Анализ контента печатных и электронных средств массовой информации ведущих стран мира и сопредельных с Украиной государствах свидетельствует о большом внимании иностранной аудитории к украинской проблематике. Такая ситуация стала возможной, прежде всего, благодаря консолидированному политическому решению институций ЕС и руководства США, ФРГ, Великой Британии, Франции, Румынии, Польши, стран Балтии и других соседних стран о поддержке Украины в противостоянии с Россией и воплощении комплексных программ противодействия агрессивной российской пропаганде.
Вместе с тем, вследствие возникших новых глобальных и региональных вызовов мировому сообществу и отдельным государствам (ИГ, Сирия, Иран, миграционный кризис в ЕС, падение цен на нефть, снижение темпов роста китайской экономики, обеспокоенность политикой КНДР и тому подобное), чрезвычайной активности кремлевской пропагандистской машины, подкрепленной значительными финансовыми вливаниями, а также неудовлетворительной развитости украинской информационной инфраструктуры за рубежом, эксперты фиксируют тренд на снижение интереса к ситуации в Украине с осени 2015 года. К тому же путинские лоббисты за рубежом прикладывают усилия для того, чтобы навязать собственную интерпретацию событий и процессов в нашем государстве, придать украинским сюжетам второстепенное значение и трактовать их как составляющую геополитического противостояния России и Запада/США и сместить акценты с оккупации и аннексии Крыма и военного противостояния на Донбассе к новостям, связанным с коррупционными и внутриполитическими скандалами в Украине, «обнищанием» населения и протестной активностью украинских граждан.
В таких условиях, эксперты Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» попытались выработать срез зарубежного информационного пространства по странам для того, чтобы предоставить читателям возможность самостоятельно определить особенности восприятия иностранной аудиторией процессов в Украине.
Влиятельные издания Соединенных Штатов Америки в течение 2014-2016 годов демонстрировали объективность и настроенность на усиление политической, военной и финансовой поддержки демократической Украины, а также четкое фокусирование внимания читателей на ключевых проблемах — возвращении Крыма, реализации Минских договоренностей, низких темпах реализации реформ и необходимости сосредоточения усилий украинской власти на антикоррупционной и реформаторских программах.
Вследствие эффективных национальных регуляторно-правовых механизмов и высоких журналистских стандартов влиятельных СМИ, Кремль не в состоянии создать действенных механизмов воздействия на общеамериканскую аудиторию. Так, один из самых действенных (как надеялась Белокаменная) каналов доведения российской позиции — телеканал «RT America» — вообще не пользуется популярностью, а его аудиторией являются в основном эксперты узкоспециализированных политологических центров и учреждений США, а также антиглобалисты и маргинальные движения/группы.
Продвижением пророссийских публикаций в американском медиа-пространстве и организацией пиар-мероприятий для российской стороны занимались также нью-йоркские компании «5 WPR», «Squire Patton Boggs» и «PR Newswire». Среди других компаний, использованных Кремлем, информированные источники упоминают «Brunswick», «Hill&Knowlton», «Weber Shandwick», «Adams and Reese», а также бизнес-партнеры РФ — «ExxonMobil», «Chevron», «Cameron International Corporation», «Goldman Sachs» и некоторые другие американские банковские и финансовые учреждения.
В целом можно констатировать полный провал антиукраинских информационных кампаний в США. Возможно, именно поэтому усилия Кремля и российской дипломатии направлены в последнее время на использование американских лоббистских структур и пиар-агентств для «отбеливания» имиджа РФ, а также возобновления российско-американского диалога.
Акцент британских СМИ в течение последних месяцев смещался на другие, кроме украинской, «горячие» темы (террористические акты в Европе, конфликты на Ближнем Востоке, российская военная кампания в Сирии, будущее Великобритании в ЕС и т. п.). Из-за определенной «усталости» аудитории на украинском направлении происходит смещение внимания с темы российской агрессии против нашего государства на внутренние процессы в нашей стране, критическое освещение темпов внедрения реформ в Украине и действия украинской власти в борьбе с коррупцией и проведении судебной реформы.
В условиях дефицита качественного проукраинского англоязычного контента, который бы привлек внимание британской аудитории, основными каналами доведения «мессиджей об Украине» является Британско-украинское содружество, возглавляемое приближенным к Д. Фирташу членом верхней палаты британского парламента от Консервативной партии лордом Риcби, и Многопартийная группа дружбы с Украиной во главе с близким к лорду Риcби членом нижней палаты от Консервативной партии Дж. Ховартом.
Кремлевская пропаганда и антиукраинская риторика присутствует в британском информационном пространстве и распространяется через сеть российских государственных и частных медиа на территории страны (прежде всего «Russia Today», «Sputnik», «Russia Beyond the Headlines»), что создает реальные информационные угрозы для имиджа Украины в Великобритании.
Пророссийские медиа активно используют рост евроскептических настроений среди населения, а также антиамериканскую направленность маргинальных политических партий, которые в значительной степени получают подпитку от представительства «Россотрудничества». Кроме того, дополнительные возможности для донесения к западной аудитории российской позиции РПЦ по ключевым проблемам нынешнего времени будут создавать инициативы британского медиа-менеджера Г. Литтлера по реализации проекта, касающегося учреждения международного христианского канала. Не сомневаемся, что это предложение поддержат как митрополит Елисей, глава Сурожской епархии РПЦ, объединяющей приходы на территории Великобритании и Ирландии, так и Отдел внешних церковных связей московской патриархии с многочисленными «опричниками» из ФСБ и СВР РФ.
Влияние российской пропаганды на население Германии эксперты оценивают как незначительное, что предопределено, по их мнению, целеустремленной работой государственных институций ФРГ и немецких СМИ, в том числе и по разоблачению приемов работы и опровержению «сюжетов» прокремлевских масс-медиа. Вместе с тем, последние продолжают наращивать свою активность в вопросах навязывания немецкой аудитории мысли об ошибочности поддержки евроинтеграции Украины, дискредитации политики санкций ЕС и продвижении «выгодных» немецкому бизнесу проектов. Для доведения таких сигналов российская сторона привлекает отдельных лояльных экспертов (А. Рар), политиков (Г. Шрёдер, представителей оппозиционной партии «Левые» — С. Вагенкнехт, А. Гунько, В. Герке, евроскептиков из партии «Альтернатива для Германии»), российских и немецких журналистов, представителей бизнеса (Е. Кордес, Р. Линднер).
Ведущие СМИ Франции в целом объективно преподносили информацию о событиях в Украине и военном конфликте на Донбассе, предоставляя возможность аудитории ознакомиться с репортерской хроникой, аналитикой и заметками блога широкого спектра. Большинство новостных телеканалов при освещении украинского вопроса практикуют профессионально-сбалансированный подход, организовывая теледебаты при участии экспертов, политиков и дипломатов.
Вместе с тем, в эфир общенациональных телеканалов часто попадают т. н. «фронтовые документальные репортажи», снимаемые непосредственно в лагерях террористов и российских наемников. При этом, как правило, украинская позиция в таких сюжетах фактически отсутствует. Более того, все чаще фиксируется практика распространения журналистами пророссийских пропагандистских стереотипов и клише, в частности, переоценка событий Революции Достоинства (Canal+), подача событий на Донбассе в виде гражданской войны и внутреннего конфликта, с умалчиванием фактора российской агрессии.
Выгодную Кремлю информацию, в том числе и касающуюся неэффективности санкционного давления, необходимости смены курса официального Парижа в отношении Кремля и Киева, признания Крыма частью РФ и поднятия на общеевропейском уровне вопроса о необходимости замены устройства Украины на федеративный, тиражируют правые политики среди лидеров французских оппозиционных партий («Республиканцы», «Национальный Фронт» и «Республиканский Народный Союз») и общественного движения «Свободные французы», пророссийские эксперты.
Кроме того, в медийном пространстве Франции распространяются «адаптированные» к французской аудитории месседжи с ссылкой на «историческую общность французских и российских народов», «монархические и имперские связи», «последовательность союзнических связей обоих держав в борьбе с фашизмом».
В значительной степени, благодаря «стараниям» Кремля и российской пропагандистской машины, украинская тематика не принадлежит к приоритетным темам итальянских СМИ. Вместе с тем, российское присутствие в центральных и региональных СМИ, интернет-изданиях, пропагандистских группах в социальных сетях, на телевидении (наличие иноязычных российских каналов в итальянской телевизионной сети), в деловой и культурной жизни Италии является достаточно заметной.
Более того, в рамках стратегии поддержки радикальных европейских движений как механизма продвижения своих интересов в Европе, Кремль надежно «подружился» с функционерами националистической партии «Лига Севера», которых использует на внутренней политической арене Украины и в Европарламенте для продвижения идеи отмены санкций против Москвы и незаменимости коалиции с РФ в борьбе с международным терроризмом, дискредитации украинской стороны в рамках решения ситуации на Донбассе и в оккупированном Крыму.
С обострением миграционного кризиса в Европе и началом Россией интервенции в Сирии актуальность украинской тематики в СМИ Венгрии несколько уменьшилась. Откровенно антиукраинские тезисы оглашались традиционными рупорами российской пропаганды из среды праворадикальной партии «Йоббик», которые продолжали излагать события в нашем государстве исключительно сквозь призму интересов закарпатских венгров и своих ревизионистских стремлений, а также посредством радикальных интернет-порталов.
Динамика и тональность освещения украинской тематики в СМИ Словакии имеют более позитивный для нашего государства оттенок. Критические публикации об Украине имеют по большей части практический характер (медленность проведения реформ, сложная экономическая ситуация и тому подобное) и не тяготеют к откровенно пропагандистскому содержанию. Это объясняется тем, что Словакия четко соблюдает политическую линию Евросоюза и максимально избегает размещения в национальных средствах массовой информации критических статей о нашей стране.
В то же время российская сторона существенно активизировала финансирование и информационно-пропагандистскую работу своих ячеек, функционирующих под прикрытием культурных центров.
«Украинский вопрос» остается среди приоритетных тем в информационном пространстве Польши, являясь предметом ежедневного освещения в печатных и электронных медиа. А тональность материалов об Украине в большинстве польских масс-медиа позитивная. Исключение представляют связанные с польскими праворадикальными и националистическими объединениями издания, которые в своих политических целях распространяют антиукраинскую риторику, по большей части связанную с деятельностью УПА.
Попытки РФ и пророссийских лоббистских структур использовать социальные сети, интернет-издания, теле- и радиоканалы («РТР Планета» и англоязычный «RussiaToday») для популяризации выгодных Кремлю сигналов практически не оказывают влияния на польское общество.
Тональность освещения украинской тематики в информационном пространстве Румынии является преимущественно позитивной или же нейтральной, однако количество материалов, связанных с Украиной, уменьшается вследствие выхода на первый план новых острых тем. При этом события в Украине освещаются через призму их влияния на систему европейской безопасности, деятельность НАТО, политическую и экономическую ситуацию в ЕС, евроинтеграционные перспективы и тому подобное. Отсутствие пророссийских материалов в румынском информационном пространстве эксперты объясняют тем, что преобладают русофобские настроения в «стране, которая была под оккупацией СССР».
В то же время в соседней Болгарии Кремль активно подпитывает русофильские настроения у определенной части болгарского общества путем привлечения политических партий (Болгарская социалистическая партия, националистическая партия «Атака»), использования возможностей посольства РФ, финансирования и контроля Россией неправительственных организаций, телеканалов и изданий («Alfa», «Блиц», «Сега», «Стандарт», «Дума», «Россия сегодня», «NewsBG.ru» и др.), проплаченных политиков, журналистов и экспертов, а также усиления давления на правительство РБ, Болгарскую православную церковь, сферы экономики и энергетики.
Турецкие СМИ пытаются максимально объективно освещать события в Украине и активно используют практику отправки в места событий собственных корреспондентов (информагентства Anadolu Agency, Cihan News Agency и тому подобное). В течение последних двух лет поддержка Украины в турецком обществе возросла, при этом наше государство однозначно воспринимается как жертва агрессии со стороны РФ. Кроме того, двухмиллионная крымско-татарская диаспора Турции преимущественно поддерживает Меджлис крымскотатарского народа и последовательно выступает в поддержку территориальной целостности Украины.
Абсолютное большинство рядовых граждан Турции, особенно после начала боевых действий РФ в Сирии и обострения турецко-российских отношений, негативно воспринимает политику России, что существенно повышает порог чувствительности турецкого населения к российской пропаганде. Поэтому информационно-пропагандистская работа кремлевских симпатиков, с точки зрения формирования официальной позиции и общественного мнения Турции, является неэффективной.
Таким образом, уровень присутствия проукраинской точки зрения и украинской тематики, а также мероприятий по противодействию российской пропаганде является достаточно высоким в США, Великобритании, Турции, Польше, Венгрии и Словакии. В это же время эффективность информационных мероприятий украинской стороны снижена во Франции, ФРГ, Италии, Испании, Австрии, Греции, Болгарии и ряде других европейских стран из-за целенаправленной масштабной и точечной активности российских и пророссийских (национальных) СМИ, общественно-политических, бизнес и экспертных структур по продвижению основных месседжей путинской пропаганды: разделение «братского украинского народа» и «киевской власти, находящейся под внешним управлением», возложение вины за невыполнение Минских договоренностей исключительно на украинскую сторону, позиционирование оккупированного Крыма как «исторически российского региона», «возвращение» которого состоялось в соответствии с нормами международного права, обвинение США в агрессивной политике, двойных стандартах и вмешательстве во внутренние дела третьих стран, изображение европейцев как «политических заложников» своих правительств, которые «определили вопрос лояльности к Вашингтону выше собственных национальных интересов».
Не отрицая необходимости быстрого развития украинских информационных структур за рубежом, создания качественного украинского контента для западных (и не только!) медиа и налаживания системной информационно-имиджевой работы зарубежных дипломатических учреждений Украины, не можем не перефразировать «рецепт» Посла США в Украине Джеффри Пайетта — Украине не нужно «министерство правды», чтобы победить в этой гибридной информационной войне, а единственным мощнейшим опровержением как гибридной войны, так и информационной кампании Кремля против нашей страны должна быть успешная и модернизирующаяся (а не «реформирующаяся») и борющаяся с коррупцией европейская демократическая Украина.