Алексей Волович
Российско-германские политические и экономические отношения
Политические отношения СССР и Российской Федерации с ФРГ всегда были приоритетными на европейском направлении внешней политики Кремля, поскольку экономический потенциал и соответственно политическое влияние этого государства имели и имеют решающее значение для формирования политики Европейского Союза. Еще во времена немецких канцлеров Вилли Брандта, Гельмута Шмидта, Гельмута Коля и Герхарда Шредера между Германией и СССР, а затем Российской Федерацией традиционно складывались стабильные и взаимовыгодные широкомасштабные отношения. Все перечисленные немецкие лидеры пытались установить хорошие личные отношения с руководителями СССР и президентами России в рамках немецкой политики Ostpolitik, которая с 1991 года была трансформирована в политику «сближения через взаимозависимость» с целью «цивилизовать» Россию, путем ее привлечения к европейскому формату межгосударственных отношений с помощью экономических, политических и общественных связей.
Особое политическое сближение между ФРГ и РФ наблюдалось в период правления канцлера Герхарда Шредера и президента В. Путина, между которыми установилась личная дружба. В 2005 году (конец правления канцлера Г. Шредера) российско-германские отношения вышли на достаточно высокий уровень. Заняв в ноябре 2005 года пост федерального канцлера, Ангела Меркель, в отличие от своего предшественника, проявила прагматизм и сдержанность в отношении России, определив главным внешнеполитическим приоритетом Германии ориентацию на укрепление союза с США. В 2010 г. президент РФ Д. Медведев и канцлер А. Меркель подписали меморандум о рассмотрении возможности создания комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, однако к практическому созданию этого комитета дело не дошло.
Неправительственные организации в развитии российско-германских контактов играют значительную роль. В 1993 году была создана общественная организация «Германо-Российский Форум» (ГРФ) с целью развития диалога между Германией и Россией. Членами этой организации являются видные деятели политики, экономики, науки, СМИ и культуры обеих стран. В 2001 году был основан российско-немецкий дискуссионный форум представителей общественности двух стран — «Петербургский диалог», который проводит ежегодные встречи. 22-24 октября 2015 г. в Потсдаме состоялось 14-е заседание Форума под названием — «Модернизация как шанс для создания общего европейского дома».
Экономическое сотрудничество между РФ и ФРГ является чрезвычайно важным для обеих стран. По данным Минэкономразвития РФ, начиная с 2012 года товарооборот между РФ и ФРГ имеет тенденцию к уменьшению: в 2012 г. — 80,8 млрд евро, в 2013 г. — 76,5 млрд евро, в 2014 г. — 67,7 млрд евро, в 2015 г. — 51,4 млрд евро. Спрос на немецкую продукцию резко упал в России в 2015 г. году из-за девальвации рубля, существенного оттока капитала, торговых санкций, а также падения цен на нефть. При этом следует отметить, что в 2015 г. товарооборот РФ уменьшился не только с Германией, но и в целом со странами Евросоюза. Если в 2013 году товарооборот России со странами ЕС составил 417 млрд долларов и в 2014 году — 380 млрд долларов, то в 2015 году он упал до 230 млрд долларов. В интервью немецкому изданию Bild 13 января 2016 года Путин спрогнозировал падение двустороннего товарооборота на конец 2016 года до 40 млрд долларов, то есть на 50 % по сравнению с 2012 годом.
По данным Федерального статуправления ФРГ, в 2015 году Россия заняла третье место среди торговых партнеров Германии в Восточной Европе после Польши (96,5 млрд евро) и Чехии (75,7 млрд евро) и тринадцатое место в мире после США, Франции, Нидерландов, Китая, Великобритании, Италии, Польши, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Чехии и Испании.
Если Германия традиционно занимает первое место в российской внешней торговли — около 15 %, то торговля с Россией составляет всего около 3 % от общего объема внешней торговли Германии. Основной статьей российского экспорта в Германию являются энергоносители. Германия импортирует из России около 30 % природного газа и 20 % нефти. Россия импортирует из Германии в основном продукцию машиностроения. Влияние санкций ЕС против России на немецкую экономику в целом незначительно. Серьезную проблему они составляют для немецких компаний, работающих в России. По словам директора Института экономических исследований (IFO) в Мюнхене профессора Ханса-Вернера Зинна: «Россия гораздо больше зависима от Европы, чем Европа от России».
Согласно данным Российско-германской внешнеторговой палаты, к 2014 году в РФ работало около 6 тыс. немецких компаний, из которых 3 026 фирм зарегистрированы в Москве, 763 — в Санкт-Петербурге, а остальные 2 211 — в других регионах России. По некоторым данным, на сегодня около 400 компаний прекратили свою деятельность в России и еще около тысячи собираются это сделать в ближайшие месяцы.
Сегодня многие немецкие политики и депутаты Бундестага призывают полностью заморозить экономические отношения с Россией. И в этом они ощущают нарастающую поддержку от лидеров немецкой промышленности. Так, глава Федерального союза промышленности Маркус Кербер приравнивает мечту украинцев о независимости от России к чувствам немцев во время падения Берлинской стены. По его словам, закрывать глаза на российскую агрессию против Украины немецкая промышленность не может. Кербер подчеркнул, что «нарушение Кремлем международного права должно беспокоить каждого предпринимателя, который хочет добиться соблюдения своих прав в восточноевропейских инвестициях, поэтому пусть правительство принимает по санкциям любое решение — у него есть наша поддержка».
Принципиальная позиция канцлера ФРГ А. Меркель в отношении агрессии России против Украины
В первые годы после назначения А. Меркель на пост канцлера ФРГ, между ней и В. Путиным установились дружеские и доверительные отношения. Им было легко контактировать, поскольку оба хорошо владеют языками: А. Меркель — русским, а Путин — немецким. С момента занятия поста канцлера ФРГ в 2005 году и до начала 2014 года А. Меркель длительное время считалась если не «другом», то одним из немногих западных политиков, которая могла вести конструктивный и партнерский диалог с В. Путиным на паритетных началах.
В 2014 году отношения между Россией и Германией значительно ухудшились из-за аннексии Россией Крыма и поддержки сепаратистов на Донбассе. С самого начала украинско-российской конфронтации А. Меркель заняла принципиальную позицию относительно агрессии России против Украины, регулярно угрожая Кремлю экономическими санкциями третьего уровня. А. Меркель не уставала напоминать, что мирный порядок в Европе в течение последних 70 лет базировался на беспрекословном принципе территориальной целостности государств и нерушимости их границ. Однако, при этом официальный Берлин старался не прибегать к слишком резким действиям в отношении Москвы, оставляя возможность диалога с Кремлем, учитывая то, что немецкая экономика все еще в определенной мере зависит от российского рынка и энергоресурсов.
Шоком для А. Меркель стало заявление В. Путина во время четырехчасовых переговоров с ней в кулуарах саммита G-20 15 ноября 2015 года в австралийском Брисбене, о том, что отношения Киева с сепаратистами должны быть такие же, как у Москвы с Чечней — «их нужно покупать автономией и деньгами». Это заявление В. Путина вызвало у А. Меркель чрезвычайное негодование. В своем выступлении перед местными студентами А. Меркель обвинила Россию в том, что она «поджигает степь» от Грузии до Приднестровья и от Нагорного Карабаха до Украины. Кроме того, она выразила обеспокоенность по поводу российских инициатив в Сербии и Боснии, которые противодействуют политике ЕС.
На наш взгляд, тяжелый и безрезультатный диалог А. Меркель с В. Путиным в Брисбене стал поворотным моментом в ее отношении к президенту РФ. Похоже, тогда она окончательно поняла, что диалог с Путиным без введения санкций ни к чему хорошему не приведет. Изменить агрессивное отношение Путина к Украине сможет только политическое давление со стороны всего европейского сообщества и усиление применения экономических санкций против России.
Канцлер А. Меркель постоянно пытается убедить В. Путина в том, что широкомасштабное и взаимовыгодное сотрудничество с Евросоюзом принесет России гораздо больше дивидендов, чем конфронтация. Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе 22 января 2015 года, А. Меркель заявила, что в случае мирного урегулирования конфликта на Донбассе, немецкое правительство и Евросоюз могут рассмотреть предложение В. Путина о создании широкой зоны свободной торговли «от Лиссабона до Владивостока». При этом А. Меркель вновь твердо высказалась за продолжение санкций против России в случае, если Москва не откажется от своей вызывающей политики в отношении Украины и Европы.
Усилия Германии направлены не только на локализацию и урегулирование российско-украинского вооруженного конфликта, но также и на развитие Украины как самодостаточного европейского государства. По словам председателя Немецко-украинской парламентской группы Карла-Георга Вельмана, с этой целью в Бундестаге в настоящее время разрабатывается «план Маршалла для Украины» в качестве дополнения к Соглашению об ассоциации. Целью этого плана является стабилизация социально-политической ситуации в Украине, восстановление экономики, государственного управления, модернизация судебной системы при финансировании и под контролем со стороны Германии. При этом предполагается, что украинцы должны выполнить свою «домашнюю работу», как это сделали поляки после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС более 20 лет назад.
Агрессивная политика В. Путина заставила немецкое правительство во главе с А. Меркель прибегнуть к разработке новой стратегии безопасности. В феврале 2015 года министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен заявила, что Германия разрабатывает стратегию безопасности, в которой по-новому будут определены отношения с Россией. «Агрессивные действия России против Украины радикально меняют архитектуру безопасности в Европе. Германия должна найти адекватный ответ на политику президента России В. Путина и при этом не предаваться иллюзиям. Новая политика Кремля началась задолго до украинского кризиса, и нам еще долго, очень долго придется заниматься этой проблемой», — заявила Урсула фон дер Ляйен.
Putin Versteher — «тот, кто понимает Путина»
Два года назад количество поклонников В. Путина, как их называют в Германии «Putin Versteher» («тот, кто понимает Путина»), среди немецкого политикума и бизнеса была значительно больше, чем сегодня. С одной стороны, это произошло из-за явно деструктивной и агрессивной политики самого В. Путина в духе 30-х годов прошлого века, а, с другой — благодаря последовательной разъяснительной работе правительства ФРГ.
Большим другом, а с недавних пор и адвокатом России считается экс-канцлер Г. Шредер, который постоянно подчеркивает свои дружеские личные отношения с В. Путиным и отмечает, что он с пониманием относится к позиции России, хотя, по его словам, «понимание не означает отсутствии критичности». В своих публичных выступлениях Г. Шредер постоянно призывает «строить мосты между Германией и Россией». По его словам, «у России есть альтернатива Европе, но не наоборот». В общем Г. Шредер одобряет действия канцлера ФРГ А. Меркель и министра иностранных дел Ф.-В. Штайнмайера: «Их усилия, направленные на то, чтобы не позволить оборваться нити диалога с Москвой, заслуживают очень высокой оценки».
По данным издания Der Spiegel, пытаясь повлиять на позицию Меркель об отмене санкций против России, в Кремле прибегают к попыткам использовать и авторитет 85-летнего экс-канцлера Гельмута Коля, который пользуется популярностью и уважением в Германии. Как утверждает Der Spiegel, В. Путин направил несколько писем Г. Колю, прося его оказать поддержку Москве в ее попытках избавиться от санкций. Однако эта информация не была подтверждена ни Кремлем, ни офисом Г. Коля. Ранее Г. Коль не раз заявлял об опасности изоляции России для европейской безопасности. Он также заявил, что «Запад несет часть ответственности за кризис в Украине».
Умерший 10 ноября 2015 года в возрасте 96 лет патриарх немецкой политики экс-канцлер Гельмут Шмидт выступал с критикой руководства Евросоюза в отношении Украины, называя поведение Брюсселя «мегаломанией» (манией величия). В интервью немецкому еженедельнику Bild Г. Шмидт заявил, что «Европейский Союз и США, выстраивая политику в отношении Украины, не осознают, что культурные и исторические различия между населением запада и востока этой страны огромны». В марте 2014 года Г. Шмидт назвал санкции ЕС и США против России «глупостью» и подчеркнул, что «хорошо понимает действия России в Крыму».
Премьер-министр Баварии и председатель Христианско-социального союза (ХСС) Хорст Зеехофер в последние месяцы приобрел имидж «главного критика Меркель». Х. Зеехофер известен также своими высказываниями о необходимости тесного сотрудничества с Россией и предложениями пересмотреть санкции Запада в отношении Москвы. 3-4 февраля Х. Зеехофер находился с визитом в Москве, где его принял Путин. Многие наблюдатели уверены, что в лице Зеехофера Кремль надеется найти нового союзника в Германии, который мог бы способствовать изменению политического курса канцлера ФРГ А. Меркель. Многие немецкие политики, как оппозиционные, так и из состава правящей коалиции, резко критиковали Х. Зеехофера за его визит в Москву, считая, что он «позволяет хозяину Кремля втянуть себя в его политические игры».
Среди партий, которые последовательно поддерживают Украину и выступают за жесткий курс в отношении России, можно назвать следующие: ХДС/ХСС, «Свободные либералы», «Партия Союз 90/Зеленые». Судя по публикациям и выступлениям в немецких и российских СМИ, наибольшее количество «друзей Путина» находится в следующих немецких политических партиях: Социал-демократическая партия Германии, «Партия Левых», «Альтернатива для Германии» и Национал-демократическая партия. Кремль активно работает с этими политическими силами и всячески их поддерживает. И хотя эти партии нельзя назвать откровенно «пропутинскими», однако они во многих случаях и ситуациях поддерживают политику Кремля.
Кроме вышеупомянутых пророссийских партий, интересы Кремля в Германии защищает также ряд немецких политиков, ученых, журналистов и общественных деятелей. В конце октября 2014 года немецкий еженедельник Der Spiegel опубликовал материал о том, что кремлевская пропаганда создала целый отряд промосковских экспертов («стадо кротов») с задачей формировать мнение в немецком обществе о том, что Германия якобы стала на сторону России в российско-украинской конфронтации.
Информационно-пропагандистские операции Кремля в ФРГ
В путинской России пропаганда и информационно-психологические операции уже давно стали составной частью внешней и внутренней политики Кремля. Общеизвестно, что на работу своей пропагандистской машины Кремль тратит огромные суммы. Так, американский конгрессмен Дэн Майк считает, что за последние несколько лет Путин потратил на пропаганду более 9 млрд долларов. По мнению конгрессмена, «…Путин создал врагов не только в Украине, но и во всем западном мире».
В Европе Германия является приоритетным объектом кремлевской пропаганды, в частности ее русскоязычные жители, количество которых превышает 4 (!) миллиона человек. Мощным инструментом кремлевской пропаганды в Германии и в Европе является телеканал Russia Today (RT) с годовым бюджетом в 350 млн долларов. Для сравнения: финансирование русской службы «Голоса Америки» составляет всего 13 млн долларов в год. Используя финансовые возможности «Газпрома» и пропагандистские «Россотрудничества», представительство которого находится в Берлине, Кремль проводит информационно-пропагандистские операции в Германии, спекулируя на временных противоречиях между востоком и западом Германии, на пацифистских и антиамериканских настроениях части немецкого общества.
Комментируя циничную ложь кремлевской пропаганды якобы о невмешательстве России во «внутренний украинский конфликт на Донбассе», представитель издательского концерна Madsack Франк Линдшайд заявил: «Мы долго хотели верить, что Россия превратится в демократическую страну, и мы хотели в это верить и в начале украинского кризиса. Но теперь это в прошлом. Сегодня немцы горды тем, чего достигли за последние десятилетия, и им не нравится, когда кто-то делает из них дураков».
Несмотря на то, что российская пропаганда имеет поддержку среди определенных слоев населения в европейских странах, все же она встречает растущее сопротивление и критику со стороны подавляющей части европейского сообщества. В сентябре 2015 года руководство НАТО констатировало фиаско российской информационной войны против Запада и в частности против Германии. По словам руководителя департамента общественной дипломатии НАТО Герлинды Нигус, «в Германии критическое отношение к России существенно выросло, более 70 % немцев очень критически настроены к современной России и политике Путина. 2-3 года назад этого не было и в помине. Для широких слоев населения становится все более очевидным, насколько Россия основывается на собственной лжи, как настойчиво она пытается сбить нас с толку, запутать и, в конце концов, сделать неспособными на собственные выводы».
В марте 2015 года глава европейской дипломатии Федерика Могерини предложила государствам Евросоюза план противодействия российской кампании дезинформации, которая в частности используется Кремлем с целью искажения правды в отношении агрессии Москвы против Украины. По данным немецкого еженедельника Die Zeit, в сентябре 2015 года была создана рабочая группа экспертов (Eastern Strategic Communications Team) с целью противопоставления российским пропагандистам в Восточной Европе точки зрения ЕС на события в Европе и в Украине в частности. Сообщалось также, что Польша и Нидерланды выступили с инициативой создания русскоязычного телеканала для противодействия российской пропаганде.
Авторитетная немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung писала: «Сначала Путин разделил немцев в мыслях на то, что происходит. Но теперь он нас, наоборот, объединяет». По данным соцопроса Института изучения общественного мнения Allensbach, проведенного в марте 2015 года, 55 % граждан Германии возлагают на Россию ответственность за развязывание конфликта в Украине. Столько же респондентов называют действия Москвы агрессией. Только 7 % опрошенных верят в то, что Москва защищает людей на востоке Украины от преследований «киевской хунты». Положительно к президенту России относятся лишь 8 % немцев, отрицательно — 66 %.
Известный немецкий журналист Борис Райтшустер, который прожил в Москве 20 лет с 1991 г. по 2011 г., был другом Б. Немцова и написал о России 5 книг (одна из них вышла в Украине в 2014 году под названием «Путинократия»), считает, что стратегической целью европейской политики Путина является ослабление и развал Евросоюза, и для достижения этой цели он пытается, прежде всего, дестабилизировать Германию, действуя старыми советскими методами, а именно — путем массированного закулисного манипулирования, дезинформации и целенаправленного коррумпирования с целью дискредитации и «шредеризации» немецкой правящей элиты. Б. Райтшустер заявил, что у него «есть достоверная информация из надежных источников о том, что в Кремле есть план действий против Меркель... и то, что сейчас происходит, является гибридной атакой на Германию с целью устранения Ангелы Меркель с поста канцлера», что, по его словам, будет первым шагом, направленным на дезориентацию и дезинтеграцию критически настроенного большинства лидеров Евросоюза, выступающих за санкции против Кремля. В апреле с. г. выйдет шестая книга Б. Райтшустера — «Тайная война Путина», в которой автор рассказывает о подрывных спецоперациях и информационных войнах российских спецслужб в Германии.
Газовый «троянский конь» Кремля в Германии
Традиционно и особенно в «эпоху Путина» Кремль использовал поставки энергоносителей не только как элемент экономического сотрудничества, но и в качестве инструмента «энергетической дипломатии» и политического влияния Российской Федерации как «энергетической сверхдержавы». По данным шведского Агентства оборонных исследований, за период с 1991 по 2006 год Россия использовала «политику энергетического давления» 55 раз, и в 16 из них «Газпром» был инструментом Кремля.
Стратегически важную роль в развитии российско-немецкого экономического сотрудничества и политических отношений занимает энергетическая отрасль. Так, в 2014 году доля российских энергоносителей в энергетическом импорте Германии выглядела следующим образом: доля природного газа — 36 %, доля сырой нефти — 30 % и доля угля — 23 %. В настоящее время среди стран Европы Германия потребляет самые большие объемы российского природного газа. В 2014 году Германия закупила 38,7 млрд куб. м российского газа из 159,4 млрд куб. м газа, поставленного «Газпромом» в страны дальнего зарубежья, то есть около 25 %. В 2015 году ФРГ закупила 43,5 млрд куб. м российского газа.
В начале сентября 2005 года, незадолго до своей отставки, Г. Шредер договорился с В. Путиным о строительстве газопровода «Северный поток-1» («С.П.-1») по дну Балтийского моря длиной 1224 км, который был введен в действие на полную мощность в октябре 2012 года. Кроме России, имеющей 51 % акций, в проекте газопровода «С.П.-1» участвуют Германия — 31 %, Нидерланды и Франция — по 9 %. Максимальная мощность газопровода составляет 55 млрд куб. м газа (2 нитки), однако за весь период функционирования газопровода с ноября 2011 года он никогда не работал на полную мощность. За этот период по состоянию на 20 января 2016 года было перекачано всего 112,7 млрд куб. м газа: в 2013 г. — 23,8 млрд куб. м — 43 %, в 2014 г. — 35,5 млрд куб. м — 65 %, и в 2015 г. — рекордный объем — 39,1 млрд куб. м — 71 %.
Несмотря на неполную загрузку газопровода «С.П.-1», Россия тем не менее настойчиво продвигает проект строительства газопровода «Северный поток-2» («С.П.-2»), аргументируя это тем, что по прогнозам «Газпрома» импорт природного газа странами Евросоюза вырастет с 312 млрд куб. м в 2007 году до 512 млрд куб. м в 2030 году. Однако в действительности в настоящее время преобладает противоположная тенденция — снижение объемов потребления природного газа в странах Евросоюза. За период с 2004 г. по 2014 г. потребление природного газа в странах ЕС уменьшилось на 21 %, в том числе в 2014 году на 11,6 %. К тому же на начало 2015 г. Норвегия, которая занимает третье место в мире по экспорту газа, впервые смогла обойти РФ по поставкам газа в Европу: в 1-м квартале 2015 года норвежская компания Gassco поставила в Западную Европу 29,2 млрд куб. м газа, в то время как «Газпром» — 20,2 млрд куб. м.
«С.П.-2» является копией первого трубопровода. Состав акционеров похож, распределение долей акций аналогично — 51 % акций у «Газпрома», по 9-10 % у остальных участников (немецких компаний BASF и E.ON, французской Engie, австрийской OMV и нидерландской Royal Dutch Shell). Официально о старте нового проекта было объявлено 4 сентября 2015 г. Основные вопросы по строительству газопровода «С.П.-2» были обсуждены 28 октября 2015 г. в Москве во время встречи вице-канцлера и министра экономики и энергетики ФРГ Зигмара Габриэля лично с президентом РФ В. Путиным в присутствии председателя правления ОАО «Газпром» А. Миллера. Из Москвы З. Габриэль привез российские обещания, что «после 2019 года Украина останется транзитным государством для российского газа». Как писала газета Die Zeit, если федеральное правительство «продаст» европейцам проект «Северный поток-2» с таким обещанием, Германия на долгие годы станет заложником российской энергетической политики.
Находясь 13 февраля с. г. в Мюнхене, А. Миллер заявил, что проект «С.П.-2» будет завершен точно по графику до конца 2019 г. По его словам, в сентябре с. г. будет проведен конкурс на укладку труб и в начале 2018 года уже начнутся трубоукладочные работы.
Проект газопровода «С.П.-2» вызывает острую критику со стороны лидеров многих стран ЕС, которые сомневаются в экономических целях проекта. Десять стран Восточной Европы (Болгария, Греция, Чехия, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Венгрия, Румыния и Словакия) направили в Европейскую Комиссию заявление с протестом по поводу планов расширения существующего газопровода «С.П.-1». Подобное заявление Украина направила в Европейское энергетическое сообщество. Как известно, ранее Еврокомиссия остановила строительство газопровода «Южный поток». Возникает вопрос: что мешает сделать то же самое с «Северным потоком-2»?
Во время заседания глав европейских правительств по вопросу энергетической политики Евросоюза в декабре 2015 года премьер-министр Италии Маттео Ренци резко раскритиковал проект, заявив, что он может усилить зависимость Европы от российского газа и ослабить энергобезопасность стран Центральной Европы, а также привести к дальнейшей дестабилизации ситуации в Украине. Участники этого заседания говорили о том, что реализация проекта газопровода «С.П.-2» противоречит стратегическим целям Энергетического союза ЕС: энергетическая безопасность, интеграция рынков, энергоэффективность, декарбонизация, исследования, инновации и конкуренция.
В ответ на критику своих возмущенных коллег канцлер Меркель заявила, что «Северный поток-2» это «в первую очередь экономический проект с участием частных инвестиций, не связанный с политикой». При этом Меркель считает, что Украина должна продолжать играть существенную роль в транзитных поставках газа в Европу и после строительства газопровода «С.П.-2»...
Непоследовательность канцлера ФРГ в вопросе энергетической безопасности Евросоюза вызывает острую критику даже со стороны ее союзников и партнеров. Так, в заявлении правящей польской партии «Право и Справедливость», отмечается, что проект «С.П.-2» не только отбирает у Польши и Украины доходы от транзита российского газа в Европу, но и «представляет собой альянс Германии и РФ за счет интересов Польши, Украины и других стран региона». Премьер-министр Италии Маттео Ренци обвинил А. Меркель в двойных стандартах, когда она выступила против проекта «Южного потока», однако стала на защиту «Северного потока-2». Но, несмотря на эту критику, канцлер ФРГ похоже пока не готова остановить строительство трубопровода, которое подрывает единство ЕС. И это именно то, к чему стремится Путин, применяя свое «энергетическое оружие».
По мнению многих европейских экспертов, введение в действие газопровода «С.П.-2» приведет к тому, что российский газовый монополист «Газпром» увеличит долю своего присутствия на рынке Германии с 40 % до 60 %, что практически приведет к коллапсу энергетической стратегии Евросоюза. И в самой Германии многие эксперты и политологи отмечают, что реализация проекта газопровода «С.П.-2» нанесет непоправимый вред репутации ФРГ как надежного политического лидера Объединенной Европы.
Выступая 26 февраля перед журналистами в Брюсселе, глава Европейского Совета Дональд Туск заявил, что «Северный поток-2» не соответствует правилам и нормам ЕС в области диверсификации источников энергоресурсов. Европейский комиссар по вопросам климата и энергии Мигель Ариас Каньете заявил в Европарламенте, что новый российский газопровод в Балтийском море не только увеличит зависимость от одного поставщика, но и ограничит выбор путей поставок газа. Поэтому, по его словам, «Северный поток-2» никогда не станет проектом, который будет отвечать общеевропейским интересам.
Больше всех от реализации проекта газопровода «С.П.-2» пострадает Украина. Во-первых, наша страна потеряет около двух миллиардов евро в год от транзита российского газа в Европу. Во-вторых, мы потеряем реверс газа из восточноевропейских стран. Возникает вопрос: зачем строить газопровод «С.П.-2», если пропускная способность украинской ГТС на границе с Россией составляет 288 млрд куб. м, а в 2015 году по ней было прокачано всего 64 млрд куб. м российского газа? Ответ ясен: наказать Украину за курс на европейскую интеграцию и нежелание подчиняться Москве.
Именно об этом сказал Президент Украины П. Порошенко во время встречи 1 марта с. г. в Киеве с вице-президентом Европейской Комиссии по вопросам Энергетического союза Марошем Шефчовичем, еще раз подчеркнув свою позицию по проекту газопровода «Северный поток-2». «Это — исключительно политический проект. «Северный поток-2» должен быть заблокирован. Мы рассчитываем на поддержку Европейской Комиссии, ведь это — средство наказания Украины за ее европейские устремления», — заявил П. Порошенко.
* * *
Начиная с 2014 года, российско-украинская конфронтация все больше влияет на развитие отношений Российской Федерации практически со всеми европейскими странами и с Европейским Союзом вообще. Это происходит именно потому, что российско-украинский конфликт сразу стал частью нынешней стратегии Кремля по пересмотру существующего мироустройства и архитектуры безопасности в Европе, которая сложилась после принятия Хельсинкской декларации от 1 августа 1975 года и предусматривала нерушимость границ, территориальную целостность государств, невмешательство во внутренние дела иностранных государств и укрепление доверия между странами.
Подавляющее большинство немецких политиков и немецкого народа все больше понимают возможные угрозы для Германии и Европы, которые могут возникнуть в случае развертывания широкомасштабной агрессии России против Украины. Поэтому политика правительства ФРГ во главе с А. Меркель имеет прочную социальную базу и достаточную поддержку, позволяющие последовательно проводить нынешний курс Берлина на сплочение европейского сообщества в целях укрепления безопасности в Европе и дальнейшее утверждение европейских ценностей.
Как неоднократно заявляла канцлер ФРГ А. Меркель, стратегическая цель Германии заключается в сдерживании путинского «гибридного» неоимпериализма и в принуждении Кремля путем применения экономических санкций к соблюдению принципов существующей в Европе системы безопасности. Именно А. Меркель была чуть ли не единственным европейским лидером, которая с самого начала агрессии России против Украины заняла жесткую позицию в отношении президента РФ В. Путина. Именно А. Меркель была инициатором введения санкций против России из-за аннексии Крыма и дальнейшего российского вторжения в Донбассе. Именно по ее инициативе были проведены трудные переговоры в «нормандском» формате с целью достижения Минских соглашений, направленных на прекращение военных действий на востоке Украины.
Проводя в Германии информационно-пропагандистские операции, осуществляя манипулирование немецкими журналистами, политиками и бизнесменами, Кремль тратит огромные финансовые ресурсы для формирования в этой стране пропутинского общественного мнения и «пятой колонны». Кремль пытается использовать часть немецкого бизнеса, заинтересованного в сотрудничестве с Россией, для давления на Федеральное правительство Германии с целью заставить его пойти на уступки в вопросе об антироссийских санкциях. Все это требует от немецкого правительства осуществления эффективных контрмер, в частности — применения санкций против кремлевской пропагандистской машины, благодаря которой держится режим Путина.
Стратегической целью российской «энергетической дипломатии», которая на самом деле выглядит больше как «энергетическое оружие», является усиление геополитического влияния РФ на постсоветские и восточноевропейские страны. Основой этой дипломатии может быть только широкомасштабное продвижение российских нефтегазовых компаний на внешних рынках и особенно на европейском рынке, который до настоящего времени является наиболее прибыльным и поэтому наиболее приоритетным для России. После того как российские проекты строительства газопроводов «Южный поток» и «Сила Сибири» потерпели фиаско, Москва с утроенной активностью начала лоббировать проект строительства газопроводов «Северный поток-2», «Турецкий поток», а теперь и проекта «Посейдон».
Поддержка проекта «Северного потока-2» («С.П.-2») со стороны канцлера ФРГ А. Меркель вызывает небезосновательное удивление у руководителей многих европейских государств, поскольку это абсолютно противоречит ее нынешней политике в отношении России. Поэтому у многих европейцев возникает вопрос: почему, с одной стороны, А. Меркель призывает и агитирует европейцев соблюдать режим санкций против России ради атлантической солидарности, а с другой — соглашается на строительство «С.П.-2», что может свести на нет эффективность этих санкций и сделать их сугубо формальными?
На наш взгляд, Европейское сообщество должно дипломатично и в высшей степени корректно повлиять на канцлера ФРГ А. Меркель и ее окружение и побудить их отказаться от строительства «Северного потока-2», иначе все ее попытки сдержать агрессивные рефлексы Путина и защитить Украину окажутся просто пустыми словами, а немецкая Ostpolitik, к радости Путина, получит совсем новое дыхание.