КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ ВОКРУГ УКРАИНЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ
(12.09-18.09.2016 г.)
І. Главные резонансные события в развитии ситуации вокруг Украины
На прошлой неделе наиболее важным событием в развитии ситуации вокруг нашего Государства стала встрече Президента Украины П. Порошенко и министра иностранных дел Украины П. Климкина с главами внешнеполитических ведомств ФРГ Ф. Штайнмайером и Франции Ж. Эро, а также Государственным секретарем по иностранным делам и по делам Содружества Великобритании Б. Джонсоном.
Фактически, указанные встречи стали продолжением очередного раунда переговорного процесса по урегулированию ситуации вокруг Украины, который был начат в рамках отдельных переговоров лидеров США, ФРГ, Франции и Великобритании с президентом России В. Путиным на полях саммита G20 в КНР (как известно, В. Путин пытался организовать проведение встречи лидеров «Нормандской группы» в формате «тройки» — без Украины, однако эта его инициатива была отвергнута ФРГ и Францией).
Главными темами переговоров Президента Украины с представителями ФРГ и Франции стали перспективы возобновления «Нормандского формата» переговоров, координация мер давления на Россию для выполнения ею безопасностной части Минских договоренностей, а также освобождения украинских заложников и политзаключенных. Кроме того, в ходе встречи министров иностранных дел Украины, ФРГ и Франции более подробно обсуждались вопросы отвода войск от линии разграничения сторон. Согласно предварительным планам, соглашение по данному вопросу должно быть подписано во время заседания Трехсторонней контактной группы 20 сентября с. г. в Минске.
В рамках визита в Украину Ф. Штайнмайер, как действующий председатель ОБСЕ, а также министр иностранных дел Франции Ж. Эро посетили Донбасс (г. Краматорск, где находится командование АТО). Визит имел целью ознакомление с ситуацией на месте, а также условиями деятельности Специальной наблюдательной миссии ОБСЕ.
Вместе с тем, сам контекст подготовки встреч в Киеве, а также содержание пресс-конференций министров иностранных дел ФРГ и Франции позволяет сделать предположение о главной цели их визита в Украину, а именно — осуществление давления на Украину с целью принуждения нашего Государства к урегулированию конфликта на Донбассе фактически по российскому сценарию.
В частности, в интервью для СМИ 13 сентября с. г., накануне визита в Киев, Ф. Штайнмайер дал понять, что будет добиваться от Киева уступок и компромиссов в Минском переговорном процессе. В тот же день министр иностранных дел России С. Лавров выступил с инициативой разработки Москвой «параллельной дорожной карты» выполнения Минских договоренностей, предусматривающей сопровождение каждого шага в укреплении режима безопасности — шагом в продвижении политических реформ на территории Донбасса.
По сути, данный план был обнародован министром иностранных дел Франции Ж. Эро после завершения переговоров в Киеве. По его словам: разведение войск в трех местах на линии соприкосновения сторон должно стать первым этапом, который уже сейчас реализуется; на втором этапе, сразу после разведения войск, Киев должен принять закон об особом статусе оккупированных территорий Донбасса, что якобы откроет путь для отвода тяжелых вооружений и обеспечения доступа наблюдателей ОБСЕ в самопровозглашенные республики; третьим этапом должно стать принятие Верховной Радой Украины закона о проведении местных выборов на Донбассе. При этом никоим образом не упоминалось о выводе российских войск и вооружения с оккупированных территорий на востоке Украины и установлении украинского контроля над восточной участком государственной границы, а также проблема оккупации и аннексии Россией украинского Крыма.
Указанный план (который среди украинских экспертов уже получил меткое название «плана Эро-Медведчука», по аналогии с «планом Медведева-Саркози», который в 2008 году силой был навязан Европой Грузии под давлением Москвы) полностью соответствует планам и намерениям режима В. Путин по «замораживанию» конфликта на Донбассе в рамках формального возвращения «ДНР» и «ЛНР» в состав Украины при сохранении фактического контроля России над ними. С учетом этого у экспертов создается впечатление о банальной сдаче Германией и Францией интересов Украины в пользу Российской Федерации. Считается, что причинами этого могут быть как «синдром усталости» Европы от «украинского вопроса», так и желание Берлина и Парижа во что бы то ни стало решить его до парламентских и президентских выборов в их странах, а также сугубо реальный страх Германии и Франции перед военной мощью России, которая была продемонстрирована во время СКШН «Кавказ-2016».
Что будет дальше — покажут встречи Президента Украины с Президентом США Б. Обамой, а также основными кандидатами на президентский пост в рамках текущей избирательной кампании — Х. Клинтон и Д. Трампом, которые планируются 18-21 сентября с. г. в рамках 71-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
ІІ. Вооруженная агрессия России против Украины
2.1. Восток Украины (зона АТО)
Политические шаги России по принуждению нашего Государства к выполнению российских условиях «урегулирования» конфликта на Донбассе сопровождается действиями Москвы по манипулированию ситуацией в зоне конфликта на востоке Украины. Так, после объявленного перемирия с 1 сентября с. г., когда интенсивность боевых действий была временно снижена, Москва вновь активизировала вооруженное противостояние в регионе накануне визита в Киев министров иностранных дел ФРГ, Франции и Великобритании.
В дальнейшем — на фоне переговоров в Киеве, российской стороной было анонсировано очередное перемирие с 15 сентября с. г. Ряд независимых экспертов обращают внимание именно на это, как на возможное существование определенных договоренностей между ФРГ, Францией и Россией, а также на наличие российских войск на оккупированных территориях Украины и полную подконтрольность незаконных вооруженных формирований на Донбассе Российской Федерации.
2.2. Крымский полуостров
Наряду с давлением на Украину, западные страны и международные организации путем манипулирования политикой безопасности ситуации на Донбассе, руководство РФ продолжало также и резонансные шаги по демонстрации «русской принадлежности» Крыма.
В частности, 15 сентября с. г. президент РФ В. Путин провел в Керчи выездное заседание президиума Государственного совета России по вопросам «...развития транспортной системы Юга Российской Федерации» (главным образом — строительства моста через Керченский пролив, которое сегодня практически полностью остановилось из-за финансовых проблем РФ, а также введения США дополнительных санкций против российских компаний, участвующих в данном проекте).
Вместе с тем, визит В. Путина в Крым имел также и предвыборный характер. Так, несмотря на возражения Украины и осуждение со стороны Запада, 18 сентября с. г. в оккупированном украинском Крыму были проведены выборы в Государственную думу РФ. Тем самым, режим Путина фактически бросил вызов как Украине, так и США и Европейскому Союзу.
2.3. Другие аспекты действий Российской Федерации против Украины и Запада
10 сентября с. г. в России завершился комплекс широкомасштабных военных мероприятий, объединенных в рамках СКШН «Кавказ-2016», которое проводилось в Южном военном округе (ВО) Вооруженных сил Российской Федерации, с участием соединений и частей Западного и Центрального ВО, а также Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Воздушно-десантных войск (ВДВ), Воздушно-космических сил (ВКС) и сил Черноморского, Северного и Балтийского флотов.
Анализ данных мероприятий позволяет сделать вывод об отработке Москвой сценария полномасштабной войны со США/НАТО и Украиной на Юго-Западном стратегическом направлении РФ, в т. ч. с применением ядерного оружия. В рамках указанного сценария рассматривались две возможные причины возникновения такой войны, а именно:
первая — проведение Россией масштабной операции по созданию сухопутного коридора в Крым и Приднестровье, а при благоприятных обстоятельствах — захват всей юго-восточной Украины;
вторая — реагирование России на «...действия Украины, при поддержке США и НАТО, по силовому восстановлению контроля над Крымом и в ответ на террористическую деятельность Украины в Крыму».
На этом фоне отрабатывались задачи по защите критически важных объектов, а также недопущению дестабилизации обстановки во внутренних регионах Российской Федерации как в результате специальных действий противника, так и вследствие возникновения социальных волнений из-за обострения экономических проблем в стране.
Основные этапы войны России со США/НАТО и Украиной включали:
первый — проверку готовности федеральных органов исполнительной власти и предприятий оборонно-промышленного комплекса к действиям в условиях военного времени; проведение мобилизации, а также развертывание войск территориальной обороны (ТО). Всего было призвано из запаса более 7000 резервистов из разных регионов РФ. Именно на их базе были созданы подразделения ТО. Кроме того, отдельно проверялись мобилизационные планы и ресурсные запасы на предприятиях российской промышленности;
второй — создание группировки ВС РФ вблизи границ Украины и на Северном Кавказе России. В его состав вошли соединения и части 49-й и 58-й общевойсковых армий Южного ВО, а также 1-й танковой и 20-й общевойсковой армий Западного ВО, 2-й общевойсковой армии Центрального ВО, соединения и части ВДВ и специального назначения, а также фронтовой и армейской авиации, которые были перебазированы на юг Российской Федерации. Кроме того, были развернуты и подготовлены к боевому применению ударное и десантное соединения кораблей Черноморского флота, которые усиливались кораблями с Северного и Балтийского флотов ВС РФ, а также корабельные ударные группы Каспийской флотилии ВС РФ.
В целом указанные группировки, по разным источникам, включали до 120 тыс. человек, из них — до 100 тыс. человек были непосредственно развернуты: на оккупированных украинских территориях — около 58 тыс. человек /в т. ч. в Крыму — до 23 тыс.; на оккупированной территории Донбасса — около 35 тыс./, а также на границе с Украиной — более 42 тыс. человек.
На этом же этапе осуществлялись мероприятия по прикрытию оперативного развертывания своих войск (сил) и срыву развертывания сил противника путем нанесения ракетно-бомбовых ударов силами дальней (стратегической) бомбардировочной, ударной фронтовой и армейской авиации ВКС ВС РФ по территориям Украины и ее союзников, а также с целью блокирования Черноморских и Балтийских проливов;
третий — проведение наступательных/оборонительных операций: в первом случае — в рамках наступления на Украину, во втором — в ходе «защиты Крыма». При этом во втором случае ключевым моментом СКШН «Кавказ-2016» (при непосредственном присутствии министра обороны РФ С. Шойгу) стало проведение двусторонних тактических учений бригадного уровня на мысе Опук в Крыму с отработкой задач высадки и отражения морского и воздушного десантов противника с последующим развитием наступательных/контрнаступательных действий;
четвертый — развертывание действий Вооруженных сил Российской Федерации и ее союзников в стратегической глубине территории противника на южном фланге НАТО — на Балканах. Отработка этого этапа планируется в ходе совместных учений российских, белорусских и сербских вооруженных сил «Славянское братство-2016» и российско-сербских учений «Барс-2016» в Сербии на рубеже сентября-октября этого года;
пятый — нанесение ракетно-ядерных ударов по объектам критической инфраструктуры на территории противника — с целью удержания стратегической инициативы в войне со США/НАТО и принуждения противника к капитуляции на выгодных для России условиях. В частности, на завершающем этапе проведения КШТ РВСН 9 сентября с. г. с космодрома «Плесецк» был произведен реальный успешный пуск МБР «Тополь» в направлении полигона на Камчатке.
ІІІ. Украина, международные организации и ведущие западные страны
Несмотря на попытки достижения компромиссов с Россией, в т. ч. за счет интересов Украины, Европейский Союз продолжает придерживаться последовательной санкционной политики в отношении Российской Федерации. В частности, 15 сентября с. г. Европейская комиссия приняла официальное решение о продлении до марта 2017 года индивидуальных санкций против физических и юридических лиц России, причастных к вооруженной агрессии против Украины.
Вместе с тем, ситуация в ЕС остается достаточно сложной, что подрывает единство Европейского Союза также и по «украинскому вопросу». В то же время, существенной проблемой для Украины является обострение предвыборной борьбы в США, что отвлекает внимание Вашингтона от проблем вокруг Украины.
3.1. Международные организации
Европейский Союз. 16 сентября с. г. в Братиславе был проведен неформальный саммит Европейского Союза — впервые без Великобритании. Обсуждались вопросы экономического развития ЕС, а также усиления безопасности организации в условиях повышения уровня угроз со стороны Российской Федерации и «миграционного кризиса» в Европе. По результатам встречи был принят план мероприятий по решению этих проблем. В частности, предполагается расширение Европейского фонда стратегических инвестиций, оказание помощи странам ЕС в борьбе с безработицей, введение более жесткого режима охраны границ Европейского Союза, а также углубление взаимодействия стран-членов организации в области безопасности и обороны. Кроме того, были подтверждены все санкции ЕС против России, которые будут действовать до 15 марта 2017 года.
Накануне саммита, 14 сентября с. г. указанные вопросы поднимались в ежегодном выступлении председателя Европейской комиссии Ж. Юнкера перед Европейским парламентом. Наряду с констатацией экономических проблем и проблем в сфере безопасности ЕС, он обратил внимание и на распространение «экзистенциального» кризиса в Европейском Союзе, а именно — предоставление рядом членов организации преимуществ собственным интересам над общими европейскими ценностями. С целью усиления безопасности ЕС Ж. Юнкер выступил с предложением о создании совместных вооруженных сил Европейского Союза, которые должны сосредоточить усилия на защите Европы в координации с НАТО.
Примером осложнения ситуации в ЕС является распространение евроскептических и сепаратистских настроений в отдельных странах организации. В частности, 11 сентября с. г. в Барселоне и ряде других городов автономной коммуны Каталония состоялись массовые митинги под лозунгами отделения их края от Испании. По официальным данным, в мероприятиях, которые поддержал глава провинции К. Пучдемонт, приняли участие 540 тыс. человек. В 2014 году правительством Каталонии был организован неофициальный опрос, по результатам которого 80 % граждан поддержали независимость провинции. Вместе с тем, власти Испании запрещают проведение референдума по этому вопросу.
Кроме того, существенной проблемой для ЕС остается наплыв беженцев, что приводит к углублению разногласий между европейскими странами и подрывает единство Европейского Союза. В частности, 12 сентября с. г. министр иностранных дел Люксембурга Ж. Ассельборн выступил с публичной критикой Венгрии и лично председателя венгерского правительства В. Орбана за политику в отношении беженцев. По словам Ж. Ассельборна, такая политика дискредитирует ЕС перед всем миром. Учитывая это, он призвал исключить Венгрию из состава этой организации.
Приведенные тенденции активно поддерживаются и используются Россией в своих целях для дальнейшего ослабления и раскола ЕС.
3.2. Ведущие западные страны
США. С приближением даты проведения (8 ноября с. г.) президентских выборов в США, которые будут иметь принципиально важное значение для Украины с точки зрения возможности прихода к власти устойчивого противника России Х. Клинтон или пророссийского кандидата Д. Трампа, предвыборная ситуация в Соединенных Штатах Америки приобретает дальнейшее обострение.
Так, временный срыв Х. Клинтон на основе состояния ее здоровья был в полной мере использован в своих целях ее политическими противниками как внутри США в лице Д. Трампа, так и внешними силами, прежде всего Российской Федерацией. На теме болезни Х. Клинтон была развернута масштабная информационная кампания по подрыву ее предвыборных позиций. Следствием этого стало падение рейтинга Х. Клинтон (41 %), который практически сравнялся с рейтингом Д. Трампа (40 %).
В свою очередь, правоохранительными органами США, при содействии политических сил, приверженных Х. Клинтон, было начато расследование деятельности так называемой Организации (Фонда) Д. Трампа. В результате были выявлены достаточно устойчивые связи указанной структуры с иностранными политиками и даже уголовными лицами.
ІV. Другие важные тенденции и события, касающиеся национальных интересов Украины
Решение «украинского вопроса», как главной предпосылки отмены западных санкций против России (конечно же, на российских условиях), приобретает особое значение для режима В. Путина в условиях дальнейшего ухудшения состояния российской экономики.
Так, по прогнозу российского Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА, создано в РФ как альтернатива международным рейтинговым агентствам Standard & Poor's, Moody's и Fitch), рецессия российской экономики, как минимум, продлится до 2017 года. При этом в 2016 году падение ВВП РФ ожидается на уровне 1,5 %, а снижение реальных доходов населения — на 10 %.
Приведенные процессы влияют и на отношение к России со стороны ее ближайших союзников. Несмотря на стратегическое партнерство между Беларусью и Россией, белорусская сторона дистанцируется от антизападной политики Москвы и демонстрирует готовность к уступкам США и ЕС по вопросам демократизации политической системы страны. Так, по итогам парламентских выборов в Беларуси 11 сентября с. г. (фактически контролируются властями страны) в палату представителей Национального собрания впервые с середины 90-х годов были допущены два оппозиционных политика. В частности, ими стали Анна Конопацька от Объединенной гражданской партии и Елена Анисис от Союза белорусского языка.
Вместе с тем, выборы в Беларуси вызвали неоднозначные оценки в США и ЕС. Так, Государственный департамент США приветствовал мирный характер голосования в Беларуси, а также отметил положительные изменения в избирательном процессе в стране и прохождение оппозиционных кандидатов в белорусский парламент. В то же время было отмечено общее несоответствие выборов демократическим нормам. Аналогичный вывод был сделан руководством Европейского Союза, которое призвало Беларусь продолжить реформы избирательной системы страны.
V. Основные тенденции в развитии ситуации вокруг Украины на перспективу
5.1. Ключевые события и тенденции, которые будут иметь наиболее важное значение для Украины
В ближайшей перспективе определяющим индикатором реального отношения США и ЕС к вооруженной агрессии России против Украины станет оценка западными странами (как и международными организациями) результатов парламентских выборов в Российской Федерации 18 сентября с. г. В этой связи главной коллизией является проведение режимом В. Путина голосования в Государственную думу РФ в оккупированном Крыму, что абсолютно незаконно как с точки зрения Украины, так и ее западных союзников, которые демонстрируют категорическое непризнание законности аннексии Россией Крыма.
Так, непризнание США и Европейским Союзом парламентских выборов в России четко и однозначно подтвердит твердость их позиций в смысле поддержки Украины и оказания давления на Российскую Федерацию. В противном случае, Запад продемонстрирует двойные стандарты в своем отношении к нашему Государству и режиму В. Путина, а также неготовность реально противостоять Москве. При этом по сути будет легализована аннексия Россией украинского Крыма.
Все это ставит США и ЕС в достаточно сложное положение. С одной стороны, они фактически стоят перед перспективой дальнейшего обострения отношений с Россией до критического уровня, а с другой — могут потерять свой авторитет как действительно влиятельных сил мирового уровня. Учитывая указанное, следует ожидать определенного «компромиссного» шага Вашингтона и Брюсселя. В частности, они громко осудят российские выборы в Крыму и не признают их результаты (об этом уже заявил Государственный департамент США). Вместе с тем, всеобщие выборы в Государственную думу РФ будут де-факто признаны по «молчаливому согласию».
Однако, в любом случае проведение Россией парламентских выборов в Крыму позволяет оппонентам режима В. Путина в любое время поставить под сомнение легитимность Государственной думы РФ и все ее решения. Тем самым, Украина и ее партнеры получат адекватный механизм реагирования на утверждение российской стороны о «незаконности» украинской власти.
5.2. Перспективы развития событий в зонах конфликтов на территории Украины
В течение определенного времени Россия может и будет сохранять перемирие на Донбассе, по крайней мере уменьшив количество обстрелов позиций украинских войск и мирных населенных пунктов. В дальнейшем же все будет зависеть от реакции Украины на упомянутый выше план Москвы по «урегулированию» конфликта на востоке нашего Государства.
Так, если Украина согласится с требованиями Российской Федерации, боевые действия в основном будут прекращены, а конфликт «заморожен» на условиях и в пользу Москвы. В случае сохранения Украиной бескомпромиссных позиций по отстаиванию своих национальных интересов — Россия снова активизирует вооруженное противостояние на Донбассе до максимально возможного уровня. При этом вполне возможным станет проведение Россией и локальных, а также более масштабных наступательных операций.
В то же время, с целью усиления давления на Украину и западные страны Россией будут проводиться очередные «внезапные проверки» и учения ВС РФ на украинском и европейском направлениях, а также усиливаться провокации в Черноморском и Балтийском регионах.
5.3. Другие важные события, которые будут иметь влияние на интересы и безопасность Украины
30 октября с. г. в Молдове планируется проведение первых с 1996 года прямых президентских выборов (до этого времени проводились парламентом страны). Результаты голосования будут иметь определяющее значение с точки зрения как внешнего, так и внутреннего курса Молдовы, а также ее отношений с Украиной.
На сегодняшний день выдвинуты восемь кандидатов на должность главы Молдавского государства, а именно: Д. Чубашенко — кандидат от Нашей партии; А. Нестасе — кандидат от Партии «Достоинство и правда»; М. Гимпу — кандидат от Либеральной партии; М. Санду — кандидат от партии «Действие и Солидарность»; Ю. Лянкэ — кандидат от Европейской народной партии Молдовы; И. Додон — кандидат от Партии социалистов Республики Молдова; Н. Корж — независимый кандидат; М. Лупу — кандидат от Демократической партии Молдовы.
Как минимум, трое из них — Д. Чубашенко, М. Гимпу и И. Додон непосредственно поддерживаются Российской Федерацией, которая таким образом пытается повлиять на политику Молдовы сегодня и на перспективу.