30 июня 2017

Холодное лето 2017-го…

Виктор Гвоздь

Противостояние между РФ и США в ракетно-ядерной сфере

 

Обострение отношений между Россией и Западом из-за Украины наблюдается не только в экономической или политической сферах, но и в сфере военной. Как Россия, так и США уделяют особое внимание укреплению стратегических ракетно-ядерных компонентов своих вооруженных сил.

 

Так, Стратегические ядерные силы (СЯС) России имеют на вооружении около 525 носителей, способных нести до 1800 ядерных боезарядов. В частности, в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) имеется 299 ракетных комплексов, которые дают возможность применить около 900 ядерных боезарядов. Этот комплект включает 46 тяжелых ракет Р-36М2 «Воевода» (SS-18), 30 ракет УР-100Н УТТХ (SS-19), 72 мобильных ракетных комплекса «Тополь» (SS-25), 60 комплексов «Тополь-М» шахтного базирования (SS-27), 18 мобильных комплексов «Тополь-М» (SS-27), 63 мобильных и 10 шахтных комплексов с ракетами «Ярс-М».

Организационно РВСН состоят из трех ракетных армий: 27-й (штаб г. Владимир), 31-й (г. Оренбург) и 33-й (г. Омск) — всего 11 ракетных дивизий.

В составе Военно-морского флота РФ имеется 11 стратегических подводных ракетоносцев с баллистическими ракетами на борту, способных нести 704 ядерных боезаряда. На Северном флоте базируются пять ракетоносцев проекта 667БДРМ (Delta IV/«Дельфин»), в целом 80 пусковых установок (ПУ) ракет Р-29РМ (SS-N-23) и один ракетоносец пр. 955 с 16 ПУ ракет «Булава». На Тихоокеанском флоте базируются два ракетоносца пр. 667БДР (Delta ІІІ), в общей сложности 32 ПУ ракет Р-29Р (SS-N-18) и два ракетоносца пр. 955.

В составе дальней (стратегической) авиации имеется 66 тяжелых бомбардировщиков, в т. ч. 11 — Ту-160 и 55 — Ту-95МС. Вместе они могут взять на борт до 462 крылатых ракет Х-55/Х-55СМ и Х-102.

 

Модернизация СЯС России является одним из приоритетов Государственной программы вооружений на 2011–2020 годы и предусматривает поставку новых ракетных систем наземного и морского базирования. В частности, идет процесс вооружения новыми ракетными комплексами «Тополь-М» и «Ярс-М», способными преодолевать эшелонированную систему ПРО. К концу текущего года долю таких комплексов в РВСН планируется довести до 66 %.

Также разрабатываются другие ракетные системы, в т. ч. боевые железнодорожные ракетные комплексы. Кроме того, принято решение возобновить серийное производство модернизированных самолетов Ту-160 в варианте Ту-160М2.

На вооружении стратегических наступательных сил (СНС) США состоит около 1370 ядерных боезарядов на 680 развернутых стратегических носителях.

По имеющимся оценкам, на трех ракетных базах ВВС США находится 550 шахтных пусковых установок, из которых: 50 — для МБР «Минитмен-3»; 300 — для МБР «Минитмен-3М»; 150 — для МБР «Минитмен-3S»; 50 — для МБР «МХ».

Морской компонент СНС США состоит из атомных подводных лодок, оснащенных межконтинентальными баллистическими ракетами (ПЛАРБ). По данным экспертов, в боевом составе имеется 14 ПЛАРБ типа «Ohio», каждая из которых имеет на борту 24 МБР «Trident-2». Из них шесть ПЛАРБ базируются на Атлантическом побережье США и восемь — на побережье Тихоокеанском.

Авиационный компонент СНС США включает стратегические (тяжелые) бомбардировщики В-52Н, В-1В и В-2А, всего около 230 единиц (из них около 50 единиц — в складированном резерве). В соответствии с международными договорами, за каждым из развернутых самолетов условно числится один ядерный боезаряд.

 

Мощь своего стратегического ядерного потенциала руководство Российской Федерации активно использует для шантажа и запугивания США и НАТО. Так, главным тезисом заявлений президента РФ В. Путина, министра обороны С. Шойгу и других представителей российской верхушки в теме конфронтации между Россией и НАТО является утверждение о готовности ракетно-ядерных сил РФ сдержать любого противника.

   

Более жесткие и откровенные заявления звучат на низшем уровне — из уст отдельных российских политиков, в т. ч. депутатов Федерального собрания России. В частности, по заявлению депутата Государственной думы РФ В. Никонова на международной конференции по вопросам безопасности GLOBSEC-2017 в Братиславе 28 мая с. г., «...Россия применит ядерное оружие в том случае, если войска США и НАТО появятся в Крыму или на востоке Украины».

Такие позиции руководства РФ заметно отличаются от подходов руководства бывшего СССР, которое также считало ядерное оружие главным сдерживающим фактором США и НАТО, однако воздерживалось от откровенного ядерного шантажа своих противников. Исключением был только Н. Хрущев, который делал ставку именно на запугивание Запада советским ядерным оружием. Из-за чего и возник Карибский кризис в 1962 году, чуть не вылившийся в третью мировую войну.

Руководство Соединенных Штатов Америки также уделяет усиленное внимание вопросам ракетно-ядерного сдерживания потенциальных противников. Так, новый президент США Д. Трамп выступает за закрепление американского ядерного превосходства над другими странами. Поэтому сразу же после вступления в должность в январе 2017 года он приказал своему министерству обороны уточнить, способен ли американский ядерный потенциал обеспечить безопасность США. В последний раз такая оценка проводилась семь лет назад — в 2010 году.

Кстати, в контексте угроз стратегической безопасности США Д. Трамп неоднократно упоминал о России, а также о превосходстве ее ракетно-ядерных сил. Поэтому у Д. Трампа демонстративно негативное отношение к Договору о сокращении и ограничении стратегических ядерных вооружений СНВ-3 (вступил в действие в 2011 году) и он расценивает его как уступку США в пользу России.

 

Политические заявления России и США по этим вопросам, а также их практические шаги по наращиванию своих стратегических ядерных потенциалов сопровождаются активизацией учебно-боевой подготовки ракетно-ядерных сил, мероприятиями по демонстрации силы.

Так, в РВСН ВС РФ практически ежемесячно проводятся тактические учения с выходом трех–пяти ракетных полков на маршруты боевого патрулирования мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» и «Ярс». В конце июня с. г. планируются наиболее масштабные такие учения с одновременным участием не менее десяти ракетных полков.

Всего в 2017 году запланировано провести около 130 командно-штабных и тактических учений, а также 10 учебно-боевых (испытательных) пусков МБР. При этом, в рамках таких разного рода учений и тренировок, с участием сухопутных, воздушных и морских компонентов СЯС России, отрабатываются различные элементы сценариев ракетно-ядерной войны с США. В частности, такие учения являются неизменным элементом СКШУ типа «Запад» и «Кавказ» последних лет.

Кроме того, практическое боевое применение дальней (стратегической) авиации ВС РФ осуществляется в рамках ракетно-бомбовых ударов по территории Сирии. При этом выполняются пуски крылатых ракет, которые могут нести ядерное оружие.

С 2010–2011 годов возобновлены также регулярные полеты самолетов дальней (стратегической) авиации ВС РФ Ту-95 и Ту-160МС вдоль побережья стран Северной Европы в район Северной Атлантики и в направлении американского штата Аляска. В ряде случаев эти самолеты имеют на борту ядерное оружие, о чем свидетельствует характер их радиообмена с наземными пунктами управления.

 

 

В свою очередь, США также активизировали мероприятия оперативной и боевой подготовке с отработкой вопросов ракетно-ядерной войны с Россией. Одними из последних таких мероприятий были учения Стратегического командования ВС США «Global Lightning-17», состоявшиеся 7–17 февраля текущего года.

Предварительно, в январе с. г. Стратегическое командование провело боевое прогнозирование операции «Bear Spear» по нанесению быстрого ядерного удара по России. В свою очередь американская разведка просчитала последствия такого удара.

Параллельно США возобновляют практику испытательных пусков межконтинентальных баллистических ракет морского базирования. Так, 14 февраля с. г., впервые за последние четыре года, с борта американской подводной лодки класса «Ohio» выполнено два пуска МБР «Trident-2» из подводного положения.

Достаточно красноречивым является также факт наращивания сил стратегической авиации ВВС США в Европе. В июне с. г. для участия в учениях «Saber Strike» на авиабазу Фэрфорд в Великобритании прибыла группа стратегических бомбардировщиков В-52Н, В-1В и В-2А ВВС США, а также около 800 американских военнослужащих. Впервые с момента окончания «холодной войны» такие самолеты приступили к выполнению полетов над Балтийским регионом.

 

Как Россия, так и США осознают неизбежность катастрофических последствий применения ядерного оружия. Поэтому своими действиями в ракетно-ядерной сфере они стремятся, прежде всего, сдерживать друг друга или же оказывать взаимное давление. При таких обстоятельствах принятие решения о нанесении превентивных ядерных ударов возможно лишь в случае возникновения реальной угрозы ядерного нападения или его начала.

Несмотря на это, усиливающееся противостояние между РФ и США повышает уровень угроз стратегической стабильности в мире, опасности военного столкновения сторон с его последующим перерастанием в ограниченную, а затем и полномасштабную ракетно-ядерную войну.

На сегодняшний день вероятность такого столкновения вполне реальна, так как стороны одновременно проводят военные учения в одних и тех же районах с привлечением носителей ядерного оружия. В свою очередь, это может привести к различного рода инцидентам с непредсказуемыми последствиями.

В частности, причиной подобных инцидентов могут быть действия России по перехвату военных самолетов США и НАТО над акваторией Балтийского моря с опасным сближением с ними российских истребителей. Такими же опасными являются и полеты российских самолетов дальней (стратегической) авиации вдоль границ США и стран НАТО. Не исключены и другие чрезвычайные происшествия, в т. ч. несанкционированные пуски ракет и отклонение их от курса, а также сбой радаров и компьютерных систем комплексов ПРО и ПВО. Так, с момента создания систем ПРО США и СССР было уже зафиксировано около десяти случаев ошибочных решений компьютерных систем о масштабном ракетно-ядерном нападении противника.

 

На этом фоне возможен также сценарий применения Россией ядерного оружия против США, НАТО и Украины, как акт «отчаяния» и «мести» в случае возникновения критической ситуации в РФ вследствие начала ее распада из-за массовых социальных беспорядков и «парада суверенитетов» российских регионов. Как вариант, в таких условиях не исключается захват ядерного оружия отдельными региональными политическими группировками или террористами.

 
...Мир уже стоял на пороге ракетно-ядерной войны...

В 1962 году, из-за начавшегося Карибского кризиса, мир уже стоял на пороге ракетно-ядерной войны. Тогда ее предотвратили благодаря достижению компромисса между руководством Советского Союза и США. Нынешнее руководство РФ никак не может пойти на компромисс с Западом, поскольку это фактически будет означать «политическую смерть» режима В. Путина. В свою очередь, из-за позиции американского Конгресса, президент США Д. Трамп также не сможет пойти на уступки России.