Алексей Волович
25 октября с. г. состоялись выборы в Национальное собрание Польши — 460 депутатов в нижнюю палату — Сейм и 100 сенаторов в верхнюю палату — Сенат. За места в парламенте боролись восемь партий и блоков. Срок полномочий парламента составляет 4 года. Выборы в польский Сейм прошли по пропорциональной системе. Проходной барьер установлен на уровне 5 % для партий и 8 % для блоков. Сенаторов в Польше выбирают прямым голосованием в одномандатных округах. В выборах в Сейм участвовали 8 тыс. кандидатов. За кресло в Сенате боролись 425 человека. Согласно польскому законодательству, баллотироваться в депутаты Сейма может гражданин Польши, достигший 21-летнего возраста, депутатом Сената может стать поляк, достигший возраста 30 лет. Кроме партийных амбиций и желания послужить государству, кандидатов на выборах в Сейм и Сенат наверное еще привлекает и неплохая зарплата, которая составляет 9500 злотых (около 2250 евро) в месяц, плюс 2500 злотых (около 600 евро) на командировку. По имеющимся данным, явка избирателей составила 51,6 %.
Результаты выборов
26 октября с. г. Государственная избирательная комиссия Польши объявила официальные результаты парламентских выборов, на которых победила национал-консервативная партия экс-премьера Ярослава Качиньского «Право и справедливость» (Prawo i Sprawiedliwość — PiS) с 37,6 % голосов избирателей. Идеологически эта партия несколько похожа на венгерскую «Фидес — Венгерский гражданский союз», британских тори и чешских консерваторов. После победы на последних президентских выборах (май 2015) победа партии Я. Качиньского PiS и на парламентских была ожидаемой, хотя и не с таким высоким результатом. Бывшая правящая либерально-консервативная партия «Гражданская платформа» (Platforma Obywatelska — GP) набрала 24 % голосов.
В Сейм также прошла партия бывшего рок-музыканта Павла Кукиза — «Kukiz'15» — 8,8 %, которая рассматривается как партнер PiS. Новая либеральная партия «Современная Польша» («Новочесна») набрала 7,6 % и «Польская крестьянская партия» — 5,1 %. Скорее всего, упомянутые партии также вступят в коалицию с партией PiS.
Впервые в новейшей истории Польши в Сейм не попали представители левых политических сил — «Объединенные левые». Не прошли в парламент также партии «Солидарная Польша» и «Польша вместе». Партия скандального евродепутата Януша Корвина-Микке, известного сторонника Путина, набрала мизерные 0,2 % голосов.
Ярослав Качиньский заверил, что и после смены власти в стране «... право будет уважаться и никакой мести или личных счетов не будет». Экс-премьер-министр Польши и лидер GP Эва Копач поздравила своих оппонентов, отметив, что передает партии «Право и справедливость» совсем другую Польшу — лучшую, чем та, которая была 8 лет назад, когда GP пришла к власти. В то же время, директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский не исключает, что после поражения на выборах часть функционеров GP может перейти на сторону PiS и, скорее всего, партии GP придется выбирать нового лидера — вместо Эвы Копач.
Какую страну приняли А. Дуда и партия PiS
Действительно, за время правления либералов экономика Польши выросла на 50 %. По данным ЦРУ США (CIA-World-Factbook), ВВП Польши по паритету покупательной способности в 2014 составил 941 млрд долл. США (для сравнения: ВВП Украины — 373 млрд долл. США, а в России — 3 трлн 568 млрд долл. США). Таким образом, ВВП Польши почти в три раза больше ВВП Украины и составляет около трети ВВП России, хотя территория Польши более чем в 55 раз меньше территории России, не говоря уже о большом несоответствии в природных ресурсах и экономических потенциалах. При этом в Польше, кажется, до недавнего времени был всего один миллиардер — Ян Кульчик с состоянием в 16 млрд злотых, который умер в конце июля с. г. в возрасте 65 лет. Кстати, Ян Кульчик искренне поддерживал Украину, в частности он предлагал экспортировать дешевый польский уголь в Украину, а с Украины в Европу импортировать дешевую электроэнергию.
В 2014 году бюджет Польши (расходы) составлял 101 млрд долл. США (бюджет Украины – 45,8 млрд долл. США). Доход на душу населения в Польше в 2014 году составлял 25,1 тыс. долл. США (в Украине — 8,7 тыс. долл. США). Золотовалютный резерв в Польше в 2014 году составил 105,7 млрд долл. США (в Украине – 18,3 млрд долл. США; в России – 385,5 млрд долл. США).
После кризиса 2008 года польская экономика была единственной в ЕС, где наблюдался рост ВВП
После кризиса 2008 года польская экономика была единственной в ЕС, где наблюдался рост ВВП, который в 2012 году составлял 1,8 %, в 2013 — 1,7 % и в 2014 — 3,3 %. По подсчетам Центрального банка Польши, прямые иностранные инвестиции в польскую экономику в 2012 году составили 151 млрд евро (для сравнения: в Украине в 2012 году прямые иностранные инвестиции в украинскую экономику составили всего 6 млрд долл. США).
Быстрому экономическому росту и развитию польской экономики способствует рост внутреннего потребления благодаря постоянному увеличению средней заработной платы, которая в 2012 году составляла 3526 злотых /1175 долл. США/, а в первой половине 2014 года — 3816 злотых /900 евро/. Росту польской экономики, повышению уровня жизни населения, а также укреплению политической стабильности в стране способствовало вступление Польши в Европейский Союз 1 мая 2004 года. В течение 2007-2013 гг. Польша получила почти 68 млрд евро из фондов ЕС. А в течение ближайших семи лет — Польша рассчитывает получить от Евросоюза еще чуть больше 100 млрд евро.
Но возникает вопрос: почему, несмотря на такие впечатляющие успехи, партия «Гражданская платформа» проиграла и президентские, и парламентские выборы?
Как отмечают политологи и эксперты, на настроения избирателей повлияли: проблемы молодежи, которая не может найти работу и вынуждена эмигрировать; повышение пенсионного возраста; серьезные недостатки в организации здравоохранения; наплыв беженцев с Ближнего Востока. Возможно, повлияла и просто усталость от функционеров GP, репутация которых пострадала в результате «кассетной аферы», что сделала достоянием общественности некоторые скандальные подробности из их жизни и взаимоотношений.
Некоторые эксперты считают, что причиной поражения GP, несмотря на весьма значительные экономические достижения за восемь лет правления, стало нравственное перерождение правящего класса, расслабленного этими достижениями, а также нехватка харизматичных лидеров, которые выдвигали б новые, привлекательные для электората идеи. По мнению некоторых аналитиков, решение Дональда Туска после его избрания на пост главы /президента/ Европейского Совета (1 декабря 2014) назначить своим преемником на пост премьер-министра Эву Копач «...было ошибочным, поскольку не хватало харизмы и решительности».
Формирование нового правительства
По предварительным данным, представители PiS получают абсолютное большинство (242 мандата) в парламенте и впервые с 1989 года смогут самостоятельно сформировать правительство, не вступая ни с кем в коалицию. Это были первые парламентские выборы в современной истории Польши, на которых победившая партия сможет самостоятельно формировать новое правительство. Таким образом, как и прогнозировалось большинством политобозревателей, недавно избранный президент Польши Анджей Дуда, выдвиженец PiS, будет иметь лояльный парламент и «свое» правительство, что очевидно позволит ему реализовать большую часть своих предвыборных обещаний. Кандидатом от PiS на пост премьер-министра Польши является Беата Шидло.
Справка: Беата Мария Шидло, родилась 15 апреля 1963 года в семье шахтера в городе Освенцим на р. Висле — в южной Польше. В 1989 году она окончила факультет этнографии Ягеллонского университета в Кракове. В 1997 году закончила аспирантуру для менеджеров культуры в Варшавской школе экономики, а в 2001 году — аспирантуру Краковского экономического университета. В 1997-1998 гг. была директором культурного центра в городе Бжеще. В 1998 году избрана на должность мэра Бжеще, которую занимала до 2005 года. В 2005 году вступила в партию «Право и справедливость», была избрана депутатом Сейма (переизбиралась в 2007 и 2011 годах). С июля 2010 года — заместитель лидера партии «Право и справедливость». С 2011 года была заместителем председателя Комитета государственных финансов Сейма. Во время недавней президентской кампании весной этого года Б. Шидло была руководителем избирательного штаба Анджея Дуды. В Польше широко распространено мнение, что А. Дуда одержал победу благодаря усилиям и умелой организаторской работе именно Беаты Шидло. После парламентских выборов 25 октября с. г. Б. Шидло — единственный кандидат на пост главы нового правительства Польши. |
Не прошло и трех дней после выборов, как в польских СМИ стали появляться прогнозы и оценки — кто придет в новое правительство вместе с Б. Шидло? Так, еженедельник «Wprost» опубликовал имена политиков, которые вероятнее всего войдут в новое польское правительство. Вице-премьер-министром без портфеля может стать профессор Петр Глинський, который будет отвечать за планирование и разработку стратегии правительства. Министром энергетики может стать один из самых опытных политиков Петр Наимский, который несколько лет назад протестовал против подписания соглашения с российским «Газпромом». На пост министра иностранных дел рассматривается кандидатура Казимежа Уяздовского, который в предыдущем правительстве PiS в 2005-2007 годах занимал пост министра культуры.
Б. Шидло отметила, что уже подготовила список новых министров, однако решение будет приниматься на уровне партии. Кроме того, она сообщила, что первым шагом нового правительства будет так называемый «демократический пакет», который предусматривает привлечение оппозиционных партий к сотрудничеству. В новом правительстве предполагается объединение министерства финансов и экономики. После формирования правительства Б. Шидло обещает уменьшить пенсионный возраст, увеличить минимальную зарплату до 12 злотых (около 3 евро) за час, предоставить надбавку по 500 злотых (120 евро) на каждого ребенка в семьях, увеличить налоги для банков, положить конец преступности и коррупции.
Б. Шидло неоднократно заявляла, что не будет марионеточной главой правительства: «Меня зовут Шидло, у меня есть свое мнение и я могу быть упрямой. Я не поддамся внешнему контролю». В то же время среди экспертов ведутся дискуссии — насколько Б. Шидло будет независимой в должности премьер-министра. Как считает экс-депутат Европейского парламента и экс-руководитель Бюро национальной безопасности Польши Марек Сивец, лидер партии PiS Я. Качиньский находиться «в тени», он не будет занимать важных постов, но именно он будет формировать политику правительства, которую будут реализовывать назначенные им же люди.
По мнению Михаля Кобоско, директора Вроцлавского глобального форума при Атлантическом Совете США, Я. Качиньский будет полностью контролировать не только премьер-министра Беату Шидло, но и президента Анджея Дуду, Сенат и Сейм, не имея четких официальных полномочий. Властные полномочия обычно меняют поведение многих политиков и они часто «забывают» о тех, кто привел их к власти. И более того, им уже не очень то и хочется об этом вспоминать. Они также не любят, когда об этом им напоминают или что-то просят взамен. К тому же, А. Дуда формально уже не является членом партии PiS, а вновь избранные депутаты Сейма и сенаторы уже и есть слугами народа.
Польша-Россия: партнеры или соперники?
В этом году в Польше отмечались две печальные годовщины и обе связанные с Россией. Первая — это 75-я годовщина казни сталинским НКВД 22 тысяч польских офицеров в Катыни (под Смоленском) и 5-я годовщина катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского, на борту которого было более 100 человек правительственной делегации, летевших для участия в мемориальных мероприятиях на Катынском кладбище под Смоленском. И сегодня, спустя пять лет после смоленской катастрофы «...российско-польские отношения находятся на точке, близкой к условной точке замерзания».
По словам упомянутого выше Матеуша Пискорского, «...отношения с Россией настолько плохи, что ухудшиться они уже просто не могут». И это является не только следствием русофобских настроений среди подавляющего большинства польских политических сил. Их настроения отражают настроения, существующие в обществе. Так, по данным опроса агентства Pew Research, если в 2013 году негативное отношение к России имели 54 % поляков, то к концу 2014 года это число возросло до 81 %, а сейчас наверняка еще больше. С другой стороны, тех, кто относился к России с симпатией, в 2013 году было в Польше 36 %, а в конце 2014 году их осталось всего 12 %, а сейчас наверное еще меньше. По последним российским опросам, Польша неизменно попадала в пятерку стран, которые, по мнению реципиентов, наиболее враждебно относятся к России. Прежде всего, это свидетельствует о печальных последствиях агрессивной политики России по отношению к Украине. Так, подавляющее большинство поляков считает, что в 2014 году Россия провокационно нарушила международное право и территориальную целостность нашего государства — Украины. Польские политические силы и общество достаточно едины в резко отрицательной оценке политики Кремля в отношении Украины, которая стремится стать частью цивилизованного европейского мира, а Россия не дает ей это сделать.
Как отмечают польские политические обозреватели, оба лидера парламентской гонки — и Эва Копач, и Беата Шидло — «не имеют ни малейших симпатий к Москве». Впрочем, некоторые из них считают, что Б. Шидло настроена еще более критично по отношению к Москве, чем Эва Копач. Оба лидера выступают за ужесточение санкций Запада в отношении России после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса. В одном из своих выступлений, Б. Шидло отметила: «...мы хотели бы, чтобы Россия была экономическим партнером, но мы хорошо понимаем, что это прежде всего соперник».
В оценке перспектив развития диалога между Варшавой и Москвой большинство обозревателей склоняются к тому, что это будет довольно напряженный и бескомпромиссный диалог, хотя некоторые отдельные эпатажные аналитики дают достаточно странный прогноз. Так, например, главный редактор Gazeta Wyborcza Адам Михник утверждает, что партия Я. Качиньского принесет в Польшу «путинизм» (?). По его мнению, победа PiS станет «катастрофой для Польши». По его словам, эта партия «...может развернуть страну в сторону России. И то, что сейчас эта политическая сила демонстрирует откровенные русофобские настроения, еще ничего не значит»...
По мнению экспертов «Борисфен Интел», это абсолютно фантастический прогноз, который, будем надеяться, останется только в воображении автора. Кроме этого, сильная оппозиция и мощное польское гражданское общество не допустят таких неестественных политических трансформаций в стране.
Какими будут украинско-польские отношения?
В современной Польше, когда речь идет об украинско-польских отношениях, часто вспоминаются слова известного польского государственного и политического деятеля, первого главы возрожденного польского государства, основателя польской армии, первого маршала Польши Юзефа Пилсудского, который сказал, что «... без свободной Украины не будет и свободной Польши». Эти слова остаются актуальными и сегодня.
Во время своей избирательной кампании Анджей Дуда постоянно призывал к всесторонней поддержке Украины, которая стала жертвой российской агрессии, отмечая, что «... нет таких экономических интересов, которые бы стали основанием для того, чтобы мы — честные люди — продали Украину». А. Дуда назвал Россию «... первым европейским государством, которое после Второй мировой войны произвело военное вмешательство в дела другого независимого европейского государства, захватив часть его территории». В сентябре с. г. президент А. Дуда заявил об угрозе маргинализации войны в Украине и отметил, что российско-украинский конфликт должен закончиться длительным миром и возобновлением «международно признанных границ».
В ходе теледебатов Эва Копач неоднократно отмечала, что Польша является «надежным послом» Украины в ЕС и занимает жесткую позицию в отношении агрессии России против Украины, потому что опасность для Украины является одновременно опасностью и для соседней Польши. Думается, что находясь и в оппозиции, Эва Копач будет продолжать содействовать развитию дружественных и союзнических отношений с Украиной.
Зато Беата Шидло во время теледебатов ни разу не произнесла слово «Украина». Сегодня мы можем только прогнозировать — какой конкретно будет политика Б. Шидло по Украине, каким будет ее видение перспектив дальнейшего развития украинского-польских отношений, но кажется, что оно в значительной мере будет отражать политику президента А. Дуды и партии PiS. Скорее всего, это будет солидарная и командная политика одной политической силы.
По мнению Посла Украины в Польше А. Дещици, практически все влиятельные политические силы Польши понимают значение Украины и украинско-польских отношений, осознают ситуацию, в которой сегодня находится Украина в связи с российской агрессией. А. Дещица допускает, что акценты в украинско-польских отношениях могут быть расставлены иначе, поскольку у каждой политической силы свое видение различных аспектов этих отношений. Посол Украины в Польше выразил убеждение, что интенсивность и динамика украинского-польских отношений не ослабнет, а наоборот — будет расти.
28 сентября с. г. в рамках 70-й сессии Генассамблеи ООН состоялась первая встреча президентов Украины и Польши. Во время встречи А. Дуда отметил, что «... Польша была и остается надежным союзником Украины в отстаивании ее суверенитета и территориальной целостности, в реализации проевропейских реформ». Президент Польши акцентировал внимание на неприемлемости «замораживания» российско-украинского конфликта. Президенты Украины и Польши также обменялись мнениями по развитию сотрудничества в Восточной Европе в формате «Вышеградская четверка + Украина», а также договорились о следующей встрече в этом формате и о визите президента А. Дуды в Украину до конца этого года.
Находясь 28 октября с. г. с официальным визитом в Париже, президент Польши А. Дуда призвал Францию следить за тем, чтобы не было выборочного выполнения Минских соглашений. Для Польши важно, подчеркнул А. Дуда, чтобы в Украине не было «замороженного конфликта», а Киев полностью контролировал украинскую границу. При этом Дуда отметил, что президент Ф. Олланд придерживается таких же взглядов относительно путей решения конфликта в Украине.
Следует отметить, что большая часть руководящего состава партии PiS довольно критически и бескомпромиссно относится к теме УПА и постоянно поддерживает все решения Сейма, в которых ОУН и УПА рассматриваются как «мародеры и убийцы». Мы также должны понимать, что хотя PiS и позиционирует себя как проукраинская и антироссийская политическая сила, все же без окончательного согласия вокруг определенных исторических событий не обойтись. Прежде всего имеется в виду так называемая Волынская трагедия (польск. Rzeź wołyńska, «Волынская резня») — двусторонние этнические чистки украинского и польского населения, совершенные в 1943 году Украинской Повстанческой Армией и польской «Армией Крайовой», при участии польских батальонов шуцманшафта и советских партизан. О необходимости установления полной правды относительно этих и других событий между двумя народами неоднократно заявляли лидеры PiS. Итак, по нашему мнению, соответствующие украинские правительственные, научные и общественные структуры должны быть готовы к довольно сложному и очевидно длительному диалогу вокруг вышеуказанных вопросов.
Также мы должны учитывать, что будущие партнеры PiS в парламенте, вроде партии Кукиза, которая считает, что Польша чрезмерно помогает Украине и выступает против предоставления нашей стране военной поддержки, будут пытаться сделать польско-украинские отношения более прагматичными. Однако остальные партии, которые будут сотрудничать в парламенте с PiS, так или иначе выступают за дальнейшее развитие двусторонних польско-украинских отношений. Так, «Новочесна» проявляет заинтересованность в развитии экономического сотрудничества с Украиной. «Платформа» проявляет готовность к оказанию помощи Украине в проведении реформ. «Польская крестьянская партия» благосклонно относится к предоставлению Украине помощи в реформировании армии и восстановлении разрушенного Донбасса. Но все эти партии видят членство Украины в НАТО и ЕС не ранее чем через 4-5 лет.
Украинские политологи довольно неоднозначно оценивают перспективы развития польско-украинских отношений после победы партии «Право и справедливость» на президентских и парламентских выборах. Так, политолог-международник С. Толстов считает, что после парламентских выборов в Польше, отношение новой польской власти в Украине «... может измениться довольно существенно и приобрести ряд элементов враждебности, включая политические и территориальные претензии со стороны отдельных политических сил». Иного мнения придерживается известный политолог, журналист и публицист В. Портников, который считает, что отношения между Польшей и Украиной «... не зависят от власти в Варшаве, поскольку это стратегические отношения, в развитии которых одинаково заинтересована как украинская, так и польская сторона». На наш взгляд, именно оценка В. Портникова является более обоснованной и убедительной, в то время как опасения С. Толстова представляются весьма гипотетическими и мало аргументированными.
Балто-Черноморский альянс
Таким образом, между Украиной и Польшей существует стратегическое партнерство, которое незначительно будет зависеть от смены руководства в странах. Говоря о дальнейшем развитии польско-украинских отношений, то подавляющее большинство экспертов считают, что действующий президент А. Дуда продолжет политику своего предшественника экс-президента Б. Коморовского относительно Украины.
Балто-Черноморский пояс
На наш взгляд, наиболее важным и стратегическим для Украины есть предложение А. Дуды создать «партнерский альянс государств» от Балтийского до Черного и Адриатического морей. При этом А. Дуда выразил готовность обсудить эту идею во время встреч с главами государств Центрально-Восточной Европы. Но делать это до проведения парламентских выборов было бы преждевременно. Теперь же, когда и парламент, и правительство будут в одной команде с президентом, А. Дуда может активизировать процесс реализации своей идеи о создании «Балто-Черноморского пояса (альянса)».
В сегодняшних условиях, когда агрессия России против Украины наглядно продемонстрировала всю несостоятельность современной системы европейской безопасности, несмотря на наличие ООН, НАТО, ЕС и ОБСЕ, а США, Китай и Великобритания не выполнили своих обязательств по защите суверенитета Украины согласно Будапештскому меморандуму, по мнению экспертов «Борисфен Интел», идея президента Польши А. Дуды о создании Балто-Черноморского альянса требует тщательного изучения и всяческой поддержки со стороны украинского руководства. Промедление Запада с принятием Украины в НАТО и ЕС требует от Украины поиска союзников для защиты своей независимости и суверенитета от российской агрессии. Такими потенциальными союзниками являются прежде всего Польша, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Грузия и Молдова, которые, как и Украина, не раз становились жертвами имперской политики Российской и Советской империй.
Сегодня, когда на Западе и Востоке Большой Европы сформировались два антагонистических объединения государств — Европейский Союз и Евразийское экономическое сообщество (будущий Евразийский союз), на наш взгляд, существует насущная необходимость создания «срединного» объединения — Балто-Черноморского альянса в составе государств Центральной и Восточной Европы, которое могло бы стать субрегиональным компонентом Европейского Союза и НАТО. Ядром Балто-Черноморского альянса, возможно, могла бы стать региональная организация в составе Украины, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии (не исключено, в дальнейшем и Беларуси). Находясь в составе Балто-Черноморского альянса, Украина, среди прочего, могла бы значительно усилить степень своей независимости и гарантированной безопасности от агрессивных посягательств со стороны путинской России. Поэтому нынешнее руководство Украины должно, не затягивая слишком во времени, энергично поддержать предложение президента Польши А. Дуды о создании Балто-Черноморского альянса и приступить к его содержательному наполнению.
* * *
По оценкам экспертов и аналитиков Независимого аналитического центра «Борисфен Интел», то, что большинство польских избирателей проголосовали на президентских и парламентских выборах за представителей партии PiS можно объяснить, как минимум, двумя обстоятельствами:
во-первых, поляки немного «устали» от политиков «Гражданской платформы», несмотря на их в целом успешную деятельность, и захотели чего-то нового, более «свеженького»;
во-вторых, после избрания А. Дуды президентом поляки достаточно хорошо осознали, что в случае, если PiS не будет контролировать парламент и правительство, то президенту останется выполнять практически лишь протокольные функции и он не сможет реализовать те планы и программы, с которыми шел на выборы.
К тому же, между президентом, парламентом и правительством будут существовать довольно напряженные отношения, что уже само по себе будет тормозить развитие страны. Мы уже были свидетелями того, как некоторые представители правительства Эвы Копач и сама она достаточно жестко критиковали первые шаги новоизбранного президента А. Дуды. Итак, выразив доверие выдвиженцам партии PiS, большинство поляков просто хотели дать этой партии шанс беспрепятственно реализовать свою политику и показать — на что она реально способна. Но это доверие будет действовать ровно столько времени, сколько деятельность президента, парламента и правительства будут успешными. Если же этого не произойдет, то конечно поляки приведут к власти другую политическую силу, возможно даже ту самую «Гражданскую платформу», которая не просто будет ждать своего времени, а будет делать все возможное для того, чтобы это время приблизить.
Мы, украинцы, к сожалению, уже привыкли к тому, что каждая политическая сила, которая одержала победу на парламентских выборах, только и делает, что позорит «плохих предшественников». Нам остается только завидовать полякам за их высокую политическую культуру, преемственность и ответственность власти. Когда одна политическая команда завершает свою каденцию, другая, которая приходит ей на смену, благодарит своих предшественников и они вместе продолжают общее дело — развитие Польши. При этом многолетняя практика парламентаризма в Польше свидетельствует о том, что оппозиция, как правило, является конструктивной. Поэтому «Гражданская платформа», которая будет занимать около 135 мест в парламенте, и будет основной оппозиционной силой, которая и в дальнейшем будет продолжать работать для развития и процветания польского государства, а не только «ставить палки в колеса правящей партии /коалиции/», как это обычно было, есть и видимо еще долго будет в Украине.
Так и хочется пожелать всем нашим политикам и депутатам: учитесь у наших друзей — поляков, уважаемые!