Закерзонье. Часть 3.
Операции против повстанцев
Привлеченные польским режимом силы для операций против УПА на Закерзонье, состояли из частей регулярной армии, корпуса внутренней безопасности, пограничных войск, железнодорожных служб безопасности, регулярных полицейских отрядов и отрядов добровольного общественного милицейского резерва. В основном эти операции проводились регулярными военными формированиями.
В период с 1945-го до 1948-го г. коммунисты занимали «командные высоты» в органах внутренней безопасности, в то время состоявшие из министерства внутренней безопасности (МВБ) и министерства национальной обороны (МНО). МВБ была общегосударственной структурой и грозным оружием в руках коммунистических лидеров. Ему подчинялись все государственные и местные управления, действовавшие в области внутренней безопасности. МНО подчинялись все вооруженные силы государства. Таким образом, возглавляя силы национальной безопасности, коммунисты Временного правительства имели возможность вести боевые действия против польского вооруженного подполья и украинских повстанцев по своему усмотрению, в то время как их временные партнеры по коалиции — легальная оппозиция — практически не влияли на этот процесс и почти в него не вмешивались.
План Моссора. В первый год ведения боевых действий против повстанцев (1945г.) в Польше не было единого планово-координационного центра сил внутренней безопасности. Армия и правительственные войска действовали наполовину автономно и докладывали каждый своему министерству (министерству обороны и министерству внутренней безопасности соответственно), хотя и проводили крупномасштабные операции против повстанцев. Но, анализируя приобретенный в 1945 году опыт и оценивая победы и поражения, генеральный штаб Польской армии разработал в 1946 году единственный план боевых действий против УПА. Он получил название «План Моссора».
Стефан Моссор, командир оперативной группы "WISLA", дивизионный генерал командовавший польскими частями во время операций против Украинской повстанческой армии http://www.kuzmicz.pl/ |
В плане Моссора количество повстанцев как польских, так и украинских, выражалось числом приблизительно 15 000, хотя точной численности не было известно, как обычно и бывает во время восстаний. Указывалось, что большинство из них сконцентрировано в полосе шириной в 150 км в восточных воеводствах Польши вдоль польско-советской границы.
Неудача в операции подавления восстания правительственными войсками в 1945 году объяснялась в плане Моссора следующими причинами: отсутствие единого общего плана боевых операций против повстанцев; отсутствие единого активного руководства единомышленников, как в центре, так и на местах, которое имело бы достаточно полномочий для координации и централизованного распределения необходимых для внутренней безопасности ресурсов; низкая координация действий армии и невоенизированных служб, из-за чего образовались так называемые «территории без правительства» (то есть, под руководством повстанцев); нетрадиционный характер действий повстанцев.
Поэтому для подавления восстания план Моссора предусматривал следующее:
- проведение массовых операций одновременно на всей территории страны;
- использование специальной тактики боя, которая отвечала бы особенному характеру, структуре и тактике партизанских отрядов;
- проведение одновременных и аналогичных операций советскими спецслужбами вдоль польско-советской границы, на территории СССР для предотвращения перехода повстанческих отрядов через границу;
- налаживание эффективной разведывательной и коммуникационной сети на местах;
- использование небольших, но мобильных военных формирований.
План Моссора был утвержден Временным правительством Польши и начал внедряться в апреле 1946 года. Был создан единый планово-координационный орган, — Комитет государственной безопасности (КГБ), — польская версия национального координационного комитета внутренней безопасности, напоминающий британский и американский во время операций против повстанцев (в Малайзии и Вьетнаме соответственно). Комитет полностью возложил на себя ответственность за проведение операций и внутреннюю безопасность в стране. В его обязанности входило:
- определение заданий для каждой зоны боевых операций;
- координирование и перегруппировка звеньев служб безопасности, армии и спецслужб, которые были задействованы в операциях против повстанцев;
- координирование планов Временными комитетами по безопасности на местах;
- координирование всей разведывательной деятельности.
В состав Комитета государственной безопасности входили: министр обороны (председатель Комитета), министр безопасности, заместитель министра обороны по политическим вопросам и вопросам образования, начальник генерального штаба, командующий войсками госбезопасности, главный комендант полиции.
Каждое воеводство в охваченной восстаниями зоне называлось «воеводская зона операций» и имело собственный координационный центр — воеводский Комитет безопасности, планировавший и координировавший операции на землях воеводства. Воеводский комитет безопасности обычно состоял из представителей сил безопасности, действовавших в воеводской зоне операций: армии, военизированных формирований, полиции, а также местных отделов управления безопасности (УБП — тайная полиция). Каждое воеводство, в свою очередь, разделялось на «зоны ответственности, в основном совпадавшими с зонами деятельности одного или более повстанческих отрядов. В зависимости от интенсивности повстанческой деятельности в «зонах ответственности» туда посылались силы безопасности соответствующей численности. Осознавая тот факт, что повстанческое движение в стране на то время (весна 1946 года) распространилось так, что уже ни военизированные службы, ни регулярные полицейские формирования не могли эффективно противостоять ему, правительство Польши возложило основную ответственность за борьбу с ними на армию.
Операция «ЖЕШУВ»
Весной 1946 года польские власти ускорили выселение украинцев из Закерзонья. Это спровоцировало новый мощный ответ со стороны УПА, которая теперь воевала не только за историческую украинскую территорию, но и за свое существование. В Жешувском воеводстве ситуация чрезвычайно усложнилась, вызревала анархия. Местное управление было разогнано, полиция разоружена и распущена. ОУН облагала налогом население, а во многих общинах установила собственное управление. Были созданы «повстанческие округа». Ситуация немного изменилась во время III этапа (май 1946 – февраль 1947 гг.).
5 апреля 1946 года польское военное командование начало специальную операцию под кодовым названием «Операция «ЖЕШУВ», спланировав главный удар по Жешувскому воеводству, где силы УПА были мощнейшими, и где, кроме того, также действовали сильные отряды польских повстанцев.
Вновь созданному отряду особого назначения «Жешув» была поставлена задача:
- активными действиями ликвидировать отряды УПА в Жешувском воеводстве;
- обеспечить вооруженное прикрытие плана переселения в Жешувской зоне операций.
Предусматривалось, что операция «ЖЕШУВ» будет длиться не менее трех месяцев. В действительности она продолжалась семь, до 31 октября 1946 года. К началу операции силы УПА оценивались в 18–25 отрядов, численностью по 60-120 повстанцев в каждом. Кроме того, на этой территории одновременно действовали около десяти одиночных формирований польских повстанцев.
Высшее командование Польской армии передислоцировало четыре «операционных группы» численностью до 200 человек каждая. Их поддерживал полк легкой артиллерии. В воеводстве также действовали подразделения войск внутренней безопасности, пограничников и полиции. В отличие от предыдущих операций, была хорошо налажена координация действий служб безопасности и армейских подразделений.
Одновременно с проведением операции в Жешувском воеводстве армия и службы безопасности проводили наступательные операции против отрядов УПА и польского подполья в других восточных воеводствах. Войска, уже имевшие опыт ведения боевых действий против повстанцев, интенсивно обстреливали артиллерией села и проводили постоянные военные операции. Последствия не заставили себя долго ждать:
- отряды УПА были вынуждены находиться в постоянном движении. Они, разделяясь на малые автономные подразделения, были практически отрезаны от местного населения;
- возросли потери в рядах партизан;
- правительственные войска уничтожали места стоянок и укрытия;
- набор новобранцев в селах и пополнение припасов стали более опасными;
- усложнились методы добывания разведывательных данных из-за того, что крестьяне, находясь под моральным давлением и преследуемые правительственными службами безопасности, не решались сотрудничать с повстанцами.
Некоторые повстанческие отряды перешли через границу на территорию Советского Союза (скрываясь в Западной Украине или присоединяясь к тамошним отрядам УПА) или Чехословакии, временно избегая столкновений с польскими силами безопасности.
Высшее руководство УПА Закерзонье пришло к выводу, что необходимо коренным образом изменять тактику ведения боевых действий. Принимается решение уйти в подполье: каждый отряд или подразделение обустраивал бункер для своих бойцов, создавал запас продовольствия и устанавливал командные посты. Этот период деятельности УПА (со второй половины 1946 года) известен под названием «бункерный период». Один из ветеранов операции против повстанцев того периода, командир полка Польской армии воздает должное УПА за разработку и некоторое время успешное использование новой партизанской тактики, «неизвестной до этого времени в партизанской войне: все было укрыто в прямом смысле слова под землей, в бункерах — люди, лошади, больницы, съестные припасы, арсеналы оружия».
Решение Высшего руководства УПА уйти в подполье, под землю, стало вехой повстанческого движения УПА, что означало потерю свободы передвижения и баз сельского снабжения припасов, усложнение коммуникации и добычи разведывательной информации, усиление мер безопасности внутри повстанческих отрядов и элементах их инфраструктуры. Также чаще стали прибегать к принуждению относительно гражданского населения.
Переход в подполье требовал времени, усилий и человеческих ресурсов, необходимых для оборудования бункеров, усиления мер безопасности и создания запасов. Также это решение означало переход от наступательного этапа ведения повстанческой деятельности к этапу оборонительному.
Переселение этнических украинцев (преимущественно депортация в СССР) продолжалась, невзирая на сопротивление УПА. В итоге постепенно, но неумолимо исчерпывались сельские ресурсы поддержки повстанцев продовольствием, разведданными и новобранцами. Только из Жешувского воеводства во время операции «ЖЕШУВ» было выселено в Советский Союз 249 781 человек (этнических украинцев). Данных из других воеводств за этот период не имеется.
Элементы инфраструктуры ликвидировались или силами служб безопасности, или вследствие переселения. Тогда же польское вооруженное подполье, потенциальный союзник УПА, понесло тяжелые потери и утратило силу. А перспектива заграничной интервенции с запада становилась все более иллюзорной.
Операция «ЖЕШУВ» завершилась 31 октября 1946 года и боевые действия против УПА в течение следующей зимы стали менее интенсивны. Но вопреки всем ожиданиям армия УПА в Жешувском воеводстве не была уничтожена. Соотношение убитых во время операции «ЖЕШУВ» составляло приблизительно пять к одному, и было ощутимо ниже от того, при котором можно разгромить и нейтрализовать повстанцев. Но бойцы УПА должны были пройти эти испытания в условиях зимы 1946–1947 годов. Не имея больше возможности квартировать в благосклонных к ним селах и преследуемые по следам на снегу, они вынуждены были скрываться, практически загоняя себя в сырые, плохо проветриваемые и слабо освещенные бункеры. К физическим страданиям и болезням (особенно эпидемии тифа), косившим повстанцев, добавился психологический стресс от сильной депрессии и падения морали, вызванных низкой активностью и нехваткой информации.
В эти зимние месяцы «УПА пережила кризис, ставший прелюдией к ее окончательному поражению». С другой стороны, Польская армия и службы внутренней безопасности приобрели чрезвычайно ценный опыт во время ведения боевых действий в 1946 году, и особенно после операции «ЖЕШУВ». Этот опыт был удачно применен во время следующего решающего этапа проведения операции против УПА.
Перестройка сил УПА
Во время зимнего периода (ноябрь 1946 – март 1947 гг.) операции против УПА были наименее активными. Это можно объяснить тремя основными причинами: во-первых, зимние условия сильно ограничивали операции против повстанцев (трудности передвижения, патрулирования и снабжения, особенно в гористой местности). Во-вторых, польские правительственные структуры, похоже, поверили в то, что до зимы 1946 года «хребет повстанческого движения» было сломлен, и если нужны дальнейшие боевые действия против повстанцев, то преимущественно в плане применения мер безопасности в рамках парамилитарных операций, которые могли эффективно проводить местные подразделения внутренней безопасности и регулярные полицейские силы. В-третьих, на декабрь 1946-го и январь 1947-го года Временное правительство отвлекло большие силы от операций против повстанцев для использования их в густонаселенных районах (преимущественно в больших городах), явно для гарантирования безопасности «избирательным комиссиям», готовивших краевые выборы в Сейм. В действительности же эти силы были использованы для обеспечения «победы» на избирательных участках с помощью агитационной кампании, принуждения и террора.
В начале 1947 года подразделения УПА, точнее то, что от них осталось, получили возможность возродить и оживить свои силы, в то время как ОУН пыталась спасти и перестроить инфраструктуру. Они начали набирать новобранцев из местного украинского населения, которое, избежав последней депортации, еще оставалось на этих землях, пополняли запасы и перестраивали места стоянок. Этот процесс был облегчен завершением в декабре 1946 года срока соглашения между Польшей и СССР об обмене населением. В регионе все еще оставалось немало украинского населения. Добыть продовольствие стало проще, а поток разведывательной информации для отрядов УПА увеличился. В своей новой директиве Высшее руководство УПА Закерзонье приказывало готовиться к наступлению против правительственных сил безопасности. Вся структура УПА в регионе значительно изменилась. Сложная и традиционная военная организация предыдущих лет была заменена импровизированным соединением недоукомплектованных отрядов в сотни (роты). Сотни же, в свою очередь, стали четырьмя куренями, или же батальонами особого назначения численностью приблизительно 400-800 бойцов каждая, а регион был разделен на четыре главных района операций.
По оценке польских властей, к началу 1947 года общая численность четырех куреней УПА составляла приблизительно 2 500 повстанцев и несколько тысяч человек, задействованных в гражданской сети инфраструктуры ОУН.
Весной 1947 года УПА начала новое наступление, устраивая засады, нападая на полицейские посты, небольшие армейские подразделения и войска внутренней безопасности. Боевой дух и сила наступления УПА, очевидно, удивил польскую центральную власть. Но более всего их шокировала смерть заместителя министра обороны генерала Кароля Сверчевского, 28 марта 1947 года попавшего в засаду отряда УПА во время инспектирования на месте боевых действий подразделений Польской армии, которые вели в Жешувском воеводстве операции против повстанцев.
Несколько дней спустя уже другой отряд УПА в том же месте устроил засаду и уничтожил группу из 34-х польских пограничников. Засады увеличивали потери польских сил безопасности. Это все, вместе с общим оживлением повстанческого движения ОУН-УПА в Закерзонье, заставило польские коммунистические власти «принять решительные меры для окончательного уничтожения банд (!) УПА». Первым шагом в этом было подписание в начале марта того же года трехстороннего соглашения между правительствами Польши, Советского Союза и Чехословакии по сотрудничеству в проведении операций против повстанцев в пограничных зонах. Вторым основным шагом было проведение операции «ВИСЛА».
Операция «ВИСЛА»
Карта переселения украинцев Закерзонья http://lemky.lviv.ua |
В других районах страны польские коммунисты победили на избирательных участках по выборам в Сейм 19 января 1947 года и предпринимали шаги, изолирующие и ликвидирующие польскую легальную политическую оппозицию. В то же время польское вооруженное подполье потерпело поражение. Оно было подкошено одобрительным отзывом членов подполья (в частности, Армии Краевой) на декрет второго Варшавского правительства об амнистии (22 февраля 1947 года). Таким образом, нейтрализовав польскую политическую и военную оппозицию, правительственные службы безопасности смогли сконцентрироваться на украинских повстанцах.
На фоне вышеуказанного польское коммунистическое правительство в апреле 1947 года начало против сил ОУН-УПА мощную операцию под кодовым названием «Операция «ВИСЛА». По сравнению со всеми предыдущими операциями, проведенными военными и службами безопасности коммунистической Польши, она была тщательнее спланирована, исполнена и хорошо координировалась центром.
Отряды особого назначения (ООН) «Висла» получили двойное задание:
- Ликвидировать остатки украинских повстанческих отрядов в юго-восточной Польше (Закерзонье).
- Обеспечить безопасность Агентству по переселению в его действиях по депортации всего украинского населения этого региона.
Параллельно с операцией «ВИСЛА» прокоммунистические вооруженные силы Чехословакии начали Операцию «ТЕПЛИЦЕ» вдоль польско-чехословацкой границы с целью предотвратить переход отрядов УПА на территорию Чехословакии. Советские войска внутренней безопасности (НКВД) также блокировали польско-советскую границу.
Лемковщина, 1947 — украинськие партизаны, конвоируемые польскими солдатами http://lemky.lviv.ua/ |
Регион, охваченный Операцией «ВИСЛА», был разделен на две главных зоны операций: зону «S» (со штабом в Сяноке) и зону «R» (со штабом в Жешуве, где был размещен также и генеральный штаб ООН «Висла»). Силы безопасности были разделены на 12 полковых операционных групп, состоявших из подразделений 13-ти армейских дивизий.
Каждое из дивизионных подразделений имело отдельное задание (разноплановые и в зависимости от региона), которые в общем можно сформулировать таким образом:
- ликвидировать (специально сформированные) подразделения УПА, действующие в зоне ответственности дивизии;
- полностью депортировать украинское население из зоны операций дивизии;
- закрыть международные границы в зоне:
- координировать операции с соседними подразделениями.
Общая численность ООН «Висла» достигала 17 440 офицеров и солдат. На северном востоке страны действовали другие отряды, не включенные в число ООН «Висла» к решающему этапу операции. Таким образом, правительственные войска имели преимущество семь к одному против армии УПА, численность которой на то время достигала приблизительно 2 500 вооруженных повстанцев и столько же членов в инфраструктуре и вспомогательных звеньях (по существу, из-за нерегулярной повстанческой природы восстания реальная численность отрядов УПА и инфраструктуры никогда не была известной точно).
В начале операции «ВИСЛА» силы УПА состояли из четырех куреней, численностью от 300 до 600 бойцов каждый, а курень был разбит на сотни по 60–120 человек. Учитывая, что ООН «Висла» проводили операцию поэтапно, последовательно, зона за зоной, преимущество правительственных сил безопасности над силами УПА в данной зоне было значительным, ощутимо большим, чем семь к одному.
Продолжение следует