31 декабря 2012

Что год грядущий готовит миру?

Прогноз развития ситуации в мире в 2013 году

С приходом нового года человечество всегда пытается заглянуть в будущее, определяя хотя бы в общих чертах свою перспективу. Анализ текущих мировых тенденций, который эту перспективу будет очерчивать, пророчит противостояние интересов стран, международных организаций, мировых и региональных центров силы во имя достижения своих геополитических целей, в частности:

относительно ведущих стран мира и международных организаций:

  • США — будут отстаивать свою роль, как ведущего центра силы, способного оказывать решающее влияние на основные политические, экономические процессы и процессы безопасности в мире;
  • КНР — последовательно будут укреплять свой экономический и военный потенциалы для обеспечения своего лидерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а в последующем — в мире;
  • Европейский Союз — будет решать свои финансово-экономические проблемы, а также возобновлять единство и динамическое развитие организации, включая составляющую своей безопасности;

относительно региональных и сверхрегиональных стран:

  • Индия — будет усиливать свои позиции в Юго-Восточной Азии, а также прилагать усилия для обеспечения регионального паритета с КНР;
  • Бразилия и Аргентина — будут укреплять свои региональные позиции в регионе Латинской Америки с перспективой выхода на мировой уровень;
  • Россия — будет восстанавливать роль Российской Федерации как лидера на постсоветском пространстве для укрепления своих региональных и сверхрегиональных позиций;
  • Турция — будет укреплять свои позиции в Черноморском, Кавказском и Ближневосточном регионах;
  • Иран — будет предпринимать попытки возглавить страны Ближневосточного региона, реализуя свои ракетно-ядерные программы.

С учетом вышеупомянутого, основные мировые процессы сфокусируются на трех основных регионах, а именно: на Азиатско-Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии; на регионах Ближнего Востока и Северной Африки; на Европе и на постсоветском пространстве (включая Восточную Европу, Кавказ, Каспийский регион и Центральную Азию).

 Не исключено, что главные события будут развиваться следующим образом:

1. Азиатско-Тихоокеанский регион и Юго-Восточная Азия

Учитывая рост экономических потенциалов Китая и Индии, Азиатско-Тихоокеанский регион и Юго-Восточная Азия (дальше — «сверхрегион») в ближайшей и среднесрочной перспективе будут непрестанно превращаться в новый и все более масштабный центр деловой активности в мире. С одной стороны, это будет замедлять экономическое развитие «сверхрегиона», а с другой — превращать его в объект для пересечения интересов как ведущих мировых, так и региональных стран. Поэтому на фоне своего позитивного экономического развития Азия неминуемо будет характеризоваться как новый источник напряженности со всевозможными конфликтами и войнами, а также как арена международного противостояния глобального уровня.

Источник Modern Politics Russia. http://modernpolitics.ruВ первую очередь здесь имеется в виду последующее обострение борьбы между США и Китаем за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также возможное усиление региональных противоречий между Китаем и Индией, Индией и Пакистаном в Юго-Восточной Азии.

Так, в 2013 году США, сдерживая амбиции Китая, и далее будут отстаивать свои интересы в АТР. В рамках такой стратегии будет наращиваться военное и военно-морское присутствие США в регионе путем развертывания американских военных баз в Австралии, а также направляться дополнительные военные контингенты (в т. ч. современные самолеты-истребители F-22) в Японию и Южную Корею, разворачиваться системы ПРО в регионе.

Кроме того, Соединенные Штаты Америки активизируют свои связи с теми странами АТР, которые имеют проблемы в отношениях с КНР: Австралией, Японией, Южной Кореей, Вьетнамом, Филиппинами и Малайзией.

Lockheed Martin F-35 Lightning II

Lockheed Martin F-35 Lightning II
Источник Pakistan Defence http://www.defence.pk/

В то же время на стратегическом уровне США будут принимать меры по созданию, развитию и принятию на вооружение военных космических систем (в т. ч. нового поколения космических аппаратов многоразового использования), МБР в обычном снаряжении, нового поколения самолетов-истребителей F-35, систем высокоточного оружия, основанных на новых физических принципах. Внимание будет уделено также экспедиционным силам.

В свою очередь, КНР будет отстаивать свои стратегические интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии, повышая свои военные возможности в этом «сверхрегионе», а также наращивая финансово-экономическое (в т. ч. инвестиционное) сотрудничество со странами-партнерами. Поэтому Китай продолжит реализацию программ по созданию своего авианесущего флота и строительству атомных подводных лодок, усилению Восточного и Южного флотов НВАК, наращиванию системы военно-морских баз в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также в районе Малаккского пролива — основного пути транспортировки энергоносителей в КНР из региона Ближнего Востока и Персидского залива.

Однако США и КНР не прервут стратегический диалог, изыскивая взаимные точки соприкосновения в наиболее важных вопросах мировой и региональной безопасности, а также возможности углубления сотрудничества в экономической сфере.

Новым источником напряженности в АТР, который может вылиться в вооруженные конфликты, послужит противостояние странам региона за доступ к спорным месторождениям нефти и газа на шельфах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Это противоречия, возникшие, в частности, между КНР и Японией, Китаем и Вьетнамом, а также КНР, Вьетнамом, Филиппинами и Малайзией.

Учитывая важность вопросов доступа к энергетическим ресурсам (особенно в условиях высокой вероятности дальнейшего осложнения ситуации в странах Северной Африки и Ближнего Востока — основных поставщиков энергоносителей в АТР), упомянутая проблема может перерасти во взрывоопасную. Об этом свидетельствует концентрация конкурирующими сторонами группировок своих ВМС вблизи спорных островных территорий.

Роль отдельного игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в дальнейшем будет принадлежать Российской Федерации, развивающей свою стратегию сдерживания Китая, угроза которого на Дальнем Востоке в отношении России возрастает. В рамках этой стратегии россияне будут усиливать свой военный потенциал в Дальневосточном регионе, а также диверсифицировать экономические связи со странами АТР, наращивая сотрудничество с региональными соперниками КНР, в т. ч. в военной и военно-технической сферах. Одновременно Россия продемонстрирует свою заинтересованность в развитии финансово-экономического сотрудничества с Китаем.

2. Ближний Восток и Северная Африка

 Ближний Восток и Северная Африка

Источник Agentura.ru  http://www.agentura.ru/

В 2013 году главным событием на Ближнем Востоке может стать свержение режима Б. Асада в Сирии как следствие успешных действий повстанцев и внешнего силового вмешательства в ситуацию в стране извне. Не исключено, что президент и добровольно уйдет в отставку, если этого потребует его окружение.

Со сменой сирийской власти возникнут предпосылки для реализации стратегических планов США, касающихся смены и руководства Ирана, который лишится своего главного союзника на Ближнем Востоке. По оценкам американских экспертов, достичь в Иране намеченной цели можно, спровоцировав, как это происходит в Сирии, массовые социальные беспорядки (катализатором послужат сирийские события), или возглавив силовую операцию против Исламской Республики Иран под предлогом не допустить возможности получения ядерного оружия.

Карта мира: расселение мусульман суннитов и шиитов

Карта мира: расселение мусульман
суннитов и шиитов
Источник http://www.nationalsecurity.ru/maps/muslimdistribution.htm

В дальнейшем такое развитие событий может иметь некоторые геополитические последствия регионального и мирового уровней. Так, изменится расстановка политико-религиозных сил в регионе, когда лидерство перейдет от шиитских к суннитским странам и режимам, а именно: от Ирана и Сирии к Турции, Саудовской Аравии, ОАЭ и Катару. Это усилит позиции США в регионе, а Россия свое влияние на Ближнем Востоке фактически потеряет.

Что касается отстранения от власти нынешнего руководства Ирана, занимающего агрессивные антизападные позиции, то оно будет способствовать усилению как военной, так и энергетической безопасности Европы. Ведь фактически ликвидируется иранская ракетная угроза, а Исламская Республика Иран получит возможность подключиться к европейским энергетическим проектам.

Южный энергетический коридор

Южный энергетический коридор
Источник http://en.wikipedia.org/wiki/File:Nabucco_Gas_Pipeline-en.svg

В частности, снятие международных санкций против ИРИ расширит возможности выхода иранских нефти и газа на мировой и европейские рынки, позволит использовать иранскую территорию для реализации планов по созданию «Южного энергетического коридора» (предполагает строительство новых транспортно-энергетических систем от Каспия и Центральной Азии к Европе в обход Российской Федерации).

В целом вышеприведенные процессы положительно скажутся на развитии региона. Правда, обострение сирийского кризиса и иранский вооруженный конфликт временно резко ухудшат ситуацию на Ближнем Востоке.

Районы компактного обитания курдов
Районы компактного обитания курдов
Источник http://www.wprr.ru/

Однако в 2013 году регионам Ближнего Востока и Северной Африки будут присущи следующие особенности: сохранится нестабильность в Ливии по причине противостояния разных группировок, возникших в составе действующей власти страны, а также из-за активизации сторонников М. Каддафи; обострится противостояние между исламистским руководством Египта и либерально-демократической оппозицией; усилятся политические противоречия в Турции, где в 2014 году должны состояться президентские выборы; не прекратятся межэтнические и межрелигиозные конфликты в Ираке, где к тому же ухудшатся отношения между Багдадом и курдской автономией.

В отдельные региональные проблемы превратятся увеличивающиеся масштабы вооруженных выступлений исламских экстремистов в Афганистане во время вывода оттуда международных сил, а также активность экстремистских организаций в районах компактного обитания курдов в Турции, Ираке, Сирии и, возможно, в Иране.

3. Европа и постсоветское пространство

Постсоветское пространство
Постсоветское пространство
Источник http://www.leonidstorch.ru/putin-foreign-policy-part/

Положение дел в Европе и на постсоветском пространстве будет характеризоваться усилением противоречий между западными странами и Российской Федерацией в ключевых сферах их отношений из-за последующей активизации политики Москвы по возрождению роли России как «крупного мирового государства». Запад воспримет это как угрозу своей безопасности (особенно в условиях роста антизападной риторики российской стороны).

В рамках такой политики Российская Федерация попытается возобновить свой контроль над постсоветским пространством, укрепить свои позиции в европейском энергетическом секторе, а также удержать военный паритет с НАТО.

В этом контексте следует ожидать от России активизации действий, направленных на расширение Таможенного союза и укрепление Организации Договора о коллективной безопасности как составляющих стратегического плана по созданию Евразийского союза.

Пытаясь достичь поставленных перед собой целей, Россия усилит давление на Украину, как основной объект своих интеграционных инициатив. По опыту прошлых лет, давление будет осуществляться в виде манипулирования ценами на газ, применения методов экономической войны против нашего государства, в частности, путем ограничения поставок в Россию украинской химической, металлургической и сельскохозяйственной продукций.

Аналогичной будет политика России и в отношениях с Молдовой, зависимость которой от российских энергоносителей очевидна, и которая заинтересована в доступе к российскому рынку.

Учитывая изменения в грузинском руководстве после парламентских выборов в октябре 2012 года, Россия попытается возобновить свое влияние также и на Грузию, предлагая ей торгово-экономические преференции (в частности, относительно открытия доступа грузинским товарам на российский рынок) в обмен на отказ Тбилиси от планов европейской и евроатлантической интеграции.

Особое внимание россияне будут уделять своему продвижению в Центральную Азию, где должны реализовываться геополитические интересы Российской Федерации по противодействию истокам исламского экстремизма из Афганистана и предотвращению усиления позиций США и НАТО в регионе. Поэтому Россия попытается «втянуть» в Таможенный союз Киргизстан и Таджикистан, а также укрепить ОДКБ под предлогом необходимости усиления борьбы с исламским терроризмом.

Пытаясь удержать свои позиции в Черноморском регионе и на Кавказе, в 2013 году Россия попытается использовать конфликты вокруг Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха для давления на Молдову, Грузию, Азербайджан и Армению, наряду с этим стремясь сохранить российское военное присутствие на их территориях.

МБР «Авангард»

МБР «Авангард»?
Источник http://inonews.ru/russian/rossiya-provela-uspeshnye-ispytaniya-novoy-rakety.html

В рамках противостояния с НАТО в Европе и противодействия исламскому экстремизму на Северном Кавказе руководство Российской Федерации усилит внимание к вопросам повышения боевых возможностей российских Вооруженных сил на Северо-Западном, Западном и Юго-Западном направлениях. В ходе реализации масштабных программ перевооружения ВС РФ в 2013 году не прекратятся поставки новых систем вооружений (в т. ч. ударных) в войска Южного, Западного и Северного военных округов ВС России.

Кроме того, поддерживая свой стратегический ракетно-ядерный потенциал, Российская Федерация продолжит разработку и испытание новых ракетных систем стратегического назначения, в т. ч. новой твердотопливной МБР «Авангард» и жидкотопливной «Прорыв».

На европейском направлении Россия продолжит расширение возможностей выхода на европейские энергетические рынки, создавая новые транспортно-энергетические коридоры в обход Украины, в т. ч. вторую, третью и четвертую очередь газопровода «Северный поток», а также газотранспортную систему «Южный поток». При этом политическое значение указанных проектов, как и раньше, будет превалировать над их экономической целесообразностью.

МБР «Прорыв»?
МБР «Прорыв»?
Источник http://topwar.ru/20234-perspektivnaya-mbr-oblik-i-sroki.html

Российская сторона попытается также использовать финансово-экономические проблемы стран — членов ЕС для установления контроля над ведущими отраслями и объектами их экономических комплексов за счет активной инвестиционной деятельности.

Правда, существенной проблемой в реализации вышеприведенных планов РФ будут оставаться негативные тенденции в развитии российской экономики, связанные с ее критической зависимостью от экспорта энергоносителей, технологическим отставанием от ведущих стран мира и неэффективностью государственной системы управления экономикой. При этом изменение ситуации на европейском энергетическом рынке из-за роста объемов поставки газа из других стран и регионов приведет к дальнейшему ухудшению положения дел в российском ОАО «Газпром», как одной из базовых основ российской экономики.

Руководству ЕС очень важно будет провести последовательные мероприятия по преодолению финансово-экономического кризиса. Как предполагают западные эксперты, благодаря таким мероприятиям, позитивные результаты появятся уже в 2013 году, когда возобновится определенная позитивная динамика развития европейской экономики. Тогда же появятся благоприятные предпосылки и для решения политических проблем Европейского Союза, а именно — устранение противоречий между странами — членами ЕС, возникшие в последнее время из-за разных подходов к проблеме преодоления финансово-экономического кризиса в «еврозоне». К тому же оживление экономики европейских стран увеличит оборонные расходы, что будет способствовать как укреплению НАТО, так и усилению европейской оборонной составляющей.

Размещение противоракетных систем SM-3 на территории Румынии и Польши
Размещение противоракетных систем SM-3 на территории Румынии и Польши
Источник http://www.liveinternet.ru/tags/%F3%E3%F0%EE%E7%E0+%F0%EE%F1%F1%E8%E8/

Например, Североатлантический Союз во главе с США отдаст предпочтение практической реализации планов развертывания системы ПРО в Европе, а именно: подготовке к размещению противоракетных систем SM-3 на территории Румынии и Польши.

2013 год будет важным в вопросах подготовки НАТО к завершению военной операции в Афганистане. Ускорится также процесс трансформации и реформирования Альянса согласно концепции «Умная оборона».

Укрепляя свою оборону, страны ЕС во главе с ФРГ и Францией будут и в дальнейшем проводить общую внешнюю политику и политику безопасности, в первую очередь повышая эффективность работы и расширяя полномочия Европейского оборонного агентства, развивая оперативные возможности многонациональных боевых тактических групп, а также в миротворческих операциях в Косово и Боснии и Герцеговине, антипиратской операции в районе Африканского рога и в наблюдательных и тренировочных миссиях на территории других стран (в частности, Грузии и Сомали).

Отдельным важным для Европейского Союза останется вопрос снижения своей зависимости от российских энергоносителей. Считая это для себя стратегическим, ЕС в ближайшее время может приступить к практической реализации проекта «Nabucco» и других проектов в рамках «Южного энергетического коридора». А это позволит Европейскому Союзу интенсифицировать мероприятия по противодействию попыткам Москвы усилить свое влияние на постсоветском пространстве. Поэтому ЕС продолжит активное наращивание сотрудничества со странами бывшего СССР в рамках программы «Восточное партнерство», в первую очередь в плане подписания соглашений об ассоциации, создание зон свободной торговли и упрощения визовых режимов с Украиной, Молдовой, Грузией, Азербайджаном и Арменией. Все это можно считать реальной альтернативой российским интеграционным проектам на постсоветском пространстве.

Среди важных направлений сотрудничества ЕС со странами Черноморско-Кавказского и Центрально-Азиатского регионов — активная реализация совместных энергетических проектов по выходу Азербайджана, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана на мировые рынки энергоносителей, а также содействие урегулированию «замороженных» конфликтов в Молдове, Грузии и Азербайджане.

Большую роль в развитии военно-политических и экономических процессов в Центрально-Восточной Европе сыграют меры соседних с Украиной стран по укреплению своих региональных позиций. В первую очередь это касается Польши, которая и в дальнейшем будет усиливать свои позиции в ЦВЕ, а также в НАТО и ЕС. При этом Польша будет последовательно лоббировать европейскую интеграцию постсоветских стран, что отвечает интересам Украины.

Попытается усилить свое лидерство в Черноморском регионе и Юго-Восточной Европе Румыния. Среди ее первоочередных задач — сохранение своей роли как основного проводника интересов НАТО и ЕС в регионе, а также достижение превосходства над Украиной в вопросах реализации экономических проектов в бассейне р. Дунай.

В 2013 году европейский вектор внешней политики Вашингтона активизируется. Экономические связи США со странами ЕС будут углубляться, их энергетическая безопасность получит поддержку (в т. ч. за счет поставок американского сжиженного газа на европейский рынок). Активизируется также сотрудничество со странами СНГ. Так, Соединенные Штаты Америки попытаются сохранить свои европейские позиции в противовес растущему влиянию России в Европе и на постсоветском пространстве.

Дополнительными факторами влияния на положение дел в мире и отдельных регионах в новом году можно считать:

  • сохранение позитивной динамики в развитии стран Ближнего Востока, Латинской Америки и Южной Африки, в т. ч.: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Турции, Бразилии и Аргентины, Южноафриканской Республики;
  • активизацию усилий ведущих стран мира и, в частности, Северной Европы в деле освоения Арктики с целью получения доступа к ее природным ресурсам;
  • постепенную стабилизацию обстановки на Балканском полуострове с одновременным углублением процессов европейской и евроатлантической интеграции стран Западных Балкан.

Вместе с тем сохранятся основные вызовы и угрозы мирового и регионального масштабов, к которым можно отнести: активизацию процессов неконтролируемого распространения оружия массового поражения и средств его доставки в случае принятия Ираном политического решения по созданию ядерного боезаряда; возможность возникновения новых вооруженных конфликтов в странах Африки, Ближнего Востока, Центральной Азии и АТР, спровоцированных борьбой за ресурсы, а также политическими, клановыми, межрелигиозными и межнациональными противоречиями; повышение угрозы масштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф на фоне глобальных климатических изменений; негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса и возможность возникновения новых кризисных процессов.

Исходя из вышесказанного, а также учитывая национальные интересы Украины, напрашиваются следующие основные выводы:

  • в связи с усиливающимся соперничеством между ведущими странами мира, в 2013 году следует ожидать дальнейшего осложнения военно-политической обстановки и повышения конфликтных потенциалов как на глобальном, так и на региональном уровне;
  • несмотря на постепенное перемещение центра международной активности в политической, экономической сферах и сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанский регион, ключевые позиции, где будут пересекаться интересы Запада (США, НАТО и ЕС) и Востока (России и ее союзников), сохранятся за Центрально- Восточной Европой;
  • в рамках противостояния вышеупомянутых интересов главная роль будет принадлежать Украине, как объекту геополитического соперничества между западными странами, международными организациями и Российской Федерацией;
  • отстаивая свои интересы, Российская Федерация попытается «втянуть» Украину в интеграционные структуры в рамках СНГ (в первую очередь Таможенный союз с последующим присоединением к Евразийскому союзу), в то время как Запад попытается способствовать процессам европейской интеграции Украины;
  • развитие упомянутых тенденций в военно-политической сфере будет сопровождаться определенными процессами, в том числе постепенным преодолением ЕС финансово-экономического кризиса, а в России, из-за постепенного уменьшения экспорта энергоносителей, — ослаблением экономики;
  • усиление противостояния между Западом и Россией, в частности, наращивание ими своих военных потенциалов в Европейском и Черноморском регионах, а также неурегулированность конфликтов возле украинских границ будут провоцировать вызовы и риски национальной безопасности Украины в военной сфере.

Анализируя изложенные факты, можно сделать следующие выводы и дать рекомендации, касающиеся необходимых стратегических мер Украины на ближайшую перспективу:

  • в условиях усиления давления со стороны Российской Федерации главные усилия нашего государства и в дальнейшем должны направляться на достижение энергетической независимости от России как основы в деле сохранения независимости и суверенитета Украины;
  • обязательной необходимостью для Украины является диверсификация торгово-экономических отношений, их переориентация с российского направления, где фактически применяются элементы экономической войны против нашего государства, в направлении Европейского Союза, КНР, стран Ближнего Востока (Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция) и Латинской Америки (Бразилия, Аргентина), с которыми у Украины налажены положительные взаимосвязи;
  • повышение внимания США и ЕС к постсоветскому пространству создает благоприятные условия для активизации процесса европейской интеграции Украины как необходимой предпосылки для укрепления ее региональных позиций и обеспечения экономического развития;
  • успешная реализация Украиной основной задачи ее председательства в ОБСЕ в 2013 году по урегулированию «замороженных» конфликтов в странах СНГ возможна лишь при условиях тесного сотрудничества с США и ЕС в данном вопросе. Иначе из-за откровенно активной поддержки Россией сепаратистских режимов в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе разрешить длящиеся около 20 лет тамошние конфликты невозможно;
  • усиление военной напряженности вокруг Украины в связи с мероприятиями США и НАТО по развертыванию системы ПРО в Европе, а также действиями России по наращиванию группировок ВС РФ в западных и юго-западных районах страны (в т. ч. за счет ударных систем вооружений) требует адекватного реагирования нашего государства в плане укрепления украинских Вооруженных Сил. При этом такое укрепление возможно лишь в тесном взаимодействии с НАТО и европейской оборонной составляющей как самыми крупными в мире системами коллективной безопасности.