Иван Сичень, военный и политический эксперт
В рамках проекта «Украинско-немецкие отношения: вчера и сегодня, мифы и правда», а также в других своих публикациях Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» уже неоднократно затрагивал тему национального примирения участников Второй мировой войны, как почву для объединения Европы, а также налаживания конструктивного сотрудничества между Германией и ее бывшими жертвами и противниками.
В частности, одним из наиболее ярких примеров урегулирования межнациональных проблем, являющихся следствием преступной политики нацистского режима гитлеровской Германии в отношении других народов, может служить налаживание отношений особого партнерства между ФРГ и Израилем после того, как немецкая сторона признала себя виновной за Голокост еврейской нации и возложила на себя ответственность за ее возрождение и безопасность.
Вместе с тем, по моему мнению, еще более трагический и чрезвычайно сложный характер присущ процессу взаимного примирения Германии и Польши, которые смогли одолеть историческое противостояние народов обеих стран. В отличие от Голокоста, у этого противостояния более глубокие корни и оно определялось не только ситуативными, хотя и крайне трагическими событиями Второй мировой войны, но и продолжавшимися в течение многих столетий предшествующими вооруженными конфликтами между немцами и поляками.
В течение длительного времени подобные конфликты сопровождались многочисленными жертвами с обеих сторон, когда захватывались и аннексировались смежные территории, что и привело к фактическому уничтожению Польского государства в рамках серии разделов страны между Германией (Пруссией) и Россией (СССР). Последнее такое разделение произошло в 1939 году в результате реализации советско-германского пакта «Молотова-Риббентропа» и послужило причиной наиболее сложных проблем в польско-немецких отношениях послевоенного периода.
Так, с одной стороны, в течение Второй мировой войны в ходе боевых действий между Германией и Польшей и дальнейшей оккупации польской территории погибло и было уничтожено около 7 млн польских граждан. По отношению к общей численности тогдашнего населения Польши это стало одной из самых больших человеческих потерь среди стран-участниц Второй мировой войны. Причиной было жесткое сопротивление поляков гитлеровской агрессии, что вызывало массовые репрессии нацистов против всего польского сообщества.
С другой стороны, по решению Потсдамской конференции 1945 года, которая фактически подвела итоги Второй мировой войны, Польше были переданы некоторые спорные территории, входившие в состав Германии, включительно с Верхней Силезией, Померанией и Восточным Бранденбургом. При этом немецкое население в принудительном порядке было перемещено из этих территорий на внутренние немецкие земли с применением жестких, в т. ч. силовых, мер — без каких-либо компенсаций. В целом из бывших немецких территорий было выселено около 12 млн этнических немцев, да еще более 5 млн немцев депортировано из самой Польши.
Все это служило мощным фактором взаимных претензий, недоверия, неприязни и даже ненависти между немецким и польским народами после Второй мировой войны. Кроме того, дополнительным препятствием в немецко-польском примирении (в полном понимании этого слова) послужил послевоенный раздел Немецкого государства на Федеральную Республику Германии (ФРГ) и Германскую Демократическую Республику (ГДР), которые оказались в сфере влияния двух противоположных систем антагонистичного характера, а именно — Запада и России.
При этом, как и ГДР, Польша также оказалась под контролем Москвы, что вынуждало Варшаву проводить сугубо пророссийскую политику, в т. ч. и на немецком направлении. Так, коммунистическая власть Польши во главе с Владиславом Гомулкой признала Восточную Германию и начала всестороннее сотрудничество с ней, а также приняла сторону России в плане политической конфронтации с ФРГ.
В свою очередь, правительство Западной Германии под руководством первого Федерального канцлера ФРГ Конрада Аденауэра (1949-1963) проводило свою, достаточно жесткую политику по отношению к советскому блоку. Основу такой политики составляло непризнание ГДР, а также отказ от установления дипломатических и других отношений со странами, признавшими суверенитет Германской Демократической Республики. Кроме того, руководство ФРГ выражало категорическое несогласие с решением Потсдамской конференции о передаче немецких земель другим государствам, в т. ч. Польше. Позиция правительства ФРГ в данном вопросе активно поддерживалась значительной частью населения страны и т. н. «Союзом изгнанных» — общественной организации немецких изгнанников из бывших территорий Германии и Польши.
Такие обстоятельства фактически сделали невозможным установление политических связей между ФРГ и Польшей на официальном уровне. В этой ситуации главную роль в диалоге сторон по сближению немецкого и польского народов взяли на себя их религиозные институты. Основными из них стали Католическая и Протестантская церкви в Федеральной Республике Германии и Католическая церковь в Польше, пользовавшиеся непререкаемым авторитетом в своих странах.
В период с 1954 по 1968 года именно немецкие и польские церкви стали одним из главных каналов налаживания принципиально новых отношений между ФРГ и Польшей. В частности, как немецкая, так и польская церкви признали взаимную ответственность сторон за трагические события Второй мировой войны и послевоенного времени, а также положили начало систематическому обмену письмами-обращениями и меморандумами, встречам и конференциям, и другим двухсторонним мероприятиям, во время которых определялась возможность немецко-польского примирения.
Другим каналом поддержки связей между ФРГ и Польшей оставалось торгово-экономическое сотрудничество двух стран, которое находилось на достаточно высоком уровне, невзирая на имевшиеся проблемы политического и идеологического характера. Так, еще до установления дипломатических отношений между двумя странами, в середине 1950-х годов в Варшаве было открыто торговое представительство ФРГ, а во Франкфурте-на-Майне — торговое представительство Польской Народной Республики (ПНР).
В 1963 году экономические отношения между ФРГ и Польшей были закреплены в рамках первого официального документа — Торгового протокола, подписанного министрами торговли ФРГ и ПНР. В результате выполнения достигнутых договоренностей ФРГ стала первым, по объемам торговли, партнером Польши среди стран Западной Европы. Главным образом ФРГ поставляла в Польшу машины, промышленное оборудование и химическую продукцию, в частности, удобрения для сельского хозяйства. В свою очередь, основными статьями польского экспорта в Западную Германию стали продовольственные товары, уголь и другое сырье для немецкой промышленности.
С учетом полученного опыта, в 1965 году между ФРГ и Польшей было заключено новое торговое соглашение, регулировавшее их товарооборот на период 1966-1969 годов. Этим документом предусматривалось увеличение объемов взаимных поставок на 50 %. Кроме того, в Кельне было открыто новое торговое представительство Польши.
Вышеприведенные обстоятельства создали основу для изменений в политике ФРГ в восточном направлении после избрания в 1969 году новым Федеральным канцлером ФРГ представителя коалиции Социал-демократической и Свободной демократической партий Германии — Вилли Брандта. В отличие от К. Аденауэра, у нового главы западногерманского правительства имелось принципиально другое виденье послевоенной Европы. По существу, В. Брандт и его сторонники отказались от конфронтации с Польшей по поводу ГДР и утраченных немецких территорий и выразили свою готовность к официальным переговорам по урегулированию немецко-польских отношений.
При этом было выдвинуто предложение оставить в прошлом весь груз политических и дипломатических проблем между ФРГ и Польшей. Благоприятным фактором в решении данного вопроса стало также и определенное налаживание отношений между ФРГ и Советским Союзом, фактически контролировавшим внешнюю политику Польши. В частности, в августе 1970 года ФРГ и СССР подписали «Московский» договор, который, по существу, являлся мирным соглашением сторон, и открывал путь и для развития сотрудничества ФРГ со странами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ).
Так, следствием таких процессов стало заключение ФРГ и Польшей в декабре 1970 года т. н. «Варшавского» договора, имевшего решающее значение для послевоенных отношений немецкого и польского народов. Документ подтверждал установленные границы между ФРГ и Польшей по рекам Одер и Нейсе, как это было определено Потсдамской конференцией в 1945 году. Кроме того, были задекларированы намерения сторон относительно отказа от любых территориальных претензий в будущем, а также мероприятия по дальнейшей нормализации и комплексному развитию отношений между двумя странами в политической, экономической, научно-технической и культурной сферах. После имплементации договора предусматривалось установление полновесных дипломатических отношений ФРГ и ПНР.
Ратификация «Московского» и «Варшавского» договоров в немецком парламенте проходила достаточно сложно вследствие негативного отношения к достигнутым договоренностям партийного союза ХДС/ХСС. Представители этих партий обвиняли руководство ФРГ в измене немецким интересам и неоправданных уступках «...в пользу СССР и его союзника Польши». При этом наиболее негативную реакцию противников «Варшавского» договора вызывали закрепление в нем факта включения немецких земель в состав ПНР, а также нерешенность проблем вынужденных немецких переселенцев.
Невзирая на это, в мае 1972 года договор между ФРГ и ПНР все же был одобрен Бундестагом. В последующем, путем длительных и напряженных переговоров Бонна и Варшавы, удалось преодолеть большинство проблем двухсторонних отношений, в т. ч. по взаимной компенсации пострадавшим во время Второй мировой войны и после нее. С целью дальнейшего увеличения объемов торговли между двумя странами ФРГ предоставила Польше достаточно внушительный финансовый кредит.
Вместе с тем, настоящий прорыв в немецко-польских отношениях, которые приобрели принципиально новый характер, наблюдался после окончания «холодной войны», распада советского блока и объединения Германии. Символический акт примирения между новой Германией и Польшей произошел 12 ноября 1989 года в ходе визита в Польшу (Верхнюю Силезию) Федерального канцлера ФРГ Гельмута Коля. Через год — 14 ноября 1990 года — взаимные обязательства двух стран относительно гарантий безопасности и отсутствия территориальных претензий друг к другу (включительно с подтверждением прохождения границы по рекам Одер и Нейсе) были подтверждены в рамках «нового Варшавского договора». А уже в следующем году — 17 июля 1991 года — в Бонне был подписан Большой Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между ФРГ и Польшей (помимо прочего, решал крайне чувствительный вопрос о правах немецкого меньшинства в Польше и польской диаспоры в ФРГ).
Кроме того, значение имело создание в 1991 году ФРГ, Францией и Польшей т. н. «Веймарского треугольника» с целью реализовать концепцию построения объединенной Европы. В первую очередь, в этом плане ФРГ и Франция сосредоточили усилия на содействии процессам европейской и евроатлантической интеграции Польши в контексте подготовки Варшавы к вступлению в Европейский Союз и НАТО.
В целом приведенные акты сформировали необходимую нормативно-правовую базу для полномасштабных отношений между ФРГ и Польшей в военно-политической и торгово-экономической сферах. В рамках уже таких отношений обе стороны реализовывали взаимовыгодные интересы, полностью отвечающие их стратегической цели.
Так, Польша представляла интерес для ФРГ, как мощный рынок для немецкой высокотехнологичной продукции, а также как возможность перенесения на польскую территорию своих производственных мощностей для использования более дешевой рабочей силы. Воплощение этих планов сопровождалось мероприятиями немецкой стороны по увеличению инвестиций в развитие экономики Польши, а также по передаче ей новых технологий и оказании помощи в модернизации инфраструктуры и обучении персонала. Вместе с этим, отдельной целью руководства ФРГ стало создание зоны военно-политической стабильности на восточной границе Германии — путем подключения Польши к общей системе европейской коллективной безопасности.
В свою очередь, опираясь на поддержку ФРГ, Польша получила уникальную возможность как основательно реконструировать свою экономику, так и вернуться в Европу. В частности, уже в 1995 году Польша вышла на первое место среди торговых партнеров ФРГ из числа стран бывшего советского блока, опередив Россию. В дальнейшем, в 1999 году, Польша, одной из первых стран ЦВЕ, стала полноценным членом НАТО, а в 2004 году — Европейского Союза. При этом общий объем инвестиций ЕС в экономику Польши составил приблизительно 40 млрд дол. США, что позволило ей войти в состав ведущих членов организации.
Во время подготовки и после вступления Польши в НАТО и ЕС активизировалось и немецко-польское сотрудничество в военной и военно-технической сферах. Основными формами такого сотрудничества стали подготовка польских военнослужащих в военных учебных заведениях ФРГ, проведение двухсторонних военных учений и участие в учениях Объединенных вооруженных сил Североатлантического союза, взаимодействие немецких и польских подразделений в рамках миротворческих и антитеррористических операций Альянса (в частности, в Ираке и Афганистане).
Кроме того, после присоединения Польши к НАТО в составе Североатлантического союза был сформирован многонациональный корпус «Север-Восток» со штабом в польском городе Щецин, при участии воинских подразделений ФРГ, Польши и Дании. Позже, в 2013 году, началось создание «Веймарской боевой тактической группы» (фактически, совместной батальонной тактической группы ФРГ, Польши и Франции), как элемента сил быстрого реагирования Европейского Союза.
Весомый вклад ФРГ был и в переоснащение Вооруженных сил Польши на новые виды вооружения и военной техники западных образцов. В частности, в период 2002-2003 гг. ФРГ на бесплатной основе передала Варшаве 128 танков Leopard 2A4 и 10 БРЭМ BpZ2. Этой техникой были вооружены подразделения 10-й бронекавалерийской бригады и других формирований 11-й бронекавалерийской дивизии польской армии. В 2013 году ФРГ и Польша заключили новое соглашение о предоставлении польской стороне еще 14 машин Leopard 2A4 и 105 более современных танков Leopard 2A5, а также 12 бронированных ремонтно-эвакуационных тягачей BpZ2 и 200 автомобилей военного назначения.
Позитивную роль в укреплении доверия и связей между ФРГ и Польшей на двухстороннем уровне сыграло также основание совместных финансовых фондов по реализации проектов предоставления помощи жертвам нацистских преследований в период Второй мировой войны, а также по развитию культурного сотрудничества двух стран. В частности, в начале 1990-х годов было создано четыре таких фонды, в т. ч. фонд «Примирение» по поддержке жертв нацизма, «Фонд немецко-польского сотрудничества» в области науки и сохранения памятников немецкой культуры в Польше, фонд «Память» по присмотру за могилами немецких солдат, погибших на польской территории в период Первой и Второй мировых войн, а также «Молодежный фонд», который занимается вопросами развития отношений между немецкой и польской молодежью.
В то же время правительство ФРГ увеличило объемы финансирования ряда научных и культурных институций в Польше, в т. ч. Западного института в Познани и Силезского университета, а также центров польской культуры и информации в Дюссельдорфе, Берлине и Лейпциге.
Кроме того, в Польше активно работают отделения фондов ведущих немецких партий, в т. ч. Фонда К. Аденауэра, Фонда Ф. Эберта, Фонда Ф. Неймана, Фонда Г. Зайделя и филиала ряда немецких культурных организаций — Немецкого фонда охраны памятников, Немецко-польского института в Дармштадте, Института Гете и др.
На этом фоне одним из определяющих факторов проверки надежности и открытости немецко-польских отношений стала вооруженная агрессия России против Украины, начавшаяся в феврале 2014 года. Реакция Берлина и Варшавы на действия Москвы подтвердила стратегический характер партнерства между ФРГ и Польшей, которые продемонстрировали способность к проведению совместной политики по защите европейской безопасности, поддержке своих союзников из числа стран бывшего СССР и осуществлении давления на режим В. Путина.
Так, принципы и основные направления взаимодействия ФРГ и Польши в кризисной ситуации, возникшей в результате нападения России на Украину, обсуждались на высшем уровне во время визита Федерального канцлера Германии А. Меркель в Варшаву 12 марта 2014 года. По итогам этой и других встреч лидеры ФРГ и Польши выступили с жестким осуждением нападения России на Украину, а также категорически отказались от признания российской аннексии Крымского полуострова.
В то же время Берлин и Варшава стали главными инициаторами мероприятий ЕС по укреплению единства Европейского Союза и ослаблению его зависимости от России, трансформации НАТО в плане переориентации Альянса на противодействие угрозам со стороны Москвы, введению комплекса политико-экономических санкций против Российской Федерации, а также предоставлению помощи Украине в политической, экономической и, в определенной степени, в военно-технической сферах. В частности, в рамках политической поддержки Украины, ФРГ и Польша выступили в качестве ключевых проводников идеи европейской интеграции Украинского Государства путем как практической реализации программы ЕС «Восточное партнерство», так и подписания Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом.
Вместе с тем, в течение достаточно длительного времени А. Меркель отказывалась поддержать призывы Польши о размещении войск НАТО на территории стран ЦВЕ, считая это нецелесообразным и таким, что может лишь обострить обстановку в регионе. Позже, в связи с невыполнением режимом В. Путина Минских договоренностей по урегулированию ситуации на Востоке Украины, а также активизацией Россией провокаций против стран НАТО в Балтийском и Черноморском регионах, позиция руководства ФРГ по упомянутому вопросу радикально изменилась.
Так, в начале апреля этого года А. Меркель согласилась с необходимостью развернуть силы Североатлантического союза в Литве, Латвии, Эстонии и Польше на постоянной основе и выразила готовность направить в их состав немецкие воинские подразделения. Эти планы должны рассматриваться во время очередного саммита НАТО в Польше 8-9 июля этого года. Принятие позитивного решения по приведенным инициативам будет способствовать как дальнейшему укреплению связей между ФРГ и Польшей, так и усилению безопасности Альянса на Восточном направлении.
Сегодня между ФРГ и Польшей еще сохраняются некоторые противоречия и проблемы, связанные с их историческим прошлым, а также особенностями развития современной ситуации в Европе и позициями каждой из этих стран. В первую очередь, это касается взаимной недоброжелательности определенных групп немецкого и польского населения, некоторого укрепления позиций радикальных и националистических сил в обеих странах на почве ухудшения экономического состояния ЕС, а также несогласия Варшавы с отдельными аспектами политики Берлина.
В частности, польская сторона не воспринимает требования руководства ФРГ о жесткой экономии бюджетных средств членами Европейского Союза и допуске в Европу беженцев из регионов Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, в течение последнего времени дополнительной проблемой в немецко-польских отношениях является негативная реакция Варшавы на критические замечания ФРГ по нарушению демократических стандартов в Польше.
Все это активно используется режимом В. Путина в рамках целенаправленной информационной кампании по провоцированию напряженности в отношениях между ФРГ и Польшей, как главными инициаторами и движущими силами политики ЕС в контексте давления на Россию и поддержки Украины. В то же время расхождения между Берлином и Варшавой имеют по большей части ситуативный и внешне привнесенный характер, что позволяет обеим странам успешно преодолевать возникающие проблемы и фактически сводит на нет провокационные усилия Москвы, направленные на нарушение их стратегического партнерства.