Наш гость
ГЕОПОЛИТИКА, «БОРИСФЕН» И СПАСЕНИЕ «ФАИНЫ»
Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Номер: 04/244 Апрель 2013
Чтобы понимать и осознавать свое реальное место в мире, ни одно государство не может игнорировать изучение мировых геополитических тенденций. Поэтому, думается, это хорошо, что недавно в Украине начал свою работу Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел».
Сегодня в гостях у «Еврейского обозревателя» президент этого Центра генерал-лейтенант Виктор ГВОЗДЬ.
— Виктор Иванович, может быть для затравки разговора расскажете какой-нибудь интересный случай из вашей работы в разведке?
— Вы, наверное, помните как несколько лет назад сомалийскими пиратами был захвачен у африканских берегов корабль «Фаина». На его борту находилось большое количество вооружения, которое украинские оборонные предприятия поставили своим деловым партнерам. Положение было очень серьезным, так как кроме опасности для жизни экипажа, существовала вероятность того, что современное оружие может оказаться в руках террористов. Поэтому перед нашими разведывательными службами тогда стояло очень серьезное и трудное задание. Его нам удалось выполнить. А сегодня уже можно сказать, как это удалось сделать. Все закончилось благополучно благодаря нашему четкому взаимодействию с коллегами из США, Великобритании, Израиля и России. А также умению использовать любые контакты, без чего разведчику трудно бывает добиться успеха. Оказалось, что один из наших сотрудников в свое время обучался в Англии вместе с парнем из Кении. А к тому времени, когда случился инцидент с «Фаиной», этот человек уже занимал пост начальника кенийской разведки. Вот как раз благодаря оперативным возможностям африканских коллег нам удалось выйти на людей, стоявших за спиной похитителей и провести с ними успешные переговоры. Так, с помощью коллег из разных стран нам удалось решить проблему. И люди, что самое главное, и груз не пострадали…
— Как возникла идея создания вашего центра? Как она осуществлялась?
— Идея создания нашего центра созревала долго, но когда она созрела, решение принималось быстро, как это нередко бывает в армии. Главной была проблема техническая – место работы для сотрудников, компьютеры и прочее. Я хорошо понимал, что помощи в нашем государстве ждать от кого-либо бесполезно…
А вот главная причина создания – банальная: вдруг, после серьезной, ответственной должности, где приходилось часто пользоваться своим знанием нескольких иностранных языков, иметь серьезные связи не только в Украине, но и мире, да и просто находясь в хорошей форме, оказывается, ты никому не нужен… Если же учесть, что в течение последних без малого трех лет мой рабочий день начинался в семь тридцать утра и заканчивался за полночь, и жил я практически без выходных, то нетрудно оценить мое состояние: вдруг появилось столько свободного времени!..
Хочу сказать, что за двадцать лет независимости нашей страны самой настоящей кадровой катастрофой стало то, что при каждой смене власти сотни профессионалов выбрасываются на улицу, а на их место назначаются «надежные парни». Не важно, что они зачастую не имеют необходимой подготовки. Главное, что они считаются своими. Мне «посчастливилось» два раза испытывать на себе такие «чистки». Впервые – в 2004 году, когда власть возглавил Ющенко. Правда, ему тогда хватило ума, и вскоре он вернул в президентский Секретариат специалистов среднего звена, на плечах которых, как правило, держится вся работа. И тогда благодаря Владимиру Павловичу Горбулину было создано, считаю, достаточно сильное в профессиональном плане Главное управление по вопросам безопасности и оборонной политике.
Однако, когда к власти уже пришел Янукович, повторилась старая история. Мне обещали, что без работы не останусь, но… Поэтому, вспоминая в тяжелую минуту пословицу «Все, что нас не убивает — делает нас сильнее», решил создать аналитический центр, ибо его философия и содержание работы практически мало чем отличаются от того, чем мне приходилось заниматься всю сознательную жизнь: сбор и обработка информации, подготовка аналитического продукта. Разница в одном — сегодня мы пользуемся только открытыми источниками. А там, как известно, до 90 % нужной информации. Лишь бы удалось ее извлечь. Проблема же не в том, где ее взять, а в том, чтобы иметь знания и опыт для, как говорится, отделения зерен от плевел. Вот тут мы и подошли к самому главному, кадровому ресурсу, который в нашем центре стал аналитическим потенциалом. Это бывшие разведчики, дипломаты, военные журналисты, которым удалось не изменить своему призванию. Они не пошли, к примеру, на базар торговать или еще куда-то, а занялись нужным стране делом, нередко в ущерб своим финансовым и семейным интересам…
— В чем видите главную задачу ваших исследований?
В Администрации Президента Украины |
— В просветительстве – в первую очередь. Мы не просто так избрали девизом нашего центра «Praemonitus — praemunitus» — «Предупрежден — вооружен». Наша аналитика рассчитана, прежде всего, на людей, занимающихся вопросами внешней политики, экономики, безопасности и обороны, а также на научную среду. Почему — геополитика? Да потому, что экспертов по вопросам внутренней политики развелось столько, что общество уже не в состоянии понять: а в каком направлении двигаться? Учитывая же серьезность теперешнего экономического состояния нашего государства, когда основной массе граждан, поглощенной мыслями о куске хлеба, уже, как говорится, не до зрелищ, не до внешнеполитических приоритетов Украины на шахматной геополитической доске — тем более важно этот аспект не упустить. Серьезных же аналитических центров в стране практически нет. Более того, украинское информационное пространство уже давно, мягко говоря, оккупировано некоторыми нашими соседями, которые, нам на зависть, очень активно ведут свою игру, особенно в регионах компактного проживания их соплеменников. Проблема в том, что в Украине практически не было своей геополитической школы, ибо не было государства. Вот такую непростую ношу мы пытаемся взвалить на свои плечи.
— Какие эксперты работают в вашем центре? Каков уровень их квалификации?
— Я бы сказал, прежде всего — практики. Экспертов сегодня расплодилось много. Как-то я уже говорил, что они настолько «универсальны», что могут комментировать все что угодно – от состояния дел в коммунальном хозяйстве Жмеринки до развертывания системы ПРО США в Европе… У нас же каждый занимается тем, чему посвятил свою жизнь. Например, Вадим Волохов, руководитель программ Ближнего и Среднего Востока, шесть лет работал в Иране, потом в Афганистане. Может изъясняться и (что немаловажно) писать на фарси. Иногда отмечаю, что он и мыслит уже как человек Востока… Другой пример: Богдан Соколовский — ученый, физик-атомщик, многие годы посвятивший дипломатической службе, бывший представитель Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности. Он — уважаемый человек в экспертных кругах не только Украины.
Критерий подбора у нас один — человек должен быть профессионалом своего дела и, естественно, патриотом своей страны. Я считаю их настоящей элитой, ибо они трудятся, поверьте мне, по зову сердца. Они стремятся по-настоящему быть полезными своему Отечеству, своему народу. Ведь, по правде говоря, их труд лично им не приносит никакой материальной прибыли. Они не мелькают на экранах телевизоров (за это же у нас нужно или платить немалые деньги, или «петь заказную песню»)… Но благодаря интернету, международным конференциям и личному общению, нам удается сформировать профессиональную точку зрения на те события, которые происходят и будут происходить в мире.
— Насколько я знаю, среди ваших экспертов немало бывших сотрудников разведки. В чем заключаются их задачи? Может, бывших разведчиков, как и бывших чекистов, не бывает?
Миссия на Балканах «В стране, которая состоялась и активна в международной политике, бывших разведчиков быть не может» |
— В стране, которая состоялась и активна в международной политике, бывших разведчиков быть не может. Возьмем к примеру Израиль. Мой коллега, с которым сложились дружественные отношения, бывший руководитель военной разведки АМАН генерал-майор Амос Ядлин, после отставки возглавил Институт исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета. Достойная кандидатура, профессионал с огромным жизненным багажом, он возглавил авторитетное учреждение. Уверен, что под его руководством Институт исследований национальной безопасности будет эффективной структурой. Я знаю также многих военных израильских разведчиков, которые ныне успешно работают во внешнеполитическом ведомстве своей страны, в таких компаниях израильского ВПК как «Тадиран», «Элбит» и другие. Вот вам пример государственного подхода к бывшим разведчикам! В этом случае можно сказать, что бывших разведчиков не бывает.
А вот в нашем случае эту «формулу» можно применить с некоторой долей условности, ибо костяк нашего аналитического центра составляют бывшие военные разведчики с огромным профессиональным и жизненным опытом, которые хоть и работают на свою страну, но уже на «частном фронте». И организовывают себя сами. Но в этом мы пытаемся найти свою прелесть. С одной стороны, это более сложно, чем на «государевой» службе, ибо все организационные вопросы ложатся только на твои плечи — от творческого процесса до материально-технического обеспечения. С другой стороны, — ты получаешь огромное удовольствие от самореализации. И, что немаловажно, ты видишь, что посеянные тобой зерна начинают давать всходы. Ведь с каждым днем все больше обращаются к нам люди, изъявившие желание сотрудничать. А это дорогого стоит.
— Интересны ли ваши исследования, оценки и прогнозы государственным органам?
Начальник военной разведки Украины «Строительство нашего государства продолжается, и не мне вам рассказывать, что никто нас в этом сложном мире не ждет с распростертыми объятиями» |
— Честно скажу, нам пока что предложений от госорганов о сотрудничестве не поступало. Но мы знаем точно, что нашими материалами интересуются, их внимательно читают, изучают (мы отслеживаем по количеству посещений нашего сайта, где размещаются аналитические материалы), и некоторые структуры используют их в своей работе. Мы не против этого, мы только рады. Главное, чтобы они были полезны.
Но тут нужно учитывать, что мы работаем всего полгода. А по опыту деятельности таких центров в США, Европе, России, раскрутка длится не менее двух лет. Так что у нас все еще впереди, если не случится какого-нибудь катаклизма, ибо вы сами понимаете, что мы находимся не в безвоздушном пространстве. Строительство нашего государства продолжается, и не мне вам рассказывать, что никто нас в этом сложном мире не ждет с распростертыми объятиями. Поэтому только тяжелый труд, консенсус политиков, мобилизация общества, установление справедливых и равных условий для всех граждан Украины, независимо от цвета кожи, языка, вероисповедания, уважение и исполнение законов, традиций, стремление сделать жизнь каждого украинца комфортной и безопасной смогут спасти нашу страну и обеспечить ей достойное место в мире. Но надо осознавать, что этот путь долгий, чудес в этом мире не бывает, и дорогу осилит идущий…
— Входит ли в сферу ваших исследований обстановка на Среднем и Ближнем Востоке?
— Естественно. Ведь никто не сможет сложить геополитическую мозаику мира без учета событий на Ближнем и Среднем Востоке. Говоря геополитическим языком – стратегическое значение данного региона сегодня есть краеугольным камнем как в плане международной безопасности, так и в мировой экономике.
Более того, такой затянутый там узел проблем безуспешно пытаются развязать как сильные мира сего, так и страны этого региона. Украина непосредственно ощущает на себе его дыхание. С одной стороны, она заинтересована в экономическом сотрудничестве с ближневосточными странами. С другой – Украину не могут не беспокоить происходящие в том регионе процессы: десятилетиями не затихающие так называемые «замороженные конфликты», непрекращающиеся военные столкновения, рост исламского экстремизма в странах, где прокатилась «арабская весна», активизация противостояния между странами за региональное лидерство и, наконец, иранская ядерная программа, поставившая регион на грань очередной крупномасштабной войны. И все это вблизи черноморско-каспийского региона, к которому относится и Украина.
Кстати, некоторые геополитики утверждают, что Украину можно отнести к трем цивилизационным ареалам: западная часть Украины — к западной цивилизационной общности, восточная ее часть — к евроазийской с российской доминантой на этой части территории, и, наконец, южные области страны и Крым — к средиземноморской цивилизации. А это же непосредственно соседствует с ближневосточным регионом. Поэтому эта тема очень важна для нашего центра.
— Мне приходилось знакомиться с исследованиями ваших экспертов по Ирану. Насколько реальна, по их мнению, опасность миру в случае, если у аятолл появится ядерное оружие?
— На мой взгляд, слово «если» можно убрать. Ядерное оружие у Ирана теоретически есть. Тегеранские специалисты знают, как сделать бомбу, имеются у них и технологии, и полный цикл обогащения урана. При содействии КНДР иранцы, судя по всему, провели испытания. И ситуация, прямо скажем, очень серьезная.
— Вы упомянули Северную Корею. Совсем недавние события на ее границах с южными соплеменниками говорят о том, что мир находится в постоянной угрозе. Причем, что особенно страшно, ядерной.
С легендарным разведчиком Евгением Березняком — «майором Вихрем» и его супругой «Только тяжелый труд, консенсус политиков, мобилизация общества, установление справедливых и равных условий для всех граждан Украины, независимо от цвета кожи, языка, вероисповедания, уважение и исполнение законов, традиций, стремление сделать жизнь каждого украинца комфортной и безопасной смогут спасти нашу страну и обеспечить ей достойное место в мире» |
— К сожалению, все именно так. И по этой же причине большое беспокойство в мире вызывает уже упомянутая нами возможность получения атомного оружия Ираном.
Недавно в Алматы и Стамбуле проходили встречи группы международных посредников, пытающихся уговорить иранцев отказаться от создания ядерного оружия. Однако, как и предполагалось, прорыва в переговорах не произошло, поскольку на протяжении многих лет у участников переговоров, скажем, России и США, Германии и Китая, были совершенно различные интересы в этой проблеме.
– Но решать ее все равно необходимо. Ведь ядерное оружие в руках людей, призывающих к уничтожению других государств и народов — вещь очень опасная.
— Совершенно верно. Конечно, можно долго рассуждать о том, что аятоллы в действительности не так фанатичны, как сами кричат об этом, и дадут в последний момент задний ход. Но, я полагаю, в любом случае, для человечества будет лучше, если ядерное оружие им в руки не попадет.
— Контактируете ли вы с израильскими экспертами и вашими бывшими коллегами?
— Да, естественно, такие контакты у нас есть. Но, как говорится, контактов много не бывает. Ведь для нас важна коммуникация с коллегами, которые помогают нам делать выводы и прогнозы более точные, исходя из той аналитики, которой мы владеем. У нас неплохие контакты с такими центрами в Румынии, Грузии, Польше, США, непосредственно со школой государственного управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета.
— Каким вам видится это сотрудничество в дальнейшем?
— Мы должны понимать, что, несмотря на то, что в мире реально де-юре существуют границы, де-факто — из-за информационной революции и процессов глобализации — эти границы носят формальный характер. То, что сегодня наблюдается в «мировой паутине», иначе как информационным хаосом назвать нельзя. Но вот специалистам ясно, что это только видимая сторона того, что называют «хаосом». На самом деле этот процесс управляемый. Там все воюют друг против друга: государства, корпорации, отдельные личности. Правда, из-за этого интернет превратился, как говорится, в помойную яму, извиняюсь за такое сравнение…
Надо приложить немало усилий, чтобы выйти на настоящий, незаанганжированный источник. В этом я вижу миссию таких аналитических центров, как их называют на западе, — think tanks, которые занимают важное место в иерархии неправительственных организаций.
Приведу такой пример. Недавно во время международной конференции в столице Румынии Бухаресте познакомился с бывшим работником румынских спецслужб Корнелиу Пивариу, который после выхода в отставку в 2006 году возглавил INGEPO Consulting Company, занимающуюся геополитическими исследованиями. Он издает журнал «Геостратегический пульс». Мы условились, что на уровне неправительственных аналитических центров организуем интересный и полезный проект по развенчанию исторически сложившихся мифов, которые, мягко говоря, и сегодня работают антипродуктивно в отношениях между нашими странами как на официальном уровне, так и на уровне бытовом. А это немаловажно. И вообще, поле деятельности огромное, от просветительской работы до научной. Мне бы хотелось, чтобы ваши читатели открыли в интернете наш сайт bintel.com.ua и внимательно ознакомились с нашей деятельностью. Имеющиеся там материалы будут интересны и зрелым людям, и тем, кто еще только грызет гранит науки, готовясь к профессии международника. У нас для молодежи планируется на второе полугодие интересный конкурс, с условиями которого можно будет ознакомиться на одной из страничек сайта «Борисфен Интела».
Вел беседу Михаил ФРЕНКЕЛЬ