Согласно последним прогнозам экспертов американской разведывательно-аналитической компании Stratfor, в 2016 году президенту России В. Путину угрожают массовые протесты по всей стране, по причине, прежде всего, сложного экономического состояния РФ. Американские аналитики полагают, что Кремль даст разрешение на проведение мелкомасштабных акций, связанных с экономикой, но попытается не допустить значительных, хорошо организованных протестов с антикремлевской окраской. Более того, антиисламистская риторика руководства России может спровоцировать ультранационалистические беспорядки против мигрантов, а накануне парламентских выборов в сентябре с. г. Кремль будет бороться с оппозиционными силами и их лидерами, стремясь не допустить формирования организованного протестного движения.
Попытаемся детально проанализировать, что же все-таки происходит в путинской России?
Невзирая на бравурные заявления министра энергетики А. Новака и министра экономического развития А. Улюкаева о якобы имеющемся «запасе прочности», реализация негативных внешних сценариев, в частности, дальнейшее падение цены на нефть, закончится тем, что экономика Российской Федерации войдет в фазу нового системного кризиса с катастрофическими социальными последствиями, поскольку правительство России не сможет обеспечить утвержденные на 2016 год макроэкономические показатели бюджета.
Государственный бюджет Российской Федерации на 2016 год, разработанный исходя из цены на нефть в 50 долларов за баррель и курса 63,3 рубля за 1 доллар США, уже сейчас достиг дефицита уровня 30 %.
В то же время в случае отказа Кремля от сокращения бюджетных расходов, Резервный фонд может иссякнуть уже до конца текущего года. Более того, прогнозируемое большинством иностранных экспертов удержание цены на нефть в ближайших год-два на уровне 25-40 долларов США за баррель грозит РФ дефолтом по внутренним обязательствам, включением Центробанком России печатного станка и повторением кризиса 1998-1999 годов в преддверии нового избирательного цикла.
Еще не так давно власть заявляла, что девальвация рубля опять станет для России экономическим драйвером. Но реальность оказалась совсем иной. Ослабление рубля дестабилизирует важнейшие отрасли экономики, которые теряют финансовые ресурсы. Слабый рубль вместе с высокими ставками по кредитам подавляет производство инвестиционных товаров и развитие инфраструктуры, что негативно сказывается на инвестиционной активности и ВВП. Если же власть решится на адресную поддержку проблемных отраслей, то это приведет к резкому росту уровня инфляции.
Кроме того, опыт 2014-2015 гг. демонстрирует, что в условиях реализации милитаристско-имперского внешнеполитического курса высшее руководство России теперь не способно обеспечивать реалистичное стратегическое планирование и прогнозирование. Политика импортозамещения не обеспечила необходимых результатов, а деятельность в России иностранного бизнеса из не примкнувших к санкциям стран не привела к получению каких-либо заметных преимуществ, которые бы позволяли расширить их часть на российском внутреннем рынке.
С учетом отмеченного, сегодня наблюдается повышенное внимания Кремля к предложениям либерального крыла так называемого «консервативно-демократического лагеря» из окружения В. Путина, предусматривающих необходимость деэскалации взаимоотношений с Западом, а также проведение в России либеральных реформ или, по крайней мере, имитации этого процесса.
На уровне администрации президента и правительства РФ происходят консультации о возможном назначении А. Кудрина на одну из ключевых должностей (уровень — первый заместитель председателя правительства) в российской власти. Продолжает «антисистемное свободомыслие» и глава Сбербанка России Г. Греф. При этом А. Кудрин требует полномочий для «кардинального изменения системы управления государством» и определения для себя четкой программы действий с предоставлением некоторых политических полномочий, что обостряет противоречия во взаимоотношениях между группами влияния в окружении В. Путина. В частности, против кандидатуры экс-министра финансов, обладающего 11-летним опытом деятельности, выступают Д. Медведев, В. Володин, А. Громов, А. Белоусов и С. Глазьев.
Распространенные среди пропутинской элиты слухи о возможном введении нефтяного эмбарго и/или блокировании международных резервов РФ, размещенных в ценных бумагах поддержавших санкции западных стран, не способствуют улучшению взаимодействия разных ветвей власти и поиску адекватных путей вывода страны из кризиса.
К тому же, деградация российской экономики приводит к потере Россией в глазах ее союзников по проектам ЕАЭС и ОДКБ статуса «государства-донора». С учетом этого, в декабре 2015 г. — январе 2016 г. к лагерю стран-скептиков (Казахстан, Беларусь) примкнул и Киргизстан.
Итак, у российской власти сужается, а фактически — отсутствует, эффективный инструментарий противодействия кризисным явлениям в экономике. Кроме того, национальная экономика входит в фазу затяжного спада, который, в случае сохранения санкций и низких цен на нефть, может длиться в течение ближайших нескольких лет. В то же время, даже в долгосрочной перспективе нынешняя модель российской экономики не сможет обеспечить возобновление потенциала РФ, имевшегося у нее к началу российско-украинского конфликта, а технологическое отставание от стран Запада будет невозможно преодолеть даже в долгосрочной перспективе.
В условиях приближающегося обострения социально-экономического кризиса режим В. Путина и далее продолжает системно контролировать общественно-политические процессы, прежде всего по подготовке к проведению контролируемой парламентской кампании по принципу «без неожиданностей».
Следуя концепции первого заместителя главы администрации президента РФ В. Володина, «Единая Россия» пойдет на выборы с псевдоправолиберальными лозунгами. А партия «Родина» и еще 7 (семь) партий, которые, согласно российскому законодательству, имеют право на автоматическое преодоление предвыборного фильтра, будут исполнять роль сателлитов для реализации объявленного Кремлем слогана о «конкурентных, открытых и легитимных выборах».
При этом усиливается влияние социально-экономических угроз, касающихся стабильности режима В. Путина, на ситуацию в его окружении. В частности, отношениям в среде так называемых «силовиков» присуще усиления отчужденности, подозрительность и недоверие, что усложняет процесс выработки ими консенсусных решений. Такие настроения возникли вследствие опасения руководителей силовых ведомств того, что В. Путин на фоне сохраняющейся трансформации его психологически-эмоционального состояния может перейти к реализации сценария «зачистки ненадежных». В этом контексте они с настороженностью воспринимают шаги президента РФ в направлении гарантирования лояльности к нему со стороны главы Чечни, что все более напоминают банальный подкуп Р. Кадырова. Новые линии конфликтов возникли и из-за внезапной кончины представителей высшего офицерского состава РФ, прежде всего начальника ГРУ ГШ ВС РФ генерал-полковника И. Сергуна.
В то же время социологические центры России констатируют, что формируется стойкий тренд на ухудшение социального самоощущения россиян и наращивание потенциала протестных настроений. Эксперты обращают также внимание на публичные проявления регионального сепаратизма вследствие демонстрации главами Татарстана и Якутии своего несогласия двигаться в фарватере курса Кремля на «расторжение отношений с Турцией», а ведущие политические деятели Татарстана открыто выступают против переименования должности президента республики в соответствии с федеральным законом, которое должно было осуществиться до 1 января 2016 года.
Усложняется ситуация и в среде мусульманского духовенства вследствие обострения противостояния между Центральным духовным руководством мусульман России и Советом муфтиев России, а также в отношениях между религиозными общинами Северного Кавказа из-за нежелание представителей Дагестана на практике реализовывать курс, провозглашенный муфтиями Ингушетии и Чечни на всеобщую борьбу с фундаментальным исламом, прежде всего ваххабизмом.
Однако самую большую угрозу стабильности режима В. Путина, по оценкам прокремлевских экспертов, будет составлять не наращивание трудовой протестной активности, а увеличение межнациональной напряженности на территории России. При этом военное вмешательство Российской Федерации в конфликт в Сирии, а также обострение из-за этого отношений с ведущими странами суннитского мусульманского мира, в первую очередь — Саудовской Аравией и Турцией, — и инициативное вынесение режимом В. Путина этого противостояния в российское информационное пространство может стать дополнительным катализатором роста угрозы возникновения межнациональных конфликтов в России.
Распространение радикального ислама повышает потенциал межэтнических конфликтов даже в относительно социально благополучных субъектах Российской Федерации. Невзирая на умалчивание информации российскими СМИ, эскалация достаточно мелких (в т. ч. бытовых) конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве в крупных агломерациях уже вызывает усиление ксенофобии на всей территории России. А основной линией межнациональных конфликтов остается неготовность местного населения воспринимать толерантно национально-психологические особенности поведения представителей Северного Кавказа вне пределов Северокавказского федерального округа.
В то же время продолжающийся экономический кризис вызывает постепенную деградацию социально-экономической ситуации в большинстве федеральных округов, нивелируя эффекты их конкурентных преимуществ и создавая благоприятную почву для дальнейшего роста потенциала межнациональной нестабильности на всей территории РФ. По оценкам российских экспертов, в рамках федеральных округов в регионах потенциальной межэтнической нестабильности проживает более половины населения Южного, Северокавказского, Центрального, Северо-Западного, Уральского и Приволжского федерального округов.
Принимая во внимание отмеченное, а также учитывая вхождение России в избирательный цикл 2016-2018 годов, превращение латентных межэтнических конфликтов в открытые формы может иметь разнонаправленный электоральный эффект для правящего режима. Серьезные риски для стабильности общественно-политической ситуации сегодня возникают на территориях ключевых промышленно-производственных центров РФ, а именно Уральского и Приволжского федеральных округов. При этом среди местного населения наблюдается постепенный рост популярности реакционных националистических сил и политическое разочарование в «Единой России», что воспринимается Кремлем как объективная угроза правящему режиму, в частности, из-за риска превращения в открытую форму имеющихся латентных конфликтов на межнациональной почве. В этом же контексте опасность составляет все усиливающаяся склонность жителей смежных Уральского и Сибирского федеральных округов активно реагировать на вспышки межэтнического противостояния в других субъектах Российской Федерации, что будет усложнять обстановку в российско-казахстанском приграничье.
Значительных ресурсных расходов потребует и реализация федеральным центром согласованного с элитами Северного Кавказа механизма управления республиками по принципу «экономическое содержание в обмен на мир», сохранение контроля над ситуацией в непризнанных Абхазии и Южной Осетии, а также предотвращение возврата на территорию РФ террористов, принимавших участие и участвующих в военных действиях на востоке Украины и на территории Ближнего Востока.
Таким образом, как правильно полагает американский финансист Дж. Сорос, государственные резервы, позволяющие В. Путину поддерживать «общественный договор с населением» и вести агрессивную внешнюю политику, закончатся в 2017 году, который станет «годом невозврата».
Предстоящее усиление санкций после решения Высокого суда Лондона по делу об убийстве А. Литвиненко с прямым обвинением в этом президента РФ и обвал цен на нефть вынудят российское руководство искать новые варианты примирения с Западом вплоть до того, что российская сторона пойдет на компромисс в «украинском вопросе».
Об этом свидетельствует и встреча заместителя госсекретаря США В. Нуланд с помощником президента РФ В. Сурковым — типичным представителем, так называемых, российских «политических силовиков», занимающихся вопросами внутренней политики и постсоветского пространства.
На затишье, как на внешних, так и на внутренних «фронтах» кремлевскому лидеру надеяться не стоит.