Стремление Тегерана возложить на себя обязанности активного посредника в урегулировании ситуации в Сирии определенным образом дисбалансируют планы Вашингтона, который самостоятельно прилагает усилия, пытаясь оставаться влиятельной силой на Ближнем Востоке и не потерять там свои позиции. Поэтому США активно пытались вовлечь в конфликт другие страны региона, чтобы достичь своей цели еще и с их помощью. Так, Вашингтон считает, что Анкара способна сыграть важную роль в свержении режима Асада. Однако Турция не ожидала, что это американское предложение поставит ее на край бездны. Приняв у себя свыше 90 тысяч сирийских беженцев, Анкара определенным образом дестабилизировала свое внутреннее положение, активизировав одновременно еще и внутреннюю политическую оппозицию.
Борьба за власть в Сирии между алавитским меньшинством, которое является ответвлением ислама шиитского толка и активно поддерживается Ираном, и сунитским большинством, за которым стоят «Мусульманское братство» и Аль-Каида, является для Ирана, с одной стороны, объединяющим мотивом, поскольку речь идет о защите исламских интересов в регионе, против вмешательства в эти дела США и их сателлитов, а с другой стороны — есть возможность усилить свое влияние в регионе. В случае успеха в урегулировании сирийского вопроса, Иран возможно, значительно расширит свое влияние вплоть до побережья Средиземного моря. Да еще он может создать определенное напряжение на севере Саудовской Аравии и Иордании.
Безусловно, перед США встанет выбор — или принять сторону Ер-Рияда, чтобы защитить пути транспортировки нефти и газа из зоны Персидского залива, что, опять же может привести к определенному обострению отношений между США и ИРИ. Или согласиться на региональное лидерство Ирана, что Вашингтон делать никоим образом не желает.
С другой стороны, если удастся нейтрализовать попытку Ирана, то США оставляют за собой право и в дальнейшем диктовать свою волю в этом регионе. Более того, вытеснение Тегерана из Сирии предоставит Вашингтону возможность вернуть ее в ранг своего стратегического партнера и усилить свое давление на Ирак, поскольку Иран потеряет возможность открыто поддерживать иракских шиитов. Иран также реально начнет ощущать потери от введения новых экономических санкций, которые приведут к значительному ухудшению экономического положения ИРИ, поставив ее перед бездной экономического кризиса, когда она окончательно потеряет возможность стать региональным лидером.
Как мы помним, в октябре 2012 года правительства стран Евросоюза приняли предложение Германии и Великобритании ввести дополнительные санкции против иранского банковского, транспортного и промышленного секторов экономики, чтобы заставить Тегеран начать переговоры относительно свертывания своих ядерных программ. Это самые жесткие санкции, которые когда либо вводились против Ирана, поскольку они имеют широкий спектр воздействия, в отличие от предыдущих, принимавшихся против конкретных иранских компаний и граждан.
Подводная лодка класса «Ghadir»
и катер на воздушной подушке «Zubr»
В самом же Иране внутренняя ситуация остается стабильной. 27 ноября 2012 года Иран торжественно праздновал День военно-морских Сил ИРИ. На главной базе ВМС Ирана в Бандар-Аббасе прошла церемония спуска на воду двух подводных лодок малого класса проекта «Ghadir», двух десантных катеров на воздушной подушке типа «Zubrр» и ракетного катера класса «Sina-7». А Командующий ВМС ИРИ контр-адмирал Х. Сайери объявил о создании центра подготовки подводников, главным элементом которого является симулятор подводной лодки «Ghadir».
Сам по себе факт спуска на воду двух подводных лодок малого класса для таких многочисленных ВМС, как иранские, на первый взгляд, не такой уже и значительный. Но следует помнить, что подводные лодки, ракетные катера и десантные катера на воздушной подушке спроектированы и построены иранскими специалистами на верфях Бандар-Аббаса. Еще несколько лет назад это считалось невозможным по причинам технического и технологического отставания Ирана, уже много лет живущего в условиях экономических санкций.
Американский БПЛА RQ-170 Sentinel
Иран также продолжает активно разрабатывать новые образцы вооружения ПВО и средства разведки, в частности, беспилотные летательные аппараты (БПЛА). 30 октября 2012 года Командующий базой ПВО «Хатем аль-Анбия» бригадный генерал Фарзад Есмаили корреспонденту иранского информационного агентства ISNA сообщил, что в сентябре 2013 года планируется приступить к испытаниям нового БПЛА, способного нести на борту разведывательное оборудование и вооружение. Кстати, речь о разработке БПЛА нового типа (так называемой боевой платформы) в Иране ведется уже достаточно давно, но сообщение о возможном начале испытаний сделано впервые. Считается, что иранские специалисты скопировали американский БПЛА RQ-170 Sentinel, который сумели посадить невредимым на своей территории еще в декабре 2011 года. Ранее, в январе 2011 года, в районе ядерного объекта Фордо, что вблизи города Кум, были сбиты два американских БПЛА MQ-1 Predator.
Американский БПЛА MQ-1 Predator
Наряду с этим, студенты университета в Исфагане разработали и в октябре уходящего года провели первые полетные испытания сугубо разведывательного БПЛА нового типа. Конструктивной особенностью данного средства является то, что он состоит из четырех автономных мини-самолетов и материнского БПЛА. Во время полета от материнского самолета могут отделяться симметрично по одному БПЛА с каждой стороны, способные самостоятельно выполнять задания и передавать данные как на материнскую БПЛА, так и на наземную станцию управления соответственно. При выходе из строя материнского БПЛА, мини-БПЛА способны продолжать выполнение заданий автономно.
Рост боевого потенциала ВМС ИРИ, по мнению контр-адмирала Х.Сайери, позволяет Ирану уверенно отстаивать свои интересы не только в зоне Персидского залива, но и выполнять боевые задачи по обеспечению безопасности судоходства и борьбе с пиратством в районе Аденского залива. Кстати, присутствие иранских боевых кораблей 22 эскадры ВМС ИРИ в составе вертолетоносца «Hark» и эсминца «Admiral Nagdi» в международных водах существенно способствует росту имиджа Ирана как страны, которая активно противостоит терроризму и морскому пиратству.
Иран также продолжает активно поддерживать Хезболлах и оказывать ей существенную материальную помощь. Так, иранским информационным агентством ISNA от 28 октября 2012 года сообщалось, что Корпус стражей исламской революции (КСИР) в рамках проведения операции «Хуссейн Аюб» передал ей несколько БПЛА для разведывательных полетов над территорией Израиля. По словам министра обороны ИРИ бригадного генерала Ахмада Вахиди, БПЛА осуществил полет с территории Ливана и смог практически достичь района атомной станции Димона на территории Израиля, прежде чем был сбит средствами ВВС Израиля. При этом он вел аэросъемку территории, над которой пролетал и передавал данные на наземный пункт управления. Как подчеркнул Вахиди, полет БПЛА, считающегося не последней разработкой ИРИ, был незаметным для радаров Израиля и США. В сущности, это явилось ни чем иным, как «демонстрацией силы» Ираном. Считается, что после такого успешного полета Хезболлах начнет более активно использовать БПЛА против Израиля, причем, впоследствии они будут способны нести не только фотоаппаратуру.
Пуск ОТР типа «Fajr-5»
По сообщениям «The Sunday Times» от 25 ноября 2012 года, израильский разведывательный спутник зафиксировал загрузку оперативно тактических ракет типа «Fajr-5» и баллистических ракет «Shahab-3» на борт транспортного судна, которое, по оценкам израильских аналитиков, доставит их в сектор Газа и в Судан, что создаст для Израиля новые серьезные проблемы.
Иракские баллистические ракеты
«Shahab-3»
В канун президентских выборов в США западные средства массовой информации обнародовали сообщение о соглашении США и ИРИ начать прямые двусторонние переговоры относительно иранской ядерной программы. Возможно, что переговоры не состоятся, потому что Иран неоднократно обещал их начать, с целью выиграть время и ослабить давление извне. И нет никаких оснований полагать, что в этот раз они таки начнутся. Даже если стороны и сядут за стол переговоров, о готовности которых заявила несколько дней назад Государственный секретарь США Х.Клинтон, то их итог непредсказуем. Как показывает анализ событий, Тегеран, начиная с 2004 года, практически выигрывает дипломатическое противостояние и успешно затягивает время, не прекращая реализации своих ядерных программ.
Авария, а в сущности акция саботажа на заводе по обогащению урана в Фордо, имевшая место 17 августа текущего года, вынудила Тегеран перенести на весну 2013 года получение 240 килограммов урана, обогащенного до 20%. В результате, созданы новые условия для проведения запланированного на середину декабря 2012 года очередного раунда переговоров МАГАТЭ о прозрачности иранской ядерной программы. Одновременно высшее руководство Ирана получили также передышку и теперь может не бояться превентивных ударов Израиля и США по своим ядерным объектам, по крайней мере до конца лета 2013 года.
Нет оснований также считать, что Тегеран идет на переговоры с Вашингтоном под давлением новых экономических санкций, потому что он разработал контрмеры, суть которых сведена к внедрению в стране разработанной иранскими экономистами «экономики сопротивления». Кстати, как показывает анализ данной программы, они ничего нового не разработали, потому что она есть ни чем иным, как вариантом уже давно известной китайской политики «расчета на собственные силы». Но при этом экономика ИРИ последовательно развивается, что гарантирует ей стабильность.
По сообщениям иранских средств массовой информации, только за период с марта по сентябрь 2012 года Иран экспортировал товаров и услуг, включая экспорт газового конденсата, на сумму 16 миллиардов долларов США. За этот же период Иран импортировал товаров на общую сумму около 26.5 млрд. долларов. Основными импортерами являются Китай, Южная Корея, Германия, Швейцария, Россия, Индия, Турция и ОАЕ.
Таким образом, поверхностный анализ событий свидетельствует, что ситуация на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива остается достаточно сложной, что обусловливается, в сущности, гражданской войной в Сирии, обострением внутренней ситуации в Турции, вероятностью негативного влияния Сирии на состояние дел в северных районах Саудовской Аравии и усилением внутренней борьбы иранской оппозиции в канун президентских выборов в Иране, которые пройдут летом 2013 года.