Главной проблемой современного европейского пространства, которое непосредственно влияет на ситуацию вокруг Украины, является обострение финансово-экономических вопросов в странах ЕС. По оценкам Европейской комиссии, общий валовой внутренний продукт стран еврозоны в 2012 году сократится на 0,4 %, а всего ЕС — на 0,3 %. При этом наихудшее состояние дел зафиксировано в Греции, Италии, Испании, Португалии, Исландии, Румынии, Венгрии и Словении, которые фактически и внесли основной негатив в экономику ЕС. В частности, в 2012 году предусматривается сокращение ВВП Греции на уровне 3 %; Италии — 2,3 %, Испании — 1,4 %, Венгрии — 1,2 %, Словении — 2,2 %.
Лидеры Европейского Союза — ФРГ, Великобритания и Франция, а также некоторые другие страны, в частности, Норвегия, Швеция, Финляндия и Польша в сравнительно лучшем положении, хотя и им несладко. Так, снижение потребительских индексов основных европейских партнеров ФРГ привело к сокращению объемов немецкой внешней торговли и, соответственно, к падению бюджетных доходов страны. В частности, лишь в сентябре 2012 года этот показатель сократился на 3,4 %, то есть, до 91,7 млрд. евро (наибольшее сокращение с ноября 2009 года). Падение ВВП Франции, начиная с 2008 года, составляло около 4 %, а доля страны в мировом экспорте сократилась с 5 % до 3 %. В целом это привело к существенным негативным последствиям как для отдельных стран ЕС, так и в целом для Европейского Союза. Это в первую очередь касается критического роста государственных долгов ряда стран ЕС (в первую очередь — Греции), что реально угрожает им дефолтом и, соответственно, нарушением всей финансовой системы Европейского Союза.
В свою очередь, это грозит всей еврозоне распадом. Достаточно лишь ведущим членам ЕС отказаться от общей европейской валюты, заботясь о собственной финансовой стабильности, или принудительно исключить страны с наиболее проблемными экономиками из единого европейского валютного поля. Разрыв действующих финансовых связей между странами ЕС неминуемо спровоцирует последующую стагнацию европейской экономики и приведет к глубокому кризису Европейского Союза. Возникнет реальная угроза политического раскола ЕС из-за всех этих проблем.
Фактически элементы такого сценария уже имеют место и вызывают настоящую обеспокоенность руководства Европейского Союза, пытающегося принять срочные меры для преодоления кризисных процессов. К антикризисным мероприятиям прибегают также и отдельные страны ЕС.
Что предусматривается в таком случае? Внедряется широкий предохранительный комплекс организационного, экономического, финансового и политического характера, включающий несколько основных направлений, которые определяются их практическим содержанием и формами реализации.
Так, на уровне Европейского Союза есть договоренность о сокращении бюджетных расходов в странах-членах ЕС, что снизит их государственный долг, а также о создании финансовых фондов (резервов) для предоставления помощи странам с наиболее сложным финансово-экономическим состоянием. Этот процесс будет контролироваться Европейской комиссией с правом применять санкции против нарушителей финансовой дисциплины в рамках ЕС. При этом одним из основных доноров резервных фондов ЕС является ФРГ, имеющая достаточно крепкие финансово-экономические позиции.
Что касается собственных антикризисных мероприятий стран-членов ЕС, то они включают: экономию средств (в первую очередь, за счет снижения уровня финансирования оборонных и социальных программ); повышение налогов; привлечение иностранных кредитов и инвестиций из стран, которые относительно более стабильны в экономическом отношении, в частности КНР; расширение торгово-экономического сотрудничества за пределами Европейского Союза, в т.ч. с КНР, Индией, странами Южной Америки и Россией.
На взгляд европейских экспертов, такие мероприятия уже дали возможность создать предпосылки для выхода Европейского Союза из финансово-экономического кризиса. Правда, возникает ряд других проблем как ситуативного, так и долговременного характера.
Например, принудительное сокращение социальных расходов в странах ЕС (в т.ч. сокращение зарплат, пенсий и льгот) с одновременным повышением налогов вызывало недовольство у населения, спровоцировало антиправительственные настроения и массовые акции протеста. Социально-политическая обстановка в ряде европейских стран обострилась, выдвигаются требования об отставке правительств.
В то же время углубление социальных проблем в странах ЕС вызывает среди населения радикальные, националистические и сепаратистские настроения, а также растет недоверие граждан к Европейскому Союзу.
Например, среди политикума Румынии получают поддержку идеи возрождения «Большого Румынского государства»; в состав парламента Венгрии входит националистическая партия «Движение за лучшую Венгрию»; в парламенте Греции укрепляются позиции партии националистического направления «Золотой рассвет». Такие действия уже усложнили ситуацию вокруг Молдовы, обострились венгерско-румынские и венгерско-словацкие отношения из-за поддержки Венгрией сепаратистских движений среди венгерских меньшинств в Румынии и Словакии.
Растут сепаратистские настроения также и среди населения «старых» членов Европейского Союза. Так, проявления сепаратизма демонстрируют Каталония в Испании, Шотландия в Великобритании и Фландрия в Бельгии. Движущими силами данных процессов выступают националистические партии, которые, в частности, входят в состав местных парламентов Каталонии (партия «Конвергенция и союз») и Фландрии (партия «Новый фламандский альянс»).
Усложняются отношения между относительно стабильными странами-членами ЕС и их партнерами по организации, у которых более сложное финансово-экономическое положение. В политических кругах ФРГ, Франции и Великобритании, например, уже усиливается недовольство необходимостью выделять средства для «спасения» некоторых кризисных европейских экономик. Так, во время принятия нового финансового плана ЕС на 2014–2020 годы в ходе саммита Европейского Союза 22–23 ноября 2012 года новые члены организации получили гораздо меньше средств на программы «выравнивание ЕС», чем в предыдущие годы.
Усложняются отношения и между ведущими странами-членами ЕС. В основном из-за несогласия в подходах к решению финансово-экономических проблем Европейского Союза (в частности, выпуск евробондов). Кроме того, Франция и Великобритания обеспокоены усилением позиций ФРГ, как основного донора европейских стабилизационных фондов. Ведь таким образом Берлин получает значительно больше возможностей влиять на общую политику ЕС.
Это так или иначе приводит к росту центробежных процессов в Европейском Союзе. И вот уже определенные политико-экономические силы Великобритании затрагивают вопрос о выходе страны из ЕС. В то же время, из-за внутриполитических причин, правительства некоторых стран ЕС пытаются сначала решить вопрос социального обеспечения собственного населения, а уже потом выполнять требование Европейской комиссии сократить свои бюджетные расходы, что, понятно, не может не углублять внутренние организационные противоречия. Здесь уместно вспомнить отказ Польши и Румынии от присоединения к еврозоне до того времени, пока финансово-экономическая ситуация в Европейском Союзе не стабилизируется.
Обострение финансово-экономических проблем ЕС снижает и оборонный потенциал Европейского Союза, а также возможности реализации общей европейской политики безопасности. Так, сокращение оборонных расходов странами ЕС уже усложняет работу Европейского оборонного агентства и проведение миротворческих и антипиратских операций Европейского Союза, а также тормозит создание европейских батальонных тактических групп и мероприятия по наращиванию их оперативной готовности.
Такие проблемы ЕС активно используются другими странами в своих собственных целях. В первую очередь это касается Китая и России, имеющих свои принципиально важные интересы в Европе. КНР, кстати, сегодня является основным инвестором стран ЕС и уже вложила в их экономику свыше 120 млрд. долл. США, получая доступ к европейским рынкам и технологиям, в том числе в военной сфере. Интересуясь китайскими кредитами и инвестициями, ряд европейских стран уже подняли вопрос перед Европейской комиссией относительно отмены санкций ЕК на поставку оружия в КНР, которые были введены после расстрела китайскими войсками студенческих демонстраций в 1989 году.
Невзирая на обострение собственных финансово-экономических проблем (увеличение дефицита государственного бюджета из-за снижения доходов от экспорта нефти и газа), активную инвестиционную политику в Европе проводит также и Россия. Она стремится расширить свое присутствие в основных отраслях европейской экономики, в первую очередь в энергетике, транспорте и связи, надеясь усилить свое влияние на политику Европейского Союза и НАТО, в том числе и на постсоветское пространство. В контексте последнего вопроса Россия использует тезисы «ослабления» и «возможного распада ЕС» для дискредитации процессов европейской интеграции стран бывшего СССР. А в противовес подаются предложения присоединиться к Евразийскому союзу под эгидой Российской Федерации. Одновременно напоминается, что это — «безальтернативная перспектива» последующего государственного развития бывших советских республик, и навязывается мысль о «тщетности вступления в ЕС» стран бывшего социалистического блока, потому что они «лишь потеряют от этого».
Одновременно делаются попытки вернуть под свое российское влияние страны Балтии, Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы (как максимум), внести вирус раскола между «новыми» и «старыми» членами Европейского Союза (как минимум).
Реально же ситуация в Европейском Союзе вовсе не фатально катастрофическая. Как уже отмечалось, вопреки всем неурядицам, мероприятия руководства ЕС по преодолению финансово-экономического кризиса дают свои результаты. Так, согласно прогнозам Европейской комиссии, после нынешнего падения, в 2013 году ожидается возобновление позитивных темпов развития еврозоны на 0,2 % и в целом ЕС — на 0,4 % (в т.ч. ФРГ — на 0,8 % и Франции — на 0,4 %). Признаки таких тенденций уже наблюдаются. В частности, в 2012 году дефицит внешней торговли ЕС сократился до 7 млрд. евро (из около 40 млрд. евро в 2011 году). Это следствие роста экспорта услуг, который имеет значительный профицит на уровне около 38 млрд. долл. США (в 2011 году этот показатель составлял около 30 млрд. долл. США). Кроме того, наблюдается увеличение объемов прямых инвестиций в экономики стран Европейского Союза.
Определенная позитивная динамика возобновилась также в некоторых экономических отраслях ЕС, в том числе капитальном и жилищном строительстве Испании, Португалии и Италии, которые до этого времени считались наиболее проблемными европейскими странами. Это способствует росту внутреннего потребительского спроса, который, за прогнозами Европейской комиссии, может увеличиться на 1,4 % в 2013 году.
Позитивные тенденции наблюдаются и в банковской сфере Европейского Союза. Так, ведущие европейские банки объявили о своей готовности возвращать кредиты, полученные в Европейском центральном банке для возобновления своего финансового состояния, на общую сумму 1 трлн. евро. В частности, до 200 млрд. евро (20 % от общей долговой суммы) могут быть выплачены уже в начале 2013 года. Кроме того, большинству стран ЕС (в т.ч. наиболее проблемной Греции) удалось сократить свои бюджетные расходы, что, в частности, позволило Италии и Испании вообще отказаться от дополнительных кредитов европейских финансовых институций.
Исходя из этого, Европейская комиссия прогнозирует снижение среднего бюджетного дефицита стран-членов ЕС с 3,6 % от ВВП в 2012 году, до 3,2 % от ВВП в 2013 году, а для стран — членов еврозоны — с 3,3 % до приблизительно 2,9 %. Понятно, что при этом уменьшается и государственный долг европейских стран.
Приведенные позитивные тенденции создают реальные предпосылки для преодоления кризисных процессов в ЕС и возобновления динамического развития Европейского Союза, как одной из наиболее мощных и наиболее эффективных политико-экономических организаций в мире. Поэтому избранный курс европейской интеграции Украины имеет все основания считаться верным.