13 октября 2015

Вышел в свет специальный выпуск журнала «БИНТЕЛ»

Специальный выпуск «Гибридные войны» как продолжение «гибридной политики» подготовлен аналитиками и экспертами Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» под общей редакцией вице-президента Центра, кандидата военных наук, доцента, генерал-лейтенанта запаса Юрия Радковца.

 

Учитывая российскую аннексию территории Автономной Республики Крым и вооруженную агрессию России на востоке Украины, ведущие как западные, так и украинские политологи и аналитики вновь «открыли» для себя понятие «гибридной войны» или «гибридных» способов (методов) организации и ведения вооруженной агрессии одной страны против другой (или других).

Но феномен «гибридной войны» вовсе не новый. Это не «революционная новость», поскольку и с древней, и из недавней истории известно много ее примеров. И хотя каждая составляющая «гибридной войны» по сути не нова и использовалась почти во всех войнах прошлого, однако неординарными являются: окончательная неопределенность содержательности, направленности и взаимосвязи этих составляющих; высокая степень непредсказуемости, динамизма и гибкости в последовательности их применения; провокационность, коварство и цинизм характера их действий, а также рост веса информационного, экономического, энергетического и других аспектов. Причем эти аспекты в ряде случаев становятся самостоятельными составляющими и не менее важными, чем военный (силовой).

Без сомнения, что со временем и с развитием новых (высоких) технологий «гибридная война» претерпела множество модернизаций и трансформаций, и сегодня это полноценная война — «гибридная» по форме и «асимметричная» по содержанию, становясь при этом все более угрожающей и трудно распознаваемой. Именно поэтому российские аннексия Крыма и агрессия на востоке Украины стали новым толчком для анализа и оценки феномена современной «гибридной войны» авторитетными как украинскими, так и западными экспертами.

Анализ экспертами «Борисфен Интел» имеющихся материалов показал, что в них достаточно аргументировано, глубоко и профессионально проанализированы феномен сугубо «гибридной войны» («гибридного мира»), определены ее предпосылки, этапы развития и составляющие (в т. ч. информационной, экономической и энергетической), отмечен рост роли и места невоенных методов давления на противника и применение к нему «асимметричных мер». В этом контексте необходимо различать эти составляющие, поэтому, возможно, уместно пользоваться терминами «гибридная информационная война», «гибридная экономическая война» и «гибридная энергетическая война».

Общеизвестное соотношение категорий «войны» и «политики» свидетельствует, что «...война есть продолжение политики другими средствами». В сегодняшних условиях практического применения Российской Федерацией против Украины технологий и механизмов «гибридной войны» («гибридного мира») возникает вопрос: а в чем же тогда заключаются суть, содержательность и направленность «гибридной политики» Российской Федерации в отношении Украины и стран постсоветского пространства, стран-членов и партнеров Европейского Союза и НАТО, а также других стран Запада? И вообще, какое сегодня можно дать определение понятию (категории) «гибридная политика»?

Вместе с тем во всех проанализированных работах не дано определение основополагающего понятия «гибридной политики», а также оценки этого феномена, производными от которого являются «гибридная война» и «гибридный мир». В таком контексте эти исследования считаются не совсем завершенными.

Именно поэтому в своих исследованиях эксперты «Борисфен Интел» сосредоточили главное внимание на структурно-функциональной целостности сложной системы таких общественно-политических факторов (аспектов) как «политика», «война», «мир», «безопасность», «угрозы», «противник», «союзник» и т. д., и на информационных связях между ними. То есть мы использовали системно-структурный подход к содержательности и направленности, а также элементы когнитивного моделирования, оценивая взаимосвязи практических мероприятий Российской Федерации в рамках реализации ее политики последних десятилетий в отношении Европейского Союза, НАТО и США, а также стран постсоветского пространства сразу после развала Советского Союза и провозглашения ими независимости.

По результатам работы было определено понятие «гибридной политики», а также констатировано, что это категория геополитическая. Учитывая это сделан вывод, что в геополитических планах и проектах Российской Федерации сегодня все больше превалирует ее национальная геополитика и несколько видоизмененное право силы. То есть, геостратегия современной России приоритетно направлена на обеспечение сугубо ее национальных интересов.

В других материалах специального выпуска эксперты «Борисфен Интел» на примере российской аннексии Крыма и военной агрессии на востоке Украины делятся результатами исследований об особенностях феномена «гибридной войны» и «гибридного мира»: их стратегий, новых технологий и механизмов подготовки и проведения (в т. ч. информационных, экономических и энергетических), рассматривается ряд возможных вариантов скрытой («гибридной») агрессии России против Украины и прочее.

Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» не претендует на окончательную завершенность исследования и готов к проведению плодотворной дискуссии, в частности на нашем сайте или в рамках «круглых столов» на эту и другие актуальные темы по вопросам развития геополитики Украины.