КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ ВОКРУГ УКРАИНЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ
(13.06.-19.06.2016 г.)
І. Особенности развития ситуации в зонах конфликтов на территории Украины и вокруг нашего Государства
1.1. Восток Украины (зона АТО)
В течение минувшей недели ситуация в зоне конфликта на Востоке Украины существенно усложнилась и характеризовалась пиковым обострением вооруженного противостояния 12-15 июня с. г. до самого высокого уровня с момента заключения мирных договоренностей в начале этого года.
Российско-террористические войска усилили интенсивность ведения огня по позициям сил АТО и мирным населенным пунктам практически по всей линии фронта до 60 обстрелов в сутки. При этом применялись тяжелые системы вооружений, включая пушки калибром 152-мм. Осуществлялись также отдельные попытки прорыва линии обороны Вооруженных Сил Украины.
В результате активных действий противника, наиболее напряженная обстановка сложилась в районе шахты «Бутовка-Донецкая» в промышленной зоне Авдеевки. В то же время усиленным обстрелам подвергались также и ряд других опорных пунктов сил АТО и населенных пунктов на Донецком, Луганском и Мариупольском направлениях.
Отмечались признаки продолжения подготовки России к возможности проведения более масштабной наступательной операции в глубину территории Украины. Свидетельством этого стало увеличение объемов переброски тяжелого вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и других материально-технических средств для нужд российско-террористических формирований. Кроме того, продолжались мероприятия по совершенствованию передовой инфраструктуры и сосредоточению войск в вероятных исходных районах.
Как и в предыдущих случаях, обострение вооруженного противостояния на Донбассе было спровоцировано Россией накануне и в ходе проведения очередной встречи Трехсторонней контактной группы в Минске 15 июня с. г. Причиной исключительной интенсивности боевых действий со стороны российско-террористических сил стало рассмотрение участниками переговоров двух принципиально важных вопросов, а именно: определение основных условий проведения местных выборов на Донбассе, а также принятие решения по развертыванию вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ в зоне конфликта на Востоке Украины.
Свидетельством повышенного внимания сторон к этим проблемным вопросам стало вынесение их на рассмотрение специальных представителей «Нормандской четверки», а также участие в переговорах помощника президента Российской Федерации — одного из основных кураторов «ДНР»/ЛНР» — В. Суркова.
С учетом приведенных обстоятельств, а также стратегических интересов России в отношении Украины, действия Москвы относительно последней активизации провокаций на Донбассе предусматривали:
по первому вопросу — принуждение Украины к принятию российского варианта организации выборов в «ДНР» и «ЛНР» (до вывода оккупационных войск, вооружения и военной техники с их территории и передачи Киеву контроля над восточным участком границы страны, как того требует Украинская Сторона);
по второму вопросу — демонстрацию невозможности размещения вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ на Востоке Украины вследствие продолжения активных боевых действий в зоне конфликта.
Наряду с провоцированием напряженности на Донбассе, ощутимым фактором давления на Украину со стороны России стало фактическое блокирование ею процесса обмена пленными путем сокрытия информации в отношении украинских военнослужащих и других граждан, находящихся в плену у российской стороны и ее марионеток.
Из-за принципиальной неприемлемости таких подходов для Украины, последняя встреча Трехсторонней контактной группы в Минске фактически завершилась безрезультатно, за исключением достижения отдельных договоренностей по торгово-экономическим вопросам.
1.2. Крым
В связи с острой нехваткой средств на интеграцию оккупированного Крыма в политико-экономической системе России, 14 июня с. г. Государственная дума РФ продлила переходный период на Крымском полуострове до 1 января 2019 года. В частности, это касается перевода на российские стандарты всех форм экономической деятельности в Крыму. Указанное фактически «консервирует» проблемы бизнеса в Крыму, который не имеет возможностей для нормального сотрудничества с партнерами в России через законодательные разногласия.
На этом фоне российские эксперты констатируют сохранение тенденции снижения «эйфории» о присоединении Крыма к России как в пророссийской части населения полуострова — через усложнение экономических проблем региона, так и в самой Российской Федерации — в результате негативного влияния западных секторальных санкций на российскую экономику.
В таких условиях, вместо сосредоточения усилий на решении экономических проблем Крыма, руководство РФ усиливает репрессивные меры против общественных организаций и отдельных активистов, которые выражают недовольство политикой режима В. Путина и выступают за возвращение Крымского полуострова Украине. В частности, 12 июня с. г., в так называемый «День России» в ряде городов Крыма задержали несколько человек, которые вышли на улицы с украинскими флагами, и которым инкриминируются обвинения в «экстремистской деятельности».
Кроме того, отдельным направлением жестких репрессивных действий Москвы остается подавления антироссийских настроений в среде крымских татар. По оценке Меджлиса крымскотатарского народа, на сегодняшний день около половины политических заключенных в России являются крымскими татарами. Высказывается мнение о целенаправленном вытеснении из Крыма всех противников Российской Федерации и, прежде всего, крымских татар.
Следствием такой политики стало увеличение количества переселенцев с территории Крыма на материковую часть Украины и в другие страны. По данным женевской правозащитной группы Internal Displacement Monitoring Centre, со времени оккупации Крыма количество таких переселенцев составило 50-60 тыс. человек (по украинским данным — до 100 тыс. человек).
ІІ. Другие важные факторы развития обстановки вокруг Украины, затрагивающие ее национальные интересы и безопасность
Российская Федерация. Активизация вооруженных провокаций России на Донбассе сопровождалась действиями Москвы по демонстрации военной силы перед Украиной и ее западными партнерами. Так, согласно распоряжению президента РФ В. Путина, 14 июня с. г. была начата внезапная проверка группировок российских войск в Западном и Южном военных округах, а также оккупированном Крыму (под личным контролем министра обороны РФ С. Шойгу, который прибыл в Крым). В ходе внезапной проверки отрабатывались вопросы действий мобильных сил при проведении наступательных операций.
На этом фоне, руководство Российской Федерации подтвердило решимость намерений о продлении своего курса, несмотря на давление со стороны Запада. По заявлению министра иностранных дел С. Лаврова в ходе его выступления в Государственной думе РФ 15 июня с. г., санкции США и ЕС не заставят Москву изменить свою внешнюю политику. При этом он обвинил Запад в проведении «неадекватной» политики в отношении России.
Резонансным политическим событием в развитии ситуации вокруг нашего государства стал международный экономический форум в Санкт-Петербурге 16-18 июня с. г., который был использован руководством Европейского Союза и пророссийскими силами Европы для демонстрации своего отношения к политике режима В. Путина и перспективам европейской и евроатлантической интеграции Украины.
Так, впервые с момента введения ЕС санкций против России, в мероприятии принял участие представитель высшего руководящего органа Европейского Союза — Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер. Выступая на форуме, он осудил вооруженную агрессию России против Украины и подтвердил солидарность ЕС в вопросе продолжения санкций против нее до выполнения Москвой Минских договоренностей. При этом он особо отметил необходимость вывода российских войск и вооружения с украинской территории и возвращения под контроль Украины ее восточной границы. Ж.-К. Юнкер признал право Украины, как независимого государства, самостоятельно выбирать свой внешний курс. В то же время он подтвердил возможность возобновления сотрудничества ЕС с Россией в случае урегулирования ситуации вокруг Украины.
В противовес позиции руководства ЕС, бывший президент Франции Н. Саркози выступил за необходимость взаимной отмены санкций Европейским Союзом и Россией и призвал В. Путина сделать первый шаг в этом направлении. В то же время он фактически обвинил Украину в «ущемлении прав» русскоязычного меньшинства на украинской территории, а также открыто заявил о невозможности вступления Украины в НАТО и ЕС.
ІІІ. Украина и ее союзники и партнеры
Европейский Союз. Руководство Европейского Союза в целом сохраняло положительное отношение к Украине и демонстрировало готовность к продолжению санкций против России до полного выполнения ею Минских договоренностей. Вместе с тем, отмечалось усиление скептического отношения ряда стран ЕС к перспективам европейской интеграции Украины и увеличению количества стран-членов ЕС-сторонников Москвы.
Так, по заявлению Президента Европейского Совета Д. Туска от 16 июня с. г., решение о продлении санкций против Российской Федерации будет принято уже в конце июня с. г. (ориентировочно, 24 июня с. г.). Причиной этого он назвал продолжение Россией вооруженной агрессии против Украины и демонстративное невыполнение Москвой Минских договоренностей.
Вместе с тем, негативным сигналом для Украины стали очередные пророссийские акции в Европейском парламенте (ЕП). 13 июня с. г. группа из 12 депутатов ЕП от Франции, Италии и ФРГ выступила с призывом к европейским странам снять санкции с руководства российских спецслужб. «Целесообразность» такого шага была мотивирована «... положительным опытом сотрудничества между ЕС и Россией по вопросам борьбы против исламского терроризма в Сирии и необходимостью создания благоприятных условий для дальнейшего углубления взаимодействия сторон по вопросам безопасности». По оценкам западных экспертов, истинной причиной такой акции стали попытки пророссийского лобби в ЕП создать прецедент для начала свертывания санкций Европейского Союза в отношении России.
В то же время в руководящих органах ЕС продолжается рассмотрение перспектив введения безвизового режима с Украиной. 13 июня с. г., в рамках специального доклада в Комитете по иностранным делам Европейского парламента, депутат от Польши Я. Сариуш-Вольский отметил необходимость скорейшего предоставления безвизового режима Украине, а также недопустимости увязки данного вопроса с принятием соответствующих решений в отношении третьих стран, в частности Турции.
Стоит отметить, что обсуждение доклада Я. Сариуш-Вольского, а также публичные выступления представителей руководства стран-членов ЕС показали сохранение существенных разногласий в Европейском Союзе относительно возможности отмены визового режима с Украиной.
НАТО. С приближением Варшавского саммита НАТО (8-9 июля с. г.) руководство Североатлантического союза продолжает обсуждение вопросов укрепления Альянса в контексте адекватного реагирования на усиление угроз со стороны России.
Указанные вопросы обсуждались в ходе встречи министров обороны стран-членов НАТО 13-15 июня с. г. Во время мероприятия Генеральный секретарь Североатлантического союза Й. Столтенберг выразил обеспокоенность Альянса продолжением вооруженного конфликта на Донбассе, а также возложил на Россию ответственность за сохранение напряженности в этом регионе. Кроме того, он обвинил Москву в активизации провокаций против стран НАТО и ЕС.
Й. Столтенберг также подтвердил намерения Альянса продолжить шаги по укреплению системы обороны НАТО на Восточном направлении. В частности, по его словам, в Польше и странах Балтии будут развернуты четыре батальона сил НАТО численностью от 800 до 1000 военнослужащих. Наряду с этим, в течение следующих двух-трех лет будет создана региональная система ПВО Польши, Литвы, Латвии и Эстонии.
Планируется также наращивание военного потенциала НАТО и в Черноморском регионе. Кроме уже принятых мер, рассматривается предложение Румынии по развертыванию на ее территории штаба многонациональной бригады НАТО.
Кроме того, предполагается дальнейшее совершенствование возможностей Сил реагирования НАТО (англ. — NATO Response Force /NRF/), предназначенных для оперативного усиления группировки войск Альянса на угрожаемых направлениях. С целью своевременного выявления таких угроз вводится новая должность заместителя Генерального секретаря НАТО по вопросам разведки.
Для обеспечения реализации указанных планов, в 2017 году предусматривается увеличение военных расходов НАТО на 3 млрд дол. США, что составляет 1,5 % от сегодняшнего военного бюджета Альянса.
Вместе с тем, Й. Столтенберг выразил готовность НАТО и к диалогу с Россией в интересах совместного решения проблем европейской безопасности. В этой связи он не исключил возможности проведения заседания Совета Россия-НАТО накануне Варшавского саммита Альянса.
В рамках встречи министров обороны стран-членов Североатлантического союза было проведено заседание Комиссии Украина-НАТО. По результатам мероприятия согласовано новый комплексный пакет помощи Альянса Украине. Кроме того, заключено соглашение о взаимодействии между Министерством обороны Украины и Агентством НАТО по техническому обслуживанию.
На этом фоне продолжалась серия совместных учений с участием стран-членов и партнеров НАТО.
Так, на территории Польши продолжались военные учения НАТО «Анаконда-2016» (07-17.06.2016). Комментируя ход их проведения (отработка совместных действий национальных и коалиционных командований и подразделений в рамках объединенной военной операции в условиях «гибридной войны»), Президент Польши А. Дуда отметил усиление агрессивного характера внешней политики России, что требует соответствующего реагирования НАТО. В этом контексте проведение такого рода учений показало повышение уровня способности НАТО обеспечить коллективную оборону стран Европы и непосредственно Польши.
В то же время министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (политик от Социал-демократической партии Германии) раскритиковал учение НАТО и партнеров «Анаконда-2016», признав их вызовом России. По его мнению, ошибается тот, кто пытается «...с помощью символического парада танков на восточных границах НАТО обеспечить больше безопасности Альянса». Он назвал «роковой ошибкой» намерения сосредоточить все внимание на военных аспектах и искать спасение в политике устрашения. При этом он призвал не возрождать старую конфронтацию и вести диалог с Россией, принуждая ее к «ответственному партнерству» с целью разоружения в Европе.
В период 13-17 июня с. г. в Черном море были проведены совместные учения ВМС США и Румынии. Отрабатывались задачи взаимодействия подразделений военно-морских сил двух стран при проведении совместных операций по отражению внешней агрессии. Со стороны США в учении участвовал эсминец USS Porter (оборудован системой ПРО Aegis и 56 крылатыми ракетами Tomahawk), а со стороны Румынии — фрегат Regina Maria, корвет, вертолет Puma Naval и три самолета Mig 21 Lancer.
ФРГ. Несмотря на внутренние разногласия с российско-украинского вопроса, наиболее стойкие позиции в вопросе поддержки Украины среди стран «старой» Европы продолжала демонстрировать ФРГ.
По заявлению министра обороны страны У. Ляйен немецкому изданию Die Welt 13 июня с. г., восстановление конструктивного партнерства между ФРГ и Россией абсолютно невозможно без решения проблемы аннексии Россией Крыма и прекращения вооруженных провокаций Москвы на Донбассе. Аналогичные оценки были высказаны и министром финансов ФРГ В. Шойбле.
Выступая в Бундестаге 15 июня с. г., Федеральный канцлер Германии А. Меркель высказалась в поддержку либерализации визового режима ЕС с Украиной одновременно с Турцией и Грузией. Однако, на ее взгляд, до решения данного вопроса должны быть разработаны механизмы срочного восстановления визовых ограничений при форс-мажорных обстоятельствах.
По последним сообщениям Deutsche Welle, председатель комитета по иностранным делам Европейского парламента Эльмар Брок (ХДС) исключил возможность быстрого ослабления санкций против России. По его словам, продление санкций против России еще на шесть месяцев — «вне вопроса». Постепенное смягчение санкций возможно только тогда, «... когда будет прогресс в мирном процессе», — заявил Э. Брок.
Таким образом Э. Брок ответил на инициативу ряда представителей немецкого бизнеса и министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера (СДПГ) о необходимости поэтапного снятия экономических санкций с Москвы в ответ на прогресс в Минском процессе, не дожидаясь полного выполнения Минских соглашений.
Кроме того, 17 июня с. г. Евросоюз продлил запрет на экономические связи с аннексированным Россией украинским полуостровом Крым до 23.06.2017 года. Санкции предусматривают запрет на импорт продуктов из Крыма, инвестиции, сотрудничество в туристической сфере и экспорт некоторых товаров и услуг.
Франция. На официальном уровне поддержку Украины декларирует также и Франция. Указанная позиция была высказана послом Франции в Украине И. Дюмон во время презентации исследования «Аудит внешней политики Украина-Франция» 14 июня с. г. в Киеве. По ее словам, правительство Франции занимает четкую позицию относительно возможности ослабления санкций в отношении России только в случае полного выполнения ею Минских договоренностей. Кроме того, Франция выступает за либерализацию визового режима ЕС с Украиной. При этом, И. Дюмон опровергла возможность влияния призыва нижней палаты французского парламента — Национального собрания /Национальной ассамблеи/ Франции — о необходимости отмены санкций против России — на соответствующие официальные решения Парижа.
Нидерланды. Против европейской интеграции Украины фактически выступило правительство Нидерландов. 13 июня с. г. премьер-министр нидерландского правительства М. Рютте выразил сомнения относительно присоединения его страны к Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Причиной этого были названы негативные результаты референдума в Нидерландах по этому вопросу. Кроме того, М. Рютте вообще подверг сомнению возможность отмены визового режима между Нидерландами и Украиной.
Словения. Глава МИД Словении К. Ерьявец, находясь с визитом в Москве 14 июня с. г., высказался за необходимость более гибкого подхода ЕС к проведению санкционной политики в отношении России. По его словам санкции против Российской Федерации не привели к улучшению ситуации в Украине, вследствие чего требуют объективного пересмотра. При этом К. Ерьявец акцентировал внимание на «...ошибочности практики связывания политики и экономики при решении проблем международной безопасности».
ІV. Основные тенденции в развитии ситуации вокруг Украины на перспективу
4.1. В зонах конфликтов на территории Украины
На следующей неделе следует ожидать продолжения и, что наиболее вероятно, усиления вооруженных провокаций России в зоне конфликта на Востоке Украины. Так, неотвратимость продления санкций против России накануне или в ходе саммита ЕС неизбежно вызовет негативную реакцию режима В. Путина, который может прибегнуть к «акции мести» путем радикального обострения вооруженного противостояния на Донбассе.
Кроме того, 29 июня с. г. планируется проведение следующей встречи Трехсторонней контактной группы в Минске, что также может стать поводом для активизации вооруженных провокаций России, как средства давления на Украину. Данный вопрос остается очень актуальным для Москвы, в связи с сохранением на повестке дня вопросов о проведении местных выборов на Донбассе и развертывания вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ на Востоке Украины.
В данном контексте, наряду с усилением обстрелов позиций сил АТО по всей линии фронта, не исключается возможность перехода России к прямым попыткам их прорыва на ряде направлений, прежде всего в районах — Авдеевки, Донецкого аэропорта и в окрестностях Мариуполя.
В то же время могут быть проведены резонансные провокации и теракты против мирного населения на территориях «ДНР» и «ЛНР» с последующими обвинениями Украины в нарушениях Минских договоренностей. Исходя из предыдущего опыта, все это будет сопровождаться массированной информационной кампанией антиукраинской и антизападной направленности, в т. ч. с привлечением подконтрольных России европейских СМИ и политических сил.
4.2. В европейском регионе и вокруг Украины
Великобритания. 23 июня с. г. состоится референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе. Сейчас к его возможным последствиям готовится весь мир. Украина также должна готовиться к возможным проблемам.
Во-первых, к экономическим. Ведь, если Великобритания покинет ЕС, то Украине снова придется договариваться с нею об открытии рынка. Во-вторых, со стороны Лондона, Киев потеряет значительную поддержку на пути к евроинтеграции. И, в-третьих, британцам со своими проблемами уже будет не до украинских. А это сильно сыграет на руку Кремля.
Какими бы оптимистичными не пытались сегодня выглядеть европейские лидеры, но в любом случае выход Великобритании значительно ослабит Европейский Союз. В своих рядах Европа потеряет страну с мощной экономикой, а также не досчитается немалых взносов в собственном бюджете. Более того, примеру британцев могут последовать еще несколько стран-евроскептиков. Первый неутешительный сигнал уже пришел из Швейцарии, которая отказалась от подачи заявки на вступление в ЕС.
По оценкам ведущих экспертов и аналитиков, вопрос проведения референдума в Великобритании о ее выходе из ЕС, по сути, спровоцировали три главных фактора: обострение экономических проблем; миграционный кризис и собственно обычные амбиции некоторых британских политиков.
Вместе с тем, нелегкие времена эксперты предсказывают и для Британии, если она выйдет из Евросоюза, а именно: падение экономического роста сразу же на несколько процентов; отток инвестиций; удар по банковской системе; закрытие образовательных и трудовых границ. И что самое страшное для Лондона — возможная потеря доступа к единому огромному европейскому рынку.
Настроения у британцев сейчас неоднозначны. Впрочем, по данным последних опросов, тех, кто «за» Британию в ЕС, все же больше.
Европейский Союз. Одним из ключевых внешнеполитических событий июня с. г. станет визит Президента Украины П. Порошенко в Брюссель 27 июня 2016 года, который состоится накануне саммита ЕС, запланированного на 28-29 июня с. г.
Как ожидается, в формате предстоящего визита Президент Украины проведет двусторонние консультации и переговоры с президентом Европейского Совета Дональдом Туском, президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, а также президентом Европарламента Мартином Шульцем. Большинство экспертов и аналитиков уже называют данные переговоры минисаммитом Украина-ЕС. Отмечается, что целью будущих переговоров для Украины будет реализация двух стратегических задач.
Первая стратегическая задача связана с необходимостью сохранения, продления и расширения секторальных санкций в отношении Российской Федерации до «...полного выполнения российской стороной взятых на себя обязательств в рамках Минских договоренностей, а также деоккупации Крыма». Украина также будет настаивать на расширении «пакета санкций» в отношении России в связи с «...запретом Меджлиса крымскотатарского народа и преследованиями крымских татар».
Второй стратегической задачей является обсуждение проблем и перспектив либерализации визового режима для граждан Украины. Украинская сторона, в формате будущих встреч, может выразить «серьезную озабоченность», связанную с затягиванием в институтах ЕС рассмотрения вопроса безвизового режима для граждан Украины. При этом Украина будет акцентировать внимание на том, что у ЕС есть определенные обязательства перед украинской стороной по вопросам либерализации визового режима, и будет настаивать на скорейшем принятии политического решения по данному вопросу без учета позиции «блокирующего меньшинства» из нескольких стран Европейского Союза.
Также ключевой темой переговоров будет нынешняя военно-политическая ситуация на Донбассе, связанная с эскалацией военного противостояния в регионе и «агрессивными действиями Российской Федерации». Украинская сторона планирует инициировать вопросы, касающиеся выполнения противоборствующими сторонами на Донбассе Комплекса мер по реализации Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года («Минск-2»), а также выразит готовность Украины к мирному, политико-дипломатическому урегулированию военного конфликта в регионе.
Кроме этого, украинская сторона в ходе переговоров планирует обсудить вопросы, связанные с выполнением Соглашения между Украиной и ЕС о зоне свободной торговли, а также комплекс вопросов, связанных с энергетической безопасностью.
В ходе предстоящих переговоров высшего политического руководства ЕС и Украины планируется участие вице-президента ЕК-Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, вице-президента ЕК по вопросам Энергетического союза Мароша Шефчовича, а также еврокомиссара по расширению и европейской политики соседства и переговоров Йоханнеса Хана.
Следует отметить, что этому мероприятию будет предшествовать встреча министров иностранных дел стран-членов ЕС 24 июня с. г., в ходе которой планируется рассмотрение вопросов санкционной политики Евросоюза в отношении России, а также перспектив введения ЕС безвизового режима с Украиной.
Оба этих вопроса вызывают неоднозначное отношение со стороны стран ЕС, что может привести к острой дискуссии во время их обсуждения. При этом основными проводниками украинских интересов будут оставаться ФРГ, Польша и страны Балтии. В то же время, самые большие препятствия в плане их реализации будут создавать Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Португалия, Греция, Словения, Чехия и Венгрия.
ФРГ. По имеющейся информации, Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель собирается в ближайшее время встретиться с президентом России Владимиром Путиным, чтобы обсудить с ним возобновление мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Как сообщает Deutsche Welle, в «идеальном случае» встреча должна состояться до саммита НАТО, запланированного на 8-9 июля с. г.
Кроме того, распространилась информация о возможной встрече лидеров «нормандской четверки» также накануне Варшавского саммита НАТО.
Как указывалось выше, 15 июня с. г. в Минске состоялась «подготовительная встреча» в «нормандском формате», во время которой обсуждались, в первую очередь, вопросы организации выборов в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. Во встрече принимали участие заместитель главы Администрации президента Украины Константин Елисеев, советник президента РФ Владислав Сурков, а также советники Федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда.
Российская Федерация. В рамках торгово-экономического давления на Украину, в Москве было принято решение о продлении запрета на ввоз в Россию продовольственных товаров украинского производства до конца 2017 года. В настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет подготовку соответствующего документа по данному вопросу.