Африканский континент сегодня является одним из основных центров миротворческой активности Украины. Ведь в последнее время украинские миротворцы выполняли и выполняют задачи в Демократической Республике Конго, Либерии, Судане и Южном Судане, а также Кот-д'Ивуаре. А недавно руководство Европейского Союза обратилось к Украине с просьбой направить украинских миротворцев и в Мали. И не только для выполнения так называемых пассивных функций по разведению враждующих сторон, но и для участия в активных боевых операциях по их примирению, или для борьбы с экстремистскими группировками. Такие задачи возлагаются, в частности, на украинские вертолетные подразделения, исполняющие главную роль в миротворческой миссии нашего государства в Африке.
Несмотря на отсутствие прямого влияния африканских событий на Украину, ее участие в тамошних миротворческих операциях очень важно как для укрепления наших международных позиций, так и из-за возможного доступа к африканским рынкам и природным ресурсам.
Украинские миротворцы в Африке http://altfast.ru/ |
Так, внушительный украинский миротворческий потенциал вместе с имеющимся миротворческим опытом учитывается ведущими западными странами и международными организациями, предлагающими сотрудничество Украине в таком важном вопросе, что, в свою очередь, компенсирует негативные политические факторы, возникающие вокруг нашего государства. Учитывая руководящую роль в миротворческих операциях в Африке именно стран Европейского Союза, это предложение может подсобить Украине в процессах ее евроинтеграции. Кроме того, участвуя в миротворческой деятельности ЕС, Украина приобретает опыт проведения совместных операций с европейскими странами, большинство которых являются членами как Европейского Союза, так и НАТО.
Привлечение Украины к миротворческой деятельности в Африке будет содействовать развитию сотрудничества со странами региона, в т. ч. в плане реализации общих экономических проектов на их территориях, в частности, по разработке полезных ископаемых (нефти, газа, угля, железных руд и тому подобное), развитию транспортной и производственной инфраструктуры, а также по закупке сельскохозяйственной продукции (кофе, какао, цитрусовых и тому подобное). Поскольку африканские страны являются еще и традиционными пользователями вооружения и военной техники советского производства и созданных на их базе образцов В и ВТ, то такие образцы могут поставляться, обслуживаться и модернизироваться украинскими специалистами.
Базы США в Африке http://voprosik.net/ |
Правда, как и в других регионах мира, урегулирование конфликтов в африканских странах является достаточно сложным процессом, зависимым как от внутренней ситуации (наличие широкого круга межплеменных, межклановых, межнациональных и межрелигиозных противоречий; слабость государственных и силовых структур большинства стран; отсутствие инфраструктуры и промышленности и тому подобное), так и от негативного внешнего влияния, зависимого от борьбы за африканские интересы ведущих стран мира, в т. ч. США, ЕС, Китая и России.
Этими обстоятельствами определяются перспективные направления внешнеполитических усилий нашего государства. А чтобы они были более понятны — предлагаем читателям в общих чертах ситуацию, сложившуюся в конфликтных регионах Африканского континента, где выполняются задания украинскими воинскими подразделениями и миротворцами.
Демократическая Республика Конго
Карта Демократической республики Конго http://www.200stran.ru/ |
Главная причина многолетней нестабильности в Демократической Республике Конго — борьба между различными конголезскими группировками, которых поддерживают внешние силы (страны и корпорации), за контроль над природными ресурсами северо-восточных районов страны, где есть мощные залежи энергоносителей, металлов (в т. ч. редкоземельных, драгоценных и радиоактивных), а также драгоценных камней. В частности, на территории конголезских провинций Северное и Южное Киву сконцентрировано до 80 % мировых запасов колтана, 50 % — кобальта, 35 % — алмазов и 20 % — урана.
Но из-за отдаленности и слабого контроля правительством ДРК эти регионы являются объектом перманентных противоречий между центральным руководством и разными клановыми, племенными и преступными группировками, незаконно добывающими, транспортирующими и продающими полезные ископаемые за пределы страны. Например, ежегодно из ДРК контрабандным путем вывозится около 32 тонн золота на общую сумму около 1,5 млрд. долл. США. При этом основные контрабандные пути транспортировки конголезских ресурсов проходят через соседние с ДРК Руанду и Уганду (в т. ч. при участии правительственных компаний этих стран, тесно связанных с их руководством) в Европу — в первую очередь Бельгию, откуда сырье поступает на перерабатывающие предприятия других стран.
http://drugoi.livejournal.com/ |
В свою очередь это постоянно провоцирует вооруженные конфликты в ДРК, берущие свое начало в 60-х годах прошлого века. Кстати, если до 1990‑х годов борьба велась за доступ к алмазам, то теперь это касается колтана, используемого электронной, химической, ядерной и медицинской промышленностями. Учитывая отсутствие значительных запасов данного элемента в других районах мира, прибыль от его продажи значительно весомей, чем прибыль от добычи и реализации алмазов, урана и золота.
Очередное обострение внутренней ситуации в Демократической Республике Конго фиксируется в 2008–2009 годах из-за противостояния между правительством ДРК и так называемым «Национальным конгрессом народной обороны» (CNDR), в котором объединились представители племенных группировок на северном востоке страны. Благодаря посредничеству мирового сообщества, конфликт был формально урегулирован в рамках подписания мирного соглашения от 23 марта 2009 года, что легитимизировало властные полномочия CNDR на подконтрольной ему территории (в т. ч. получение лидерами организации части прибыли от эксплуатации природных ресурсов), а также обеспечило интеграцию его вооруженных формирований в силовые структуры ДРК.
Однако напряженность в стране сохранялась и, согласно Резолюции СБ ООН № 1279, 30 ноября 2009 года была основана Миссия ООН в Демократической Республике Конго. В соответствии с Указом Президента Украины от 16 декабря 2011 года, в состав Миссии направляется 18 отдельный вертолетный отряд ВС Украины со 160 военнослужащими и четырьмя вертолетами Ми-24П.
Украинский контингент Миссии ООН в Демократической республике Конго
Жозеф Кабила Кабанге, четвёртый президент Демократической Республики Конго http://ru.wikipedia.org/ |
Такие меры позволили определенным образом стабилизировать обстановку в ДРК. Но в апреле 2012 года ситуация в стране опять усложняется из-за нарушения Президентом ДРК Ж. Кабилой и его правительством условий упомянутого выше соглашения. В частности, конголезское правительство решило национализировать добывающие предприятия на северном востоке страны, а также удовлетворить требование Международного суда о выдаче ему лидера CNDR — генерала Б. Нтаганди, обвиняемого в военных преступлениях против мирного населения.
Боско «Терминатор» Нтаганда, генерал армии ДР Конго, один из командиров мятежной группировки CNDP http://nekto-ypu.livejournal.com/ |
В ответ на это Б. Нтаганда и подчиненные ему вооруженные формирования вышли из состава Вооруженных сил ДРК и перешли в Руанду, где создали оппозиционное центральной власти ДРК «Движение 23 марта» («М23»). При организационной, финансовой и материальной помощи Руанды и Уганды было сформировано военное крыло движения — «Конголезская революционная армия» (КРА).
Общее руководство процессом подготовки вооруженных формирований КРА осуществлялось Министерством обороны Руанды, а подготовка боевиков проводилась на базе воинских подразделений руандийской армии. Кроме того, Руанда обеспечила финансовую поддержку движения «М23», в т. ч. с привлечением средств криминальных структур и структур бизнеса, причастных к незаконной добыче полезных ископаемых в ДРК.
В июне 2012 года, по завершению подготовительных мероприятий, отряды «Конголезской революционной армии», при поддержке специальных подразделений и артиллерии ВС Руанды, начали нападать на подразделения и места дислокации Вооруженных сил ДРК в восточных районах конголезской провинции Северное Киву. К середине июля 2012 года боевики КРА фактически установили свой контроль над этими районами и начали наступление в направлении административной провинции Северное Киву — г. Гома. При этом большая часть подразделений ВС ДРК была деморализована и бросила свои позиции.
Украинские солдаты воюют в Конго
Правительство Демократической Республики Конго и руководство международной миссии ООН приняли срочные меры по сдерживанию боевиков: направили в район конфликта дополнительные подразделения Вооруженных сил ДРК, привлекли международные миротворческие силы для противодействия незаконным вооруженным формированиям. В частности, вертолеты 18 ово ВС Украины патрулировали восточные районы Северного Киву, а также наносили ракетные удары по местам сосредоточения боевиков. В целом такие мероприятия остановили наступление вооруженных формирований «Конголезской революционной армии», которые вынуждены были оставить захваченные районы.
Контролируемая мятежниками движения М23 территория Северного Киву, ДР Конго http://nekto-ypu.livejournal.com/ |
После перегруппировки и пополнения своих отрядов в октябре 2012 года КРА возобновила активные действия в провинции Северное Киву. Повстанческим формированиям удалось захватить административный центр провинции — г. Гома (место дислокации украинского вертолетного отряда). Как и в предыдущем случае, успехи КРА объясняются слабостью ВС ДРК, в т. ч. массовым дезертирством военнослужащих и их переходом на сторону повстанцев. При этом, в отличие от событий июня – июля 2012 года, руководство международной Миссии ООН фактически отказалось от активного противодействия боевикам, что вызывало негативную реакцию руководства ДРК и местного населения.
Определенным образом урегулированию этой ситуации способствовало вмешательство СБ ООН, который рекомендовал ввести санкции против руководства «Движения 23 марта», а также посреднические усилия «Международной конференции региона Больших озер». Так, в конце ноября 2012 года лидеры движения «М23» согласились вывести свои подразделения из г. Гома и приступить к переговорам с правительством ДРК.
Однако в Демократической Республике Конго может опять возникнуть конфликт из-за фактического отсутствия прогресса в процессе урегулирования разногласий между властью страны и повстанцами. В частности, лидеры движения «М23» требуют проведения досрочных президентских и парламентских выборов, а также назначения их представителей на руководящие должности в органах власти провинции Северное Киву, на что правительство ДРК согласия не дает.
На этом фоне ведущие западные страны усиливают давление на правительство Руанды, которое оказывает помощь «Движению 23 марта». Так, в декабре 2012 года руководство Великобритании заморозило ежегодную финансовую помощь правительства Руанды на сумму около 30 млн. долл. США. В свою очередь, США поддержали санкции СБ ООН против лидеров «М23».
Угроза новой эскалации насилия на востоке Демократической Республики Конго сохраняется. Кроме того, дополнительными проблемными факторами в стране являются террористическая деятельность повстанческих движений на территории штатов Южное и Северное Киву, криминальная деятельность вооруженных отрядов племени «Маи-Маи» и движение «Армия сопротивления Бога», а также обострение социально-экономических проблем и сложная эпидемиологическая ситуация в ДРК.
Судан и Республика Южный Судан
Карта Судана http://www.200stran.ru/ |
Ситуация вокруг Судана и Республики Южный Судан (РЮС) наиболее сложная (если сравнивать ее с ситуациями в других странах региона) из-за противоречия между этими странами, неурегулированности конфликтов на их территории и влияния на них со стороны внешних сил.
Так, главной проблемой в отношениях между Суданом и Южным Суданом, которая возникла после того, как РЮС получил независимость в июле 2011 года (по итогам соответствующего референдума), остается проблема владения пограничными нефтеносными территориями, в первую очередь — районом Абьей. В 2011–2012 годах это спровоцировало серию пограничных конфликтов между двумя странами (в т. ч. с применением тяжелой техники и авиации), которые едва не переросли в масштабную войну. При этом ВС Судана взяли под контроль район Абьей и ряд других спорных территорий, часть из которых в дальнейшем отбили вооруженные формирования Южного Судана.
В то же время стороны прибегли к взаимному экономическому давлению с применением нефтяного фактора (основная часть нефти в регионе добывается на территории Южного Судана и транспортируется к терминалам на побережье Красного моря через Судан). В частности, руководство РЮС отказалось от распределения доходов за экспорт нефти по схеме 50 х 50 и выразило намерения лишь платить тарифы за ее транзит по суданской территории. В ответ Судан прекратил транспортировку южно-суданской нефти, что нанесло существенные экономические убытки обеим странам и обострило их социально-экономические проблемы.
Президент Республики Судан Омар аль-Башир http://tribuna.com.ua/ | Президент Республики Южный Судан Салва Киир http://rus.ruvr.ru/ |
Определенным образом эти противоречия были урегулированы в рамках пакета договоренностей, подписанных президентами Республики Судан Омаром аль-Баширом и Республики Южный Судан Салвой Кииром в сентябре 2012 года под давлением и при посреднических усилиях мирового сообщества (в первую очередь, США, КНР и СБ ООН). В частности, эти договоренности предусматривали делимитацию границы между двумя странами (в т. ч. распределение большей части спорных нефтеносных территорий), демилитаризацию пограничной зоны (отведение воинских подразделений сторон на расстояние не менее 100 км от общей границы), а также урегулирование вопросов, связанных с распределением нефтяных доходов и установление отношений между сторонами в банковской, хозяйственной и торговой отраслях. Правда, нерешенным остался один из основных вопросов о принадлежности района Абьей, который может перерасти в конфликт между сторонами.
Республика Судан и Республика Южный Судан http://www.profi-forex.org/ |
Более сложными стали также и внутренние проблемы Судана и Республики Южный Судан. Главной из таких проблем в Судане стало объединение оппозиционных сил страны на базе повстанческих группировок в суданском штате Дарфур и соседних провинций на севере страны. В частности, в конце 2011 года был создан так называемый «Революционный фронт Судана». В его составе — «Суданская народно-освободительная армия-Север», «Движение за справедливость и равенство», а также «Суданское освободительное движение», которые сосредоточились на борьбе против режима президента страны О.аль-Башира. При этом суданские оппозиционные силы поддерживались руководством РЮС, которое пыталось ослабить Судан с целью решить в свою пользу территориальные противоречия между двумя странами.
В ответ на активизацию выступлений оппозиции руководство Судана активизировало военные операции против повстанцев на территории штата Дарфур. Заботясь о своем имидже в глазах мирового сообщества, правительство Судана пошло на определенные уступки оппозиции, позволив отдельным ее лидерам вернуться в страну.
http://drugoi.livejournal.com/ |
Поддерживаемое Суданом, активизировалось повстанческое движение на территории Республики Южный Судан. В частности, так называемая «Армия освобождения Южного Судана» сосредоточилась на подрыве позиций южно-суданской власти и на ослаблении позиций ее силовых структур (в первую очередь в отстаивании интересов РЮС в борьбе за спорные территории).
В решении проблем региональной безопасности чрезвычайно важна роль миротворческой деятельности ООН в Судане и Южном Судане. Сегодня в регионе работают три миссии ООН, а именно:
- миссия ООН и Африканского Союза в Дарфуре, которая выполняет задание по стабилизации обстановки на севере Судана;
- временные силы ООН по обеспечению безопасности в районе Абией (UNISFA), созданные на основании Резолюции СБ ООН № 1990 от 27 июня 2011 года. В состав Миссии входят четыре военных наблюдателя от Украины;
- миссия ООН в Северном Судане (UNMISS), созданная на основании Резолюции СБ ООН № 1996 от 8 июля 2011 года (сменила предыдущую Миссию ООН в Судане — UNMIS в связи с отказом в дальнейшей поддержке правительства Судана после распада страны). Общая численность персонала этой Миссии составляет около 7 тыс. человек (гражданских и военнослужащих), включая четырех военных наблюдателей от Украины.
Украинские миротворцы направлены в Республику Южный Судан и спорный регион Абьей на границе между Суданом и Южным Суданом
В целом благодаря деятельности этих миссий удалось избежать масштабного вооруженного противостояния в Восточной Африке, которое могло существенно негативно повлиять на весь Африканский регион, отразиться на безопасности судоходства в Красном море, а также на мировом рынке энергоносителей.