Часть 4. Пояс шахида
Сам по себе терроризм — метод достижения политических целей с применением насилия против более сильных врагов, предусматривающий при этом гибель гражданского населения. Он весьма привлекателен для отдельных экстремистских группировок как способ противоборства с целыми странами и их режимами.
В ХХІ веке слово «шахид» получило широкое распространение в основном в журналистской среде в отношении исламистских террористов-смертников. Один из выдающихся богословов XIII века, ученый шафиитской правовой школы имам Ан-Навави в книге «Китаб аль-Маджм'» указал причины, почему погибшие в бою называются шахидами:
- сам Аллах свидетельствует, что они будут в раю;
- ангелы свидетельствуют об их мученичестве, когда забирают их души;
- их смерть на поле боя является явным свидетельством веры;
- пролитая ими кровь является свидетельством их искренней веры в Аллаха;
- они из числа тех, что будут свидетельствовать над общинами;
- их душа будет свидетельствовать о рае (то есть увидит рай).
Примечание: Шахид (араб. šahīd, происходит от араб. šahāda шахада,) буквально «свидетельствование». В исламе это понятие применяется, как в отношении свидетеля на суде, так и в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха. Шахид — тот, кто познал и принял ислам, признал и свидетельствует истинность единого Бога, верует в потусторонний мир и вечность, в связи с чем легко освобождается от земных привязанностей, не боится смерти и участием в джихаде принимает шахаду. Употребляется в смысле «мученик за веру». Мученичество за веру, так или иначе, характерно для всех монотеистических религий. И ислам, и христианство высоко чтят принявшего смерть за веру. |
Расширенное определение этого понятия было, в частности, приведено в докладе одного из руководителей израильского Института мировой политики в области борьбы с терроризмом Е.Швейтцера: «Терроризм смертников — это политически мотивированное применение силы, осуществляемое индивидуумом (индивидуумами), который активно и целенаправленно уничтожает себя вместе с выбранным объектом. Неизбежная смерть исполнителя такой акции является залогом успеха террористической операции».
Его оружие — пояс шахида («пояс смертника») — чаще самодельное взрывное устройство, надеваемое террористом-смертником на тело под одежду для совершения убийства, обычно массового, путем самоподрыва.
Впервые это оружие применили «Тигры освобождения Тамил-Илама». Израильский генерал Р.Эйтан в своих воспоминаниях пишет, что один из первых «поясов смертников» со взрывчаткой был обнаружен на теле одного из трех палестинских террористов, уничтоженных 11 апреля 1974 года в поселении Кирьят-Шмона.
В некоторых источниках упоминается другой случай, имевший место в июне 1982 года во время ливанской войны: в ходе обороны лагеря палестинских беженцев Айн аль-Хальве в городе Сайда несколько защитников пошли в контратаку на израильских солдат, «обвязавшись взрывпоясами, чтобы взорваться в гуще врагов». Однако, в то время распространения «пояса» не получили, хотя позже подобное оружие стало популярным у членов «Хамаса», а также среди прочих исламистских террористов.
В 2000-е годы отмечены случаи использования поясов с зарядами взрывчатки чеченскими террористами, в частности, во время теракта 23-26 октября 2002 года в Москве и 1-3 сентября 2004 года в Беслане.
Пояс шахида
В классическом исполнении «пояс смертника» представляет собой матерчатый широкий пояс, в котором зашиты несколько цилиндров (часто это обрезки водопроводных труб), наполненных взрывчаткой и поражающими элементами (стальные или стеклянные шарики, шурупы, гайки, болты, гвозди, куски толстой проволоки) и соединенные проводами с переключателем, обычно находящимся в кармане или за пазухой террориста.
Более совершенный вариант изготавливается из «плиток» пластиковой взрывчатки, вшитых в матерчатый пояс вместе с контейнерами с поражающими элементами.
Иногда в качестве поражающих элементов используются пластиковые иглы («флашэт»), не обнаруживающиеся металлоискателем. Если имеется взрывчатое вещество заводского изготовления (тротил, мелинит или гексоген) в стандартных шашках, то сформированный из них заряд представляет собой упаковку, где шашки переложены поражающими элементами. Иногда используются не пояса, а жилеты со вшитыми зарядами, что позволяет увеличить их общую мощность и количество поражающих элементов. В этом случае вес взрывчатого вещества может достигать 10-12 кг.
Расходы на изготовление одного «пояса шахида», как правило, незначительны, стоимость материалов для взрывных устройств, применяемых смертниками в Израиле, оценивается в среднем в 150 долл., а рост пожертвований со стороны сочувствующих исламских фондов, организаций, отдельных лиц может выражаться суммой в несколько сот миллионов долларов.
Кто идет в шахиды? Какая среда их культивирует?
В исламистских террористических организациях всесторонне отработана система поиска и вербовки смертника, его психологической и специальной обработки и подготовки. Становлению террориста-смертника в таких организациях способствует сама исламская культура, создающая психологическую готовность к непримиримой борьбе вплоть до самопожертвования для сохранения почитаемых мусульманами ценностей при вооруженных нападениях, оказании давления со стороны внешних сил или собственных правящих режимов, направленных на размывание сложившихся у мусульман традиций и норм жизни. Эта готовность усиливается также и неблагоприятными социальными факторами.
Для таких организаций, как «Хезболлах», ХАМАС, «Исламский джихад» и некоторых других, несложно найти кандидата на роль смертника. В средствах массовой информации отмечались случаи, когда для отдельных акций такие кандидаты отбирались буквально за одну неделю до проведения террористических акций.
Существует мнение, что террорист-смертник является патологической личностью, характерными чертами которой есть нарциссическая агрессия, переживание страха, депрессивные состояния, чувство неизгладимой вины, авторитаризм, приписывание себе и другим недостатка мужественности, эгоцентризм, крайняя экстраверсия.
Ранее также считалось, что смертниками становятся, в основном, представители беднейших слоев общества. Однако, как показывает анализ документа «Святые мученики Двуречья», размещенного на одном из исламистских форумов в Интернете и включающего 430 биографий смертников из радикальной организации «Аль-Каида», среди них было немало высокообразованных людей, имевших хорошо оплачиваемую работу и получивших образование в учебных заведениях Европы и США. Исследование биографий 32 террористов-смертников показало, что единственная общая их черта — отсутствие прочных социальных связей и подверженность внешнему влиянию. Этот фактор усиливается практически полной изоляцией смертника от внешних социальных контактов непосредственно перед совершением террористического акта.
Анализ контингента палестинцев-смертников, ранее проведенный израильскими экспертами, показал, что:
- это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет;
- не женаты, безработные, из бедной семьи;
- получившие среднее образование;
- в большинстве — студенты исламских образовательных центров в Газе и на Западном берегу реки Иордан, находящихся под патронажем организации ХАМАС;
- некоторые из смертников ранее арестовывались израильскими спецслужбами, высказывали желание отомстить за смерть или увечья родственников, или друзей.
Обесценивание жизни, облегчающее совершение суицидального теракта, может быть вызвано стремлением избавиться от одиночества, ощущаемого человеком, физически или морально потерявшего всех близких, от клейма позора, от чувства унижения за свою этническую принадлежность или группу. Известно, что среди террористов-смертников значительную часть составляет молодежь, пережившая войну и выросшая в семьях беженцев. Идеологи джихада с использованием террористов-смертников часто подчеркивают, что это акции жертв, направленные на привлечение внимания к своему униженному положению.
При наличии социальных норм, одобряющих совершение терактов как способов борьбы для достижения определенных целей, усиливается эффект механизмов подражания (например, брату-смертнику) и конформной команды (следования указаниям почитаемых религиозных авторитетов (наставник, мулла).
Как правило, процесс отбора кандидатов в смертники осуществляется в исламских образовательных центрах, спонсируемых исламскими радикалами или находящихся под их влиянием лиц, а также в мечетях в процессе религиозного обучения и проповедей.
Террористические организации часто стремятся найти на роль террориста-смертника подростков, так как они более подвержены внушению и менее устойчивы психологически, чем взрослые. Например, в начале 2006 года «Хамас» создал сайт для детей, где прославляются подростки-«шахиды» и имеются призывы к детям «встать на путь шахида». Арабская газета «Аль-Шарк Аль-Авсат» в интервью с представителями группировки «Хамас» о том, как в Палестине отбирают людей в террористы-смертники, сообщала: «Существуют четыре критерия, при помощи которых мы определяем, кто нам подходит. Во-первых, религиозность, во-вторых, мы проверяем, выполняет ли шахид волю своих родителей, и не повлияет ли его смерть отрицательно на положение его семьи. Не является ли он отцом семейства или единственным сыном. В этом случае он не подходит. В-третьих, он должен понимать всю важность своей миссии. И, в-четвертых, его смерть должна зажечь огонь джихада в сердцах других людей, и вызвать в них желание пожертвовать своей жизнью».
Специалисты в области борьбы с терроризмом разделяют всех террористов на категории. Теракты с привлечением смертников составляют не более 3 % от всех совершённых в мире терактов, однако именно на них приходится до 50 % пострадавших.
В основе мотивации шахидов лежит несколько причин: религиозный фанатизм, экстремизм, желание отомстить, кровная месть. При этом необходимо иметь в виду, что его семья после проведенной акции окружается почетом и получает финансовую поддержку, в размере, примерно, 1 тыс. долл. При поступлении в учебные заведения младшие члены семьи шахида обеспечиваются стипендиями. На цели содержания семей смертников в организации «Хезболлах», к примеру, ежегодно выделялось до 70 млн долл. 50 % этой суммы поступало из стран Персидского залива, 35 % — из Европы (в основном из Великобритании), 15 % — из США. Сообщение о террористическом акте и гибели смертника рассматривается его семьей и окружением как большой праздник: родители получают поздравления, устраиваются угощения, все веселятся…
Гораздо большее число тех террористов, кто готов умереть «за идею», но при этом еще и остаться в живых. Это — фанатики. Для них важно всеобщее внимание. Таковых в общей структуре терроризма примерно 30 %.
Третья категория – это наемники, составляющие приблизительно 50 %. Они подписывают контракт и для них главное — получить за террористический акт деньги.
Четвертая категория террористов — идеологи. Это те, кто «заказывает» террористические акты и, возможно, оплачивают их исполнение. Таких примерно 10 %, но они самые опасные, т. к. это «мозг» терроризма. По мнению доктора медицинских наук, психиатра-криминалиста М. В. Виноградова: «...Они, как правило, обладают высоким интеллектом, высоким уровнем мышления, огромной силой воли, умением подчинять своей воле окружающих, большой общей энергетикой. И еще характеризуются полным отсутствием общечеловеческих морально-этических принципов».
Подбор кандидата и его подготовка осуществляется, приблизительно, по такой схеме:
- с группой студентов или прихожан обсуждается тема о смерти во имя Аллаха. Проповедник наблюдает за реакцией на эту тему. Тех, кто проявляет к этому вопросу повышенный интерес, выделяют из общего числа.
- после подбора кандидата начинается его тщательная подготовка, с тем, чтобы реакция и характер поведения в экстремальной ситуации не помешали выполнению задания. Только тем из кандидатов, кто проявляет убежденность, хладнокровие и выдержку позволяется приступить к следующей стадии подготовки;
- на этой стадии подготовки кандидат «исчезает» из своей семьи и начинается довольно длительный этап его обучения всем аспектам будущей миссии.
Изучение взрывных устройств и техники их применения осуществляется, как правило, на последнем этапе подготовки, чтобы не посеять сомнений у кандидата в правильности выбора. В этот период проводится также физическая подготовка и психологическая «доводка» кандидата. Некоторых из террористов-смертников для преодоления страха смерти даже вывозят на кладбище, где они по нескольку часов лежат в могилах.
На выполнение задания смертник направляется из мечети в сопровождении группы поддержки. К этому времени уровень психологической готовности смертника настолько высок, что он проходит мимо сотрудников служб безопасности и приближается к цели без тени волнения. Совершая акт самоуничтожения, смертник обычно улыбается, предвкушая ожидающие его загробные удовольствия. Такого рода улыбку отмечали многие находившиеся в местах совершения террористических актов свидетели.
Тактика использования боевиков-смертников включает в себя как одиночные, так и групповые нападения на объекты. Этапы планирования и подготовки к террористическому акту с использованием смертников проходят в обстановке строжайшей секретности. Поэтому в большинстве случаев спецслужбам с большим трудом удается установить (а иногда вообще не удается) истинных его инициаторов, а также сам момент получения смертником сигнала о начале террористической операции.
Большое значение придается фактору неожиданности, что достигается отсутствием шаблонов в тактике проведения операции, применением различных видов взрывных устройств, выбором места и времени проведения террористической акции.
По оценкам экспертов, использование террористов-смертников для проведения терактов даёт духовным лидерам радикальных исламистских организаций огромное преимущество: смертники, взрывают себя в густонаселенных местах, унося жизни окружающих, направляют наполненный взрывчаткой транспорт на указанные им объекты.
Этими преимуществами являются:
- высокая доступность (проникаемость) взрывного устройства к объекту воздействия, относительно низкая стоимость подготовки самого террористического акта и его исполнителя;
- применение тактики самоубийств гарантирует, что атака состоится в наиболее подходящий момент, с максимальной точностью по месту и времени, с конкретным выбором цели для её уничтожения;
- акции с участием террористов-смертников всегда попадают в фокус СМИ, и вызывают большой общественный резонанс, критику в адрес правоохранительных органов, систем безопасности и властей, чем достигается и необходимый пропагандистский эффект;
- осуществляя подобные теракты, главари исламистских организаций демонстрируют свои возможности по дестабилизации обстановки в регионе, способствуют повышению своего «авторитета», а заодно и отрабатывают деньги, полученные от спонсоров;
- при проведении таких акций отсутствует необходимость в подготовке путей отхода для исполнителей. В этих условиях минимизирована вероятность того, что исполнитель будет задержан и попадет в руки полиции, спецслужб и выдаст своих хозяев;
- значительный общественный резонанс особым образом рекламирует готовность исполнителей к самопожертвованию, способствуют вербовке новых смертников, идущих на мученическую смерть за веру;
- акты смертников связаны с устрашением населения и формированием у значительной его части мнения, что таких фанатиков нельзя остановить и что организации, использующие смертников, имеют в своем составе многих им подобных.
Использование женщин в качестве шахидов
Организаторы современного исламистского терроризма начали активно использовать женщин в качестве террористок-смертниц, так как они легче поддаются манипулированию в силу своей большей, по сравнению с мужчинами, уязвимости. К тому же женщины вызывают меньше подозрения, чем мужчины, и поэтому им легче проникать в запланированные для осуществления терактов места.
Считается, что наиболее распространенным способом является принуждение. Поводом к нему, например, может служить обвинение во внебрачных связях, и тогда единственным способом избежать публичного позора для всей семьи может быть только акт шахида. В подобных случаях в мусульманских общинах считается, что женщина предпочла «почётную» смерть «позорной». Есть много свидетельств намеренного изнасилования намеченных кандидаток с целью исключить для них возможность отказа от задания под угрозой обнародования факта «позора».
Не единичны случаи, когда женщины видят в теракте единственный выход освобождения от невыносимых условий жизни в семье, поскольку возможность развода для них фактически исключена.
Нередким стало также явление, когда девушка, продаваемая отцом пожилому и неприятному ей мужчине, предпочитает совершить любого вида акт, лишь бы попасть в тюрьму. В этом случае она может рассчитывать на долгий срок стать недосягаемой для жениха. Но в данном случае речь не идет об акции шахида.
Помимо стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, смертники оставили свой кровавый след в странах Европы и Центральной Азии.
Сегодня наибольшее распространение феномен терроризма смертников получил в экстремистских организациях исламских фундаменталистов. Спекулируя на учении ислама и целенаправленно искажая его отдельные положения, в первую очередь учения о «джихаде», ортодоксальные течения порождают наиболее фанатичных террористов-смертников.
Исламские радикалы, ставящие своей задачей создание на базе государств мусульманского мира «Единого Халифата», живущего по законам Шариата, главным своим врагом считают влияние западной либеральной идеи, разрушающей законы и традиции Ислама. Поэтому объектом их атак избраны и страны Западной Европы.
По оценке зарубежных экспертов, в настоящее время 14 радикальных террористических организаций из 12 стран мира прибегают к использованию смертников в своих операциях.
Продолжение следует