Несмотря на продемонстрированный неоправданный «экономический» оптимизм, воинственный монолог В. Путина на пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи сегодня лишний раз свидетельствует об эффективности санкций мирового сообщества по отношению к государству-агрессору: возвращение, в угоду российскому обывателю, к риторике времен «холодной войны» и откровенный антиамериканизм российского лидера не способны скрыть реальные экономические проблемы и недосягаемость заявленных «заботливым» диктатором высоких социальных стандартов. Впервые за последние пять лет в России уменьшилась реальная зарплата, а рубль бьет все исторические антирекорды (больше 42 и 55 рублей соответственно за доллар и евро), и россияне уже сомневаются в надежности банковских накоплений в национальной валюте. Поэтому аналитики самого большого швейцарского банка UBS AG полагают, что российская экономика сможет продержаться до середины или, максимум, до конца 2015 года.
Уже на следующий день после сочинского выступления министр финансов А. Силуанов заявил, что РФ вынуждена сократить расходы бюджета на 10 % из-за санкций и неудержимого падения цен на нефть. Потому что проект государственного бюджета на 2015–2017 годы составлялся с учетом следующих прогнозов Минэкономразвития: в течение ближайших трех лет цена на нефть будет составлять 100 $ за баррель, санкции в отношении России до 2015 года не будут ощутимы, а темпы экономического роста со следующего года тоже последовательно увеличатся.
Предполагается также, что дополнительно сокращенный до 2017 года почти на 2 трлн российских рублей план доходов также под угрозой, так как к внутренним экономическим проблемам России добавятся внешние. По оценкам Центра развития Высшей школы экономики, снижение цены на нефть на каждый доллар приводит к недополучению бюджетом 80 млрд руб. нефтегазовых доходов. И при таком тренде бюджет потеряет 1,2 трлн руб., но часть потерь компенсируется ослаблением рубля (по расчетам Минфина, падение курса к доллару на каждый 1 руб. приносит 190–200 млрд руб. дополнительно). Но девальвация ведет также и к торможению экономики, сокращению налоговой базы, из-за чего совокупные потери могут быть даже выше, чем нефтегазовые, приблизительно на четверть — 1,5 трлн руб.
Кстати, даже апологетка путинского режима Т. Голикова посоветовала депутатам Госдумы РФ принять «антинародный» вариант бюджета на 2015–2017 годы в первом чтении.
В национальном и секторальном срезах ситуация следующая.
Высокозатратные аннексия Крыма и «гибридная» война против Украины, усиленные последствиями глобальной рецессии и санкциями ЕС и США, дают основания предполагать, что с началом в 2014 году периода стагнации, Россия в ближайшее десятилетие не сможет полностью возобновить предыдущую динамику и сохранить предыдущие темпы развития. Эти фундаментальные причины и структурные проблемы формируют стойкий тренд к деградации российской экономики, который В. Путин и его радикальное окружение не способны остановить. Не способны из-за неугомонных имперских и потребительских амбиций, из-за неготовности тратить средства, полученные от экспорта нефти и газа, на внутренние инвестиции — на инфраструктуру, промышленное оборудование или научные исследования. Зато российский капитал, вслед за иностранным, покидает страну.
За время правления В. Путина соотношение инвестиций и ВВП в России составляло приблизительно половину от необходимого показателя в странах, стремящихся развиваться/прогрессировать, что также было одной из сдерживающих причин экономического роста.
Президент, глава правительства РФ и другие кремлевские и государственные чиновники-олигархи не изъявляют желания браться за дело масштабной либерализации ни отечественных промышленных монополий, ни внешней торговли. Декларативные шаги наподобие вступления в ВТО и «мероприятия» по улучшению делового и инвестиционного климата, часто основывающиеся на прямом подкупе иностранных правительственных чиновников и чиновников международных организаций, недостаточны для российской экономики, удерживающейся исключительно на разработке полезных ископаемых да неразвитом и незащищенном праве на собственность.
Субъективное, волюнтаристское нежелание модернизировать научно-промышленный потенциал и преодолевать структурные проблемы национальной (сырьевой) экономики рано или поздно приведут к краху путинской экономической модели и политического режима в целом. Усиление негативного влияния санкций на российскую экономику, имеющее двойное действие — снижение объемов инвестиций и доступа государственных предприятий к долгосрочному финансированию + падение потребления населения и общественных расходов, — будут дополнительным катализатором этих процессов.
Признаки такого сценария развития ситуации в РФ, по мере усиления санкций, четко проявляются в таких ключевых секторах, как энергетический, оборонный и финансовый.
Сырьевой сектор, обеспечивающий почти половину российского экспорта и 50 % непосредственной прибыли, и главные игроки на нефтяном и газовом рынках России (подконтрольные государству «Роснефть» и «Газпром») уже сейчас терпят убытки от таких ограничительных мер ЕС и США, как запрещение экспорта технологий и оборудования для глубоководного, арктического и шельфового бурения и разведывательных работ; ограничения доступа крупным российским нефтяным компаниям на европейские рынки долговых обязательств и ценных бумаг.
Их топ-менеджеры с оптимизмом заявляют, что санкции не повлияют на планы добычи и эксплуатационный режим российских нефтедобывающих компаний. Но они или забывают, или боятся признаться в том, что это только в краткосрочной перспективе. Министр энергетики РФ А. Новак отметил, что не планирует из-за санкций менять энергетическую стратегию России на период до 2035 года, однако средне- и долгосрочные последствия будут ощутимо негативными.
Напомним о них забывчивым чиновникам.
Запрещение доступа к технологиям морского бурения выльется в значительное замедление процесса разведки глубоководных и арктических запасов. Так, компания «Exxon Mobil» была вынуждена свернуть девять из десяти совместных с компанией «Роснефть» проектов, среди которых особенно перспективный проект по добыче нефти на шельфе Карского моря. Общая производительность нефти в России сегодня ниже советского показателя 1989 года — 12 млн баррелей в сутки, и на увеличение объемов добычи вряд ли стоит надеяться даже в будущем. Так как почти 25 % российской нефти добывается с использованием «запрещенных» к поставкам в РФ технологий и оборудования для горизонтального бурения и проведения гидроразрыва пластов.
По оценке Минпромторга и Минэнерго РФ, невзирая на наличие свыше 200 предприятий-производителей нефтегазового оборудования, импортозамещение большинства номенклатуры станет возможными не ранее 2018–2020 годов, а в данное время из 45 позиций можно заместить лишь пять. Поэтому упомянутые министерства предлагают рассмотреть возможность поставок из Китая, Южной Кореи, Сингапура, Индии, стран Латинской Америки, а также Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Израиля. Убеждены, что в Абу-Даби, Ер-Рияде и Иерусалиме не могут дождаться «путинских посланцев».
Компания «Лукойл» заявила, что, в связи с ограничением доступа к рынкам займов, планирует в течение пяти лет накопить за счет собственного свободного денежного потока резервный фонд в 30 млрд долларов США для «защиты от подрыва рынка». Очевидно, что такие меры заблокируют инвестирование в рост объемов производства на долгосрочную перспективу.
Газовым компаниям «Новатек» и «Газпром» без масштабного использования западных технологий будет трудно, или даже вообще невозможно завершить строительство заводов по производству сжиженного природного газа для его дальнейших «диверсифицированных» поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион.
В условиях увеличения капитальных и производственных расходов, усложняющих выполнение производственных планов в среднесрочной перспективе и делающих нерентабельной разработку углеводородных запасов в сложных условиях, «Роснефть» и «Газпром» вынуждены обратиться в Фонд национального благосостояния за 40-миллиардной долларовой помощью для покрытия имеющегося долга в иностранной валюте. Даже если эти запросы удастся удовлетворить (министерство финансов РФ предлагает 20 млрд долларов), то разговор пойдет о дополнительных сдерживающих факторах для ограничения роста добычи в будущем.
Напомним также, что санкции Запада серьезно затронут финансовый сектор России из-за высокого уровня его монополизации государственными «Сбербанком» и «ВТБ», а также совокупной внешней задолженности России в 715 млрд долларов США, из которых 214 млрд долларов являются внешней задолженностью банковского сектора, 432 млрд — другими корпоративными задолженностями, 69 млрд — долгом государственного сектора. К тому же в течение следующих 24 месяцев российским банкам придется платить приблизительно 55 млрд долларов США (11,5 % совокупного долга) по краткосрочным кредитам, из которых две трети — долг банковского сектора.
Ухудшение макроэкономической ситуации и сокращение реальной прибыли российских потребителей приведет к увеличению части проблемных кредитов в банковских портфелях (до 10–15 процентов), что дополнительно усложнит ситуацию с ликвидностью финансовых учреждений.
Из-за западных санкций банковский сектор России в ближайшем будущем будет иметь дело с ростом спроса на кредиты со стороны внутреннего корпоративного сектора, а также с необходимостью списывать безнадежные кредиты в условиях отсутствия доступа самых больших банков к рынку западных долговых обязательств и ценных бумаг. А ожидаемая жесткая денежно-кредитная политика негативно отразится не только на темпах возобновления роста экономики, но и «благосостоянии российских граждан».
Влияние санкций ощутит на себе еще один «локомотив путинской экономики» — военно-промышленный комплекс (ВПК). Запрещение западными странами поставлять в Россию продукцию военного или двойного назначения создаст серьезные проблемы для российской «оборонки» и программы перевооружения армии. Это касается не только систем, но и компонентов, производимых в западных странах. В большинстве современного вооружения, которое Россия планирует закупить на внутреннем рынке, используются импортные, в том числе и украинские компоненты, которые невозможно будет приобрести.
Оптимистичные призывы Д. Рогозина и директората ВПК по поводу имеющегося потенциала быстрого расширения производственных мощностей не выдерживают никакой критики, а заложенное в федеральный бюджет увеличение финансового стимулирования оборонных программ повлечет ускорение инфляционных процессов. Российским гражданам, аплодирующим имперско-захватническим планам кремлевского предводителя, нужно готовиться к увеличению расходов на военные потребности и части ВПК в национальном ВВП.
Кроме желания «войти в российскую историю», В. Путин пытается продемонстрировать, что у России якобы имеется альтернатива отношениям с Западом — это Евразийский экономический союз, который начнет функционировать с 1 января 2015 года, и усиление связей со странами БРИКС и ШОС. Президент РФ также пытается расширить круг союзников, выступая, например, за расширение ШОС с помощью Индии и Пакистана. Азиатский курс становится приоритетным для нынешнего российского руководства.
В то же время должны радоваться тому, что такой вынужденный «разворот на Восток» лишь усугубит имеющуюся стратегическую асимметрию между Россией и Китаем в дальневосточных российских регионах с низкой плотностью населения. Кроме того, новый кризис российского рубля положит конец начатой в 2007 году политике Кремля по превращению рубля в глобальную резервную валюту, а Москвы — на его эмиссионный центр.
Низкий уровень потребления и инвестиций, отрицательные тенденции в росте ВВП, ухудшение делового климата и снижение доверия инвесторов уже до конца 2014 года приведут к рекордному оттоку капитала (120 млрд долларов США, что составляет 5 % ВВП России), обвалу национальной валюты (рубль по отношению к доллару США подешевеет на 25 %) и российского фондового рынка (индекс ММВБ снизился на 7,5 %). Все это расширяет перечень макроэкономических проблем России. Кроме того, запрет на импорт сельскохозяйственной продукции существенно повлиял на уровень инфляции, в результате чего цены на продукты питания выросли на десятки процентов, а общий уровень инфляции теперь составляет 8 %.
В ближайшем будущем такая комбинация негативных факторов существенно усложнит выполнение российским правительством своих обязательств перед россиянами и новоиспеченными гражданами «ультрадемократичной», по оценке В. Путина и его апологетов, Российской Федерации, коим кремлевский долгожитель «гарантирует» экономическую защищенность и растущее благосостояние.
Дороги и дураки, а также школы и больницы могут подождать!