Болгарское общество твердо уверено, что вступление в Европейский Союз в 2007 году — главное достижение Болгарии в ее новейшей истории. Потому что таким образом страна получила возможность вернуться в Европу и наладить жизнь народа, исходя из настоящих европейских ценностей и принципов. Этот процесс подкрепляется иностранными инвестициями в развитие болгарской экономики, которая должна повысить жизненный уровень населения, а также, по большому счету, стимулировать реформирование системы государственного управления, доведя ее до европейского стандарта.
Надежными партнерами Болгарии в ее европейском интегрировании стали ФРГ, Франция, Бельгия и Турция (невзирая на сложные исторические отношения с последней), инвестиции, в развитие болгарской экономики которых были самыми крупными.
В рамках членства в ЕС Болгария сосредоточилась на мероприятиях Евросоюза по усилению своей энергетической безопасности, а также на политике расширения организации за счет стран Западных Балкан. Демонстрируя свое открытое отношение к евроинтеграционным процессам, Болгария одной из первых стран — членов ЕС в марте 2008 года ратифицировала Лиссабонский договор.
Кроме того, выполняя требования ЕС, Болгария, не колеблясь, приступила к реформированию системы органов правосудия, призванных бороться с коррупцией и организованной преступностью.
Активным можно назвать участие Болгарии в формировании и деятельности Балканской боевой тактической группы (Болгария, Греция, Кипр и Румыния), входящей в состав Европейских сил быстрого реагирования.
Правда, успешному завершению процесса евроинтеграции препятствует незаконченность решения вопросов реформирования судебно-правовых органов, а также проявления коррупции в органах государственной власти. Из-за этого, в частности, Болгария не может присоединиться к Шенгенской зоне ЕС.
„Рядовой Джейн” в болгарской униформе.
Подполковник Невяна Митева: Нас восемь человек подполковников-женщин,
и мы надеемся, что, по меньшей мере, одна из нас станет генералом
Исходя именно из этих проблем, для Болгарии было принципиально важным сначала вступить в НАТО. Такое решение болгарского руководства на этапе постсоветского развития страны и ее интеграции в ЕС выглядело вполне логичным. С одной стороны, это усиливало безопасность Болгарии и создавало предпосылки для ее присоединения к Европейскому Союзу, а с другой — укрепляло южный фланг НАТО в Черноморском регионе.
Присоединение Болгарии к Североатлантическому союзу было четко спланировано, хорошо организовано руководством страны и не без помощи Альянса. Процесс присоединения включал следующие этапы:
— принятие национальной программы по подготовке страны к вступлению в НАТО (март 1997 года);
— создание Межведомственной комиссии Болгарии по интеграции в Североатлантический союз (апрель 1997 года);
— принятие парламентом Болгарии Декларации национального согласия, которая определила процесс вступления в НАТО, как главный внешнеполитический приоритет страны (май 1997 года);
— получение Болгарией официального приглашения, касающегося начала присоединения к Альянсу (ноябрь 2002 года);
— официальное обращение Болгарии к руководству НАТО с подтверждением своего намерения присоединиться к Североатлантическому союзу (март 2003 года);
— подписание постоянными представителями стран — членов НАТО Протокола о присоединении Болгарии к Североатлантическому союзу (является приложением к Североатлантическому договору, который дает разрешение стране на вступление в Альянс и распространяет на ее действие договора) (март 2003 года);
— ратификация Протокола о присоединении Болгарии к НАТО парламентами стран — членов Альянса (с марта 2003 года по февраль 2004 года).
С момента получения полноправного членства в Североатлантическом союзе (2004 год), Болгария приступила к пятилетнему циклу адаптации, во время которого законодательная база страны адаптировалась к натовским требованиям. В первую очередь болгарским парламентом были приняты поправки к законам об обороне и вооруженных силах в части, касающейся перевода комплектования войск на профессиональную основу. Вооруженные силы Болгарии приступили к переходу на современную инфраструктуру, их системы управления и связи, вооружения и военная техника — на стандарты Альянса. Уровень оперативной и боевой подготовки войск повышался, обеспечивая их полноценное участие в выполнении заданий НАТО по защите национальных территорий стран — членов Альянса, а также в миротворческих, стабилизационных и контртеррористических операциях в отдаленных ТВД. Оперативные и боевые возможности США и НАТО в Черноморском регионе улучшились после того, как Болгария предоставила военную инфраструктуру для развертывания подразделений Объединенной оперативно тактической группы «Восток» армии США, предназначенной для транспортно-логистического обеспечения действий американских военных и их союзников в Ираке и Афганистане.
Авиабаза Безмер
Согласно «Договору между правительствами Республики Болгария и США о сотрудничестве в оборонной сфере» от 28 апреля 2005 года, для обеспечения дислокации американский войск выделены авиабазы «Безмер» (г. Ямбол) и «Граф Игнатиево» (г. Пловдив), учебный полигон «Ново село» (район г. Сливен) и военные составы (вблизи г. Айтос). В целом, на базе названной инфраструктуры может разместиться до 5 тыс. американских военнослужащих с необходимой техникой и вооружением, что позволяет практически сформировать бригаду экспедиционных сил армии США.
Размещение американских войск на болгарской территории не только усилило безопасность Болгарии, но и существенно повлияло на развитие ее национальных вооруженных сил и экономики. Так, в рамках совместных военных учений качество подготовки ВС Болгарии повысилось, появились дополнительные возможности для перевооружения болгарских воинских подразделений и приведения их к стандартам НАТО, а также способствовало привлечению американских средств в модернизацию болгарской военной инфраструктуры. Например, только в развитие инфраструктуры полигона «Ново село» американская сторона инвестировала около 60 млн. долл. США.