В своих предыдущих материалах «Борисфен Интел» уже затрагивал тему нынешнего состояния и перспектив экономического развития ведущих стран мира, включительно Европейского Союза, группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), а также нефтегазовых монархий Ближнего Востока (Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Кувейта и Катара).
Но не менее интересным представляется нынешнее состояние экономики Соединенных Штатов Америки, как наиболее развитого государства, имеющего тесные связи с другими ведущими странами и фактически определяющего направление развития мировой экономики.
Одной из главных причин мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году стала проблема долгов в США, из-за которых, по существу, и возник так называемый «эффект домино» http://bin.ua/ |
Так, большинством оценок подтверждается, что одной из главных причин мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году стала проблема долгов в США, из-за которых, по существу, и возник так называемый «эффект домино», затронувший всю мировую финансово-экономическую систему. Это вызвало ряд военно-политических последствий глобального характера, в частности, изменило баланс сил в мире, а также усилило нестабильность на мировом и региональном уровнях.
В первую очередь, сузилось мировое лидерство США, и утратил некоторые позиции ЕС, слывший ведущей международной организацией. Вследствие этого окрепли позиции подтвердивших свою позитивную динамику развития стран группы БРИКС. Негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса послужили своеобразным катализатором «арабской весны» в странах Северной Африки и Ближнего Востока, территории коих тотчас утонули в социальных беспорядках и вооруженных конфликтах.
Но и в таких условиях экономика США остается тем фактором, который в значительной степени формирует финансово-экономическую и военно-политическую обстановку в мире. К тому же с начала этого года наблюдается тенденция ее (экономики — авт.) постепенного укрепления.
Динамика роста ВВП США http://www.vestifinance.ru/ |
Так, в течение первого полугодия 2013 года, благодаря увеличению объемов как внутреннего потребления в стране, так и экспорта и капиталовложений в жилищной и промышленной отраслях, ВВП США вырос приблизительно на 2,5 %. Кроме того, уменьшился дефицит внешней торговли товарами и услугами. В частности, по итогам января-мая текущего года внешнеторговый дефицит США составил 209 млрд. долл. США, в то время, как за этот же период 2012 года он составил 236 млрд. долл. США. При этом общий экспорт США вырос до 934 млрд. долл. США, а импорт — до 1,143 трлн. долл. США. Главными экономическими торговыми партнерами США остались КНР и страны ЕС.
В мае текущего года возобновлено действие законодательной нормы об установлении предела государственного долга США (была приостановлена американским Конгрессом в январе с.г.) на уровне приблизительно 16,7 трлн. долл. США. По словам министра финансов США Дж. Лью, проблем с обслуживанием долга не предвидится, по крайней мере, к началу сентября 2013 года. До этого времени конгрессмены попытаются установить новый предел государственного долга с тем, чтобы не допустить технического дефолта страны.
Благодаря всему этому, а также улучшению показателей банковского капитала и качества активов, стали более приемлемы условия кредитования физических и юридических лиц. Кроме того, Федеральная резервная система продолжает мягкую монетарную политику, выкупая государственные облигации и ипотечные ценные бумаги на общую сумму, по меньшей мере, в 85 млрд. долл. США ежемесячно, а также удерживая почти нулевую процентную ставку на федеральные фонды, что способствует увеличению потребительских расходов и активизирует деловую деятельность в стране.
На развитии американской экономики положительно могут сказаться кадровые изменения в правительстве США, где на ключевые посты будут назначены высокопрофессиональные специалисты, действующие во имя достижение качественных изменений в стране.
Министром энергетики Соединенных Штатов Америки стал Э. Мониз http://www.atomic-energy.ru/ |
Так, министром энергетики Соединенных Штатов Америки стал Э. Мониз — известный ученый-физик, обладающий необходимым опытом работы в государственных учреждениях США на разных руководящих должностях в области науки и современных технологий, а также энергетической отрасли (в т.ч. на должностях директора Офиса по вопросам политики в области науки и технологий Белого дома, заместителя министра энергетики США, члена Совета по вопросам науки и технологий при президенте США).
Э. Мониз выступает за дальнейшее наращивание производства в США сланцевых углеводородов и увеличение объемов экспорта сжиженного газа, который усилит энергетическую независимость страны, повысит уровень конкурентоспособности американской экономики, в частности, увеличит предложение объемов газа на мировом и европейском рынках.
Торговым представителем Соединенных Штатов Америки назначен М. Фроман http://www.nytimes.com/ |
Торговым представителем Соединенных Штатов Америки назначен М. Фроман — один из наиболее опытных финансовых специалистов США, включительно по государственным и частным секторам (занимал должности помощника президента и заместителя советника по международным экономическим вопросам; выполнял функции координатора политики президентской администрации в отрасли международной торговли, инвестиций и энергетики). Главные свои усилия М. Фроман сосредотачивает на решении основных экономических задач, в первую очередь на возобновлении высоких темпов роста американской экономики.
На должность министра торговли США назначена П. Притцкер http://www.peoples.ru/ |
На должность министра торговли США назначена П. Притцкер — одна из самых состоятельных женщин Соединенных Штатов Америки (совокупный капитал составляет 1,9 млрд. долл. США), специализирующаяся на инвестициях в недвижимость и гостиничном бизнесе (владеет международной сетью гостиниц «Hyatt»). Во время первой и второй президентских кампаний Б. Обамы в 2008 и 2012 годах П. Притцкер исполняла обязанности финансового директора предвыборного штаба. Главное в ее работе на должности министра торговли США — реализация президентской программы по развитию торговли и укреплению среднего класса в стране.
Динамика роста ВВП с учетом паритета покупательной способности, на душу населения http://woc-org.com/ |
Позитивным для экономического развития США является переговорный процесс о создании зоны свободной торговли между Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Первый раунд переговоров состоялся 8 июля с. г. в Вашингтоне под эгидой Офиса представителя Торговли США. Соответствующее соглашение по данному вопросу планируется заключить через 1,5–2 года. По мнению экспертов, ликвидация ввозных пошлин между Соединенными Штатами и Европейским Союзом а также унификация правил экспорта и импорта основных видов товаров и услуг (автомобилей, лекарств, медицинского оборудования, сельскохозяйственной продукции, транспортных перевозок и тому подобное) будет способствовать росту ВВП США на 0,4 % и ВВП ЕС — на 0,5 %. Это составит приблизительно 116 млрд. долл. США за один год. Кроме того, даст возможность создать около 2 млн. рабочих мест.
Администрация Соединенных Штатов Америки активизировала также переговоры по заключению соглашения о Тихоокеанском партнерстве с участием стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе США, Японии, Австралии, Брунея, Чили, Малайзии, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, Вьетнама, Канады и Мексики. Подписание этого соглашения будет способствовать созданию зоны свободной торговли в АТР за счет снижения таможенных барьеров, а также согласования законодательства стран-участниц по торговле.
Встреча Президента Соединенных Штатов Америки Б. Обамы с Председателем КНР, Генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином http://ru.gbtimes.com/ |
Важным достижением США считается также установление нового уровня стратегического партнерства с КНР. Это стало возможным после встречи Президента Соединенных Штатов Америки Б. Обамы с Председателем КНР, Генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии КНР Си Цзиньпином в начале июня с.г. в Вашингтоне. В частности, предусматривается улучшить координацию макроэкономической политики США и КНР, которая положительно скажется на развитии национальных экономик обеих стран и будет способствовать постоянному и сбалансированному экономическому росту АТР и мира в целом.
Пятый раунд переговоров между США и Китаем в рамках Стратегического и экономического диалога двух стран http://www.cntv.ru/ |
Продолжением этого процесса стал пятый раунд переговоров между США и Китаем, состоявшийся 10–11 июля с. г. в КНР в рамках Стратегического и экономического диалога двух стран. Стороны договорились приступить к переговорам о подписании соглашения о взаимных инвестициях по всем направлениям экономической отрасли.
В целом все это создает благоприятные условия для преодоления тенденции ослабления США как ведущего центра силы в мире. Например, экономическое усиление дает Соединенным Штатам Америки возможность возобновить свои военно-политические позиции. Об этом свидетельствует возросшая активность политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также интенсификация мероприятий оперативной и боевой подготовки американских вооруженных сил, сокращавшиеся ранее из-за уменьшения военных расходов. В частности, выделение оборонному ведомству США дополнительных почти 300 млн. долл. в полной мере возобновило интенсивность полетов американской боевой авиации.
Сводная таблица по динамике регионального ВВП http://eurodollar.com.ua/ |
Улучшение состояния дел в американской экономике положительно сказалось также на экономическом развитии партнеров США, что расширяет возможности для их торгово-экономического сотрудничества. Так, с начала этого года наблюдается постепенное улучшение экономики Европейского Союза — основного партнера США. А это способствует урегулированию внутренних проблем ЕС, а также успешной реализации основных программ Европейского Союза, в т. ч. «Восточного партнерства», в котором участвует Украина. Поэтому перспективу западного выбора Украины и ее европейской интеграции можно считать позитивной.
А вот утверждение российской стороны по поводу «кризиса Запада» и «большей эффективности евразийских интеграционных структур во главе с Российской Федерацией» можно расценивать как откровенную предубежденность, что не подтверждается ни одним позитивным шагом навстречу Украине, кроме как призрачными обещаниями.