2 декабря 2015

Мотивы сирийской кампании Путина (часть 2)

Алексей Волович

 

Часть 2

Информационные провокации Москвы

В своем выступлении на пресс-конференции по завершении саммита G-20 в Анталье В. Путин обвинил некоторые страны «двадцатки» в заключении нефтяных сделок с ИГИЛ. Так, говоря об источниках финансирования джихадистов, В. Путин сообщил, что на спутниковых снимках «ясно видно, какие масштабы приобретает незаконная торговля нефтью и нефтепродуктами». По словам российского президента, колонны автоцистерн, изображенные на этих снимках, растянуты на десятки километров. При этом никаких доказательств того, что это топливо поставляется именно странам «двадцатки», глава РФ не предоставил, заявив лишь, что ИГИЛ получает финансирование от 40 стран. 24 ноября, комментируя атаку сирийских истребителей на российский бомбардировщик Су-24, В. Путин обвинил Турцию в использовании нефти с месторождений, которые находятся под контролем ИГИЛ. В российских СМИ утверждается, что второй страной по масштабам перепродажи нелегальной нефти является Иордания, однако не известно — обсуждал ли В. Путин этот вопрос с королем Абдаллой ІІ во время встречи с ним 24 ноября в Сочи. Ранее Анкара и Вашингтон обвинили режим Б. Асада в закупках нефти у «Исламского государства». Но в Москве и Дамаске на эти обвинения никак не отреагировали.

Но самое удивительное, что в российских СМИ появились обвинения и Украины в закупках нелегальной нефти от ИГИЛ. Так, в статье «Киев финансирует ИГ?», опубликованной на сайте российского интернет-издания «Столетие»,[1] некий малоизвестный автор Б. Вишневецкий (под этим именем в Интернете не удается обнаружить ни одной другой статьи), ссылаясь на «очень компетентных экспертов» сайта «Одесса-антимайдан» (это российский домен JSC DBA RU - CENTER. Регистрация 2014-04-14. IP сервера 176.31.8.150. Это прокси в France, Alsace, Strasbourg), утверждает, что «через одесский порт, который находится под полным контролем американского ставленника М. Саакашвили, осуществляются нелегальные поставки нефти, добываемой ИГИЛ». Далее в статье сообщается, что нелегальная нефть ИГИЛ якобы с разрешения Турции поставляется в Одесский порт малыми танкерами. Но при этом ничего не говорится о том, в каких портах и каких стран идет загрузка этих украинских «малых танкеров»? Об этом российские дезинформаторы почему-то не сообщают. Да и разве можно сообщить о том, чего нет в действительности.

Через подконтрольные СМИ Кремль обвиняет Украину и в поставках вооружений террористам ИГИЛ через посредников. Сообщалось о задержании предположительно в средине ноября в Кувейте ливанца Усамы Хаята, который якобы совершал сделки по закупке вооружений в Украине, в частности, переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК FN-6) китайского производства, и отправлял их через Турцию для боевиков сирийской оппозиции. Сообщалось также о поставках террористам через Саудовскую Аравию при участии польской компании «Level 11» спаренных 23-мм зенитных установок ЗУ-23-2. Некоторые виды вооружений (гранатомёты и телекоммуникационное оборудование) закупалось для сирийской оппозиции и террористов якобы через компанию, зарегистрированную в Украине, владельцем которой является также арестованный в Кувейте сириец Абделькерим Салем.

20 ноября с. г. концерн «Укроборонпром» официально заявил, что не имеет отношения к поставкам из Украины переносных зенитно-ракетных комплексов или другой техники «Исламскому государству». При этом сообщалось, что Украина никогда не закупала у Китая ПЗРК FN-6. Подобное заявление сделало также Министерство обороны Украины, при этом не исключалось, что упомянутые вооружения могли продавать и пророссийские боевики на Донбассе, которых Россия с избытком обеспечивает разнообразными современными вооружениями.

В российских СМИ постоянно муссируется тема сотрудничества украинских националистов с арабскими террористами ещё со времен войны в Чечне. Утверждается, что в настоящее время в рядах сирийской вооруженной оппозиции находится несколько сот украинских граждан, преимущественно крымских татар, членов партии Хизб ат-Тахрир.

Тот факт, что крымские татары воюют в Сирии на стороне оппозиции, председатель Меджлиса крымскотатарского народа, М. Джемилев признал ещё в сентябре 2013 года. В то же время он подчеркнул, что Меджлис не поддерживает их выезд в Сирию и отметил, что те, кто поехал воевать в Сирии, являются сторонниками нетрадиционного для крымских татар течения в Исламе.

В вышеупомянутой статье Б. Вишневецкого утверждается, что недавно экс-министр МВД Украины В. Захарченко якобы сделал следующее «сенсационное» заявление: «Как стало известно на днях из документов, полученных мной по неофициальным каналам, СНБОУ, возглавляемый главным организатором государственного переворота на Украине в 2014 году А. Турчиновым, 13 октября 2015 года принял решение отправить в Сирию, в ряды вооруженной оппозиции, украинские добровольческие батальоны. Об этом решении секретарь СНБО А. Турчинов сообщил в своем письме от 16.10.2015 г., № 417/9-8-7 министру внутренних дел А. Авакову, министру обороны С. Полтораку и командиру Добровольческого Украинского корпуса «Правый сектор» А. Стемпицкому». Однако возникает вопрос: зачем А. Турчинову информировать А. Авакова и С. Полторака о принимаемых в СНБО решениях, если они являются его членами?

Автору этого насквозь фальшивого «документа» следовало бы знать, что украинское законодательство запрещает гражданам Украины участвовать в вооруженных конфликтах за рубежом. В частности, статьей 447 Уголовного кодекса Украины предусмотрено наказание за наемничество на срок от 5 до 10 лет. И потом, зачем нам посылать добровольцев на Ближний Восток, когда у нас есть созданный Россией свой «ближний восток» на Донбассе?

Что ж, мы уже привыкли к тому, что одной из составляющих «гибридной войны» России против Украины являются информационно-психологические операции Кремля, но похоже, что фантазия их разработчиков истощается, поскольку эти операции становятся все более примитивными и все меньше людей, как украинцев, так и россиян, попадают в их дырявые сети…

 

Попытка отвлечь внимание россиян от экономических проблем

Основная цель Путина поднять рейтинги своей популярности, в условиях, когда десятки миллионов россиян страдают от наростания социально-экономических проблем, усиленных международными санкциями и изоляцией. В случае успешного результата военных операций и дипломатических маневров РФ в Сирии, в Кремле надеются если не на полное снятие международных санкций, то хотя бы на их послабление. А санкции и снижение цен на нефть на мировом рынке уже принесли России весьма ощутимый урон и убытки. По данным консалтинговой фирмы McKinsey в Москве, сегодня Россия переживает более тяжелый финансовый и экономический кризис, чем в 1998 и 2008 годах.

Как следует из отчета Министерства финансов РФ об исполнении бюджета за I-е полугодие текущего года, экономический спад в России во втором квартале 2015 г. составил 4,6 %, доходы от продажи газа и нефти в бюджете впервые с 2010 года снизились на сумму 727 млрд. рублей. Основной причиной этого является падение цены на нефть на мировом рынке почти вдвое — с 107,3 долл. до 57 долл. за баррель. В общей сложности доходы федерального бюджета сократились на 2,5 % ВВП, что в денежном выражении составляет приблизительно 650 млрд. рублей.

Согласно прогнозам Центра развития ВШЭ РФ, если цена на нефть в ближайшие 3 года сохранится на уровне 50 долл., то Резервный фонд РФ иссякнет уже в первом полугодии 2017 года.[2] Однако это может случиться значительно раньше, поскольку по различным прогнозам цены на нефть могут уменьшиться даже до 20 долл. за баррель. Для России это будет просто катастрофой.

По мнению многих экспертов и обозревателей, санкции США и ЕС против России являются пока что достаточно «мягкими», однако в экономическом секторе России эти меры уже нанесли весьма ощутимый урон. По оценкам экспертов, из-за международных санкций Россия потеряла 98 млрд евро: 23 млрд в 2014 году и 75 млрд в 2015 году по состоянию на первое сентября. За время действия международных ограничений, капитализация фондового рынка России упала с 766 млрд до 498 млрд долл., а курс рубля упал вдвое.[3]

Однако социально-экономическая ситуация в России стала критической ещё задолго до снижения цен на нефть и введения санкций. Просто до сих пор удавалось сводить концы с концами благодаря сверхприбылям от реализации огромных сырьевых ресурсов России и прежде всего энергетических. 2013 год был вполне благоприятным для российской экономики, однако уже тогда она находилась в состоянии длительной стагнации. В качестве иллюстрации приведем некоторые данные из доклада председателя Комитета по обороне Госдумы РФ В. Комоедова «Что угрожает России», с которым он выступил 14 февраля 2013 года на научно-практической конференции «Военная безопасность России: ХХI век». В своем докладе В. Комоедов так характеризует социально-экономическую ситуацию в России по состоянию на 2013 год:

«Современная Российская Федерация, к сожалению, представляет собой сырьевой придаток чужой экономики. У нас огромные вымирающие территории….Россия переживает духовный, моральный, нравственный кризис. Это реальная опасность будущему страны, ее государственности, положению в мире иролив мировой цивилизации. Государство сегодня не имеет общенациональной идеи, скрепляющей общество. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили Россию от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес не изобретает и не создает, а торгует сырьем либо импортными товарами». К сожалению, ситуация в России мало чем отличается от ситуации в Украине.

Далее в докладе В. Комоедова читаем: «Только 25 млн из 140 млн (реально 128 млн — А. В.) населения России занято в производственной сфере, остальные 100 млн. только потребляют продукты производства. На каждого работающего в производстве приходится 67 потребителей. За последние годы 40 тыс. российских сел обезлюдели. По официальным данным в 2011 году насчитывалось 4 млн бомжей и 40 млн. алкоголиков — треть населения страны (!!!). В настоящее время в России более 1 млн. заключенных, больше чем в 1937 году. Средняя продолжительность жизни составляет — 64,8 года. Даже на Кубе она составляет 79 лет. На 1000 браков — 600 разводов. За последние годы количество чиновников выросло на 70 %. Научные исследования сократились на 40 %, а количество научных сотрудников на 50 %». [9]

Эти данные дают четкий ответ на вопрос-что и кто угрожает России? России угрожает антинародный клептократический режим, но отнюдь не НАТО, не США и тем более не «украинские бандеровцы», как нынче пугают россиян московские власти. Вместо того, чтобы наводить порядок у себя дома, Кремль вливает огромные средства в раздутый военный бюджет (по данным SIPRI в 2015 г. — 84,5 млрд долл.), в Крым, «Лугандонию», а теперь уже и в проведение военных операций в Сирии, которые обходятся российской казне по 4 млн долл. в день.

Отвлекать внимание населения России от плачевного состояния российской экономики за счет бряцания оружием и разных внешних авантюр слишком долго невозможно. Рано или поздно В. Путину придется отвечать за результаты своей экономической политики на протяжении последних 15 лет. Как, например, он сможет объяснить, что Россия — такая огромная страна-континент с богатейшими природными ресурсами занимает седьмое место в мире по объёму ВВП (3,5 трлн долл.), пропустив перед собой Китай (18,0 трлн долл.), США (17,3 трлн долл.), Индию (7,4 трлн долл.), Японию (4,7 трлн долл.) и Германию (3,7 трлн долл.)?

 

Сирия не станет козырем для торга  

Если задать риторический вопрос — какой фронт для В. Путина важнее- украинский или сирийский?, — то, по моему убеждению, несомненно украинский. Как сказал российский политолог А. Пионтковский, «пока Путин у власти, до последнего дня, до последнего дыхания своей политической жизни, он будет продолжать попытку удушения Украины всеми средствами, которые будут у него в распоряжении». И вот почему. Утрата контроля над Украиной, предоставление Украине возможности стать цивилизованным европейским государством представляет для клептократического режима В. Путина смертельную угрозу, в то время как утрата влияния на Дамаск такой угрозы естественно не представляет. Поэтому украинская и сирийская авантюры Путина тесно взаимосвязаны, при этом сирийская авантюра играет вспомогательную роль в качестве возможности торга за счет уступок Запада в вопросе о суверенитете Украины.

В. Путин будет готов сделать уступки в вопросе по Сирии, взамен уступок Запада по вопросу об Украине. Какие уступки готов сделать В. Путин по вопросу о Сирии? Учитывая, что основным противоречием в вопросе мирного урегулирования сирийского кризиса является дальнейшая судьба и роль президента Б. Асада, то думается, что В. Путин сдаст его «ничтоже сумняшеся», если Запад закроет или хотя бы прикроет глаза на действия В. Путина в Украине и снимет санкции или сделает их номинальными и формальными. Рано или поздно В. Путин вынужден будет сдать Асада, поскольку у него не хватит сил и ресурсов оставить его во власти ещё на несколько лет. К тому же, по всем признакам Запад вряд ли согласится, чтобы Б. Асад вообще был допущен до будущих президентских выборов в недавно очерченном в Вене процессе мирного урегулирования, тем более, что он и так уже является президентом Сирии в течение 15 лет. Предвидя неизбежность этого исхода, Москва уже давно контактирует с «умеренной сирийской оппозицией» в надежде, что ей удастся найти замену Б. Асаду и сохранить свое присутствие и влияние в Сирии.

Исходя из вышесказанного, нет никаких оснований полагать, что В. Путин увязнет в Сирии и оставит в покое Украину. К сожалению, этого не будет. Краткое перемирие на Донбассе в сентябре и октябре служило лишь улучшению имиджу В. Путина как «миротворца» перед его выступлением на Генеральной ассамблее ООН. На данный момент, когда для Европы и всего мира главной проблемой стал терроризм и внимание мировой общественности несколько ослабло по отношению к украинско-российской конфронтации, Кремль может запустить новый виток агрессии со стороны ДНР и ЛНР и таким образом сорвать даже не выгодные и унизительные для Киева Минские соглашения с целью замораживания конфликта и в лучшем случае сохранения существующего статус-кво.

Пусть у В. Путина не вышло пока с реанимацией или созданием «Новороссии», но он имеет теперь плацдарм для истощения Украины с возможностью расширения этого плацдарма при удобном случае, например, если с опорой на пятую колонну удастся ослабить центральную власть в Киеве. К тому же, до тех пор пока на оккупированных территориях Украины в Крыму и на Донбассе будут находиться российские оккупационные войска ни о вступлении в ЕС, ни в НАТО не может быть и речи.

В этих условиях объективно Россия не заинтересована в мирном урегулировании в Сирии если не будет гарантии дальнейшего пребывания у власти Б. Асада или ему подобного пророссийского политического деятеля. С другой стороны, учитывая, что Запад будет стремиться привести к власти прозападные сирийские политические силы, то гражданская война в многострадальной Сирии может продолжаться еще неопределенно долго, скажем, как в Ираке, где она продолжается уже 12 лет, или в Израиле, где конфронтация между палестинцами и израильтянами длится уже 70 лет.

Начав военные операции в Сирии, кремлевские стратеги рассчитывают, что имидж сильной России, играющей весомую роль в разрешении международных конфликтов, будет положительно воспринят большинством населения страны. Скорее всего, это так и будет.

Но если В. Путин вовремя не остановится и не выведет свой военный контингент из Сирии, то продолжительное военное вмешательство Москвы в Сирии может засосать её в трясину войны на долгие годы и привести к весьма драматическим и печальным последствиям, как это было во время советской интервенции в Афганистане.

В. Путин также рассчитывает, что участие российских Воздушно-космических сил в борьбе против ИГИЛ будет «достойно» оценено Западом и в качестве «вознаграждения» он получит послабления в вопросе о ситуации на Донбассе. Однако этим расчетам В. Путина не суждено сбыться. Так, 19 ноября заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс четко заявил, что координация действий США и РФ в борьбе против ИГИЛ отнюдь не повлияет на позицию Вашингтона относительно ситуации в Украине. «Мы не видим никакой связи между украинским вопросом и ситуацией в Сирии. Санкции на Россию были наложены не из-за Сирии, а из-за Украины и за то, что Россия нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины». Выступая 17 ноября на саммите АТЭС в столице Филиппин, Б. Обама заявил, что Россия «должна прекратить поддержку сирийского диктатора Б. Асада и переключиться на борьбу с ИГИЛ». По словам Б. Обамы, «российские авиаудары в Сирии только помогли террористам ИГИЛ».

 

Таким образом, ставка В. Путина на сотрудничество с США в вопросе общей борьбы против ИГИЛ взамен выхода из изоляции и снятия или хотя бы ослабления санкций, не удалась. Кроме Б. Обамы об обязательствах В. Путина по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины ему на саммите G-20 в Турции напомнили также канцлер ФРГ А. Меркель, премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон, премьер-министр Канады Дж.Трюдо и премьер-министр Италии М. Ренци.

В кулуарах саммита G-20 лидеры стран Запада в Турции договорились о продлении санкций против России еще на шесть месяцев-до июля 2016 года. Официальное решение о продлении санкций Евросоюза против России будет принято на саммите ЕС 18 декабря. Торговать Украиной с В. Путиным никто не будет. Лидеры ведущих западных стран четко продемонстрировали, что в вопросах санкций они не пойдут на пересмотр своей политики по отношению к украинско-российскому конфликту на Донбассе под влиянием ситуации в Сирии.

 

 



[1] Киев финансирует ИГ? // http://www.stoletie.ru/

[2] Минфин зафиксировал бюджетный кризис в России //http://www.profi-forex.org/

[3] Как международные санкции навредили России. //http://ru.tsn.ua/