11 сентября 2017

Китай (中国) сегодня

Обзор событий (04.09–10.09.2017)

 

I. Основные события и тенденции в развитии ситуации вокруг КНР

3–5 сентября с. г. в китайском городе Сямэнь (провинция Фуцзянь, юго-восточный Китай) состоялся 9-й саммит лидеров стран-членов БРИКС, а также торгово-промышленный форум организации, который имел наиболее масштабный характер за всю ее историю. В мероприятии приняли участие лидеры государств-членов БРИКС и руководители других стран, приглашенных на форум, представители Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, Нового банка развития БРИКС и других международных организаций, а также бизнесмены высокого уровня, всего около 1,2 тыс. человек. Повестка дня форума включала четыре основных аспекта, а именно: торговля и инвестиции; финансовое сотрудничество; взаимосвязанность мировых экономик; экологическая модель мирового экономического развития.

В рамках рассмотрения данных вопросов, а также двух- и многосторонних встреч форум был использован руководством КНР для продвижения китайской стратегии поддержки процесса глобализации мировой экономики как механизма усиления международных позиций Китая и расширения зоны его влияния. Фактически именно на это было направлено выступление Председателя КНР Си Цзиньпина на тему «БРИКС: ретроспективы прошлого десятилетия, подведение итогов опыта сотрудничества, перспективы развития». Так, главной идеей выступления стала инициатива КНР о строительстве нового «более справедливого» мирового порядка путем расширения сотрудничества в формате «БРИКС плюс». При этом сутью такого формата было названо создание открытой и диверсифицированной сети партнеров БРИКС по развитию за счет развивающихся стран и стран с формирующимися рынками.

Исходя из этого, Си Цзиньпин призвал страны БРИКС и их потенциальных партнеров сосредоточить внимание на решении проблем, мешающих углублению международных связей в торгово-экономической сфере — несбалансированность развития, несовершенство глобального управления, а также протекционизм и ориентацию на свои внутренние интересы. С учетом отмеченного главными задачами БРИКС были названы активизация диалога, консультаций и взаимодействия в интересах повышения уровня взаимной открытости и содействия развитию мировой экономики. Кроме того, по словам Си Цзиньпина, страны БРИКС должны увеличить свой вклад в укрепление стабильности в мире, в т. ч. путем активизации борьбы с международными терроризмом.

В рамках саммита состоялись отдельные встречи Си Цзиньпина с лидерами стран БРИКС, в т. ч. президентами России В. Путиным (четвертая в текущем году), Бразилии М. Темером, ЮАР Дж. Зумой и премьер-министром Индии Н. Моди. Обсуждались вопросы развития взаимодействия сторон в торгово-экономической, политической сферах, а также в сфере безопасности.

По результатам работы торгово-промышленного форума БРИКС был принят ряд программных документов, в т. ч. Программа действий по торгово-экономическому сотрудничеству, Основы упрощения инвестиций и Дорожная карта сотрудничества в торговле услугами. Кроме того, был презентован Доклад о достижениях в реализации стратегии экономического партнерства стран БРИКС. Также было заключено более 30 соглашений по реализации различного рода торгово-экономических и финансово-инвестиционных проектов.

 

На этом фоне СМИ стран-членов БРИКС широко комментировали достижения в работе организации. Так, со времени создания БРИКС в 2006 году доля совокупного объема экономик стран-членов группы в мировой экономике выросла с 12 % до 23 %, в международной торговле — с 11 % до 16 % в общем объеме внешних инвестиций — с 7 % до 12 %.

В то же время отмечается устойчивая тенденция увеличения объемов торговли КНР со странами-членами БРИКС. В частности, в январе–июле текущего года данный показатель вырос на 26 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 167,07 млрд долл. США.

 

Учитывая мировой потенциал группы БРИКС, площадка форума была использована В. Путиным для демонстрации «укрепления международных позиций России» и «восстановления позитивного развития российской экономики» несмотря на западные санкции. Кроме того, президент РФ обозначил российскую позицию по ряду принципиальных аспектов развития ситуации вокруг Украины. В частности, он акцентировал внимание на негативных последствиях возможного предоставления США летального оружия Украине в плане угрозы активизации вооруженного противостояния на Донбассе и расширения зоны конфликта. Наряду с этим В. Путин заявил о согласии Москвы на развертывание международной миротворческой миссии на Востоке Украины, однако исключительно на российских условиях.

 

II. Стратегическая инициатива КНР «Пояс и путь» в контексте китайских и региональных интересов

В рамках расширения географии сотрудничества «Пояса и пути» 6–9 сентября с. г. в г. Иньчуань (административный центр Нинся-Хуэйского автономного округа, северо-центральный Китай) была проведена выставка «ЭКСПО Китая и арабских стран». В ходе мероприятия были продемонстрированы научно-технические достижения участников выставки, организованы конференции по торговым, инвестиционным, техническим и другим обменам. При обсуждении данных вопросов отмечались значительные успехи в развитии связей между КНР и странами Арабского мира. В частности, в 2016 году общий объем торговли между ними составил 171,1 млрд долл. США, что на 11 % больше, чем в предыдущем году. Исходя из этого, была выражена надежда на успешную реализацию «Программы действий на 2016–2018 годы», принятой на Форуме китайско-арабского сотрудничества в формате инициативы «Пояс и путь».

Значительный интерес к проектам «Пояса и пути» демонстрируют внутренние китайские инвесторы. 4 сентября с. г. Первая китайская автомобилестроительная корпорация (FAW) объявила о планах создания инвестиционной компании, ориентированной на рынки стран вдоль «Пояса и пути». Реализация данного проекта преследует цель расширения производственных мощностей FAW за пределами КНР, в т. ч. открытие новых предприятий по выпуску автомобилей и комплектующих к ним, а также ремонту автомобильной техники. К участию в создании новой компании планируют присоединиться еще ряд финансовых институтов, включая China CITIC Bank.

Продолжается также развитие транспортной инфраструктуры «Пояса и пути». В начале сентября с. г. были введены в эксплуатацию международные маршруты грузоперевозок Иньчуань (Нинся-Хуэйский автономный округ) — Тегеран (Иран), а также Маньчжоули (автономный район Внутренняя Монголия, северный Китай) — Москва (РФ).

В целом, на сегодня регулярное железнодорожное сообщение установлено между более тридцати китайскими городами и двенадцатью городами в разных европейских странах. С момента отправки первого поезда в 2011 году по маршруту Китай — Европа прошло около 5,1 тыс. железнодорожных поездов. Данный маршрут уже стал важнейшим логистическим каналом «Пояса и пути». К 2020 году планируется провести радикальную модернизацию всей железнодорожной инфраструктуры между Китаем и Европой с доведением ее пропускной способности до более 5 тыс. поездов в год.

Кроме того, Китай осваивает Северный морской путь как один из маршрутов морского сообщения КНР с Европейским регионом. 6 сентября с. г. из порта Ляньюньган (провинция Цзянсу, восточный Китай) вышло многоцелевое грузовое судно «Тяньцзянь», которое направляется в Данию по Северо-Восточному морскому проходу.

Оно стало третьим из шести торговых судов, которые Китай планирует отправить арктическим путем в 2017 году.

Это самое большое количество китайских судов, которые проследуют по данному маршруту в течение одного года.

 

III. Другие тенденции и события, которые сказываются на ситуации в Китае и вокруг него

3.1. Политика. Развитие международного сотрудничества КНР

На фоне построения собственной зоны влияния в рамках расширения «Пояса и пути» первоочередным приоритетом внешней политики КНР остается развитие отношений с США и ведущими странами ЕС.

6 сентября с. г. состоялся телефонный разговор Председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Д. Трампа. Стороны обсудили перспективы дальнейшего углубления сотрудничества между двумя странами, в т. ч. ход подготовки первого раунда китайско-американского социального и культурного диалога, а также диалога по правоприменительной деятельности и кибербезопасности. При этом были отмечены положительные результаты работы групп двух стран по внешней политике и безопасности, а также экономики.

В данном контексте лидеры двух стран подтвердили намерения продолжить тесную координацию деятельности США и КНР по ключевым мировым и региональным вопросам. В данной связи была акцентирована важность государственного визита президента США Д. Трампа в КНР, который планируется до конца текущего года.

Кроме того, Си Цзиньпин и Д. Трамп обменялись мнениями о ситуации вокруг Корейского полуострова. Учитывая опасность действий КНДР была высказана общая позиция о необходимости усиления давления на Пхеньян с целью побуждения его к прекращению ядерной и ракетной программ. Вместе с тем Си Цзиньпин подчеркнул неизменность взглядов Китая на возможность решения этой проблемы исключительно мирным путем.

Кроме того, 7 сентября с. г. Си Цзиньпин провел телефонные переговоры с Федеральным канцлером Германии А. Меркель. В ходе беседы была отмечена важность укрепления китайско-немецких связей, которые уже вышли за пределы двусторонних отношений и являются частью диалога между Китаем и Европейским Союзом. Прежде всего, это касается политики, экономики, безопасности и гуманитарной сферы. С учетом указанного была высказана готовность сторон усилить взаимодействие на мировой арене. В частности, лидеры Китая и Германии договорились об активизации сотрудничества для политического урегулирования ситуации вокруг Корейского полуострова.

Важное значение для КНР имеет также Франция. 8 сентября с. г. Си Цзиньпин и президент Франции Э. Макрон обсудили по телефону перспективы углубления стратегического диалога между двумя странами. Главными сферами такого диалога были названы содействие усилению стабильности в мире, экономика, ядерная энергетика и защита окружающей среды.

 

3.2. Экономика. Отдельные аспекты экономической ситуации в КНР

Одной из ключевых составляющих экономических успехов Китая является целенаправленная политика руководства страны, направленная на поддержку малого и среднего бизнеса. Так, 7 сентября с. г. в г. Ханчжоу (провинция Чжэцзян, восточный Китай) прошел Форум высокого уровня по инновационному развитию. По словам начальника Главного государственного промышленно-торгового административного управления КНР Чжана Мао, который принял участие в форуме, на сегодня малые и микропредприятия уже стали основной рыночной силой Китая и важной опорой в обеспечении занятости. Учитывая это, важнейшей задачей правительственных ведомств было названо повышение эффективности действий для содействия работе малых предприятий, а также ознакомления субъектов малого бизнеса с соответствующей политикой и мерами китайских властей.

Всего на сегодняшний день в КНР работает 73,28 млн малых и микропредприятий и более 50 млн индивидуальных промышленно-торговых хозяйств. В течение первых восьми месяцев текущего года в стране ежедневно создавалось 16 тыс. новых предприятий. При этом с начала реформы коммерческой системы в Китае в 2014 году наблюдается ускоренная динамика роста данного показателя. С учетом таких достижений, в 2013–2014 годах позиция КНР в мировом рейтинге деловой активности ежегодно поднималась на 6 пунктов.

 

3.3. Вопросы безопасности и силовые структуры

Несмотря на осуждение ракетно-ядерных испытаний КНДР большей частью мирового сообщества, официальный Пхеньян сохраняет непримиримую позицию по данному вопросу. Исходя из результатов испытаний водородной бомбы 3 сентября с. г., лидер КНДР Ким Чен Ын отдал распоряжение продолжить научные разработки для повышения ядерного потенциала страны.

В то же время руководство Северной Кореи продолжает выступать с угрозами в адрес США и их союзников. По заявлению МИД КНДР, «Пхеньян заставит США заплатить высокую цену в случае, если Совет Безопасности ООН примет проект резолюции об усилении санкций против Северной Кореи, предложенный Вашингтоном». При этом было отмечено наличие у КНДР «сверхмощного термоядерного оружия».

 

В приведенной ситуации США усиливают политико-экономическое и военное давление на КНДР. Так, проект резолюции СБ ООН, подготовленный США в связи с проведением Северной Кореей новых ядерных испытаний, предусматривает введение эмбарго на поставки нефти в КНДР, «замораживание» счетов представителей ее правительства и ряда предприятий (в т. ч. национальной авиакомпании Air Koryo), а также блокирование экспорта текстильных изделий северокорейского производства.

В то же время США продолжают наращивать свое военное присутствие в АТР, а также усиливают военную и военно-техническую поддержку союзников в регионе. Так, в начале сентября текущего года на базе США Сонджу в Южной Корее (более 200 км к югу от Сеула) были дополнительно развернуты четыре комплекса ПРО THAAD. Кроме того, президент США Д. Трамп дал согласие на увеличение объемов поставок оружия Южной Корее и снял ограничения на мощность боеголовок, которые передаются РК для комплектования ее ракетных систем (до сих пор ограничивались максимальным весом в 500 кг).

В свою очередь, в ответ на ядерные испытания КНДР Южная Корея провела серию военных учений с реальными пусками боевых ракет наземного, морского и воздушного базирования. Крупнейшими из них стали учения 1-го флота РК в Японском море и 3-го флота в Восточно-Китайском море с участием ракетных кораблей и катеров.

Меры политико-экономического давления США на КНДР поддерживаются Европейским Союзом и НАТО. По заявлению Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини, Европейский Союз введет собственные санкции против Северной Кореи в дополнение к санкциям СБ ООН. В частности, в этом плане были названы возможность закрытия европейских портов для судов КНДР (даже под флагами других стран) и введение запрета на работу граждан Северной Кореи в странах ЕС.

Жесткое заявление в отношении КНДР было сделано Генеральным секретарем НАТО Й. Столтенбергом. По его словам, действия Северной Кореи по проведению ракетно-ядерных испытаний являются глобальной угрозой для всего мира, что требует глобального ответа, в т. ч. с участием Североатлантического альянса.

 

Руководство КНР также осуждает действия Пхеньяна в ракетно-ядерной сфере и оказывает давление на Северную Корею. В частности, 10 сентября с. г. китайские государственные банки, в т. ч. Банк Китая, Китайский строительный банк и Сельскохозяйственный банк КНР начали приостанавливать операции по счетам своих северокорейских клиентов.

Вместе с тем Китай продолжает осуждать мероприятия США, направленные на усиление американского военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, 6 сентября с. г. МИД КНР призвало США и Южную Корею немедленно прекратить развертывание системы ПРО THAAD на южнокорейской территории. По заявлению внешнеполитического ведомства Китая, размещение системы ПРО THAAD не только не сможет решить проблемы безопасности «заинтересованных стран», но и существенно нарушит стратегический баланс в АТР, нанесет ущерб стратегическим интересам КНР и других государств региона в сфере безопасности, а также усилит напряженность и противостояние на Корейском полуострове.

 

3.4. Наука и технологии

Достижения Китая в области научно-технических исследований по созданию искусственного интеллекта способствуют ускоренному развитию предприятий страны по производству промышленных и других роботов. Согласно планам правительства КНР, в 2017 году объем китайского рынка промышленных роботов должен достичь более 4 млрд долл. США. С 2012 года Китай является самым крупным рынком промышленных роботов в мире, а на его долю приходится более 30 % от общего объема глобального рынка. Ожидается, что в 2017 году в КНР будет продано более 110 тыс. промышленных роботов. Всего на сегодняшний день в Китае работает более 150 предприятий по выпуску робототехники.

 

В то же время в КНР продолжается реализация перспективных программ создания новых транспортных средств. В частности, китайская корпорация CASIC осуществляет разработку новой сверхскоростной трубной транспортной системы (HyperFlight). В основу проекта CASIC положен принцип движения грузовых и пассажирских капсул по специальным транспортным трубам со скоростью до 4 тыс. км/ч. Для сравнения, современные скоростные поезда движутся со скоростью не более 420 км/ч.

Корпорация CASIC уже получила более 200 патентов на технологии, которые реализуются в перспективной транспортной системе. На начальном этапе испытаний разработчики планируют достичь скорости движения прототипа капсулы до 1 тыс. км/ч., а затем и плановых показателей. На сегодня аналогичные разработки проводят только американская компания SpaceX и немецкая WARR.

 

Кроме того, продолжаются мероприятия КНР по исследованию морей и океанов. 29 августа с. г. под эгидой Государственного океанографического управления Китая стартовала первая комплексная кругосветная научно-исследовательская экспедиция. Согласно планам, группа ученых на китайском научно-исследовательском судне «Сянъянхун-01» должна провести исследования природной среды, ресурсов и климата в Южном полушарии Земли. На одном из этапов судно «Сянъянхун-01» присоединится к 34-й китайской антарктической экспедиции и совместно с китайским ледоколом «Сюэлун» будет выполнять данную миссию.

IV. Планы и перспективы сотрудничества между КНР и Украиной

Одним из основных направлений развития сотрудничества между Украиной и КНР является участие китайских инвесторов в развитии украинской транспортной инфраструктуры. 8 сентября с. г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и китайская компания China Harbour Engineering Company (CHEC) заключили Меморандум о взаимодействии и тесном сотрудничестве. Документ был подписан во время 2-й международной транспортной конференции высокого уровня «Интегрированные транспортные коридоры Европа-Азия».

Стороны договорились о поиске возможностей для увеличения грузопотока через Украину в рамках «Пояса и пути», а также изучении вопроса увеличения объемов китайских инвестиций в развитие украинских портов и создание индустриальных парков. Кроме того, АМПУ и CHEC планируют осуществлять обмен информацией о перспективных проектах развития портовой инфраструктуры, акваторий и каналов для укрепления сотрудничества. В частности, это касается проекта реконструкции Бугско-Днепровско-лиманского канала.

 

В то же время важное значение для Украины имеет углубление сотрудничества с КНР в энергетической сфере. На прошлой неделе украинская государственная компания «Укргаздобыча» и китайская Xinjiang Beiken Energy Engineering Со подписали контракт на бурение 24-х скважин в Полтавской и Харьковской областях.

Общая стоимость работ составляет 1 млрд 934 млн гривен. Начало буровых работ запланировано на 4-й квартал 2017 года.