Некоторое смягчение позиций Франции и ФРГ в отношении Российской Федерации на антитеррористической и экономической почве, недовольство Брюсселя и Берлина антимиграционной политикой стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), а также итоги парламентских выборов в Польше и местных — в Украине заметно усилили стремление правящих элит стран «Вышеградской четверки» отстаивать в первую очередь национальные интересы в условиях актуальных вызовов в безопасностной, а также в экономической и миграционной сферах.
Имеются ввиду, прежде всего, предсказуемые изменения во внешней и внутренней политике правительства Республики Польша, где по итогам парламентских выборов 25 октября с. г. вся полнота власти, впервые за весь посткоммунистический период, перешла к одной политической силе — национал-консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС).
По оценкам экспертов, избрание президентом Республики Польша в мае 2015 года выдвиженца этой же партии Анджея Дуды и назначение на должность премьер-министра Польши абсолютно лояльного заместителя главы ПиС Беаты Шидло заметно усилило роль лидера национал-консерваторов Ярослава Качиньского как фактически «теневого» руководителя польского государства. Первичный анализ состава нового правительства свидетельствует о наличии в нем давних и лично преданных соратников этого политика — первого вице-премьера, руководителя ведомства культуры Пиотра Глинского, министров национальной обороны, внутренних дел и по взаимодействию с парламентом, соответственно, Антони Мацеревича, Мариуша Блащака и Адама Липинского, координатора деятельности спецслужб Мариуша Каминского, руководителя канцелярии премьер-министра Беаты Кемпы.[1]
Кое-кто из западных аналитиков прогнозирует, что такие кадровые изменения, а также определенная электоральная зависимость партии «Право и справедливость» от кресовьяцкого окружения и наличие в рядах новой правящей партии достаточно агрессивного украинофобского крыла может сохранить в ней непримиримый в отношении либеральных и левоцентристских оппонентов курс на построение «Четвертой республики» путем фактического признания примата национального права над европейским, установления более тесных отношений между государством и костелом, осторожного дистанционирования от ФРГ и более активной эксплуатации евроскептической риторики, а также послабления лоббистской активности в украинском вопросе во внешней политике Республики Польша и Европейского Союза.
Кроме того, что будут отвлекаться ресурсы на частичное выполнение предвыборных обещаний в социальной сфере, на развитие национального ОПК и модернизацию вооруженных сил, национал-консерваторы попытаются продемонстрировать более динамичную внешнюю политику, направленную на укрепление союзнических отношений с США и расширение американского присутствия в Центральной и Восточной Европе и Балтии, как основной гарантии безопасности стран региона от имперских посягательств Кремля, постепенную институализацию «санитарной границы» между Западом и Россией путем формирования Балто-Чорноморско-Адриатического блока государств, основой которого должен стать «восточноевропейский Бенилюкс» — Польша-Украина-Румыния. В то же время Варшава попытается найти компромисс с Берлином в спорных вопросах, связанных с миграционным кризисом (прежде всего, относительно обязательных квот на распределение беженцев между странами-членами ЕС). В пользу такого прогноза свидетельствует и назначение на должность министра иностранных дел РП «архитектора» внешнеполитической стратегии ПиС Витольда Ващиковского.
Сегодня наблюдается сближение позиций Польши, Словакии и Чехии по «украинской проблематике», если брать во внимание более решительную поддержку Братиславой и Прагой Украины в ее противостоянии с Россией.
В частности, в последнее время, с приближением парламентских выборов, назначенных на март 2016 года, в отношениях между Словакией и Украиной наблюдается тенденция консолидации позиций президента Андрея Киски (представителя правоцентристских сил) и премьер-министра Роберта Фицо (лидера правящей левоцентристской партии «СМЕР — социальная демократия», которая пользуется самым высоким уровнем электоральной поддержки среди партий стран региона ЦВЕ, — приблизительно 40 %) в контексте их поддержки евроинтеграционных устремлений официального Киева.
В то же время позитивной трансформации стереотипов по отношению к Украине в словацком политикуме и обществе способствовал также миграционный кризис, побудивший правительство Словацкой Республики занять достаточно критическую в отношении Брюсселя/Берлина позицию в этом вопросе, в том числе и из-за предвыборных рассуждений словацких левоцентристов. В частности, Р. Фицо в сентябре с. г. заявил о несправедливости сложной процедуры получения гражданами Украины шенгенских виз на фоне требований Брюсселя о необходимости приема Словакией беженцев из стран Ближнего Востока.
В то же время кабинет министров Словакии в некоторой мере отказывается от присущей ему ранее скептической позиции, касающейся усиления обороноспособности страны из-за возникшей опасности для стабильности в центрально-восточноевропейском регионе со стороны непредсказуемого режима В. Путина. К тому же дрейф позиции словацкой стороны усиливается недовольством Р. Фицо договоренностями по линии Берлин-Москва о строительстве второй ветки «Северного потока», который может нивелировать транзитные возможности Словакии и Украины. В этой связи правительство Словацкой Республики оказывает наиболее действенную среди стран-членов ЕС поддержку Украине в вопросе диверсификации путей поставок энергоресурсов. В частности, словацкая сторона модернизирует газопровод «Вояны-Ужгород», увеличивая мощность до 55-57 млн куб. метров за сутки (проектная мощность — 27 млн м3/сутки, а нынче по нему уже транспортируется приблизительно 40 млн куб. метров газа в течение суток).
Кроме того, Братислава активно готовится к предстоящей роли председателя в Европейском Союзе во второй половине 2016 года, планируя повысить свой международный престиж и усилить свое влияние на выработку украинского направления внешней политики Брюсселя. При этом словацкое руководство рассчитывает на эффективное взаимодействие с Украиной как непостоянным членом Совета Безопасности ООН, прежде всего в плоскости координации мероприятий по стабилизации безопасностной ситуации и продвижению процессов демократизации в Восточной Европе, а также для продвижения соответствующих проектов в нашем государстве и других странах-участницах Программы ЕС «Восточное партнерство», как одного из основных приоритетов предстоящего словацкого руководства в Евросоюзе.
Позиция правящих кругов Чехии в украинском направлении внешней политики все еще неоднозначна. Ей присущи заметные противоречия в деле оценки ситуации в Украине и определения перспектив развития двухсторонних отношений между пророссийским президентом Милошем Земаном и по большей части прозападно настроенным чешским правительством Богуслава Соботки.
Значительная часть чешских правительственных чиновников и экспертов полагает, что слабой стороной «минского переговорного процесса» является репрезентация в нем Запада (читай — Европейского Союза) двумя самыми большими торговыми партнерами Российской Федерации (ФРГ и Францией), а не гарантами выполнения Будапештского меморандума (США и Великобританией). При этом Европейский Союз с помощью «минских договоренностей» стремится урегулировать российско-украинский конфликт мирным путем, тогда как Россия рассматривает эти договоренности как инструментарий агрессивного военно-политического давления на Украину и «замораживания» конфликта.
В рамках своего нынешнего руководства в «Вышеградской четверке», правительство Чехии инициировало ряд мероприятий, направленных на активизацию сотрудничества в формате «В-4 + Украина». Одним из них является состоявшееся 13 октября с. г. в г. Черновцы заседание на уровне заместителей министров образования и иностранных дел стран-участниц «четверки» и Украины, а также конференция «Финансовая поддержка высшего образования и науки». Невзирая на негативную позицию руководства Чешской Республики в вопросе притока нелегальных мигрантов в страны-члены ЕС, официальная Прага намеревается упростить процедуру получения разрешения на пребывание в чешском государстве квалифицированных специалистов из числа граждан Украины: сегодня правительством Чехии разработан пилотный проект упрощенного предоставления национальных виз для соответствующих категорий работников. Его разработку инициировал вице-премьер и глава министерсва финансов Чехии Aндрей Бабиш, аргументируя свою позицию позитивным опытом сотрудничества чешских работодателей с гражданами Украины и ментальным сходством украинцев и чехов, и их культурных традиций.
В политике официального Будапешта на украинском направлении сегодня определяющим фактором является стремление руководства Венгрии использовать весомые достижения на местных выборах в Закарпатской области (25 октября с. г.) объединенного блока проугорских организаций — КМКС Партии венгров Украины (в переводе аббревиатуры КМКС с венгерского — Общество венгерской культуры Закарпатья/ТУКЗ/) в интересах постепенной автономизации данного региона и его закрепления в венгерской сфере влияния.
В значительной степени благодаря позиции правительства Виктора Орбана на примирение КМКС и «Демократической партии венгров Украины» (ДПВУ), альянс КМКС-ДПВУ безоговорочно победил на выборах в Береговский городской совет. Значительно опередив конкурентов, он образует в Закарпатском областном совете фракцию из 8-ми депутатов, за которых отдали свои голоса 9 % (40 тысяч) жителей региона. При этом КМКС и ДПВУ получили суммарно больше всех депутатских мандатов в Береговском (соответственно 12 и 6 из 34-х), Виноградовском (7 и 4 из 36-ти) и Ужгородском районных советах (8 из 36-ти). Кандидат от ДПВУ на выборах городского главы г. Берегово Золтан Бабяк был переизбран на второй срок голосами 81,5 % избирателей. Кандидаты по спискам этих партий попали также в городские советы городов областного значения: Ужгорода, Мукачево и Хуста.
В это же время в самой Венгрии, ввиду миграционного кризиса, обостряется противостояние между правящей национал-консервативной партией ФИДЕС — Венгерский гражданский союз (ФИДЕС-ВГС) и праворадикалами из ксенофобской и пророссийской партии «Йоббик», которая стремится составить конкуренцию партии В. Орбана на предстоящих парламентских выборах.
В таких условиях глава правительства вынужден радикализовать свою позицию по ряду чувствительных для венгерского общества направлений внешней политики, прежде всего в контексте миграционного и ядерно-энергетического вопросов, позиционируя себя в виде основного оппонента Брюсселя/Берлина, наиболее активно отрицая перспективу размещения и квотирования мест для нелегальных беженцев среди стран-членов ЕС, а также обвиняя ФРГ и непосредственно канцлера А. Меркель в искусственном провоцировании миграции из стран Ближнего Востока. О решительности Будапешта в этом вопросе свидетельствуют планы правительства Венгрии внести изменения в госбюджет, которые предусматривают увеличение расходов (на $ 220 млн) на сооружение защитной стены на венгерско-сербской границе и содержание беженцев в специально обустроенных лагерях.
Что касается «украинского вопроса», то в политике нынешнего правительства Венгрии будут преобладать тенденции относительно: дальнейшего формирования необходимых предпосылок для создания венгерской национально-территориальной автономии на территории компактного проживания закарпатских венгров посредством предоставления венгерского гражданства по упрощенной процедуре; выполнения экономических программ Э. Векерле и Э. Эгана по поддержке и кредитованию фермерских хозяйств местных венгров; углубления сотрудничества Будапешта и местных венгерских структур с русинскими организациями, в частности, в рамках активизации деятельности основанной в апреле с. г. Межнациональной ассамблеи Закарпатья, а также депутатов Европейского парламента от Венгрии, в частности, председателя подкомитета ЕП по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств Л. Тёкеш, сохранения и усиления своего влияния на закарпатских этнических венгров на территории их компактного проживания.
Таким образом, по мнению экспертов «Борисфен Интел», на нынешнем этапе в Центрально-Восточной Европе интересы стран-членов «Вышеградской четверки» ситуативно совпадают. Так как им необходимо сформировать совместные подходы в ответ на ключевой для стран региона вызов — миграционный кризис в ЕС. Правящим элитам этих стран необходимо определиться со своей позицией в отношении российско-украинского конфликта, определить единый для Запада курс по противодействию реваншистским шагам Кремля и нейтрализовать вероятную военную угрозу со стороны России.
Кроме этого, временно доминирующий внутри упомянутых стран антимиграционный дискурс определенным образом может усилить проукраинские настроения, с учетом более лояльного отношения политических и общественных кругов, и населения стран Центрально-Восточной Европы к украинским мигрантам, чем к выходцам из стран Ближнего Востока.
В то же время высокие показатели на местных выборах в Закарпатской области (25 октября с. г.) объединенного блока провенгерских организаций могут стать почвой для формирования необходимых предпосылок в плане создания венгерской национально-территориальной автономии на территории компактного проживания закарпатских венгров.
[1] Части указанных политиков в течение восьмилетнего правления их предшественников-либералов из «Гражданской платформы» (2007-2015 гг.) правоохранительные органы Польши предъявляли подозрения в злоупотреблении служебным положением и политически мотивированных преследованиях оппонентов на должностях руководителей Службы военной контрразведки, Министерства юстиции и Центрального антикоррупционного бюро, а М. Каминский даже получил судебный приговор — 3 года лишения свободы с отсрочкой отбывания наказания.