Украина и Африка. Украинские миротворцы на Африканском континенте. Часть 2: Кот-д'Ивуар, Либерия, Мали
«...В целом благодаря деятельности этих миссий [Демократическая Республика Конго, Судан и Республика Южный Судан] удалось избежать масштабного вооруженного противостояния в Восточной Африке, которое могло существенно негативно повлиять на весь Африканский регион, отразиться на безопасности судоходства в Красном море, а также на мировом рынке энергоносителей.»
Так закончилась первая часть материала «Украинские миротворцы на Африканском континенте: Демократическая Республика Конго, Судан и Республика Южный Судан».
Часть 2.
Кот-д'Ивуар
Карта Кот-д'Ивуар. Территория, принадлежащая RFCI до марта 2011 года, показана оранжевым цветомttp://ru.wikipedia.org/ |
Иностранное вмешательство в Кот-д'Ивуар было вызвано тамошней гражданской войной, разгоревшейся в начале 2000-х годов. Так, для стабилизации обстановки на ивуарийской территории в 2003 году разворачиваются миротворческие силы и Миссия ООН — MINUCI, которые уже в следующем, 2004 году были трансформированы в Операцию ООН в Кот-д'Ивуаре — UNOCI. К тому же в Кот-д'Ивуаре (как бывшей французской колонии) был размещен военный контингент Франции (оперативная батальонная группа «Licorne»), обеспечивающий безопасность французских граждан.
Такие мероприятия в 2004 году несколько улучшили ситуацию в стране. Этому также способствовали подписанные так называемые Уадугские мирные договоренности. Но Кот-д'Ивуар фактически был разделен на южную часть под контролем правительства во главе с президентом Л. Гбагбо и северную, контролируемую повстанческим движением «Новые силы».
Лоран Гбагбо (слева) и Алассан Уаттара. По итогам второго тура голосования в ноябре 2010 года независимая избирательная комиссия Кот-д'Ивуара признала победителем лидера оппозиции — бывшего премьер-министра страны А. Уаттару, получившего 54,1 % голосов избирателей. За его главного оппонента — действующего президента Кот-д'Ивуара Л. Гбагбо проголосовало 45,9 % избирателей http://ru.euronews.com/ |
В 2010 году обстановка Кот-д'Ивуаре опять обострилась из-за кризисных событий вокруг президентских выборов. Так, по итогам второго тура голосования в ноябре 2010 года независимая избирательная комиссия Кот-д'Ивуара признала победителем лидера оппозиции — бывшего премьер-министра страны А. Уаттару, получившего 54,1 % голосов избирателей. За его главного оппонента — действующего президента Кот-д'Ивуара Л. Гбагбо проголосовало 45,9 % избирателей. Решение комиссии признал Генеральный секретарь ООН, Африканский Союз и страны Экономического сотрудничества стран Западной Африки (ECOWAS).
В то же время Конституционный Совет страны (подконтрольный Л. Гбагбо) аннулировал решение НИК, ссылаясь на фальсификацию результатов голосования в северных районах страны. Действующего президента Кот-д'Ивуара поддержало и правительство страны, и командование силовых структур. По решению правительства был введен комендантский час, закрыты границы страны и запрещены трансляции любых оппозиционных СМИ. Подразделения силовых структур Кот-д'Ивуара заблокировали передвижение по ивуарийской территории персонала и транспорта Миссии ООН, французской оперативной группы «Licorne» .
В таких условиях как Л. Гбагбо, так и А Уаттара проводили процедуры своей президентской инаугурации, формировали подконтрольные им правительства Кот-д'Ивуара. Это все сопровождалось массовыми акциями протестов и столкновениями между сторонниками обоих кандидатов на президентское кресло, что фактически и стало предпосылкой для развязывания гражданской войны.
Примечание. Политический кризис в Кот-д’Ивуаре разразившийся в Кот-д’Ивуаре после второго тура президентских выборов 28 ноября 2010 года и выразившийся в уличных столкновениях между сторонниками действующего президента Лорана Гбагбо из партии Ивуарийский народный фронт и его противниками из Объединения республиканцев, чьим кандидатом был Алассан Уаттара. Кризис в Кот-д’Ивуаре является следствием межэтнический розни между бете, представляющими этническое меньшинство в стране, и группой дьюла, входящей в народность манде, которая представляет второй по размеру этнический кластер в стране. Большинство представителей бете исповедуют христианство, а дьюла — ислам. Тем не менее, причиной конфликта является не столько религиозный, сколько племенной фактор, усиленный экономическим неравенством. Южная часть страны, населенная народами бете и бауле, является мировым центром выращивания какао-бобов, а дьюла, занимающие северные районы страны, в колониальный и постколониальный периоды были дистанцированы от власти и лишены доступа к финансовым потокам от экспорта какао-бобов. В 2000 году президентом Кот-д’Ивуара стал Лоран Гбагбо — выходец с юга страны. 19 сентября 2002 г. вследствие восстания солдат, уволенных из армии по подозрению в нелояльности властям, в стране началась гражданская война. Дьюла перешли на сторону повстанцев севера, в начале партии MPCI (Патриотическое движение Кот-д’Ивуара), а затем ForcesNouvelles (Новой Силы). Повстанцы объединили несколько племен, и к 2007 году взяли под контроль около 60 % территории страны, и сохранили его вплоть до 2011 года. 30 марта 2011 года отряды Уаттары без боя взяли под свой контроль столицу страны Ямусукро. Ещё до этого силы Уаттары вошли в экономическую столицу страны Абиджан. 1 апреля 2011 года французские военные по приказу Николя Саркози высадились на южной окраине Абиджана, для защиты французских граждан. Французский корпус получил наименование миссия «Ликорн» и насчитывает 1650 солдат и офицеров. http://ru.wikipedia.org/ |
Л. Гбагбо сохранил под своим контролем большую часть правительственных учреждений, СМИ и силовых структур, в т. ч. вооруженных сил, республиканской гвардии и сил безопасности (подразделения национальной жандармерии, полиции, таможенной службы и тому подобное). Правительственные войска были усилены различными военизированными формированиями и молодежными движениями, позиционирующими себя сторонниками Л. Гбагбо. Существенную военную помощь действующему режиму Кот-д'Ивуара оказывало также правительство Зимбабве, тайно поставлявшего оружие правительственным силовым структурам.
А на стороне А. Уаттары выступили «Силы Республики Кот-д'Ивуар», в которые вошли вооруженные формирования так называемых «Новых сил» в северных районах страны, военнослужащие силовых структур, перешедшие на сторону оппозиции, а также иностранные наемники из Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинеи. А Уаттара пользовался широкой поддержкой международного сообщества, в т. ч. Генеральной Ассамблеи ООН и ведущих западных стран, что укрепило его позиции в противостоянии с Л. Гбагбо.
Бойцы правительственных войск. |
Так Кот-д'Ивуар раскололся на северную и южную части и возникли предпосылки для новой гражданской войны.
А западные страны и международные организации усилили свое давление на режим Л. Гбагбо, призывая его отказаться от власти. Например, ООН, США и страны ЕС разорвали дипломатические отношения с правительством Л. Гбагбо и установили их с А. Уаттарой. Для того, чтобы лишить его источников финансирования, в январе 2011 года западные страны ввели эмбарго на экспорт ивуарийского кофе и какао-бобов (страна занимает первое место в мире по их производству и поставкам на внешние рынки). Центральный банк государств Западной Африки заблокировал доступ к размещенным в банке финансовым фондам Кот-д'Ивуара, Министерство финансов США ввело санкции против Л. Гбагбо и членов его семьи, заморозив их счета в американских банках.
В то же время Африканский Союз создал Совет международных посредников в составе президентов Буркина-Фасо, Чада, Мавритании, ЮАР и Танзании для содействия мирному решению конфликта в Кот-д'Ивуаре. Локализуя вооруженное противостояние в стране, СБ ООН решил оказать помощь UNOCI силами ООН в Либерии. В этой связи в январе 2011 года были сформированы и подчинены UNOCI Силы поддержки в составе трех пехотных рот от Пакистана, Бангладеш и Иордании, а также вертолетное подразделение ВС Украины (60 военнослужащих, два многоцелевых вертолета Ми-8МТВ и три боевых вертолета Ми-24П из состава 56-го отдельного вертолетного отряда ВС Украины в Либерии).
Украинские миротворцы передислоцируются из Либерии в Кот-д'Ивуар
Миротворцы ООН в Кот-д’Івуар. Совет Безопасности ООН принял Резолюцию № 1975/2011, которой предусматривались более жесткие санкции против Л. Гбагбо и его окружения, а также предоставлялось миротворцам разрешение на применение оружия для защиты гражданского населения http://blogs.cfr.org/ |
Невзирая на внешнее давление, Л. Гбагбо отказался сложить властные полномочия и активизировался в своих действиях по нейтрализации А. Уаттари и его сторонников: усилил полицейский режим в столице страны г. Ямусукро и больших городах Кот-д'Ивуара, ввел дополнительные подразделения правительственных войск в центральные и северные районы страны, резко подавлял выступления оппозиции. Кроме того, усилил давление на миротворцев UNOCI и оперативную группу «Licorne» ВС Франции, обвинив их в поддержке А. Уаттары и «осуществлении иностранной интервенции в Кот-д'Ивуар». Для финансового обеспечения своей деятельности правительство Л. Гбагбо национализировало банковские учреждения и торгово-экономические предприятия страны. А Уаттара и его правительство были заблокированы силами Л. Гбагбо в одной из гостиниц в г. Абиджан на севере страны вместе с охраной из миротворцев ООН.
Период относительно пассивного противостояния сторон длился до конца марта 2011 года. А потом ситуация в Кот-д'Ивуаре приобрела динамический характер. Пользуясь поддержкой стран юго-восточной Африки, в первую очередь, Буркина-Фасо, подконтрольные А. Уаттаре подразделения «Сил Республики Кот-д'Ивуар» предприняли активное наступление в центральных районах страны. Вооруженным формированиям повстанцев удалось взять под свой контроль большинство городов Кот-д'Ивуара, в том числе столицу страны и главный портовый город Сан-Педро.
Существенные проблемы у оппозиции возникли при попытке захватить г. Абиджан, где сосредоточились основные силы сторонников Л. Гбагбо. Боевые действия между сторонами конфликта затянулись, увеличивая количество жертв среди мирного населения и угрожая миротворческому персоналу. В начале апреля 2011 года силы Л. Гбагбо пошли на штурм штаб-квартиры Миссии ООН в г. Абиджан, пытаясь прервать ее деятельность на территории страны.
Для ускорения процесса свержения режима бывшего президента Кот‑д'Ивуара Совет Безопасности ООН принял Резолюцию № 1975/2011, которой предусматривались более жесткие санкции против Л. Гбагбо и его окружения, а также предоставлялось миротворцам разрешение на применение оружия для защиты гражданского населения. Командования миротворческих сил и оперативной группы ВС Франции «Licorne» решили провести совместную операцию по уничтожению огневых позиций, тяжелой техники и вооружения сторонников бывшего режима страны.
Украинскому вертолетному подразделению было поручено эвакуировать персонал штаба миротворческой миссии ООН из города Абиджан. Украинские вертолеты Ми-24П и французские «Газель» выполняли задания по воздушной поддержке действий вооруженных формирований А. Уаттары и миротворческих подразделений, что дало им возможность продвинуться к центральным районам Абиджана. Боевые действия в городе длились до 11 апреля 2011 года и завершились разгромом сил Л. Гбагбо и его пленением.
С мая 2011 года длится процесс восстановления Кот-д'Ивуара, в т. ч. развитие его государственных органов власти и создание новых силовых структур. Хотя обстановка в стране остается сложной из-за ряда существенных проблем: продолжаются споры внутри нового руководства страны за власть; затягиваются процессы формирования армии и полиции; усиливаются межэтнические и межконфессиональные противоречия; не прекращаются выступления сторонников бывшего режима Л. Гбагбо; активизируется на территории страны криминальная деятельность. Все это может привести к новому вооруженному противостоянию в Кот-д'Ивуаре, которое можно предотвратить, оставив в стране миротворческие силы.
Либерия
Карта Либерии. В Либерии в октябре-ноябре 2011 года кипели страсти вокруг парламентских и президентских выборов http://www.200stran.ru/ |
В течение последних лет работа Миссии ООН в Либерии (UNMIL) — один из позитивных примеров деятельности мирового сообщества по недопущению противостояния внутри страны из-за конфликтных избирательских процессов. В частности, в Либерии в октябре-ноябре 2011 года кипели страсти вокруг парламентских и президентских выборов.
Тогда, по результатам двух туров голосования, большинство голосов получила кандидат от правящей партии «Единство» — действующий президент Либерии Е. Джонсон-Серлиф. А силы оппозиции тогда получили определенное преимущество в либерийском парламенте и она, оппозиция, опираясь на это парламентское большинство, отказалась признавать итоги президентских выборов, начав массовые акции протеста в столице Либерии г. Монровия и других либерийских городах.
Невзирая на это, действующей президентской власти Либерии удалось сохранить контроль над силовыми структурами (в т. ч. армией и полицией), и привлечь их к противодействию оппозиции. Совет национальной безопасности Либерии обратился за помощью к руководству Миссии ООН, которое начало предпринимать активные меры против практически неконтролируемого развития событий в стране. Силы UNMIL были переведены в повышенную степень боевой готовности и начали патрулирование столицы, выставив дополнительные блок-посты на автодорогах.
Президент Либерии Элен Джонсон-Серлиф. Бывшая министр финансов Либерии Эллен Джонсон-Серлиф одержала победу на выборах президента страны в 2011 г. Она является первым женщиной-президентом африканской страны http://polit.ua/news/ |
Такие мероприятия фактически исключили возможность проведения оппозицией масштабных антипрезидентских выступлений и вынудило ее перевести свои действия в юридическую плоскость. Например, лидеры оппозиции обратились к судебным органам Либерии с обжалованием законности результатов выборов. Правда, оппозиция согласилась на переговоры с властью, в ходе которых была достигнута договоренность по созданию специальной группы с целью выработки компромиссных решений по формированию властных органов страны, а также для устранения противоречий между властью и оппозицией.
В таких условиях руководство страны смогло приступить к реализации программ по возобновлению и развитию страны, главные из которых: «Динамическая Либерия-2030» (социально-экономического характера) и «Национальное виденье Либерии-2030» (предусматривает достижение национального примирения в стране). В то же время были активизированы мероприятия либерийского правительства по окончательному преодолению последствий гражданской войны в стране в период 1999–2003 гг. При этом для Либерии очень своевременной была экономическая помощь других стран и международных финансовых организаций, в т. ч. США, КНР, Канады, России, Индии, Австралии, Нигерии и Всемирного банка.
Украинские милиционеры, которые сейчас служат в Либерии. К приграничным районам с Кот-д'Ивуаром были направлены дополнительные подразделения вооруженных сил Либерии, силы миссии ООН UNMI. Кстати, выполняли задание по патрулированию этих районов вертолеты 56-го отдельного вертолетного отряда ВС Украины http://www.golos.com.ua/ |
Однако негативно сказываются на ситуации в Либерии напряженные отношения между различными этническими конфессиональными группами населения, высокий уровень коррупции либерийской власти (в частности, назначение родственников президента страны Е. Джонсон-Серлиф на ключевые государственные должности), а также несостоятельность силовых структур эффективно контролировать государственные границы.
Так, во второй половине 2012 года активизировались незаконные вооруженные формирования и преступные группировки в районе либерийско-ивуарийской границы. Это вынудило правительство Либерии закрыть границу с Кот-д'Ивуаром, а также временно свернуть разработку месторождений полезных ископаемых в своих восточных районах. К приграничным районам с Кот-д'Ивуаром были направлены дополнительные подразделения вооруженных сил Либерии, силы миссии ООН UNMI. Кстати, выполняли задание по патрулированию этих районов вертолеты 56-го отдельного вертолетного отряда ВС Украины.
В основном, такие мероприятия, а также взаимодействие во время решения приграничных проблем между правительствами Либерии и Кот-д'Ивуара стабилизировали ситуацию на их совместной границе.
Мали
Карта Мали В северные районы Мали вернулись вооруженные отряды туарегских племен, участвовавших в ливийском конфликте на стороне М. Каддафи http://www.200stran.ru/ |
В феврале 2013 г. руководство ЕС обратилось к Украине с просьбой направить украинское вертолетное подразделение в состав Тренировочной миссии Европейского Союза в Мали. Эта миссия окажет помощь в подготовке малийских вооруженных сил для выполнения заданий по безопасности страны. Миссию можно считать составной частью тех мероприятий сообщества, в первую очередь Франции и стран-членов Экономического содружества стран Западной Африки (ECOWAS), которое помогает правительству Мали возобновить конституционный строй.
Необходимость международного вмешательства возникла в связи с угрозой раскола Мали и появлением бесконтрольных очагов международного терроризма на ее территории в конце 2011 – в начале 2012 годов. Ведь в северные районы Мали вернулись вооруженные отряды туарегских племен, участвовавших в ливийском конфликте на стороне М. Каддафи.
Начались столкновения между националистическим («Народным движением за освобождение Азавад») и исламистскими («Ансар Ад-дин») движениями туарегов и вооруженными силами Мали, пытавшихся удержать правительственный контроль над северными территориями страны. Однако невысокая активность правительства в решении данной проблемы вызывала у малийских военных кругах недовольство, и, как следствие, 22 марта 2012 года в стране произошел военный переворот.
Военная хунта помогла так называемому «Национальному фронту обновления демократии и возобновления государства» во главе с капитаном А. Саного захватить власть и потребовать, чтобы туареги покинули территорию Мали. В противном случае пообещали начать «тотальную войну» за освобождение республики. Но 6 апреля 2013 г. лидеры туарегов провозгласили независимое государство Азавад со столицей в г. Томбукту.
Определенным образом неконтролируемый ход событий в Мали приостанавливается под давлением международного сообщества. В частности, малийская военная хунта согласилась формально передать власть гражданскому руководству страны, которое возглавлял временный президент Дионкунда Траоре (был спикером парламента). В то же время правительству Мали, при содействии стран-членов ECOWAS, удалось уговорить лидеров туарегских племен отказаться от официального провозглашения независимости Азаваду и введение норм шариата на подконтрольных им территориях.
Такое решение раскололо союз туарегов с руководителями отделения террористической организации «Аль-Каида в странах исламского Магрибу», которые активно брали под свой контроль северные районы Мали.
12 октября 2012 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 2017 о возобновлении территориальной целостности малийского государства и обеспечении безопасности на его территории (в первую очередь в плане ликвидации ячеек «Аль-Каиди»). Согласно резолюции, Африканский Союз и ECOWAS разработали концепцию проведения операции по урегулированию ситуации на севере Мали, которая была утверждена резолюцией СБ ООН № 2085 от 20 декабря 2012 года (санкционировала развертывание в Мали международной миссии AFISMA).
Документом предусматривалось:
- направить в Мали военный контингент африканских стран численностью до 3,3 тыс. чел., с целью оказать помощь малийским силовым структурам в возобновлении территориальной целостности страны и ликвидации ячеек террористов;
- предоставить возможность США и странам ЕС (в первую очередь Франции) оказать логистическую поддержку международным силам в Мали;
- повысить уровень подготовки подразделений малийских вооруженных сил при содействии стран Европейского Союза.
Однако, эти мероприятия мирового сообщества не обеспечили быстрого урегулирования ситуации в Мали. В начале текущего года обстановка в стране резко обострилась, что объяснялось началом масштабного наступления радикальных группировок на юг страны в направлении столицы г. Бамако.
В Мали действуют несколько сотен французских военнослужащих. Силовые действия Франции (как воздушного, так и наземного компонентов) остановили наступление экстремистских вооруженных формирований Фото backspark.net http://podrobnosti.ua |
В этой ситуации руководство Франции решилось на срочное проведение военной операции «Сервал» (началась 11 января 2013 г.) и оказание помощи вооруженным силам Мали в ликвидидации незаконных вооруженных формирований и взятии под контроль северных районов страны. Такое решение было политическим и экономическим одновременно и касалось намерения Франции подтвердить свою ведущую роль в борьбе с терроризмом, в обеспечении стабильности в регионах Северной и Северо-Восточной Африки (бывшие французские колонии), а также сохранить доступ к тамошним природным ресурсам (в первую очередь, урановым месторождениям, имеющим важное значение для французской энергетики).
В отличие от других конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке, внешнее силовое вмешательство в Мали было проведено с полным соблюдением международного права и не вызывало фактически никаких вопросов как у западных, так и у африканских стран, и у России. Так, правовой почвой для операции «Сервал» стало официальное обращение исполняющего обязанности президента Мали Д. Траоре к Франции и ООН с просьбой оказать международную помощь в борьбе с террористами. Действия Франции были поддержаны Советом Безопасности ООН, НАТО, ЕС, США, Россией и рядом других стран, в частности, относительно логистического обеспечения операции.
Силовые действия Франции (как воздушного, так и наземного компонентов) остановили наступление экстремистских вооруженных формирований и начался процесс освобождения северных районов Мали.
Французская операция ускорила развертывание странами-членами ECOWAS в Мали международной миссии AFISMA (первые подразделения стран-членов организации прибыли в середине января 2013 г. и планируют завершить процесс до сентября), а также размещение Тренировочной миссии ЕС в Мали (соответствующее решение было принято Советом ЕС по иностранным делам 17 января 2013 г.).
Только надев тагельму, юноша становится настоящим туарегом. Туареги — это народ группы берберов, живущий в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Многие туареги — светлокожие и высокорослые http://www.liveinternet.ru/ |
Надо сказать, что во время событий на севере Мали проявились высокая готовность боевиков к ведению боевых действий и их способность активно противодействовать малийским правительственным силам и подразделениям ВС Франции. Это даже растянуло во времени военную операцию. Поэтому рассматривается вопрос увеличения численности французского военного контингента в Мали примерно до 2,5 тыс. чел. А вот существенная проблема в развертывании Тренировочной миссии ЕС на малийской территории — нехватка соответствующей вертолетной техники.
Обострившаяся ситуация на севере Мали активизировала террористическую деятельность в соседних странах, в частности, в Алжире.
16 января 2013 г. из-за того, что алжирская власть предоставила воздушное пространство для самолетов ВВС Франции, боевики захватили в заложники до 800 работников нефтяных компаний «Sonatrach» и «British» на одном из алжирских месторождений вблизи границы с Мали. В следствие неудачно проведенной силовыми структурами Алжира спецоперации по освобождению заложников 80 из них погибли.
Продолжение следует...
Фото в заголовке материала http://34.ua/news/