Надежда Сербенко
1995 года рождения,
студентка Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, специальность «Международное право»
Еврорегионы — важный инструмент ускорения европейской интеграции Украины (на примере функционирования Карпатского еврорегиона)
В последнее время заметно возрастает интерес научных работников, и как следствие — политологов и экономистов, к трансграничному сотрудничеству как к одному из практических методов и механизмов решения проблем глобализации на межрегиональном уровне. Считается, что, в первую очередь, трансграничное сотрудничество может решить такие важные вопросы, как: политические или экономические отношения; охрана окружающей среды; научно-техническое развитие или реализация совместных программ на международном уровне. Таким образом, трансграничные отношения — это процесс, содействующий развитию дружеских и взаимовыгодных отношений между странами.
Сегодня одной из самых распространенных форм трансграничного сотрудничества считается работа по формированию еврорегионов. В свою очередь, еврорегиональная политика — это органическая составляющая общегосударственной политики, развитие которой играет заметную роль в реализации европейского интеграционного процесса Украины.
Цель создания еврорегионов: развитие региональной политики и интенсивных трансграничных связей, а именно — увеличение потенциала для развития пограничных регионов; преодоление их изоляции и негативных последствий от периферийного нахождения относительно центра страны, а также фактического отсутствия научно-производственных, торгово-экономических и социокультурных связей с территориями соседних государств.
Вместе с тем, деятельность отдельных еврорегионов, которые иногда были спешно образованы на территории Украины, не обеспечила ощутимых результатов в развитии региональной политики, поэтому изучение их программ, особенностей деятельности и методов улучшения состояния трансграничного сотрудничества и сегодня остается актуальным как для научных работников, так и практиков.
В соответствии с данными «Укрстата» (Государственной Службы Статистики Украины) за 2015 год, сегодня при участии Украины созданы десять еврорегионов.
Из них Карпатский еврорегион (Польша, Словакия, Украина, Венгрия, Румыния) — самый большой. Он был образован 14 февраля 1993 года и включает: Львовскую, Ивано-Франковскую, Закарпатскую, Черновицкую области (Украина); Подкарпатское воеводство (Польша); Кошицкий и Пряшивский края (Словакия); медье Боршод-Абауй-Земплен, Хайду-Бихар, Хевеш, Яс-Надькун-Сольнок и Сабольч-Сатмар-Берег (Венгрия); уезды Бихор, Селаж, Сату-Маре, Марамуреш, Харгита, Сучава и Ботошань (Румыния). Основными нормативно-правовыми актами, определяющими функционирование Карпатского еврорегиона, как трансграничной ассоциации пограничных регионов и общин, являются Соглашение и Устав.
На примере почти четверть столетнего его существования постараемся оценить исделать выводы об успехе или наоборот — неудачах такого сотрудничества.
Одним из важнейших практически реализующихся проектов Карпатского еврорегиона является Программа «Энергия Карпат», цель которой — повышение качества общественных услуг, предоставляемых в вопросах энергосбережения в украинской части Карпатского еврорегиона путем проведения анализа имеющихся энергетических ресурсов в горных районах Львовщины, Ивано-Франковщины и Закарпатья, а также охраны окружающей среды с помощью использования своих энергоносителей.
В стадии реализации также Программа «Питьевая вода» на 2012-2020 годы — строительство и реконструкция водозаборных сооружений, в частности, в маловодных населенных пунктах и с наибольшими отклонениями качества воды, с перспективой привлечения новых абонентов; внедрение станций (установок) доочистки питьевой воды в системах централизованного водоснабжения; строительство и реконструкция водопроводных сетей и сооружений с перспективой привлечения новых абонентов.
В рамках Программы соседства «Украина-Словакия-Венгрия» финансируются четыре проекта от Закарпатской области на общую сумму 2,75 млн евро, а именно: «Развитие Береговской трансграничной польдерной системы в бассейне реки Тиса», «Чистая вода», «Трансграничные возможности развития транспортной логистики», «Улучшение трансграничного автомобильного движения с помощью строительства объездной дороги вокруг г. Берегово».
Совместно с венгерскими партнерами реализуется шесть проектов: создание информационно-туристических центров в городах Ужгород и Берегово; разработка и внедрение трансграничной программы медико-социальной реабилитации на базе областной детской клинической больницы; разработка комплексного украинско-венгерского подхода к совместным противопаводковым мероприятиям; исследование состояния использования биомассы в пограничном регионе.
Сейчас также активно практически реализуются проекты: «Здоровые дети — счастливая нация» и «Карпатская сеть поддержки развития местных общин» с использованием консультационно-совещательной помощи соседних стран. Создан Карпатский ресурсный центр общин, в рамках которого работники центра на постоянной основе консультируют представителей местных общин Карпатского еврорегиона в вопросах стратегического планирования местного развития, проектного менеджмента и привлечения ресурсов на местном уровне, диалога с местной и центральной властью.
Кроме этого, созданы Ассоциация университетов Карпатского еврорегиона, летние школы и тренировочные лагеря, а также организованы профессиональные спортивные соревнования и благотворительные спортивные фестивали для людей с ограниченными физическими возможностями.
Что касается негативных моментов, то, по мнению экспертов и аналитиков, для того, чтобы динамически развивать Карпатский еврорегион, необходимо сосредоточиться на следующем:
- внести изменения в Устав Карпатского еврорегиона в плане уточнения: кто конкретно является «национальной стороной», а также касающиеся путей согласования предложений и решений на национальном уровне;
- разработать комплексную программу развития Карпатского еврорегиона, а не только сосредоточиваться на отдельных разрозненных программах (то есть, они должны осуществляться в комплексе), и усилить их экономическую составляющую (поскольку на данный момент наблюдается преимущественно социальная или культурная направленность);
- заключить новые соглашения о непосредственном сотрудничестве между регионами, с другими еврорегионами и потенциальными донорами (инвесторами);
- создать в регионе Карпат международные специальные экономические территории/зоны (СЭТ/З);
- разработать эффективный механизм сотрудничества с другими странами-членами Карпатского еврорегиона, в т. ч. в рамках «местной дипломатии»;
- разработать и ввести Единственную операционную программу ЕС региона Карпат для восприятия его как общего европейского наследства — целостной экономической, экологической и гуманитарной системы (как это было выполнено под этап реализации проекта «Карпатский Горизонт-2020»);
- принимая во внимание ограниченность местных бюджетов, решить проблему финансирования совместных проектов во время их реализации, в частности, путем организации многостороннего финансового менеджмента;
- увеличить поступление прямых иностранных инвестиций от стран-членов ЕС, в частности, за счет выполнения проекта East Invest II;
- увеличить уровень финансирования программ Украиной;
- обеспечить более либеральные режим передвижения граждан пограничных зон и механизм выдачи карточек MRG (МПД — малого пограничного движения) для пребывания не только в Польше;
- начать разработку и согласовать трансграничные кластерные инициативы, а также развитие трансграничных кластеров (в первую очередь, воплощение предложений о трансграничном туристическом кластере).
Таким образом, развитие трансграничных отношений, прежде всего, будет способствовать налаживанию дружественных и взаимовыгодных отношений пограничных территорий и общин, поэтому дальнейшему изучению особенностей и главных проблем развития еврорегионов необходимо уделять постоянное и достаточное внимание.
В целом еврорегион является довольно-таки эффективным инструментом реализации внешней политики. Ведь трансграничное сотрудничество способствует достижению стратегических задач страны, так как формирование еврорегионов адаптируется к конкретным требованиям. Функционирование Карпатского еврорегиона наглядно демонстрирует, что такая форма является чрезвычайно важным инструментом в деле ускорения европейской интеграции Украины.
С практической и юридической точек зрения — обеспечение реализации программ еврорегионов на уровне регионов и территориальных общин будет способствовать выполнению требований Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом, предусматривающего использование новых форматов и уровней сотрудничества между Украиной и ЕС, в т. ч. в контексте трансграничного сотрудничества.