20 января 2015

Оценка ситуации в Сирийской Арабской Республике, Республике Ирак и ее влияние в регионе Ближнего и Среднего Востока

Анализ ситуации, сложившейся в Сирии и Ираке, а также процессов, в настоящее время происходящих в сфере безопасности, свидетельствует о дальнейшей структуризации международного терроризма. При этом нерешенность проблем в «горячих точках ислама» (Сирия, Ирак, Ливия, Афганистан) в обозримой перспективе будет для исламистов своеобразным катализатором международного терроризма.

На сегодняшний день территории Сирии и Ирака являются наиболее привлекательным театром боевых действий, куда направляются сотни иностранных боевиков из разных террористических организаций исламистского толка, при этом четко прослеживается стойкая тенденция втягивания в конфликт граждан с не арабских и не мусульманских стран.

Так, в последние два года в системе мирового джихада отмечается жесткое противостояние между руководством «Аль-Каиды» (Al Qaeda Senior Leadership (AQSL)) в Пакистане и «Исламским Государством». В контексте борьбы за региональное господство в феврале 2014 года руководство «Аль-Каиды» заявило об отделении от иракского ответвления организации в связи с несогласованными действиями «Исламского Государства» в Сирии, проводящего независимую политику. Конфликт с «Аль-Каидой» повлек за собой обострение борьбы между «Исламским Государством» и «Джабхат аль-Нусра» — сирийским отделением «Аль-Каиды (Al Qaeda’s Syria branch «Jabhat Al-Nusra»).

В июне прошлого года «Исламское Государство» на части территории Сирии и Ирака объявило о создании «Исламского халифата» под руководством Абу Бакра аль-Багдади, призвав все джихадистские организации на Ближнем Востоке принести присягу на верность и бросив, таким образом, непосредственный вызов Айману Аль-Завахири как лидеру «Аль-Каиды». Призыв аль-Багдади принять участие в вооруженной борьбе во имя «Исламского Государства» повлек за собой рост притока иностранных наемников.

В ответ на заявление аль-Багдади о создании «Исламского Государства», в июле 2014 года лидер «Джабхат аль-Нусра» Абу Мухаммад аль-Джулани заявил о своем намерении основать на территории Альшам (Великой Сирии) «Исламский эмират» под эгидой «Аль-Каиды», и призвал функционеров «Джабхат аль-Нусра» к борьбе с сирийскими властями и «Исламским Государством».

Сегодня «Джабхат аль-Нусра» основные усилия сосредотачивает на консолидации своих рядов и призывает другие группировки джихада, действующие в Сирии, к объединению с целью создания «Исламского Эмирата в Альшаме».

Заявление «Джабхат аль-Нусра» об учреждении «Эмирата» является прямым ответом на развитие событий в Ираке. Руководство «Джабхат аль-Нусра» пытается сократить утечку функционеров и волонтеров в «Исламское Государство», продемонстрировать лояльность руководству «Аль-Каиды». Вместе с тем, очевидно, что в рядах командиров, воюющих в Сирии с «Исламским Государством» и верных «Аль-Каиде», царят недоумение и растерянность. Большинство функционеров «Джабхат аль-Нусра» продолжает воевать против «Исламского Государства», незначительная часть бойцов, под предлогом того, что это братоубийственная война, прекратила боевые действия. Сегодня довольно трудно спрогнозировать, каким образом эти события повлияют на потенциал террористической активности «Исламского Государства» за рубежом. Как считают аналитики, можно отметить две основные тенденции:

  1. Руководство «Исламского Государства», продолжая защищать позиции халифата на захваченных территориях, будет прилагать усилия по его расширению в сирийско-иракской зоне. В связи с этим можно предположить, что оно постарается сконцентрировать в Ираке основную часть боевого потенциала, включая иностранных наемников.
  2. Иностранные боевики, сражавшиеся в рядах «Исламского Государства» на территории Сирии и Ирака и вернувшиеся на родину, будут представлять серьезную угрозу в плане проведения террористических актов, широко используя свой накопленный боевой опыт. Совершенный в мае 2014 года теракт в Брюсселе доказывает, что такая угроза уже реально существует, и в ближайший год будет увеличиваться.

 (Теракт был совершен в Еврейском музее г. Брюсселя
Махди Намушем
, функционером «Исламского Государства»,
 имеющим сирийский боевой опыт).

 

Укрепление позиций «Исламского Государства», распространение его влияния в иракско-сирийской зоне, захват источников финансирования (банки, нефтяные резервы) вывело его на уровень богатейшей организации мирового джихада, располагающей обширными ресурсами и способной содержать своих бойцов и финансировать теракты как внутри региона, так и далеко за его пределами. Обладание большими денежными ресурсами обеспечило организации массовый приток боевиков из других партий и организаций исламистского толка. На сегодняшний день на сирийско-иракской территории ИГ является ведущей как с точки зрения численности входящих в ее ряды иностранных боевиков (около 70 %), так и с точки зрения объема вооружений и финансовых ресурсов.

Поток иностранных боевиков в Сирию
http://www.washingtonpost.com/

По оценкам западных аналитиков, дальнейшее усиление позиций «Исламского Государства» будет способствовать расширению границ джихада в регионе и усугубит угрозу террора. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  • дополнительное размежевание границы между сирийской и иракской зоной активности джихада, создание больших территорий, контролируемых силами джихада, позволяют наращивать мощь и обеспечивают относительно благоприятные условия и удобную среду для подготовки терактов;
  • организация «Исламское Государство» освободила из иракских тюрем большое количество заключенных, увеличив таким образом свои возможности и численный состав своих функционеров;
  • с целью закрепить и стабилизировать свою деятельность на завоеванных территориях, организация сосредотачивает свои усилия на событиях, происходящих внутри Ирака;
  • полученный боевой опыт в Сирии и перенос основной активности в Ирак повлечет за собой усиленный приток иностранных боевиков в эту страну. Также не исключено, что будет прослеживаться тенденция прибытия иностранных активистов непосредственно на территорию Ирака, контролируемую джихадистами. В этих условиях считается возможным, что Сирия и Ирак будут оставаться плацдармом экспансии международного терроризма и радикального исламизма, идеи которого будут перенесены за пределы региона, в страны ЕС, СНГ подготовленными, специально обученными, имеющими богатый боевой опыт террористами.

В настоящее время Сирия, фактически, расколота на две зоны влияния: густонаселенные районы в центре и на западе Сирии (включая территорию Алеппо) контролируются силами официального режима, в восточных районах доминирует «Исламское Государство». При этом северо-восточные районы Сирии, как и раньше, контролируются курдами, а территории области Идлиб и районы на юге страны — силами оппозиции.

На сегодняшний день транснациональный характер международного терроризма требует от правительств и силовых структур тесной координации действий в борьбе с новыми угрозами. Возможными формами такого сотрудничества на межгосударственном уровне могут быть:

  • создание объединенных антитеррористических (разведывательных) центров для обмена информацией о развитии оперативной ситуации в разных регионах мира, в т. ч. о новых тенденциях в сфере противодействия международному терроризму;
  • разработка и проведение совместных операций по линии противодействия международному терроризму и религиозному экстремизму, пресечению деятельности выявленных каналов инфильтрации боевиков;
  • проведение регулярных рабочих встреч на уровне экспертов силовых ведомств по данным тематикам.

Таким образом, создание «Исламского Халифата» и «Исламских Эмиратов» на сопредельных территориях ярко свидетельствует о наличии конфликта между «Джабхат аль-Нусра» и «Исламским Государством», открывающего путь к новому витку насилия в противостоянии этих двух структур на территории Сирии. Следует заметить, что хотя в ближайшее время действия бойцов «Исламского Государства» будут сосредоточены в Ираке, в среднесрочной перспективе многочисленные наемники, большое количество вооружения и крупные финансовые средства, попавшие в руки функционеров этой организации, будут направлены в Сирию, что создаст дополнительные серьезные угрозы в регионе.