Во время украинского главенствования в ОБСЕ знаковым событием в процессе урегулирования приднестровского конфликта стал визит в январе с. г. министра иностранных дел Украины — действующего Председателя ОБСЕ Л. Кожары в Кишинев и Тирасполь, дающий возможность сделать определенные выводы из деятельности Украины на одной из ключевых должностей в системе европейской коллективной безопасности.
Как и прогнозировал «Борисфен Интел» в своих предыдущих публикациях, невзирая на свою вполне позитивную и прагматичную позицию относительно приднестровской проблемы, Украина чувствует откровенное противодействие своим миротворческим усилиям со стороны Российской Федерации и ее сателлита — самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).
Подтверждается этот вывод целеустремленной масштабной кампанией по дискредитации украинского главенствования в ОБСЕ, организованной руководством России и лидерами ПМР. В частности, об этом свидетельствуют выступления так называемых «президента» Приднестровской Молдавской Республики Е. Шевчука и «главы внешнеполитического ведомства» ПМР Н. Штански, опровергающих заявление министра иностранных дел Украины о готовности Приднестровья обсуждать вопрос политического урегулирования сложившейся вокруг ПМР ситуации.
Это заявление появилось в российских СМИ, утверждающих в своих комментариях о «некомпетентности руководства Украины», которое, мол, «выдает желаемое за действительное». На основе этого делались и откровенные, предвзятые выводы о «бесперспективности украинских усилий по урегулированию приднестровского конфликта».
Подрывая украинскую политику относительно молдавско-приднестровского направления, Россия и ПМР пытаются одновременно расколоть отношения между Украиной и Молдовой. В частности, российские и приднестровские средства массовой информации в своих публикациях рассказывают о «полной поддержке Украиной планов России по решению приднестровской проблемы» (предусматривающими федерализацию Молдовы, что никоим образом не устраивает Кишинев), и о «намерениях Украины установить контроль над Приднестровьем» (вплоть до его полного присоединения к Одесской области) в контексте программы регионального сотрудничества в экономике.
Осенью 2012 года, накануне председательства Украины в ОБСЕ, российская сторона прибегла к провокации, когда, без согласования с Молдовой, будто бы запланировала перевооружение российских войск в Приднестровье, в т. ч. с использованием в ходе этого процесса украинской территории и воздушного пространства. Реакция Молдовы была крайне негативной и могла повлечь существенные осложнения в украино-молдавских отношениях.
Все эти факты подтверждаются целенаправленными попытками России вернуть Украину на орбиту своего геополитического влияния, ослабить ее международные позиции, в том числе и во время председательства нашего государства в ОБСЕ.
Специфика такой политики на постсоветском пространстве подтверждается, например, отношением россиян к Казахстану, который, в отличие от Украины, полностью поддерживает как российские позиции в ОБСЕ, так и российские интеграционные инициативы. Поэтому во время председательства Казахстана в ОБСЕ в 2011 году Россия не препятствовала его деятельности, помогая, например, провести саммит Организации в казахстанской столице Астане.
Следовательно, исходя из этих фактов, можно предвидеть, что РФ и в дальнейшем будет препятствовать Украине в ее работе, как председателя ОБСЕ. Не исключено, что возникнут проблемы во время очередного раунда переговоров по решению приднестровской проблемы в формате «5+2», запланированных на февраль с. г. во Львове. Очевидно, Россия и руководство ПМР попытаются не допустить реальных сдвигов в процессе урегулирования Украиной ситуации вокруг Приднестровья. Сегодня как Россия, так и ПМР откровенно демонстрируют такие свои намерения, заявляя о нежелании обсуждать вопрос о статусе самопровозглашенной республики, что принципиально в разрешении конфликта.
Будет препятствовать Россия и другим украинским инициативам по урегулированию «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве, в т. ч. относительно Нагорного Карабаха. Так, накануне визита в регион министра иностранных дел Украины в качестве председателя ОБСЕ не исключается возможность очередного скандала, когда россияне, «по привычке», будут обвинять наше государство в «незаконных поставках оружия» в Армению или Азербайджан. Чтобы такой скандал получил более резонансный характер, его организаторы, не исключено, позаботятся о вооруженных инцидентах на линии столкновения участников нагорно-карабахского конфликта.
Кроме того, во время и после визита председателя ОБСЕ, может проводиться российская информационная кампания с сообщениями о «дежурном провале миротворческих усилий Украины» и «неэффективности действий украинской стороны на посту председательствующей в ОБСЕ». Сообщения будут подкрепляться заявлениями лидеров Нагорного Карабаха и, вероятно, Армении об «обязательном получении независимости самопровозглашенной республикой» и «отсутствия перспектив ее возвращения в состав Азербайджана».
Все это будет предприниматься с целью дальнейшей дискредитации Украины как главенствующей в ОБСЕ, для недопущения предпосылок для разрешения нагорно-карабахского конфликта, служащего России одним из наиболее действенных инструментов в достижении ее интересов на Кавказе, а также порождает недоверие в отношениях между Украиной и Азербайджаном относительно реализации украинско-азербайджанских проектов в энергетической отрасли.
С учетом вышеотмеченного, Украине вряд ли можно надеяться на конструктивное сотрудничество с Россией, являющейся одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Но, невзирая на все это, исполнение обязанностей председателя в ОБСЕ стратегически важно для Украины с точки зрения укрепления ее международных позиций. Это также будет способствовать процессам ее европейской интеграции. Учитывая это, «Борисфен Интел» приглашает к широкой дискуссии по следующим вопросам:
- роль и место Украины, как главенствующей в ОБСЕ, в выполнении основных задач Организации;
- пути достижения основных целей украинского председательства в ОБСЕ в вопросе урегулирования «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве;
- проблемы главенства Украины в ОБСЕ, в первую очередь, в контексте ее отношений с Россией в сфере европейской безопасности.
- перспективы развития ситуации в зонах «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве и влияние на них других стран и международных организаций.