25 февраля 2016

ФРГ — стабилизирующий фактор и движущая сила в становлении и развитии европейской демократической Украины

Юрий Радковец

 

Роль ФРГ в победе сил демократии в Украине 

Февраль 2016 года знаменует собой вторую годовщину Революции Достоинства и ее судьбоносных событий в Украине и вокруг нее, которые по существу определили механизмы и пути становления и развития европейского демократического украинского государства в исторической и геополитической перспективе.

Фактически это имеет отношение как к окончательному ее выбору и переходу на европейский и демократический путь государственного строительства, так и к защите ее государственности и суверенитета с началом вооруженной агрессии России.

При этом основную роль в сдерживании Москвы и предоставлении помощи Украине играли ведущие западные страны и международные организации, в первую очередь ФРГ, как лидер Европейского Союза.

Причины и предпосылки. Переход режима В. Путина в начале 2010-х годов к политике конфронтации с Западом, а также его (режима) откровенно агрессивный внешнеполитический курс после определенного периода «налаживания отношений сторон» обусловили радикальное изменение действий ФРГ на постсоветском пространстве.

Так, руководство Германии по существу отказалось от взаимодействия с Россией в деле построения «новой системы коллективной безопасности в Европе» (в варианте предложенного Россией в начале 2009 года /почти сразу после российско-грузинской войны/ т. н. «Договора о европейской безопасности», фактически нивелировавший стабилизирующую роль НАТО в Европе) и приступило к реализации комплексной стратегии сдерживания Российской Федерации.

В рамках этой стратегии одним из основных направлений, на котором действовал официальный Берлин, стала поддержка стран бывшего СССР демократического выбора, а именно: Украины, Грузии и Молдовы. При этом Германия в первую очередь сосредоточилась именно на Украине, как на главном противовесе неоимперской политики Кремля.

До этого, вместе с ЕС и США, ФРГ выступила на стороне национально-демократических сил во время «Помаранчевой революции» в Украине 2004 года. Победа этих сил, возглавляемых В. Ющенко, над российским ставленником В. Януковичем во время повторных президентских выборов 26 декабря 2004 года, по существу, сорвала планы Москвы по возвращению в орбиту своего геополитического влияния Украины, перед которой открылся путь европейской и евроатлантической интеграции.

К сожалению, в то время пророссийское лобби в руководстве некоторых европейских стран НАТО сделало невозможной реализацию планов по присоединению Украины и Грузии к программе Североатлантического союза — «Плана действий по членству в НАТО» на апрельском 2008 года саммите НАТО в Бухаресте, чем фактически ими (европейскими странами НАТО) была допущена геополитическая ошибка, последствия которой не заставили себя долго ждать.

Так, в августе 2008 года Россия коварно развязывает вооруженную агрессию против Грузии («08.08.08»), а зимой 2008-2009 гг. провоцирует «газовую» войну против Украины и объединенной Европы.

После вооруженного нападения России на Грузию в августе 2008 года власти ФРГ, при ведущей роли Федерального канцлера Германии А. Меркель, заняли более жесткую позицию в отношении Москвы, в т. ч. содействуя демократическому и независимому развитию восточных партнеров ФРГ.

Такая же позиция была присуща Федеральной Республике Германии и после поражения В. Ющенко и победы В. Януковича в феврале 2010 года. Но уже новое, пророссийское руководство Украины отказалось от государственного курса на вступление в НАТО и почти полностью переориентировалось на Россию. В то же время тогдашний официальный Киев все еще продолжал ситуативное сотрудничество с ЕС, что вызывало менее негативную реакцию Москвы и в некотором роде предоставляло новой украинской власти иллюзорную «свободу действий» во внешней политике и экономике.

В такой ситуации главным инструментом немецкой стороны по поддержке демократических процессов на постсоветском пространстве стало участие ФРГ в имплементации программы ЕС «Восточное партнерство», а впоследствии — активное содействие идее претворения в жизнь Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

ФРГ и Революция Достоинства в Украине. Эти подходы Берлин подтвердил и во время Революции Достоинства в Украине на рубеже 2013-2014 гг., которая произошла вследствие предательства преступного режима В. Януковича, отказавшегося от европейского курса Украины и фактически от ее независимости в пользу евразийских инициатив Российской Федерации. Руководство ФРГ и лично Федеральный канцлер Германии А. Меркель выразили глубокое разочарование решениями В. Януковича и его правительства, а также подтвердили полную солидарность с национально-демократическими силами Украины.

При этом официальный Берлин и ведущие немецкие политики однозначно выступили против силовых действий украинской власти по отношению к участникам «Евромайдана» и призвали противостоящие стороны к мирному решению конфликта. В то же время руководство ФРГ и немецкие политические круги, пытаясь не допустить подавления демократии в Украине, инициировали давление европейского сообщества на режим В. Януковича.

Так, ФРГ и в целом Европейский Союз крайне негативно отреагировали на силовой разгон «Евромайдана» украинской властью 30 ноября 2013 года, в результате которого пострадало несколько десятков молодых граждан (студентов) — активистов акции протеста. 7 декабря 2013 года Европейский парламент призвал руководство Украины немедленно наказать организаторов и исполнителей карательных действий против мирных демонстрантов.

Этот вопрос инициировал депутат высшего законодательного органа ЕС Э. Брок — представитель Христианско-демократического союза ФРГ во главе с А. Меркель. В последующем обращении Европейского парламента впервые была задекларирована возможность введения санкций против представителей украинских властей — лишение их права на въезд в страны ЕС, а также «замораживание» счетов в европейских банках.

11 декабря 2013 года, при прямой поддержке ФРГ, на «Евромайдан» прибыли специальный представитель ЕС К. Эштон и помощник Государственного секретаря США В. Нуланд. Невзирая на это, в тот же день власти В. Януковича в очередной раз предприняли попытку силой вытеснить участников акции протеста с Майдана Независимости, что означало откровенное пренебрежительное отношение тогдашнего руководства Украины и его российских хозяев к западным странам и международным организациям.

Как следствие — Западный мир окончательно потерял доверие к режиму В. Януковича. 12 декабря 2013 года, опять же по инициативе ФРГ, Европейский парламент принял резолюцию о целесообразности проведения досрочных президентских выборов в Украине. Этим самым были поставлены под сомнение полномочия В. Януковича как президента Украины.

Подтверждением такой позиции Запада стал визит в Украину 15 декабря 2013 года сенаторов США Дж. Маккейни и К. Мерфи. Они выступили на главной сцене Майдана Независимости и поддержали идеи «Евромайдана» о реализации демократического и европейского курса Украины.

Усилия западных стран и международных организаций некоторым образом позволили стабилизировать обстановку в Украине, однако не устранили принципиальных противоречий между криминально-пророссийским режимом В. Януковича и национал-демократической оппозицией. Более того, попытки В. Януковича оттянуть во времени процесс передачи власти путем проведения досрочных президентских выборов в декабре 2014 года спровоцировали с 18 января 2014 года новую волну массовых социально-политических выступлений и столкновений демонстрантов с милицией.

Наиболее активные столкновения произошли возле стадиона «Динамо» и на улице Грушевского, когда демонстранты пытались прорваться в Верховную Раду Украины. Власть В. Януковича в очередной раз использовала это в качестве повода для возобновления силовых действий по разгону «Евромайдана», в т. ч. с применением огнестрельного оружия.

Переход политического кризиса в Украине в вооруженное противостояние немедленно вызвал реакцию ведущих западных стран. Так, уже 22 января 2014 года послы ФРГ и Великобритании, а также вице-президент Европейского парламента Я. Протасевич предупредили В. Януковича о возможном прекращении ЕС официальных отношений с Украиной в силу того, что против демонстрантов было применено огнестрельное оружие.

К более жестким и решительным мерам прибегли США, упразднив въездные визы для представителей украинской власти, причастных к силовым притеснениям демократии в Украине. В этот же день участники Всемирного экономического форума в Давосе объявили «минуту молчания» в знак чествования памяти погибших на улице Грушевского.

Ведущую роль в давлении на Россию продолжала играть ФРГ. 1 февраля 2014 года на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности Федеральный канцлер Германии А. Меркель и Государственный секретарь США Дж. Керри поддержали Украину в ее стремлении быть независимой от Москвы, как залог сохранения демократии в Европе в условиях перехода режима В. Путина к откровенно агрессивной внутренней и внешней политике. В то же время была выражена солидарность с народом Украины в борьбе за национальное возрождение Государства.

Давление со стороны Запада вынудило режим В. Януковича приостановить силовые действия против оппозиции. Вместе с тем, такая вынужденная пауза была использована тогдашней украинской властью не для мирного урегулирования ситуации в стране, а для перегруппировки сил и мобилизации провокаторов и боевиков в виде т. н. «титушек» — политических и криминальных наемников из числа люмпенизированной части населения Украины, в первую очередь восточных и южных областей.

Активизировалась поддержка В. Януковича и Российской Федерацией, стремившейся сохранить пророссийскую власть в Украине в виде тогдашнего украинского режима. Этот вопрос имел особое значение для России в контексте реализации ее планов построения будущего Евразийского союза, как одной из форм возрождения Советского Союза или Российской Империи.

В частности, в этом плане Россия развернула массированную широкомасштабную информационную кампанию по поддержке режима В. Януковича и дискредитации национал-демократической оппозиции в Украине, которую называли исключительно как «фашистские», «бандеровские», «экстремистские» и «антироссийские» силы.

Кроме того, вместе с сугубо идеологической поддержкой В. Януковича и его правительства, Россия оказывала им помощь и в виде финансовых средств, передачи специальных средств борьбы с демонстрантами (оружия, амуниции, светошумовых и газовых гранат), а также предоставляла советников и подразделения специального назначения под видом отрядов крымского спецназа «Беркут».

Учитывая открытое вмешательство России в конфликт в Украине, активизировались также Евросоюз и ФРГ. Так, 17 февраля 2014 года Федеральный канцлер Германии А. Меркель лично встречалась с лидерами украинской оппозиции В. Кличко и А. Яценюком и выражала полную поддержку украинской революции европейским сообществом.

Такое развитие событий, по сути, не оставляло В. Януковичу никаких шансов на сохранение своей власти, кроме как радикальных силовых (вооруженных) действий по ликвидации «Евромайдана» и полного перехода Украины под влияние Москвы по примеру Беларуси и Армении. 18 февраля 2014 года отряды спецназа милиции «Беркут», внутренних войск и других спецструктур возобновили силовые действия по вытеснению демонстрантов с улицы Грушевского, а 19 февраля — приступили к штурму «Евромайдана». При этом на стороне пророссийских сил В. Януковича были как наемники — «титушки», так и отдельные отряды (группы) из российских подразделений специального назначения.

Принимая во внимание критический характер событий в Украине, 19 февраля 2014 года Федеральный канцлер Германии А. Меркель обратилась к президенту России В. Путина с личным призывом удержать В. Януковича от насилия и прекратить российское вмешательство во внутренний украинский конфликт. На словах В. Путин согласился с необходимостью мирного урегулирования ситуации в Украине, однако в действительности же продолжал поддерживать силовые действия В. Януковича против участников «Евромайдана».

Более того, еще загодя и накануне этих событий Россия приступила к активной фазе скрытой подготовки к военному вторжению в Украину. В частности, под предлогом «обеспечения безопасности» Зимних Олимпийских игр в российском городе Сочи (7-23 февраля 2014 года), в Ростовской области и на Северном Кавказе России была сосредоточена мощная группировка российских наиболее боеспособных соединений и частей мотострелковых и воздушно-десантных войск, а также сил специального назначения — для оккупации Крыма и Донецкой и Луганской областей юго-восточной Украины. Вместе с тем, под предлогом проведения учений и маневров российские войска сосредотачивались и вблизи границ Харьковской, Сумской и Черниговской областей Украины.

В то же время силами Черноморского флота РФ и российских спецслужб (ФСБ, ГРУ ГШ ВС) был активизирован процесс формирования т. н. «отрядов самообороны», а по существу — незаконных вооруженных формирований террористов-наемников для захвата местной власти в Крыму и восточных и южных областях Украины. Таким образом, еще до свержения власти В. Януковича, Москвой уже формировались условия для дезинтеграции Украины путем аннексии Крымского полуострова, а также создания «Новороссии», как нового квазигосударственного пророссийского образования.

Вместе с тем, 18-19 февраля 2014 года В. Янукович, приближенные к нему пророссийские политики, силовики и олигархи, а также режим В. Путина все еще надеялись одолеть «Евромайдан» и удержать в своих руках всю Украину. Следствием этого стали кровавые события на Майдане Независимости 19-20 февраля 2014 года, приведшие к самым большим жертвам среди мирного населения страны за весь период борьбы Украины за национальный суверенитет после распада Советского Союза.

Однако, все это уже не помогло В. Януковичу и его сообщникам, и сторонникам. Решение Верховной Рады Украины, при участии конституционного большинства национально-демократических сил по прекращению так называемой «антитеррористической операции» в Киеве, а также по выводу войск из столицы Украины — полностью деморализовало В. Януковича и его окружение.

Дополнительное и фактически окончательное влияние на режим В. Януковича оказал также и визит в Киев 20 февраля 2014 года делегации европейских представителей в составе министров иностранных дел ФРГ Ф. Штайнмаера, Франции — Л. Фабиуса и Польши — Р. Сикорского, которые впервые с начала событий на Майдане провозгласили прямую ответственность Европейского Союза за события в Украине. По итогам визита Совет министров иностранных дел ЕС принял принципиальное решение по введению санкций в отношении руководства Украины за то, что оно применило силу против участников Европейского Майдана.

«Евромайдан» и Революция Достоинства окончательно похоронили надежды режима В. Януковича на возможность сохранения своей власти в Украине, что закончилось «цепной реакцией» — распадом правящей Партии регионов и ее союзников в виде КПУ и других левых и пророссийских сил, а также государственной изменой и побегом в Россию руководства Украины уже 20-21 февраля 2014 года, включительно с В. Януковичем, а также начальником президентской охраны, министром обороны, министром внутренних дел, председателем СБУ и другими лицами из бывшего его правительства и ближайшего окружения.

К сожалению, это еще не означало полной победы демократии в Украине, невзирая на то, что ее поддержали ведущие западные страны (в т. ч. Германия как лидер Европейского Союза) и международные организации. В ночь с 20 на 21 февраля 2014 года Российская Федерация скрыто начала ввод своих войск и наемников в Крым, что стало началом ее вооруженной агрессии против нашего Государства.