Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» предоставляет возможность аналитикам высказать свою точку зрения относительно конкретной политической, экономической, информационной ситуации в Украине и в мире в целом, на основании личных геополитических исследований и анализа.
Заметим, что точка зрения авторов
|
Роговик А., координатор Free Voice IAC
Самая эффективная стратегия против агрессии Путина — это стратегия «устранения» Путина путем содействия потери Путиным власти в России. И здесь имеется ввиду именно политическое устранение или самоустранение. Хотя и Россия без Путина для Украины — это только шанс, а не гарантия. Шанс на мирное сосуществование и развитие.
«Путиноустранение» осуществляется в два шага. Первый шаг он сделал сам, оккупировав и аннексировав Крым, а также развязав агрессию на востоке Украины. Второй шаг должен сделать мир, а именно — противодействовать агрессии Путина и перейти в эффективное «наступление».
Каковы инструменты «путиноустранения»?
1. Международное экономическое и финансовое давление на Россию, а именно:
- усиление и предметное расширение экономических санкций (расширение секторальных санкций в сфере энергетики, финансов, доступа к инвестициям и технологиям против ведущих российских компаний и их дочерних предприятий; отключение России от системы SWIFT; увеличение практики применения так называемого «присоединения китайских банков к санкциям» за счет других государств и регионов мира; углубление санкций против Крыма;
- достижение международной договоренности между западными государствами и ОПЕК в вопросе длительного сохранения эры «дешевой нефти» на уровне менее 30 дол. США;
- международное противодействие энергетическим проектам Газпрома, а именно: оказание давления на его европейские контракты с помощью проверок, судебных исков (например, итальянская Saipem и польская PGNiG) и антимонопольных расследований (от органов ЕС); комплексное замещение поставок энергетических ресурсов из России альтернативными источниками ресурсов и их поставок из США и Ближнего Востока; противодействие проектам «Северной поток-2» и «Южный поток», «Посейдон» и др.;
- усиление экономической конкуренции и политики «путиноустранения» по внешнеторговым и энергетическими контрактами России (особенно — с азиатскими, ближневосточными партнерами и партнерами по БРИКСу).
2. Международное информационное противодействие пропаганде Кремля, включающее:
- реализацию механизмов ЕС и НАТО по противодействию пропаганде Кремля на основе Стратегии по противодействию гибридным угрозам; единой медийной политики ЕС и деятельности Центра передового опыта НАТО по стратегическим коммуникациям;
- разработку и внедрение механизмов «интернет» и «медиапрорыва» российского информационного пространства и качественной проевропейской пропаганды в России (в частности, благодаря «проевропейским русским» в Европе и мире);
- усиление негативного образа Путина посредством усиления внимания к коррупционным и уголовным скандалам (дело Александра Литвиненко; заявления органов США о коррупции Путина и его семьи; немецкий документальный фильм «Человек власти — Путин. Противник или партнер Европы»), а также с помощью его агрессивной и антигуманной политики в Грузии, Украине, Сирии и т. д.
3. Международное и внутригосударственное политическое давление:
- политическое давление на Россию в рамках международных переговоров, встреч и форумов (распространение практики G7 в отношении России); «антипутинская» консолидация в двухсторонних встречах с «партнерами» Российской Федерации и с «новыми» конкурентами России (к примеру, с Турцией) и ее изоляция;
- создание предпосылок для углубления тяжелых политических последствий нерациональной внешней политики России (касающейся исторических конфликтов на постсоветском пространстве и современных конфликтов в Украине и Сирии)
- моделирование политического раскола и дестабилизации приближенных к Путину политических и экономических элит; ужесточение международных санкций против лиц из окружения Путина и их предприятий, в том числе путем активизации политики ареста зарубежного имущества/активов/авуаров команды Путина;
- финансовое и административное стимулирование деятельности российской проевропейской оппозиции и конструктивной оппозиционности российских регионов.
4. Международное сдерживание в сфере безопасности:
- ограничение доступа России к новым военным технологиям, материалам и системам путем полного ограничения военно-технического сотрудничества на уровне государств и международных организаций; усиление санкций против оборонного сектора (например, как это было предпринято в отношении концерна «Калашников»);
- усиление мер по обеспечению национальной безопасности государств «зоны риска», в том числе государств Балтийского региона и Польши (укрепление границ, усиление военного присутствия НАТО и реализация новой стратегии США в отношении «сдерживания российской агрессии» в 3,4 млрд дол. США), государств Скандинавии (усиление интеграции и проведение военных реформ), государств постсоветского пространства (укрепление границ, интеграция в безопасностные механизмы НАТО и ЕС);
- интенсификация реакции по противодействию военным угрозам со стороны России (противодействие воздушной, сухопутной и подводной военной активности).
5. Реализация механизмов международно-правовой ответственности:
- инициирование международных судебных разбирательств и расследований в рамках Международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека, Международного трибунала по морскому праву, рассмотрения отдельных вопросов на СБ ООН, на заседаниях Совета Европы (особенно в ПАСЕ), ОБСЕ, НАТО, ВТО;
- подача исков против России в Международный суд ООН по: финансированию терроризма; пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания; расовой дискриминации; бомбовому терроризму 1997 г.; гражданской авиации (сбивание МН-17). Кроме того, применение рычагов консультативных механизмов Международного суда ООН путем голосования на Генеральной Ассамблее ООН;
- обеспечение поддержки других исков против России в Постоянном арбитражном/третейском суде в Гааге и в рамках других арбитражных разбирательств, в частности, в «газовом споре» (в Стокгольме) и «долговом споре» (в Лондоне).
Таким образом, Путин может пойти самостоятельно или против него «пойдет» собственный народ. Оба варианта предусматривают «особые» международные и национальные условия. Таких условий можно достичь только тогда, когда будет консолидированной и системной политика международного сообщества по «устранению источника агрессии». Предложенная схема не стопроцентная гарантия, однако ее можно считать важным фактором в создании предпосылок для «путиноустранения».