Юрий Радковец
После того, как Анкара неоднократно строго предупреждала Москву о незыблемости своей воздушной границы (последний раз российский военный самолет нарушил воздушное пространство Турции вблизи сирийской границы 3 октября с. г.), 24 ноября с. г. турецкие истребители F-16 сбили над границей с Сирией (после десяти предупреждений в течение пяти минут) российский бомбардировщик Су-24, вторгшейся в воздушное пространство страны.
По заявлению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана: «...Турция защищала свои границы, сбив российский бомбардировщик Су-24, пытаясь при этом всеми силами избежать подобного развития событий... Но каждый должен уважать право Турции на защиту своих границ».
Российский президент Владимир Путин, в ходе встречи с королем Иордании Абдаллой II акцентировал внимание на том, что военный самолет Су-24 был сбит турецким самолетом F-16 в 1 км от границы с Турцией, которую он назвал «пособницей террористов»: «...Сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники террористов... Это трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений».
Справка: Фондовый рынок России ускорил свое падение сразу же после окончания речи президента России В. Путина на встрече с королем Иордании Абдаллой II. Об этом свидетельствуют данные торгов, а именно: индекс ММВБ (Московской межбанковской валютной биржи - российской универсальной биржи, которая существовала в период 1992-2011 годов; в декабре 2011 года объединилась с РТС (Российской торговой системе) в ММВБ-РТС (с 2012 - «Московская биржа»)) упал на 2,9 % и составил 1813,9 пункта. Индекс РТС понизился на 3,65 %, до 864,81 пункта. Рубль также оказался под давлением. Доллар США вновь поднялся до 66 рублей, а евро – до 70 рублей. В частности, курс доллара США вырос на 75 копеек - до 66,095 рублей. Курс евро укрепился на 1,06 рубля - до 70,437 рублей. |
Фактически, сбитие этого самолета Су-24 стало первым после 1950-х годов боевым уничтожением российского (советского) военного самолета страной-членом НАТО.
Указ президента В. Путина от 28.11.2015 года «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защиты граждан Российской Федерации от преступных и других противоправных действий и о принятии специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» (читай - о введении специальных санкций против Турции) указывает на то, каким будет ответ Кремля вследствие, на первый взгляд, неоднозначных (с точки зрения международных норм) действий Турции, которая после неоднократных предупреждений российской стороны о нарушении ее воздушного пространства российскими боевыми самолетами, базирующимися в Сирии, 24 ноября с. г. сбила российский бомбардировщик Су-24.
Указом президента В. Путина, среди прочего, вводится:
- Запрет или ограничение на ввоз в Россию отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров из Турции;
- Запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции, на выполнение ими отдельных видов работ (услуг) на территории России.
Президент России Владимир Путин 28 ноября подписал указ о применении специальных экономических мер в отношении Турции. Согласно документу, ограничивается ввоз из этой страны на территорию РФ отдельных видов товаров. В частности, Путин постановил запретить или ограничить на территории России деятельность организаций, находящихся под юрисдикцией Турции, остановить с 1 января 2016-го действие безвизового режима, а также ввел запрет на чартерные воздушные перевозки между двумя странами.
Указом также вводится запрет для работодателей, заказчиков работ (услуг), не включенных в перечень, определяемых правительством РФ, на «... привлечение с 1 января 2016 года для осуществления трудовой деятельности работников из числа граждан Турции, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г.»
Правительству Российской Федерации поручено определить перечень соответствующих товаров, работ (услуг).
Кроме того, российским туроператорам запретили продавать путевки в Турцию, а также ввели запрет на чартерные воздушные перевозки между двумя странами. В связи с российско-турецким инцидентом, Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации заявил, что прекращает контакты с Турцией в военной и военно-технической сферах. По заявлению министра иностранных дел С. Лаврова, с 1 января 2016 Россия приостанавливает безвизовый режим с Турцией, действовавший между странами.
На первый взгляд кажется, что санкции такого рода ничего нового (неожиданного) для Турции и не представляют. То есть, такого перечня санкций (и не более того!) от России было бы достаточно при таких условиях.
Но не будем забывать, что Путин - очень упрямая и злопамятная личность. Президент Турции Р. Эрдоган, публично унизив Путина, фактически перешел в разряд его личных врагов. Уничтожение российского военного самолета турецким, а также последующее уничтожение сирийскими туркменами (в турецкой транскрипции - туркоманами) одного из двух вертолетов, вылетевших на поиск пилотов, - это публичное унижение, равного которому Путин, думаю, не испытывал с тех пор, как стал президентом.
Истерическая реакция Путина на уничтожение турецкими боевыми самолетами российского бомбардировщика Су-24 такова, что можно подумать, будто его сбили не над территорией суверенной Турции, а, как минимум, над Красной площадью Москвы. Как же это так: ВВС какой-то там Турции, куда россияне ездят загорать, сбил боевой самолет «Великой России»?
То есть, президент России воспринял инцидент со сбитым над Турцией бомбардировщиком Су-24 как личное унижение, и теперь он считает своей задачей № 1 отомстить Анкаре. В воинственном пылу Путин без единого доказательства обвинил Турцию в сотрудничестве с ИГИЛ по нелегальной закупке нефти.
Ну а геополитические амбиции России (Москвы, Кремля, лично В. Путина) в этом случае окончательно сориентировались исключительно на реализацию «геостратегии реванша» в отношении Турции.
В этом плане привлекает внимание послание президента России В. Путина Федеральному собранию РФ 3 декабря с. г., где открытым текстом Украина даже не упоминается, а значительная часть его выступления посвящена борьбе России с международным терроризмом, и где им были названы два главных врага России - Турция и ИГИЛ. При этом В. Путин вновь назвал Турцию «пособницей террористов» и подчеркнул, что он «не простит измены».
Есть основания полагать, что одним из наиболее вероятных вариантов такой глобальной мести («геостратегии реванша») может стать попытка России создать курдское государство, что сильнее всего ударит именно по Турции. Вместе с тем, это достаточно масштабный, очень сложный, длительный и очень дорогостоящий проект, то есть, его быстро реализовать не удастся. Ну а пока Путин будет мстить демонстративно, по мелочам, а также скрыто и нетрадиционно - где как сможет и как сумеет.
Именно при таких обстоятельствах, кроме вышеуказанных (фактически, общеизвестных) российских санкций против Турции, в запасе у Путина, безусловно, имеется целый ряд асимметричных (нетрадиционных и нецивилизованных) мероприятий «ноу-хау», которые он сможет применить, а именно:
- возобновление провокационных полетов в акватории Черного моря самолетами стратегической авиации ВВС России (с ядерными ракетами на борту, как это уже практиковалось в этом году над проливом Ла-Манш!) при отработке ими задач блокировки Черноморских проливов;
- организация и проведение комплексных воздушно-морских разведывательных операций России в воздушном пространстве и акватории Черного моря, как вдоль северного побережья Турции, так и в районе Черноморских проливов;
- организация и осуществление различного рода провокаций кораблями ВМФ и гражданскими судами России в Черноморских проливах (Босфор и Дарданеллы), в том числе путем умышленного нарушения правил судоходства в них и последующего обвинения Турции в том, что она не соблюдает международную морскую конвенцию в Монтрё 1936 г. (о режиме Черноморских проливов)
- подготовка и проведение стрельб крылатыми ракетами (КР) типа Х-101 с бортов самолетов стратегической авиации и типа «Калибр» с надводных и подводных лодок России с акватории Средиземного моря, а, скорее всего, и из акватории Черного моря, по объектам ИГИЛ на территории северных районов Сирии с демонстрационно-провокационными целями (прежде всего, Турции и другим странам НАТО, по примеру недавних пусков из акватории Каспийского моря КР «Калибр» /примерно 2 месяца назад, когда подавляющее большинство КР бесконтрольно упали на территорию Ирана/ и со стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 КР Х-101 над территорией России и подводной лодки «Ростов-на-Дону» КР «Калибр» /с 5 по 8 декабря с. г. /с акватории Средиземного моря).
- умышленное натравливание радикальных курдских формирований (из числа т. н. «непримиримых» военизированного крыла «Рабочей партии Курдистана» /РПК/ «Народных сил обороны» путем их финансирования, подготовки, вооружения и предоставления разведывательных данных) с целью распространения их диверсионно-террористической деятельности и эскалации обстановки в юго-восточных провинциях Турции;
- организация провокаций и прямых (непосредственных) или скрытых (технологических) диверсий на объектах нефтегазовой инфраструктуры из Азербайджана, Ирака и Сирии в Турцию, в том числе под прикрытием экстремистских действий радикальных курдов или их привлечением.
Таким образом, сегодня необходимо уже четко осознавать, что преступный российский режим не собирается останавливаться на этом. Он сам создает, а в дальнейшем и единолично использует современные «горячие точки» - в Грузии, Украине или в Сирии - для проведения испытаний своего новейшего оружия, овладения новыми тактическими приемами ведения боевых действий и получения военными подразделениями, командирами и штабами боевого опыта, а также для сохранения и усиления своего влияния на страны, оказывающих ему сопротивление.
«Стыдно» не замечать реальных угроз со стороны путинской России, и при этом еще и пытаться взаимодействовать с ней - со страной, которая разрушила европейский и мировой порядок, оккупировала часть независимого и суверенного европейского государства; со страной, цинично угрожающей ядерным оружием, способствующей дестабилизации в Европе и в мире; страной, не ценящей жизни даже своих граждан, - это значит провоцировать перерастания локального (или регионального) военного конфликта в глобальную мировую войну.
Создание «коалиции» с террористами для борьбы с терроризмом - это безумие, провоцирующее еще большую агрессию и насилие. Такого рода «коалиция» приведет к еще большему количеству жертв среди мирного населения. А попытки «договориться с Путиным» запускают и только поощряют безвозвратный механизм государственного терроризма в России.
Вместо сотрудничества, Кремль должен получить реальное и системное противодействие по всем составляющим развязанной Москвой «гибридной войны»: военно-политической, экономической (в т. ч. энергетической), финансовой, юридической, информационной (в т. ч. кибернетической) и т. д. Противодействие должно быть системным, комплексным, четко скоординированным, адекватным и, главное, - действенным!
Что касается Путина, то как бы он ни тужился, он уже не является игроком мирового уровня. Он просто шулер-бандит, который, позируя с надутыми щеками перед телекамерами продажных телеканалов, в последнее время только блефует. Но об этом уже во всем мире известно, и нужно гнать его поганой метлой как можно дальше от цивилизованного мирового стола!
Россия продолжительное время целенаправленно и цинично издевалась над беспомощностью Запада в российско-украинском конфликте (а перед этим - в российско-грузинском конфликте). Но, наткнувшись на страну, которая повела себя по отношению к ней, по сути, «по-русски», не нашла эффективных методов воздействия и тоже решила «обозначить свою позицию» с помощью санкций, осознавая при этом, что так она не только поддерживает президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана, но также значительно ухудшает российские позиции как в регионе, так и на международных рынках.
А недавно Турция ощутимо поддала Путину носком под заднее место. И поддаст еще, и я в этом уверен - не только Турция! После последних событий в российско-турецких отношениях, при соблюдении руководством Турции четкой и взвешенной позиции, он должен хорошо запомнить, что «на всякого Путина всегда найдется свой Эрдоган».