Алексей Волович
Начиная с 1975 года, когда в Париже состоялся первый саммит «Большой шестерки», уже в следующем году превратившейся в «Большую семерку» (Group of Seven — G7) после присоединения к ней Канады, Япония принимала лидеров G7 26-27 мая с. г. уже в шестой раз. В общем, это был 42-й саммит «Большой семерки», которая в 1998 году трансформировалась в «Большую восьмерку» после вступления в нее России. Однако с 2014 года, после российской аннексии украинского Крыма, уже третий год кряду саммиты G7 проходят без участия России.
На этот раз саммит G7 состоялся на острове Хонсю в префектуре Миэ на территории национального парка Исэ-Сима на побережье Тихого океана вблизи главной синтоистской святыни — храма Исэ, основанного в III веке н. э. Кроме лидеров стран G7 в саммите принимали участие также председатель Европейского совета Дональд Туск и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Среди официальных гостей саммита G7 были также государственные руководители Индонезии, Чада, Шри-Ланки, Бангладеш, Вьетнама, Лаоса и Папуа-Новой Гвинеи, генсек ООН, президент Азиатского банка развития, директор-распорядитель Международного валютного фонда и президент Всемирного банка.
Следует отметить, что в рамках подготовки к проведению саммита G7, в Японии в течение апреля и мая было проведено ряд встреч профильных министров стран «Большой семерки» — иностранных дел, сельского хозяйства, информационных и коммуникационных технологий, энергетики, образования, охраны окружающей среды, науки и технологий, и финансов. На каждом из заседаний профильных министров стран G7 принимались итоговые документы в виде рекомендаций для лидеров государств «Большой семерки».
Повестка дня
На повестку дня саммита выносились следующие вопросы: проблемы глобальной экономики и торговли, энергетика и энергоэффективность, развитие инфраструктуры, кибербезопасность, борьба с коррупцией, здравоохранение, права женщин и детей, международная политика и безопасность, борьба с экстремизмом и терроризмом, проблемы мигрантов и беженцев, а также локальные конфликты и ситуация в Сирии, Ираке, Иране, Северной Корее, Украине, Ливии, Афганистане, Йемене, Африке и Венесуэле. На саммите также обсуждались проблемы безопасности морского судоходства, нераспространения ядерного оружия и разоружения, ядерной безопасности, прав человека, климатических изменений и окружающей среды, Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и продовольственная безопасность.
Основные решения по вышеуказанным проблемам и вопросам были зафиксированы в итоговой «Декларации лидеров саммита G7 в Исэ-Сима»,[1] а также в ряде отдельных документов. В этом кратком обзоре ограничимся анализом двух вопросов: меры во избежание нового кризиса глобальной экономики и российско-украинский конфликт.
Проблемы глобальной экономики
В своем выступлении на саммите G7 премьер-министр Японии Синдзо Абэ предупредил своих коллег об опасности повторения экономического кризиса 2008 года. По его словам, мировая экономика находится сейчас на перепутье, и если будут приняты неправильные меры, то «мировое сообщество может столкнуться с кризисом, масштабы которого выходят за рамки обычных экономических циклов».
По мнению участников саммита G7, рост глобальной экономики замедлился и остается ниже потенциала, в то время как риски слабого роста сохраняются. Эскалация локальных конфликтов, терроризм и потоки беженцев усложняют глобальную экономическую среду и представляют серьезную угрозу основам нынешнего международного порядка, а также общечеловеческим ценностям и принципам. Страны «Большой семерки» берут на себя ответственность возглавить международные усилия по решению этих проблем. После принятия Повестки дня по устойчивому развитию до 2030 года, а также Парижского соглашения об изменении климата в прошлом году, лидеры стран G7 полны решимости и впредь прилагать усилия для выполнения своих обязательств с целью обеспечения согласия, безопасности и процветания мира.
Участники саммита G7 обязались коллективно решать текущие экономические проблемы для обеспечения стабильного долгосрочного роста мировой экономики, что признано ими одним из важнейших приоритетов. С учетом особенностей каждой конкретной страны, лидеры стран G7 обязались проводить свою экономическую политику на основе сотрудничества для достижения сильной, устойчивой и сбалансированной модели роста. В частности, лидеры «Большой семерки» подтвердили свои обязательства использовать все инструменты политики — монетарной, фискальной, денежно-кредитной и структурной — индивидуально и коллективно, для укрепления глобального спроса и предложения и достижения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста глобальной экономики. Участники саммита G7 заявили о своей приверженности продвижению структурных реформ для стимулирования роста, производительности и потенциального объема производства, а также обязались инвестировать сферы, способствующие экономическому росту, такие как окружающая среда, энергетика, цифровая экономика, развитие человеческих ресурсов, образование, наука и техника.
Лидеры «Большой семерки» заявили о своем стремлении с помощью торговли создавать экономические возможности для работников, потребителей и фирм, а также подтвердили свое намерение и в дальнейшем оставлять свои рынки открытыми и бороться со всеми формами протекционизма. Они также обязались способствовать переговорам в рамках ВТО с целью укрепления основанной на международно признанных правилах многосторонней торговой системы и поддерживать усилия по либерализации торговли с помощью региональных торговых соглашений, в том числе Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), Соглашения об экономическом партнерстве между Японией и ЕС, Трансатлантической торговли и инвестиционного партнерства (TTИП) и Комплексной экономической и торговой сделки (КЭТС). Лидеры стран G7 признали, что глобальный избыток производственных мощностей в отраслях промышленности, в частности в металлургии, является актуальной проблемой структурного характера с глобальными последствиями, и этот вопрос необходимо срочно решать путем усиления функций рынка и устранения разрушающих его причин.
В рамках саммита было подписано соглашение об экономическом взаимодействии Евросоюза и Японии. Страны «семерки» обязались заранее информировать друг друга о возможном изменении курса валют, чтобы избежать негативных последствий для конкуренции.
Экономический потенциал стран «Большой семерки» по сравнению с РФ
Подготовлено автором на основе данных ЦРУ США (CIA-World-Factbook) за 2015 год
№ п/п |
Показатели |
Британия |
Канада |
Франция |
ФРГ |
Италия |
Япония |
США |
РФ |
1 |
Территория |
243,6 тыс кв. км |
9,9 млн кв. км |
551,5 тыс кв. км |
357,0 тыс кв. км |
301,3 тыс кв. км |
377,9 тыс кв. км |
9,8 млн кв. км |
17,0 млн кв. км |
2 |
Население |
64 млн |
35 млн |
66,5 млн |
80,8 млн |
61,8 |
126,9 млн |
321,3 млн |
142,4 млн |
3 |
ВВП в дол. США |
2,6 трлн |
1,6 трлн |
2,6 трлн |
3,3 трлн |
2,1 трлн |
4,6 трлн |
17,9 трлн |
3,4 трлн |
4 |
Рост ВВП в % |
2,5 |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
0,8 |
0,6 |
2,6 |
- 3,9 |
5 |
ВВП на душу населения в дол. США |
41,2 тыс |
45,9 тыс |
41,4 тыс |
47,4 тыс |
35,8 тыс |
38,2 |
56,3 |
23,7 |
6 |
Бюджет — доходы |
1,1 трлн |
585 млрд |
1,2 трлн |
1,5 трлн |
876 млрд |
1,4 трлн
|
3,2 трлн |
216,3 млрд |
7 |
Экспорт в дол. США |
442 млрд |
428,3 млрд |
509,1 млрд |
1,2 трлн |
454,6 млрд |
624 млрд |
1,5 трлн |
337,8 млрд |
8 |
Импорт |
617 млрд |
440,9 млрд |
539 млрд |
983,9 млрд |
389,2 млрд |
625,4 млрд |
2,3 трлн |
197,3 млрд |
9 |
Затраты на оборону |
2,07 |
1 |
1,8 |
1,1 |
1,1 |
0,9 |
4,3 |
3,4 |
10 |
Военный бюджет |
55,5 млрд |
18,4 млрд |
50,9 млрд |
39,4 млрд |
23,8 млрд |
40,9 млрд |
596 млрд |
66,4 млрд |
Международные проблемы
В разделе Декларации саммита G7 по международным проблемам решительно осуждается терроризм во всех его формах и проявлениях, в частности террористические акты против гражданских лиц, осуществляемые террористами ИГИЛ, аль-Каиды и другими террористическими группировками. Отмечается также, что Интернет и социальные сети эксплуатируются террористами по всему миру для террористических, насильственных экстремистских и других преступных акций, таких как террористическое рекрутирование, финансирование, планирование и координация проведения терактов.
Лидеры стран «Большой семерки» обязались принять меры, изложенные в Плане действий G7 по борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом, и поддержать имплементацию соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, предусматривающих обмен информацией с целью укрепления безопасности границ, повышения уровня авиационной безопасности, борьбы с финансированием терроризма, незаконным оборотом культурных ценностей и насильственным экстремизмом.
Лидеры стран G7 обязались увеличить глобальную помощь для удовлетворения неотложных и долгосрочных потребностей беженцев и других перемещенных лиц путем предоставления разнообразной гуманитарной помощи, а также намерены повысить социально-экономическое развитие пострадавших регионов, в частности, в области образования, здравоохранения и инфраструктуры. Участники саммита G7 призывают международные финансовые институты и доноров увеличить свою финансовую и техническую помощь для беженцев и перемещенных лиц и, в частности, приветствуют запуск инициативы нового финансирования для поддержки Ближнего Востока и Северной Африки. Участники саммита подтвердили поддержку арабских стран, которые претворяют экономические и управленческие реформы для решения новых задач, включающих рост насильственного экстремизма, активизацию военных конфликтов, сложные гуманитарные кризисы и огромное число беженцев.
На саммите прозвучали опасения, что возможный выход Великобритании из Евросоюза после референдума 23 июня «может стать серьезным ударом по развитию открытой экономики в Европе и мире».
Российско-украинский конфликт
Лидеры «Большой семерки» выразили уверенность в том, что российско-украинский конфликт может быть устранен только дипломатическими средствами и при полном соблюдении международного права, предусматривающего обязательство уважать суверенитет Украины, ее территориальную целостность и независимость. Лидеры стран G7 подтвердили «осуждение незаконной аннексии Крымского полуострова Россией и политику ее непризнания», а также выразили обеспокоенность продолжением насилия вдоль линии соприкосновения в нарушение договоренности о прекращении огня и призвали все стороны предпринять конкретные меры для полного прекращения огня, что предусматривается минскими договоренностями.
Лидеры «Большой семерки» призвали все стороны «выполнять свои обязательства без промедления с целью проведения как можно скорее местных выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей в соответствии с Минскими договоренностями», а также подтвердили свою «решительную поддержку полного выполнения Минских договоренностей, работы «Нормандского формата» и Трехсторонней контактной группы». Лидеры стран G7 выразили надежду, что «Россия выполнит свои обязательства и использует свое влияние на сепаратистов для выполнения своих обязательств в полном объеме». Они также подчеркнули «ключевую роль ОБСЕ в деэскалации кризиса», и призвали все стороны, в частности, сепаратистов, обеспечить наблюдателям полный и беспрепятственный доступ по всей зоне конфликта.
Лидеры «Большой семерки» напоминают, что «срок действия санкций, несомненно, связан с полной реализацией Россией Минских договоренностей и уважением к суверенитету Украины. Санкции могут быть отменены только тогда, когда Россия будет отвечать этим обязательствам. Однако, мы также готовы принять дополнительные ограничительные меры с целью увеличения потерь для России, если ее действия будут требовать этого». В то же время участники саммита признают «важность поддержания диалога с Россией для обеспечения соблюдения взятых ею обязательств, а также норм международного права и достижения всеобъемлющего, устойчивого и мирного урегулирования кризиса».
Участники саммита G7 высоко оценили и поддержали шаги Украины для осуществления всеобъемлющих структурных, управленческих и экономических реформ и призвали Киев продолжать этот процесс и усиливать борьбу с коррупцией в рамках судебной реформы, в том числе Генеральной прокуратуры. Лидеры «Большой семерки» высоко оценили работу группы поддержки Украины в составе послов стран G7 в Киеве. Как известно, 16 мая в преддверии саммита G7 в Японии, президент П. Порошенко встретился с послами стран «Большой семерки» и убеждал их в том, что санкции — это «мотивирующий фактор и эффективный инструмент», который принуждает Россию к выполнению Минских договоренностей.
Реакция России
Предвидя невозможность своего возвращения в «Большую восьмерку», Россия еще задолго до проведения саммита G7 в Японии начала распространять информацию о том, что этот формат международного форума якобы исчерпал себя и что Россия больше не видит смысла в возобновлении работы «Большой восьмерки». Как заявил заместитель министра иностранных дел РФ С. Рябков в своем комментарии в середине апреля с. г., «…для нашей страны этот формат остался в прошлом и мы не видим необходимости реанимировать то, что осталось в прошлом и поэтому участие России в G8 для нас является абсолютно неактуальным вопросом». В свою очередь, глава Администрации президента РФ С. Иванов отмечал, что Москва «не плачет» за участием в G8.
По словам пресс-секретаря главы РФ Д. Пескова, «формат G20 более дееспособный в нынешней международной обстановке, так как он обладает гораздо более широким потенциалом», хотя Д. Песков должен бы помнить, что все страны G7 входят в формат G20 и им там принадлежит определяющая роль. Впрочем, после довольно результативной встречи В. Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ в Сочи 6 мая с. г., у российского руководства появилась надежда на отмену или хотя бы смягчение санкций, введенных против России «Большой семеркой», и Путина пригласят для участия в саммите G8 в Японии.[2] Однако, эти надежды оказалась напрасными.
Комментируя решение саммита G7 в Японии о продлении направленных против России санкций, вышеупомянутый С. Рябков отметил, что «…так называемая группа семи в очередной раз посылает сигналы по санкционной тематике, что в значительной степени абсурдны, поскольку условием отмены санкций участники этой структуры называют выполнение Россией минских соглашений, в частности, по выводу российских войск из Донбасса». При этом С. Рябков в очередной раз повторил очевидную для всего мира ложь кремлевских руководителей о том, что «никаких российских войск на территории Донбасса по определению нет». По его мнению, «полностью игнорируется то, что свою часть обязательств по «Минск-2» должны выполнить и власти Украины».
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам К. Косачев сравнил саммит «Большой семерки» в Японии с партийным съездом советских времен. По его мнению, «Вашингтону партнеры по G7 нужны только в том случае, если они полностью согласны с его позицией». 27 мая, в день завершения работы саммита G7 в Японии, правительство РФ объявило о намерении принять ответные меры — продлить санкции до конца 2017 года против тех стран, которые ввели или присоединились к санкциям против Москвы. По данным экспертов аналитического центра при правительстве России, западные страны уже потеряли от продэмбарго 9,3 млрд долларов.
Примечательно, что за день до саммита G7 в Японии, по сообщению российских СМИ, глава венгерского МИД П. Сийярто на встрече с Сергеем Лавровым заявил, что Венгрия выступает против автоматической процедуры пролонгации санкций и настаивает на дискуссии по этому поводу. Это сообщение сопровождалось прогнозом о том, что пять европейских стран — Венгрия, Греция, Кипр, Италия и Словакия могут выступить в конце июня на саммите ЕС за смягчение ограничений или вообще заблокировать продление режима санкции против России.
Антисанкционную кампанию возглавил сам В. Путин, опубликовав накануне визита в Грецию 27 мая в греческой газете «Катимерини» свою статью под названием «Россия и Греция: сотрудничество на благо мира и процветания». В ней он в очередной раз призывает европейцев «сделать надлежащие выводы из событий на Украине» и рассказывает о том, как страдают греки и граждане других стран Евросоюза от того, что Брюссель конфликтует с Москвой из-за Украины.
* * *
Наиболее весомый результат для Украины от саммита «Большой семерки» в Японии — это моральная поддержка нашей страны лидерами ведущих демократических стран мира в ее конфронтации с Россией. Большое значение для поддержки Украины имеет позиция лидеров стран G7 о продлении санкций против России до конца текущего года и обещание их усиления в том случае, если Кремль не прекратит свою гибридную войну против Украины на Донбассе. Хотелось бы надеяться, что эта позиция «Большой семерки» будет учтена на заседании Совета ЕС 28-29 июня. По нашему мнению, самой большой политической и моральной санкцией было отсутствие В. Путина на третьем подряд саммите G7. Это свидетельствует о том, что ведущие демократические страны мира не воспринимают рецидив силовой политики и пренебрежение международным правом, которые демонстрирует Кремль, особенно в последние годы.
Итак, поддержка Украины лидерами стран G7 — это большая победа нашей страны, но она не является подарком, она добыта украинскими дипломатами и лично президентом Украины П. Порошенко в ходе его многочисленных контактов и переговоров с лидерами «Большой семерки» на разных уровнях. Эта победа Украины добыта в тяжелой борьбе с гибридной дипломатией и информационной войной путинской России. Без преувеличения, это была титаническая работа, и она увенчалась успехом. Но поддержка Украины и проявление солидарности европейским и мировым сообществом, в частности странами G7, в значительной степени зависят от того, насколько мы, украинцы, будем достойны этой поддержки, насколько нам удастся навести порядок в своей стране, объединить общество, реализовать необходимые реформы, укрепить Вооруженные силы, стабилизировать социально-политическую ситуацию в стране, поднять экономику, удовлетворяющую, прежде всего, насущные потребности простых людей, а не безграничные и ненасытные желания олигархата.
Чем сильнее мы будем, тем сильнее будет поддержка наших друзей, союзников и партнеров. Слабаков никто не поддерживает. Их просто жалеют. И в лучшем случае — не дают умереть...
Следующая задача — добиться, чтобы Совет ЕС на своем саммите 28-29 июня поддержал санкционную политику G7. Для этого руководство страны должно принять ряд эффективных и неординарных политико-дипломатических мер. Одной из них, предложенных президентом Украины П. Порошенко, может быть европейское турне народной героини Надежды Савченко и ее выступление в парламентах ведущих стран Европы, а также в Европейском парламенте и Парламентской ассамблее Совета Европы, делегатом которой Н. Савченко избрана 25 декабря 2014 года.
Н. Савченко могла бы напомнить европейским парламентариям, что в средние века Украина-Русь защитила собой Европу от татаро-монгольского нашествия, потеряла 8 миллионов своих граждан в борьбе с немецким фашизмом и сегодня сдерживает натиск коммуно-ордынской путинской России. Н. Савченко должна убедить европейцев в том, что в том случае, если Украина не устоит перед этим натиском, то потерпит поражение вся Европа. Надежда Савченко могла бы поинтересоваться у европейцев: не пришло ли время открыть единый дипломатический фронт против России и, наконец, помочь Украине оружием, чтобы она могла защитить себя и вас? Не пришло ли время пропустить Украину в Европейский Дом, который она защищает?
[1] http://www.mofa.go.jp/files/000160266.pdf
[2] Москва расколола «Большую Семёрку» // https://news.rambler.ru/articles/33573038/?track=footer_popular