11 мая 2017

Китай (中国) сегодня

Обзор событий (03.05–09.05.2017)

 

Основные события и тенденции в развитии ситуации вокруг КНР

В Азиатско-Тихоокеанском регионе не уменьшается вызванное действиями Северной Кореи в ракетно-ядерной сфере напряжение, что вынуждает ведущие страны мира, в том числе и Китай, заниматься поиском эффективных путей выхода из этой непростой ситуации.

Если обратить внимание на ту роль, которую стремится играть по этому поводу США, то необходимо отметить, что 4 мая с. г. их Палата представителей Конгресса утвердила законопроект об усилении санкций в отношении КНДР. Этими санкциями предусматриваются дополнительные ограничения против физических лиц и предприятий Северной Кореи, которые трудятся в области создания ракетных и ядерных вооружений. В документе содержатся принципиально новые положения по установлению США контроля над морскими портами других стран региона с целью проверки выполнения условий санкционного режима.

На это решение очень резко отреагировало руководство РФ, которое восприняло обещанную проверку как фактическое «объявление войны России». Соответствующее заявление по этому поводу сделал председатель комитета Совета Федерации по международным делам К. Косачев. Реализация американского законопроекта, считает он, «предполагает силовой сценарий с принудительным досмотром американскими военными кораблями всех судов». Подчеркивая недопустимость таких действий по отношению к России, он сравнил ситуацию с «Карибским кризисом» 1962 года.

Что касается КНР, то ее МИД выступил с заявлением, призвав все стороны воздержаться от любых действий, которые могут осложнить и без того непростую ситуацию на Корейском полуострове и угрожать миру и безопасности региона. Первоочередной задачей определялась деэскалация напряженности в АТР посредством немедленного возобновления диалога и консультаций по ракетно-ядерной программе КНДР.

 

Стратегическая инициатива КНР «Пояс и путь» в контексте китайских и региональных интересов

Ключевым событием в определении дальнейших перспектив реализации стратегической инициативы КНР «Пояс и путь» должен стать Форум высокого уровня по данному вопросу, который запланирован на 14–15 мая этого года. Руководство Китая намерено использовать форум для построения более открытой и эффективной платформы сотрудничества со странами-партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Центральной и Южной Азии, Европе, Африке и Америке.

На сегодняшний день к этой инициативе уже присоединилось более 100 стран и международных организаций, среди которых более 40 подписали соглашение о сотрудничестве с Китаем. Инициатива «Пояс и путь» была включена или отражена в документах и резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета безопасности ООН и организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

С началом реализации проекта был достигнут прорыв в реализации серии крупных проектов в сфере транспорта, энергетики и связи. Среди основных таких — запуск маршрута международных железнодорожных сообщений Китай — Европа, а также создание экономических коридоров, в т. ч.: Китай — Пакистан; Китай — Монголия — Россия; Китай — Центральная Азия — Каспийский и Черноморский регионы — Ближний Восток.

 

Важным достижением можно считать увеличение объемов взаимной торговли в рамках проекта «Пояс и путь», который на сегодня составляет более 900 млрд долл. США в год (более четверти общего объема внешней торговли КНР). Китайские инвестиции в экономику стран-участниц «Пояса и пути» составили более 50 млрд долл. США. За счет этого возникло 56 зон торгово-экономического сотрудничества, что способствовало созданию около 200 тыс. новых рабочих мест.

В целом в работе Форума примут участие более 1,2 тыс. человек, включительно с официальными лицами, экспертами, бизнесменами, финансистами и журналистами из 110 стран, а также представители 60 различных международных организаций. В частности, в Пекин пообещали прибыть лидеры и главы правительств 28 стран, генеральный секретарь ООН А. Гутерриш, президент Всемирного банка Дж. Ким и глава Международного валютного фонда К. Лагард. Предполагается, что на Форуме будет подписаны соглашения о сотрудничестве КНР по меньшей мере с 25 странами и более 20 международными организациями.

 

В рамках подготовки к Форуму 4–5 мая с. г. в Пекине состоялась конференция по вопросам безопасности в контексте реализации стратегии «Пояс и путь». В ней принимали участие член политбюро ЦК КПК, секретарь политико-юридической комиссии ЦК КПК Мэн Цзяньчжу и член Государственного совета КНР, министр общественной безопасности Го Шэнкунь, а также представители Министерства государственной безопасности Китая и ведомств государственной безопасности из более 20 стран. Мэн Цзяньчжу высказался за усиление сотрудничества стран-участниц проекта «Пояс и путь» в борьбе с терроризмом и другими угрозами коллективной безопасности. Этот вопрос был определен, как один из тех, которые улучшают торгово-экономические связи.

 

Отдельное внимание уделялось и другим тенденциям и событиям, которые оказывали влияние на состояние дел в Китае и вокруг него.

 

Политика

Руководство КНР активно отстаивает свои интересы в регионе Южно-Китайского моря. 2 мая с. г. Министерство иностранных дел Китая поддержало итоговое заявление саммита АСЕАН, в котором отмечается достигнутый прогресс в разрабатываемом Кодексе поведения в Южно-Китайском море. КНР сообщает, что готова для этого углублять сотрудничество со странами АСЕАН.

 

Также КНР развивает связи со странами из других регионов. Так, после переговоров главы МИД Китая Ван И и министра иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ Заида Аль Нахайяна в начале мая с. г. стороны сообщили, что намерены расширить взаимодействие в различных сферах. В частности, в нефтегазовой отрасли, строительстве портов, атомной и чистой энергетике, авиации и аэрокосмической отрасли.

 

2–5 мая с. г. Китай с официальным визитом посетил премьер-министр Дании Л. Расмуссен. На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином, премьером Госсовета Китая Ли Кэцяном и председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжан Децзяном он обсудил перспективу налаживания нового типа отношений между двумя странами в политической, экономической и культурной сферах как на двустороннем уровне, так и в рамках ООН, Арктического совета и других международных организаций. По итогам переговоров подписано 6 двухсторонних документов, в т. ч. Общий рабочий план Китая и Дании на 2017–2020 годы.

 

Экономика

Активно развивая международное сотрудничество, КНР уверенно увеличивает свою внешнюю торговлю. По данным Главного таможенного управления Китая, в апреле 2017 года внешнеторговый оборот КНР по сравнению с тем же прошлогодним месяцем вырос на 16,2 % — до 2,22 трлн юаней (322 млрд долл. США). При этом, на 14,3 % увеличились показатели экспорта — до 1,24 трлн юаней (180 млрд долл. США), на 18,6 % импорта — до 979,1 млрд юаней (142 млрд долл. США). Благодаря этому положительное сальдо торгового баланса КНР составило 262,2 млрд юаней (38 млрд долл. США).

В целом, по итогам первых четырех месяцев текущего года на 20,3 % увеличились объемы внешней торговли КНР — до 8,42 трлн юаней (1,22 трлн долл. США). В т. ч. вырос на 14,7 % экспорт — в 4,57 трлн юаней (663 млрд долл. США), на 27,8 % — импорт, до 3,85 трлн юаней (559 млрд долл. США). В течение указанного периода на 26,2 % сократилось положительное сальдо внешней торговли — до 715 млрд юаней (103,7 млрд долл. США).

С начала 2017 года крупнейшим торговым партнером КНР стал Европейский Союз. Так, на 15,5 % вырос объем их двухстороннего товарооборота — до 1,24 трлн юаней (179 млрд долл. США). На товарооборот с ЕС пришлось 14,8 % от общего объема торговли Китая. В первую четверку крупнейших торговых партнеров КНР вошли также США, АСЕАН и Япония.

Основу китайского экспорта, как и ранее, составляли продукция машиностроения, высокотехнологичные товары. Китай же в основном импортировал сырьевые товары, в т. ч. железную руду и сырую нефть.

Что касается золотовалютных резервов КНР, то с начала текущего года они и далее увеличивались. Только за апрель 2017 года их объемы увеличились с 3,0091 до 3,0295 трлн долл. США.

 

Вопросы безопасности и силовые структуры

Одним из основных направлений военной реформы в КНР считают совершенствование национальных стратегических ядерных сил (СЯС), которым отведена роль главного инструмента сдерживания вероятного противника. Исходя из анализа учений и научных исследований, приоритетным в реформировании СЯС являются повышение мобильности ракетных комплексов, усиление их живучести, секретность и автономность функционирования. Внимание уделяется также повышению точности поражения целей, а также способности прорыва системы ПРО противника.

Именно эти принципы лежат в основе развития СЯС КНР. Так, на сегодняшний день Ракетные войска Народно-освободительной армии Китая имеют до 180 боеготовых ракетных комплексов шахтного базирования с МБР DF-5 («Восточный ветер-5»), примерно такое же количество подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) с МБР DF-31/DF-31A и баллистические ракеты средней дальности DF-21/DF-21A. При этом последовательно наращивается группировка ПГРК, в т. ч. путем формирования новых ракетных соединений.

Реализуется комплекс программ по модернизации ПГРК с МБР DF-31/DF-31A, а также ведется разработка новой универсальной мобильной МБР DF-41 с перспективой принятия ее на вооружение до 2020 года. При этом китайские специалисты используют как свои научно-технические достижения, так и полученные из других стран, в частности, России.

У новой МБР DF-41 будут усовершенствованные ступени с повышенной энергетической эффективностью, раздельная боевая часть с боевыми блоками индивидуального наведения и повышенной точностью поражения объектов противника. В основном благодаря доработке системы управления ракеты. Головная часть оснащается элементами астрокоррекции полета боевых блоков на конечном участке их траектории. Кроме того, планируется оборудовать МБР эффективными средствами преодоления ПРО противника. Комплексы будут размещаться на колесных шасси (кстати, белорусского производства), а также на специальных колесных платформах.

В Ракетных войсках НОАК также совершенствуются и разрабатываются новые формы и методы применения мобильных ракетных комплексов стратегического назначения. Особое внимание уделяется решению задач скрытого выхода из пунктов постоянной дислокации, маневрированию для занятия и смены боевых позиций, подготовке и нанесению условных ракетно-ядерных ударов по вражеским объектам.

Ключевым фактором в реализации таких планов руководства КНР является высокий уровень возможностей национальной экономики и оборонно-промышленного комплекса, что дает возможность выполнить поставленные задачи в установленные сроки.

 

Руководство КНР уделяет внимание и вопросам безопасности национальной кибернетической сферы. В начале мая с. г. Управление по вопросам киберпространства КНР (САС) ввело новые правила по регулированию деятельности в Интернет-пространстве страны. Эти правила вступают в силу с 1 июня 2017 года. Решение таких задач будет возложено на специальный Комитет по кибернетической безопасности в составе высококвалифицированных специалистов в соответствующих отраслях, который вскоре будет создан.

 

Наука и технологии

Целенаправленная и планомерная политика руководства КНР по развитию науки и передовых технологий обусловливает стремительный выход страны на передовые мировые позиции в сферах освоения космического пространства, самолетостроения, атомной энергетики и компьютерных технологий.

5 мая с. г. на космодроме Вэньчан в провинции Хайнань установлена мощная китайская ракета-носитель «Changzheng-5» («Великий поход-5»), которая должна вывести на космическую орбиту новый телекоммуникационный спутник «Shijian-18». Старт аппарата запланирован на июнь текущего года (это уже второй пуск ракеты-носителя «Changzheng-5»). Ракету разрабатывала Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC). Она является космическим носителем второго поколения (способна вывести на низкую околоземную орбиту 25 тонн груза).

 

Создается также новый пассажирский самолет С919 разработки Китайской корпорации коммерческой авиации (СОМАС), первый тестовый полет которого состоялся 5 мая с. г. Он заменит самолеты аналогичных классов Boeing 737 и A320, активно эксплуатирующиеся сейчас в Китае.

 

В начале мая этого года прошли испытания нового ударного одноразового БПЛА, характерной особенностью которого является использование экранного эффекта для обеспечения полета. Высота полета составляет 1–6 м над водной поверхностью, взлетный вес — 3000 кг, полезная нагрузка — 1000 кг, продолжительность полета — 1,5 часа.

 

 

По плану развития атомной энергетики КНР на острове Хайнань началось строительство первой мини-АЭС отечественной разработки. АЭС с реактором АСР-100 «Линлун» будет иметь мощность 100 МВт. Это первый в мире мини-реактор, которому МАГАТЭ предоставило всю необходимую разрешительную документацию.

 

КНР расширяет океанографические исследования. К середине 2019 года планируется введение в действие нового современного судна для разведки морских ресурсов, а также первой плавучей базы для глубоководных пилотируемых аппаратов. Сегодня Китай имеет 17 океанографических научно-исследовательских судов и 15 гидрографических судов для исследований прибрежной зоны.

 

 

Отдельные аспекты сотрудничества между КНР и Украиной

Исследования Института мировой политики, проведенные совместно с TRUMAN Agency в рамках подготовки аналитического документа «Аудит внешней политики Украины. Индекс отношений», демонстрируют, что с начала 2017 года Украина улучшила свои отношения с Китаем на 2 условных балла — до плюс 27 баллов (для сравнения, в этот же период отношения между Украиной и Россией ухудшились на 22 условных балла — до минус 61 балла). Показатели подаются с учетом анализа событий во внешней политике Украины с точки зрения их положительного или отрицательного влияния на украинские взаимоотношения с другими странами.

По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в Украине Ду Вэя, импульс развитию сотрудничества между Китаем и Украиной придала встреча лидеров двух стран во время Всемирного экономического саммита в Давосе в январе этого года, подтвердившая наличие общих интересов сторон во многих сферах. Это создает благоприятные условия для продолжения положительной тенденции увеличения объемов китайско-украинской торговли, отмечающейся в последнее время. Так, в 2016 году этот показатель вырос на 24 %, а 1-м квартале текущего года — еще на 7 %.