7 сентября 2017

«Не верьте москалю!»

Главной интригой в развитии ситуации вокруг вооруженного конфликта на востоке Украины является неожиданное согласие Российской Федерации на развертывание международной миротворческой миссии в зоне военного противостояния. На первый взгляд это является уступкой Москвы, которая ранее занимала диаметрально противоположную позицию и категорически выступала против доступа международных миротворцев на Донбасс. Действительно, развертывание миротворческой миссии в Донбассе фактически сделает невозможным расширение масштабов вооруженной агрессии России против Украины, что остается главной угрозой безопасности нашего Государства.

Безусловно, это выгодно Украине. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Как сказал когда-то Гетман Полуботок: «Никогда, ни при каких обстоятельствах не верьте москалю! Кто поверит, уже только тем губит Украину. Москаль перехитрит обязательно, и обманет, и поработит. То его жизнь, его сущность. Тем он и силен — коварством и нещадностью».

Именно такой характер имеет и согласие Москвы на размещение международных миротворцев на Донбассе, что преследует цель реализации исключительно российских интересов. Прежде всего это касается «замораживания» конфликта в регионе на выгодных для России условиях, а именно: создания впечатления выполнения ею Минских договоренностей в части, касающейся вывода российских войск с оккупированных территорий, с одновременным недопущением возможности восстановления Украиной контроля над ними.

В случае реализации такого плана Россия получит возможность апеллировать к США и ЕС об отсутствии причин для продолжения санкций против нее. В то же время она сможет обосновывать свои требования о выполнении Украиной политической составляющей мирного плана, касающейся предоставления особых статусов «ДНР» и «ЛНР». При этом условие России о необходимости согласования вопроса о развертывании миротворческой миссии с самопровозглашенными республиками фактически позиционирует их как равноправных участников переговоров.

Более того, включение российского воинского контингента в состав международного миротворческого контингента, на чем безусловно будет настаивать Москва, легализует российское военное присутствие на территории Украины и создаст предпосылки для его сохранения на длительную перспективу. Именно так в свое время Россия сделала в Приднестровье.

Все это приведет к фактической дезинтеграции Украины, потере возможности восстановления ее территориальной целостности, блокированию процессов европейской и евроатлантической интеграции нашего Государства, а также получению Россией мощных рычагов влияния на Украину. В свою очередь, Россия как «миротворец» восстановит отношения с Западом, получит благоприятные возможности для развития ее экономики и продолжит активную реализацию неоимперской политики. В то же время, за счет требований ограничить функции миротворческой миссии только защитой наблюдателей ОБСЕ, Россия получит возможность не брать на себя обязательств обеспечения общей безопасности в регионе.

Учитывая сказанное, принципиально верной является позиция Украины, которая предусматривает: развертывание миротворческих сил ООН во всех районах в зоне конфликта, в т. ч. на российско-украинской границе; вывод российских войск с оккупированных территорий и недопущение включения российских военных подразделений в состав миротворческих сил; возложение на миротворческую миссию ООН функций обеспечения общей безопасности, а не только наблюдателей ОБСЕ; недопустимость каких-либо согласований данных вопросов с самопровозглашенными республиками как сторонами переговоров.

Впрочем, изменение позиции России по вопросу возможности развертывания международной миротворческой миссии в Донбассе уже является показателем результативности западных санкций, которые вынуждают режим В. Путина искать пути выхода из ситуации. Сохранение и дальнейшее усиление таких санкций шаг за шагом будут вынуждать Москву к реальным уступкам в урегулировании ситуации вокруг Украины.