Богдан Соколовский
В последнее время из-за агрессии России против Украины и издевательства над украинскими политическими заключенными, в частности, — Надеждой Савченко, дипломатические отношения между Украиной и Россией становятся не нормальными, а скорее какими-то «гибридными».
Стороны не решаются разорвать двухсторонние дипломатические отношения и этим создают прецедент в мире, когда жертва имеет развитую сеть дипломатических учреждений у страны-агрессора.
На первый взгляд, ситуация для Украины выглядит просто: рекомендуется разорвать (по крайней мере, серьезно сократить) дипломатические отношения с РФ, например, в счет расширения в странах ЕС в условиях критической экономии средств. Тем более, что у нас сейчас нет посла в РФ.
В случае таких шагов с нашей стороны РФ была бы вынуждена сама сократить свое диппредставительство, или же таким образом была бы искусственно создана асимметрия, то есть условия для депортации с нашей территории российских дипломатов.
Но это — «на первый взгляд». А как быть на самом деле, в частности, каким образом гарантировать права в РФ украинских граждан, не воспринимающих эту страну как врага (ведь, к сожалению, среди нас есть и оппоненты, и сторонники РФ), не знает практически никто. Как обеспечить права пусть даже небольшого количества людей, считающих себя украинскими гражданами и имеющих право рассчитывать на свое государство? Хотя, с другой стороны, не понятно, имеют ли возможность наши дипломатические учреждения в РФ обеспечивать права украинских граждан, тогда как наоборот — все гарантированно?
На все эти вопросы также нет однозначного ответа. Но, в любом случае ясно, что, за исключением консульских работников, должности дипломатов, которые должны заниматься экономическим, научно-техническим, культурным сотрудничеством и т. д., могут быть переведены в другие страны, поскольку этим дипломатам обеих стран нечем заниматься.
Как осуществляются украинско-российские дипломатические отношения именно сейчас, во время агрессии и преследования украинских граждан в России?
С первыми лицами представительства, кажется, все ясно: российский посол представляет интересы своего государства в Киеве, а вот украинского нет вообще, поскольку бывший посол давно покинул Москву. И какое это имеет значение в теперешних украинско-российских отношениях, когда против Украины полным ходом осуществляется российская агрессия!
Чем занимаются все остальные дипломаты, специализирующиеся на конкретных направлениях (экономика, наука, культура, информация и т. д.), кроме консульских сотрудников — не известно, поскольку они теперь не имеют возможности эффективно сотрудничать с соответствующими профильными учреждениями, ведь отношение к ним, в лучшем случае — не совсем дружеское.
В стране, которая сейчас выступает агрессором, по крайней мере, наши консульские сотрудники, работают в ненормальных условиях. Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, позорный случай с якобы письмом Президента Украины к Надежде Савченко. Кроме того, и здесь, и там консульские учреждения часто пикетируются, что не способствует работе консульских работников.
Поэтому украинско-российские дипломатические отношения все больше приобретают довольно странные и даже ненужные признаке и функцие. Многие (или все) дипломаты (как наши в России, так и их в Украине) просто не нужны, потому что от них сейчас совсем ничего не зависит. Исходя также из того, что в Украине и так не хватает средств для финансирования иностранных дипломатических учреждений, и мы еще не определились с интеграцией в ЕС и т. д., на время агрессии можно свернуть украинско-российские дипломатические отношения в пользу расширения дипломатической деятельности именно в странах ЕС. А наши интересы в России могут представлять дипломаты других государств — такая практика известна. Когда же придет время восстанавливать дипломатические отношения — больших проблем не будет, исходя из наших национальных интересов, потребностей и возможностей.
Возможно, нам также целесообразно сократить (или, по крайней мере, уменьшить) украинское дипломатическое присутствие в мире за счет его расширения в ЕС, США и других демократических странах — также в контексте рационального использования и обеспечения нашего движения в ЕС и вообще к демократии?
Да и стоит ли, за неимением средств, содержать в мире более 80 ограниченных посольств? Не целесообразнее ли иметь хоть и меньше, но таких, которые могли бы полноценно отстаивать украинские национальные интересы? То же касается и консульских работников. Такой опыт других стран известен.