5 июня 2015

Афганистан: повторение «иракского сценария»?

Какими процессами и ключевыми событиями характеризуется внутреннеполитическая, а также безопасностная обстановка в Афганистане на сегодняшний день? Анализ событий в стране в мае-начале июня (см. приложение) показывает — обстановку в Афганистане можно характеризовать как крайне напряженную, нестабильную, и перспектив ее кардинального улучшения в ближайшее время особенно не видно. Преподносимая официальным Кабулом и их западными союзниками радужная картина отнюдь не соответствует действительности.

Иначе говоря, Афганистан сейчас находится на стадии резкого изменения обстановки. Отряды боевиков «Талибан» продолжают пока скрытно, но последовательно сосредотачиваться по значительной части страны. Не исключено, что речь может идти о сценарии, по которому, в свое время, рухнула ситуация в Ираке — захват крупного города, после чего действующая власть просто начнет «рассыпаться». При этом не должно быть никаких иллюзий относительно боеспособности афганской армии и полиции. Даже превосходя талибов по численности в 10 раз — 300 тысяч против 30 —, правительственные силы совершенно не способны им противостоять в прямых (открытых) боевых действиях.

Отряды боевиков «Талибан» продолжают сосредотачиваться
на значительной части страны
http://m.fondsk.ru/

Упомянутый выше иракский сценарий в Афганистане даже более вероятен, чем в самом Ираке. Вполне возможно, что произойдет зеркальное повторение 90-х годов, когда эмирату талибов противостоял лишь Ахмад-Шах Масуд, да и то с большим трудом. Сегодня позиции «Талибана» выглядят гораздо серьезнее, а перенасыщенность всего региона боевиками, различными террористическими группировками и оружием позволит талибам очень быстро нарастить свою численность практически до любого нужного им количества.

Таким образом, сегодня основными процессами и ключевыми событиями, определяющими внутриполитическую, а значит и безопасностную обстановку в Афганистане, являются:

— продолжение внутреннего противостояния проправительственных политических сил и сил оппозиции по ключевым вопросам развития государства, финансово-экономическим проблемам и проблемам безопасности Афганистана;

— активизация (по некоторым другим даннымзавершение) подготовки Движения «Талибан» к очередному (на этот размассированному) наступлению на правительственные учреждения в основных городах, уездах и провинциях, на военные гарнизоны правительственных сил, военные базы и другие объекты стабилизационных сил США и НАТО на всей территории страны;

— расширение присутствия различных террористических и экстремистских группировок на территории страны, а также переориентация ряда отрядов Движения «Техрик-и-Талибан» (ДТ), основу которых почти на 100 % составляют пуштуны, со своего духовного лидера и почти наместника Пророка на земле — Муллы Омара, на эмира только что провозглашенного «Исламского Государства Хоросан» (ИГХ) — Абдулрауфу Ходиму (по информации талибов, «…Абдулрауфа Ходиму настигла смерть предателя; и это не ракета с американского БПЛА недавно поразила его, а это была справедливая казнь отступника Муллой Омаром»).

О вновь созданной структуре ИГХ — фактическом филиале ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта») в странах Пакистан, Афганистан, Бангладеш и некоторых регионах Центральной Азии, сегодня пока известно очень мало.

Вместе с тем, большинство лидеров ДТ выражают недовольство открытым предательством лидеров этих отрядов (перебежчиков), считая их отступниками от основных правил поведения пуштунов — «пуштун вали». Например, многие другие лидеры отрядов талибов, а их все-таки сохранилось большинство, в очередной раз продемонстрировав верность своему лидеру — Мулло Омару, приказали своим отрядам вступать в жесткое противостояние с предателями из ИГХ на всех подконтрольных группировке территориях.

Ополченцы группировки «Марг» поклялись защищать свои земли от врагов Афганистана с оружием в руках

И они явно не одиноки в своем стремлении открыто сопротивляться боевикам ИГИЛ. В нескольких афганских провинциях пуштуны начали объединяться против возможной угрозы со стороны ИГХ/ИГИЛ в так называемые «силы сопротивления». Так, в северной афганской провинции Балх формируются отряды ополченцев под названием «Марг» («Смерть»). Ополченцы группировки «Марг» поклялись защищать свои земли от врагов Афганистана с оружием в руках.

Фактически, в настоящее время мы являемся свидетелями начавшегося нового противостояния между вновь зарождающимся террористическим образованием — «Исламское Государство Хоросан» и пуштунскими отрядами «Техрик-и-Талибан» (оставшихся верными Мулло Омару). Будет ли  такое противостояние активным — определят задачи, которые поставят перед многочисленными полевыми командирами финансовые спонсоры «всемирного джихада» (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и другие). Судя по тому, что внутренняя ситуация в Афганистане продолжает стремительно меняться, то последствий от серьезных действий с обеих сторон ожидать осталось недолго.

Однако невозможно не заметить и появления новой тенденции. Молодые талибы, все дальше и дальше отходят от т. н. кодекса «пуштун вали» и теперь для них финансовая и материальная составляющие значат гораздо больше, чем заветы предков.

— сохранение сокращенного военного присутствия США и НАТО в Афганистане после окончания обучения местной армии и сил безопасности инструкторами Альянса.

В настоящее время в Афганистане находится 10-тысячный корпус американских войск

В настоящее время в Афганистане находится 10-тысячный корпус американских войск, а также 3 тысячи военнослужащих стран НАТО. По планам США, к концу 2015 года в стране должны остаться 5 тысяч американских военнослужащих, а к концу 2016 года из Афганистана должны были уйти все иностранные войска. Вместе с тем, командующий силами коалиции в Афганистане американский генерал Джон Кэмпбелл, сообщил, что страны-участницы НАТО планируют создать в Кабуле военную базу на постоянной основе.

При этом президент Афганистана Ашраф Гани в марте 2015 года поддержал продление срока присутствия в стране американских военнослужащих. По его словам, большинство граждан страны нуждаются в дальнейшем присутствии войск США и НАТО, а заявления о том, что афганцы выступают против этого, не соответствуют действительности.

Для справки: Войска стран западной коалиции находятся в Афганистане с 2001 года. По различной информации, за это время там погибло около 3,5 тысяч иностранных военных, включая примерно 2,2 тысячи американцев.

— прекращение военного транзита в Афганистан/из Афганистана через территорию Российской Федерации, в соответствии с недавним решением России прекратить транзит оружия и военной техники США/НАТО в Афганистан и обратно.

Согласно недавнему заявлению представителя Пентагона: «…ни работающие с нами по контракту коммерческие перевозчики, ни военные самолеты в настоящее время не следуют транзитом через Россию и не осуществляют перелеты через ее воздушное пространство». По его словам, США осуществляют тыловую поддержку военных операций в Афганистане, используя ряд других транспортных маршрутов, включая наземные пути через Пакистан, а также и другие, комбинированные варианты. Вместе с тем, он уточнил, что так называемая «Северная распределительная сеть» «…остается действующим транспортным вариантом», она охватывает много различных маршрутов, в том числе те, которые не пролегают через Россию.

Для справки: В конце 2014 года США завершили боевую миссию в Афганистане и вывели оттуда основную часть своего воинского контингента. Его численность достигала в 2011 году 101 тысячи человек. Сейчас в Афганистане дислоцируются менее 10 тысяч американских военнослужащих.

Согласно ранее действовавшим договоренностям, в Афганистан и из него через российское воздушное пространство осуществлялась переброска личного состава американских вооруженных сил и их грузов. Кроме того, Россия предоставляла США возможность транспортировать военные грузы по своей территории наземными видами транспорта.

15 мая с. г. премьер-министр РФ Д. Медведев подписал постановление Правительства России о признании утратившими силу ряда прежних нормативно-правовых актов, касавшихся организации транзита в Афганистан и из него.

Военный транзит в Афганистан/из Афганистана через территорию Российской Федерации

— угрожающее усиление тенденции на значительное увеличение (расширение) посевных площадей опиумного мака в Афганистане.

Афганская наркоэкспансия грозит привести к политической нестабильности многие постсоветские государства, в том числе республики Центральноазиатского региона. Такой вывод сделали участники международной конференции, посвященной предотвращению наркотических угроз, прошедшей в Душанбе 27 мая с. г. Днем ранее в столице Таджикистана состоялась и встреча руководителей ведомств по борьбе с наркотиками стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Афганская наркоэкспансия грозит привести к политической нестабильности
многие государства

Для справки: За последние 14 лет посевные площади опийного мака в Афганистане увеличились почти на треть. Как отмечают международные эксперты, сегодня маковые плантации в Афганистане занимают 224 тысячи гектаров. В результате, наркокартели стали в большем объеме получать сырье для производства героина. Следствием увеличения масштабов выращивания опийного мака является повышение урожайности этой культуры почти на 20 %, в связи с чем эксперты бьют тревогу.

Вместе с тем, директор Агентства по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана Р. Назарзода подчеркивает также и другие моменты: «Нас тревожит появление в провинциях Кандагар и Гильменд новых сортов семян опийного мака — более устойчивых к засухе, быстросозреваемых и увеличивающих урожай». Кроме того, он отметил, что рост наркопроизводства в Афганистане напрямую связан с ухудшающейся военно-политической обстановкой в этой стране. Причем, напряженность возрастает близ территории стран Центральной Азии (ЦА). А это уже создает условия для преступных группировок, организовывающих свои склады и лаборатории рядом с линией границы.

Рост наркопроизводства в Афганистане способствует развитию сети перераспределения опиатов до конечных потребителей. Через страны Центральной Азии проходит так называемый «северный маршрут» афганского наркотрафика. Он идет из Афганистана в страны Центральной Азии, а оттуда — в города России, отмечают представители российской Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Все противостоящие силы
имеют на вооружении
средства борьбы с воздушными целями

Нестабильной и небезопасной сохраняется обстановка и в районах основных аэродромов и международных аэропортов Афганистана —Кабул, Герат, Мазари-Шариф, Кандагар и других. Помимо проведения терактов против сил США и НАТО, это объясняется усилением внимания отрядов боевиков «Талибана» и других террористических группировок к осуществлению контроля за ними как с целью организации транспортировки через них наркотических веществ, так и обеспечения снабжения своих отрядов с началом ожидаемого силового противостояния. Следует отметить, что все противостоящие силы имеют на вооружении средства борьбы с воздушными целями, а именно: зенитные и зенитно-пулеметные установки, а также широкий спектр переносных зенитно-ракетных комплексов как западного, а также иранского и китайского, так и российского (бывшего советского) производства.

В связи с последними событиями в Афганистане, особого внимания заслуживают вопросы возможной дестабилизации обстановки в Центральной Азии и, прежде всего, на границах Афганистана с Туркменией, Таджикистаном и Узбекистаном.

По оценкам спецпредставителя президента РФ по Афганистану З. Кабулова, скапливающиеся экстремистские группировки в северной части Афганистана могут попытаться прорваться на территорию соседних стран. Он также сообщил о формировании в нескольких северных афганских провинциях центров подготовки боевиков и двух очагах особо повышенной активности повстанческих сил, первый из которых, по его словам, сосредоточен в районе провинций Бадахшан и Кундуз, второй — западнее, в провинциях Бадгис и Фарьяб.

Так, дестабилизация ситуации в афганской провинции Фарьяб, граничащей с Туркменистаном, связана, прежде всего, с попыткой охладить пыл туркменских властей, пожелавших составить конкуренцию катарскому газу (Катар финансирует здешние группировки боевиков чисто из особенностей его коммерческих проектов в этом регионе).

Если говорить о ситуации на границе с Узбекистаном, то в последнее время никаких серьезных передвижений отрядов боевиков замечено не было, новых отрядов боевиков не наблюдалось.

Что касается Таджикистана, то там граница длиннее и труднодоступнее, поэтому и уверенно утверждать о концентрации или отсутствии боевиков не приходится. Но точно известно, что интерес у боевиков на стороне Афганистана сохраняется достаточно стойкий лишь в отношении транспорта наркотиков. В этом случае отмечается перемещение отдельных группировок боевиков как вдоль границы, так и их переходы в Таджикистан при сопровождении наркокараванов. При этом они выполняют несколько другие задачи.

В целом же, по оценкам международных экспертов, формирования боевиков на территории Афганистана по своему составу остаются достаточно разнородными. В число этнических групп, к которым принадлежат боевики Талибан, ИГИЛ и некоторых других группировок, входят таджики, киргизы, узбеки, а также арабы, выходцы с Северного Кавказа и уйгуры.

В число этнических групп, к которым принадлежат
боевики Талибан, ИГИЛ и некоторых других группировок,
входят таджики, киргизы, узбеки, а также арабы,
выходцы с Северного Кавказа и уйгуры

 

Таким образом, сегодня внутреннеполитическая и безопасностная обстановка в Афганистане характеризуется как крайне напряженная, нестабильная, малоконтролируемая, и перспективы ее кардинального улучшения в ближайшее время не просматриваются. Не исключается, что дальнейшее развитие ситуации в стране может пойти по «иракскому» сценарию, после которого действующая власть просто начнет «рассыпаться».

Угрожающее обострение обстановки в стране осложняется расширением масштабов присутствия и противостояния различных террористических и экстремистских группировок на территории страны и, прежде всего, «Исламского Государства Хоросан» — фактически филиала ИГИЛ, которое пребывает в силовом противостоянии как с армией и силами безопасности страны, так и отрядами боевиков Движения «Талибан».

Сохранение даже сокращенного военного присутствия США и НАТО в Афганистане является на сегодня стабилизирующим фактором как для правительства страны, так и в отношении границ Афганистана с Туркменией, Таджикистаном и Узбекистаном.

 

 

Приложение

Крупные террористические акты и операции на территории Афганистана в период 13.05-02.06.2015 года

Вечером 13 мая боевики «Талибан» атаковали в Кабуле гостиницу «Парк Палас», популярную среди иностранцев. В числе погибших иностранцев семь женщин и двое мужчин, среди которых граждане США, Индии и Италии, а также пять граждан Афганистана. Представитель «Талибана» в электронном письме, направленном представителям СМИ, подтвердил, что боевики Движения «Талибан» взяли на себя ответственность за это нападение.

17 мая в Кабуле в районе международного аэропорта прогремел мощный взрыв. В результате теракта погиблитри человека, в том числе один иностранец, не менее 20 человек получили ранения. Террорист-смертник на заминированном автомобиле протаранил конвой сил НАТО и направил автомобиль, начиненный взрывчаткой, в автомобиль полицейской миссии ЕС в Афганистане. Взрыв произошел в 200 метрах от входа в главный аэропорт Кабула. Ответственность за взрыв взяли на себя боевики «Талибан».

25 мая сотни боевиков «Талибана» атаковали военную базу Афганской национальной армии в уезде Навзад (южная провинция Гильменд) и несколько полицейских КПП. В результате боев, только по официальным данным, силовики потеряли 26 человек убитыми (19 полицейских и 7 военнослужащих). Талибы изъяли на захваченных контрольных пунктах оружие и боеприпасы и перекрыли дороги, ведущие в уезд Навзад.

27 мая в Кабуле боевики захватили отель в дипломатическом квартале. Группа боевиков ворвалась в пансион в районе Вазир Акбар Хан. Этот район является местом жительства и работы обеспеченных людей афганской столицы и иностранцев. Там также расположены правительственные здания, посольства и международный аэропорт Кабула.

31 мая-1 июня велись интенсивные бои между боевиками «Талибан» и ИГИЛ в афганских провинциях Фарах и Нангархар. Обе стороны понесли потери, но объявляют о своих победах. Местные власти подтверждают, что в уезде Хаки-Сафед провинции Фарах талибы действительно произвели серию атак против позиций ИГ и фактически вытеснили их в соседний уезд Анардара. В ходе боевых действий боевики ИГ потеряли 13 человек убитыми и 12 тяжело ранеными. Часть радикальных исламистов сдалась талибам, более 30 «покаялись» и вернулись в ряды «Талибана» (значительная часть сторонников «Исламского государства» в Афганистане является бывшими талибами, что упрощает контакт между ними).

Бои между боевиками  «Талибан» и ИГИЛ.
Красным обозначены те провинции Афганистана,
где зафиксированы вооруженные стычки с ИГИЛ

31 мая-1 июня ВС Афганистана провели спецоперации  в провинциях Кандагар, Забуль, Урузган, Кундуз, Бадгис и Бадахшан. В рамках спецопераций было ликвидировано 61 боевика, по меньшей мере, 72 ранены. Военным также удалось обезвредить девять различных самодельных взрывных устройств.

Поздним вечером 1 июня на территории северной афганской провинции Балх группой боевиков были убиты 9 сотрудников неправительственной гуманитарной организации и 2 сотрудничавших с ней охранника. Трагедия произошла на территории уезда Зари. Целью нападения отряда боевиков было здание подразделения чешской НГО «People in Need», специализирующейся на содействии проектам развития, прежде всего в сельскохозяйственной сфере. Застрелив охранников, боевики проникли в здание, где расправились с сотрудниками организации.

2 июня Афганская национальная полиция при поддержке других правоохранительных ведомств провела серию зачисток на территории провинций Тахар, Кундуз, Бадахшан, Балх, Фарах, Кунар, Баглан, Кандагар и Пактика. По итогам операций правоохранительными органами были убиты 43 боевика, также было конфисковано некоторое количество боеприпасов для различных видов лёгкого и тяжёлого оружия. Кроме того, стражами порядка были обнаружены и обезврежены 10 взрывных устройств, установленных боевиками в провинциях Кунар, Балх, Урузган, Вардак, Фарах, Нимроз и Гельманд.