, а также ее государственных границ (последнее, наиболее вероятно, связано с неординарной ситуацией вокруг русскоязычного населения в Гомельской и Витебской областях Беларуси, на которые в последнее время фактически посягает Россия).
Аналогичные проблемы по таким же или несколько иным причинам существуют и в отношениях между Россией и другими странами ЕАЭС, которые одновременно являются членами ШОС, в т. ч. Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Так, с начала этого года объемы взаимной торговли между Российской Федерацией и упомянутыми выше странами сократились почти на 20 %.
Что касается двусторонних переговоров между А. Лукашенко и председателем КНР Си Цзиньпином, то они носили чисто практический характер в плане расширения и наполнения реальным содержанием двустороннего торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. В качестве примера того, как Беларусь последовательно выполняет взятые на себя обязательства, А. Лукашенко привел реализацию проекта по созданию Китайско-Белорусского индустриального парка «Большой камень» (по меткому выражению Си Цзиньпина — «жемчужины Большого Шелкового пути»).
Справка: Большой Камень (до 1 июля 2014 года — Китайско-Белорусский индустриальный парк) — особая экономическая зона в Беларуси, созданная в соответствии с межправительственным соглашением между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь в октябре 2010 года. Индустриальный парк создается на территории Смолевичского района Минской области вблизи Национального аэропорта «Минск». В этом парке планируется построить высокотехнологические и экспортно-ориентированные производства. По заявлению А. Лукашенко, на территории будут сосредоточены высокотехнологичные предприятия со всего мира и производства «завтрашнего дня». Приоритетные направления, намечаемые к развитию в парке, — это электроника, биомедицина, тонкая химия, машиностроение и новые материалы. В этот проект Беларусь планирует привлекать иностранных инвесторов «...благодаря налоговым льготам, либеральному законодательству для зарубежной собственности и высокообразованной рабочей силе». Парк имеет наибольшие налоговые льготы в стране. Китайско-Белорусский индустриальный парк является крупнейшим индустриальным парком в Европе из числа созданных Китаем. В проекте также планирует принять участие Сингапур. Ряд независимых белорусских экспертов небезосновательно отмечают, что этот проект может спровоцировать серьезный конфликт между Россией и Беларусью, поскольку, по их мнению, Москва совсем не заинтересована в снижении зависимости Беларуси от российской экономики. |
По результатам переговоров, Си Цзиньпин пригласил белорусского лидера посетить Китай с государственным визитом и заявил о готовности дальнейшего углубления сотрудничества между странами по всем направлениям.
Основным содержанием двусторонних переговоров между председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Индии Н. Моди было обсуждение вопросов углубления делового сотрудничества, укрепления взаимодействия в сфере торговли, железных дорог, промышленных парков, энергетики, информационных технологий, экономии энергии и охраны окружающей среды.
Обе стороны выразили уверенность в готовности КНР и Индии укреплять деловое сотрудничество в различных областях, активизировать контакты и согласование по международным и региональным вопросам, надлежащим образом урегулировать существующие между странами проблемы.
По словам Си Цзиньпина: «Общие интересы КНР и Индии значительно превосходят существующие предметные разногласия». Он также выразил надежду на продолжение двусторонних плодотворных контактов в рамках октябрьского с. г. саммита глав БРИКС в Индии.
Таким образом, приведенные обстоятельства и особенности проведения юбилейного саммита по случаю 15-летия Шанхайской организации сотрудничества еще раз подтвердили чисто формальный характер ШОС, которая в основном является своеобразным «клубом по интересам», а не действительно действенной и влиятельной международной организацией, способной реально противостоять Западу, в т. ч. в условиях осложнения ситуации в Европе, вызванной положительными результатами референдума в Великобритании по выходу страны из ЕС.
При этом, в отличие от КНР, Россия достаточно быстро и уже необратимо теряет свои лидирующие позиции в ШОС.