2 декабря 2014

Заместительная терапия Кремля

Аналитический центр «Борисфен Интел» постоянно отслеживает и анализирует меры, предпринимаемые В.Путиным и его окружением с целью поиска компенсационных мероприятий, призванных ослабить санкции ЕС и США (см.: «Спасительные круги путинского режима», 11 августа; «Российский бекграунд санкций ЕС, США и Украины», 19 сентября; «Последствия от санкций для России и путинского режима», 5 ноября), а также «географические особенности» (внутри ЕС, в Центральной и Восточной Европе, Причерноморье и тому подобное) этих усилий государства-агрессора, которые должны спасти российскую экономику от деградации, а режим государства-агрессора — от социального взрыва (о политическом крахе В. Путина — разговор отдельный). Пришло время рассмотреть и другие векторы кремлевской «заместительной терапии», в частности — азиатский вектор.

 
Сечин предложил Путину «план нападения» на Запад.
http://mstrok.ru/

Инсайдеры из Белокаменной сообщают, что российский лидер хорошо осознает, насколько бесперспективны (с экономической точки зрения) его меры против санкций. Поэтому проводит «консультации» со всеми главами государств и правительств, готовыми к финансовым вливаниям и «торгам» с Россией. И даже увольнение редактора «Коммерсанта», обнародовавшего тайные планы И. Сечина — В. Путина по противодействию санкциям, является лишним подтверждением страхов «хозяина Кремля и всей России» перед сплоченностью международного сообщества.

Поэтому агрессивное «валдайско-сочинское» выступление, исторические реминисценции перед российскими историками и географами и провокативное поведение президента РФ на саммите АТЭС в Пекине, призванные успокоить российского обывателя-патриота, в действительности являются скрытым сигналом о готовности разменять украинский вопрос на имиджевые уступки России. Такой обмен уже имел место в истории, когда РФ согласилась разблокировать расширение НАТО на восток взамен на членство в «Большой восьмерке».

Однако во время таких «переговоров» В. Путин не прекратит поиск отдельных стран и сфер, способных стать донорами для экономики РФ в ближайшей и среднесрочной перспективе. Прогнозируемый нами «Поворот на восток», о чем велся разговор в предыдущих публикациях о планах российского главы, получил свое дальнейшее развитие во время вояжей его и российских правительственных чиновников в течение последних шести месяцев. И в этом контексте имеются в виду, прежде всего, Азиатско-Тихоокеанский регион (саммиты БРИКС, ШОС, АСЕМ и АТЭС), Центральная Азия, Южный Кавказ и «Каспийская пятерка», как своеобразные подпоры РФ, и создаваемый Кремлем Евразийский экономический союз.

 
Президент России Владимир Путин и председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин подняли рюмки за подписание исторического газового контракта.
За 30 лет "Газпром" поставит в Китай 38 миллиардов кубометров голубого топлива на 400 миллиардов долларов.
http://www.ruscur.ru/

С мая с. г. российский президент трижды встречался с председателем КНР Си Цзиньпином (официальный визит, на саммитах БРИКС и АТЭС), благодаря чему подписан ряд документов (меморандумов, рамочных и технических соглашений, контрактов между субъектами ведения хозяйства) о сотрудничестве в сфере энергетики, банковской и инвестиционной деятельности с «ключевым российским партнером в АТР». Понятно, что В. Путину пришлось пойти на уступки китайской стороне, касающиеся западного направления поставок российского газа и цены на него, но и они кремлевской пропагандой все равно будут отнесены в список «выгодных». Объективной же реальностью является то, что, в условиях закрытия западных рынков капитала ради показушного прогресса на переговорах о дополнительных поставках газа в КНР по западному маршруту, «Газпром» отказался от аванса в размере 25 млрд. дол. США для строительства газопровода «Сила Сибири», а заявленная им приоритетность китайского направления навредит другим проектам — газопроводу South Stream и заводам СПГ.

 
Аналитики журнала Foreign Policy полагают, что Россия и Китай сделали громадный шаг на пути укрепления своих экономических и политических связей.
Фото http://www.foreignpolicy.com/

Вместе с тем, аналитики основанного автором теории «столкновения цивилизаций» С. Хантингтоном авторитетного журнала Foreign Policy полагают, что Россия и Китай сделали громадный шаг на пути укрепления своих экономических и политических связей, заключив 400-миллиардное соглашение о поставках энергоресурсов, отображающее изменения баланса сил в Азии. По их мнению, это своего рода брак по расчету: России надо вырваться из изоляции, в которой она не без помощи Запада оказалась после присоединения Крыма, а Китаю нужны надежные и доступные по цене источники энергии. Кроме того, вариант с поставками газа по трубопроводам из России также совпадает с желаниями Москвы воспрепятствовать экспорту американского сжиженного природного газа в Азию, а Пекина — уменьшить свою зависимость от уязвимых от военно-морских сил США поставок нефти и газа по морю.

Подписание нового большого контракта с Москвой даст возможность также смягчить напряженность в российско-китайских отношениях, вызванную проникновением Китая в Центральную Азию, включительно с действующими энергетическими контрактами и готовностью инвестировать 40 млрд. дол. США в транспортную инфраструктуру Центрально-Азиатских государств как основу нового экономического проекта под названием «Шелковый путь», поскольку Россия с давних времен считает этот регион своей вотчиной.

Не следует также сбрасывать со счетов визит В. Путина в Монголию, российско-китайско-монгольские договоренности на самом высоком уровне и начало трехсторонних переговоров о транзитных коридорах, в ходе которых монгольская сторона будет продвигать предложение по прокладке газопровода в КНР по западному маршруту не через Алтайские горы, а по монгольским степям.

В целом, вопреки чаяниям путинских сподвижников, «украинский кризис» и «антисанкционные поиски» Кремля предоставляют реальные преимущества Китаю на российском энергетическом и центрально-азиатском направлениях, оставляя за ним право отказываться от невыгодных международных и двусторонних проектов, как это, к примеру, случилось недавно с московским «заводом им. Лихачева.

Кроме АТР, внимание кремлевских стратегов приковано также к традиционным регионам своей стратегической заинтересованности, в частности, Южного Кавказа. Политика Кремля на Кавказе направлена на использование внутренних рисков для укрепления стабильности правящих элит в странах региона и их бизнес-интересов для получения политических и экономических дивидендов от выгодного В. Путину сближения с президентом Азербайджана, вступления Армении в ЕАЭС и раскола грузинского истеблишмента на проевропейскую и пророссийскую группы.

В частности, умеренная реакция Азербайджана на события в Украине связана не только с политическим фактором возможного ухудшения отношений с РФ и имеющимися у Кремля возможностями для эскалации ситуации вокруг нагорно-карабахского конфликта, но и стремлением И. Алиева не помешать таким образом реализации масштабных энергетических проектов, оградить от возможных негативных последствий антироссийских санкций большой азербайджанский бизнес, связанный с Россией, сохранить существующие условия пребывания азербайджанских гастарбайтеров в РФ (3 млн. человек).

 
Можно констатировать интенсификацию контактов между Россией и Азербайджаном на разных уровнях.
Фото http://www.newsazerbaijan.ru/

Есть необходимость констатировать интенсификацию с июня с. г. политических контактов на президентском (И. Алиев дважды посетил РФ, где встретился с В. Путиным в Сочи и Астрахани на саммите глав Прикаспийских государств), правительственном, парламентском и министерском (МИД, минобороны) уровнях. Как следствие, Москва поддержала азербайджанское предложение по созданию двусторонней группы высокого уровня для решения вопросов расширения сотрудничества в энергетической сфере. Стороны согласовали программы сотрудничества в военной и военно-технической сферах на 2015-2016 годы, достигли договоренностей об увеличении Азербайджаном поставок продовольственных товаров в РФ в связи с ограничением Россией импорта продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности из стран ЕС. Предусматривается, в частности, создание в разных регионах России, включительно с Московской областью, современных логистических дистрибьюторских центров для азербайджанской плодоовощной продукции, а также совместных предприятий в агропромышленной сфере. Понятно, что дешевый сыр бывает только в мышеловке: в обмен на освобождение Арменией под давлением Москвы семи оккупированных азербайджанских районов будут требовать от Баку интеграции Азербайджана в Евразийский экономический союз.

 
Грузия склонна расширить торгово-экономическое сотрудничество с РФ из-за мощного давления со стороны Б. Иванишвили.
Фото http://www.vestikavkaza.ru/

Невзирая на соблюдение президентом Грузии Г. Маргвелашвили и парламентом республики позиции открытой поддержки украинской власти и жесткого осуждения российской агрессии в Украине, премьер-министр И. Гарибашвили склонен расширить торгово-экономическое сотрудничество с РФ из-за мощного давления со стороны Б. Иванишвили и бизнесменов грузинского происхождения в РФ. В этом же контексте следует рассматривать и отказ правительства Грузии поддержать санкции в отношении РФ под предлогом того, что Грузия якобы уже применила значительно более жесткие санкции, разорвав дипломатические отношения с Россией.

В Армении Кремль делает ставку на несостоятельность президента С. Саргсяна. В имеющихся внутриполитических условиях он не сможет решить вопрос о преемнике и о пролонгации своей власти после 2018 года (в среднесрочной перспективе это может привести к потере доверия даже в среде ближайших соратников и представителей местного и заграничного армянского олигархата). А также Кремль делает ставку на полную экономическую зависимость Армении от России.

 
Кремль делает ставку на полную экономическую зависимость Армении от России.
Товарооборот России и Армении.
Инфографика.
Інфографіка http://inpress.ua/

По итогам 2013 года, товарооборот Армении со странами ТС/ЕЭП составил 1,39 млрд дол. США, из которых на РФ приходилось 1,34 млрд дол. США (96,5 %). Россия является самым большим инвестором для экономики Армении (42 % от общих иностранных инвестиций) с акцентом на энергетические проекты по строительству новых энергоблоков на Армянской АЭС, Разданской и Ереванской ТЭС (мощностью 100, 440 и 200 МВт соответственно) и на сооружение гидроэлектростанций. 100 % акций компании-монополиста в сфере транспортировки, хранения и реализации природного газа ЗАО «Газпром Армения» принадлежат российскому «Газпрому». При том к моменту официального присоединения к ЕАЭС Армения, в рамках двустороннего договора с РФ, получила ощутимые скидки по поставкам российского газа и нефтепродуктов. Передачу и распределение электроэнергии внутри страны монопольно обеспечивает ЗАО «Электрические сети Армении» — стопроцентная дочерняя структура российского ОАО «Интер РАО ЕЭС».

Более того, доля РФ в структуре денежных переводов населения из-за границы, которая формирует до 15 % ВВП и 60 % доходов бюджета, составляет свыше 85 %. Армения внесена РФ в перечень основных партнеров для замещения запрещенной к ввозу на российскую территорию плодовоовощной продукции и продуктов питания из стран Запада.

Поэтому в обмен на эфемерные преимущества от членства Армении в ЕАЭС (включительно с «представительством» страны в Коллегии ЕЭК аж тремя членами, которые будут иметь один голос без закрепления за ними сфер деятельности) официальная Москва будет требовать безоговорочной «послушности» С. Саргсяна, готовности Еревана к геополитическим разменам территориями и сохранению российского присутствия в стране.

Подводя итог изложенному, по экономическим расчетам очевидными являются катастрофические последствия геополитической и региональной (китайской, кавказской, каспийской, центрально-азиатской) «терапии В. Путина» для российских граждан. Взамен они получат право гордиться достижениями своего любимого президента и развертыванием имперского флага на части постсоветского пространства. К тому же к спасению национальной экономики уже подключилась Русская православная церковь, рекомендующая своим прихожанам не верить иностранным прогнозам, а создавать собственные критерии состояния российской экономики на основе этических правил и системы православного банкинга!

В такой ситуации, как считает хорошо ориентирующийся в российской действительности Глеб Павловский, уместным был бы здоровый изоляционизм, позволяющий «переключиться с вопросов украинской конституции на внутренние проблемы, заняться своими делами и попробовать выйти из-под санкций». Искренне будем надеяться, что владельцы государственного и церковного макрохолдингов Владимир Путин и Владимир Гундяев лучше других знают рецепты спасения «нисходящей экономики».