Алексей Волович
Торговый путь «из варяг в греки» остается актуальным еще со времен Киевской Руси. Идея и проект создания Балтийско-Черноморского альянса восточноевропейских государств существует и разрабатывается украинскими, польскими и литовскими геополитологами уже более 100 лет. Страны, расположенные на Балтийско-Черноморской оси, все христианские и их нации имеют давние европейские культурные традиции. Это Швеция, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Украина, Беларусь (которая пока строит «союзное государство» с РФ), а также Чехия, Словакия, Венгрия, Молдова, Румыния, Болгария и Грузия. Если бы к этим странам присоединились две мусульманские страны — Азербайджан и Турция, — то возможный союз упомянутых государств был бы самодостаточным и мощным, поскольку их общий ВВП вдвое превышал бы ВВП России.
Исторический экскурс
В конце XIX — начале ХХ века украинские политические и общественные деятели Юлиан Бачинский (1895 г.), Николай Михновский (1900 г.) и Степан Рудницкий (1923 г.) делают первые попытки в разработке Балтийско-Черноморской геополитической концепции. Во времена УНР выдающийся украинский историк и глава Центральной Рады М. Грушевский изложил идею создания Балтийско-Черноморского альянса в своей работе «Ориентация черноморская» (1918 г.). Общественный деятель, писатель, публицист и идеолог украинского национализма Юрий Липа создал геополитическую «Черноморскую доктрину» (1940 г.), в которой указывал на историческую общность народов, населяющих побережья Балтийского и Черного морей. Ю. Липа склонялся к созданию Балтийско-Черноморской федерации в составе Украины, Польши, Литвы и Беларуси.
Впервые Балтийско-Черноморский союз (БЧС) был создан в августе 1919 года на конференции под Ригой. Подписи под документом поставили делегации Польши, Украины, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы. Программа БЧС, разработанная главой МИД Латвии Зигфридом Мейеровицем, содержала планы оборонного союза, интеграции экономических систем, общей банковской и монетарной систем, политической конвенции о взаимной поддержке и совместной внешней политике, обеспечении свободного пути следования от Балтийского моря до Черного. Но по ряду различных причин этому проекту не суждено было сбыться.
Значительный вклад в разработку проекта БЧС сделали польские политики и чиновники. Так, предложенная в двадцатых годах прошлого века маршалом Польши Юзефом Пилсудским конфедерация в составе Польши, Литвы, Беларуси и Украины должна была возродить многонациональную Речь Посполитую в противовес доминированию в Восточной Европе Германии и России. Против этой идеи в то время выступили СССР и все западные государства, за исключением Франции.
К разработке проекта БЧС в той или иной степени были причастны также польский министр иностранных дел Юзеф Бек, генерал Владислав Сикорский, лидер правонационалистической партии — Конфедерации независимой Польши Лешек Мочульский и другие.
Следует упомянуть также, что впервые новую концепцию взаимоотношений с украинцами, литовцами и белорусами сформулировал выдающийся польский мыслитель Юлиуш Мирошевский, который обосновал необходимость освобождения от России Украины, Литвы и Беларуси. Эта концепция получила название линии Гедройца-Мирошевского и стала основой современной восточноевропейской дипломатии Польши.
Концепция Междуморья созвучна и с выдвинутой в начале 1990-х гг. идеей экс-президента Польши Леха Валенсы «НАTO-бис». В марте 1993 года в Польше вышла книга Томаша Шчапаньского «Междуморье», в которой автор преподносит геополитическую характеристику региона, рассматривает различные варианты формирования Балтийско-Черноморского союза и прогнозирует его возможные отношения с Россией, Западной Европой и Скандинавией.
Впервые после развала СССР с инициативой активизации Балтийско-Черноморского сотрудничества на государственном уровне выступил тогдашний президент Литвы А. Бразаускас на саммите 1997 года в Вильнюсе. С 2 по 5 мая 2006 г. в Вильнюсе проходила международная конференция «Общее видение общего соседства», посвященная проблемам Балтийско-Черноморского сотрудничества. Как отмечала первый премьер-министр Литовской Республики после восстановления независимости Казимира Прунскене: «Я не теряю надежды, что Балтийско-Черноморский альянс — не только наше историческое прошлое со времен Великого Литовского княжества. Определенные исторические мотивации остались до сих пор».
В 1992 г. Белорусский Народный Фронт (Зенон Позняк) выдвинул идею создания Балтийско-Черноморского союза как буферного международного образования без военных баз НАТО и России. Однако Москва опередила создание БЧС путем поддержки марионеточного режима А. Лукашенко и уничтожения белорусского суверенитета под видом развития так называемого «союзного российско-белорусского государства», которое уже строится более 20 лет. В 2010 году в Беларуси возник проект «Новая Речь Посполитая», целью которого является создание «Народной Республики» в составе Польши, Беларуси, Литвы, Латвии и Украины.
В феврале 1993 года президент Л. Кравчук выступил в Будапеште с инициативой о создании зоны стабильности и безопасности в регионе Центральной и Восточной Европы. Предполагалось, что в нее должны войти государства Балтии, Украина, Беларусь, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, а также Болгария и Румыния. В апреле 1993 г. в Киеве был подготовлен проект создания Центрально-Восточноевропейского пространства стабильности и безопасности (ЦВПСБ), которое должно было действовать под лозунгом «Безопасность для себя — через безопасность для всех».
В 1994 г. в Киеве создается Лига партий стран Междуморья, которая должна была генерировать идею Балтийско-Черноморского альянса как зоны стабильности и безопасности. 10-11 сентября 1999 г. в Ялте состоялся саммит под названием «Балтийско-Черноморское сотрудничество: в интегрированную Европу ХХI века без линий распределения», где обсуждались вопросы активизации многостороннего сотрудничества на просторах между двумя морями. Выступая на этом саммите, президент Л. Кучма сказал: «Балтийско-Черноморская ось может и должна стать одним из консолидирующих и стабилизирующих стержней новой Европы, и, следовательно, неотъемлемой ее составляющей». Однако, формализации и институционализации Балтийско-Черноморского сотрудничества во время саммита в Ялте не произошло.
Частично принципы БЧС были реализованы в политическом, институциональном и экономическом измерениях путем создания Вышеградской группы (1991 г.), ГУУАМ (1997 г.) и Сообщества демократического выбора (2005 г.).
Потребность реализации сегодня проекта БЧС
В 2015 году идея создания Балтийско-Черноморского альянса получила новое звучание после того, как новоизбранный президент Польши Анджей Дуда неоднократно заявлял, что намерен предложить главам государств Центрально-Восточной Европы создать «партнерский альянс государств» от Балтийского до Черного и Адриатического морей. Накануне инаугурации 6 августа 2015 г. А. Дуда высказался за создание Балтийско-Черноморского альянса государств в составе Польши, Украины, Беларуси, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Венгрии, Румынии, Болгарии, Словакии, Чехии и шести стран бывшей Югославии. При этом А. Дуда выразил готовность обсудить эту идею путем проведения встреч с главами государств Центральной и Восточной Европы. Собственно, Анджей Дуда продолжил дело, начатое президентом Польши Лехом Качиньским, который незадолго до своей гибели в авиакатастрофе под Смоленском предлагал провести международную конференцию о «Междуморье», исходя из тех изменений в Украине, которые произошли после Оранжевой революции 2004 года.
Полагаю, имеется два важных момента относительно этой инициативы Анджея Дуды. Важно то, что впервые в истории Европы с инициативой создания Балтийско-Черноморского альянса выступил президент наиболее экономически мощной и политически влиятельной страны Восточной Европы, являющейся стратегическим партнером Украины. Однако возникает вопрос: почему именно президент Польши, которая уже является членом Европейского Союза и НАТО, предлагает создать Балтийско-Черноморского альянс?
Во-первых, как представитель праворадикальной партии «Право и справедливость», А. Дуда должен был учитывать, что электорат этой партии имеет определенные антигермански и антироссийские сантименты и в их понимании идея создания Балтийско-Черноморского союза является альтернативой внешнеполитическим стратегиям как РФ, так и ФРГ, а также руководства Евросоюза, в котором Германия и Франция играют ведущую роль и европейская стратегия которых базируется на идее «несубьектности» государств Балтийско-Черноморского региона и возможности достижения компромисса с Россией за счет интересов стран этого региона. Так, по мнению руководства партии «Право и справедливость» и ее сторонников, итоги Нормандского саммита июня 2014 года, а также первые и вторые «Минские соглашения» продемонстрировали основные черты такой стратегии «геополитического компромисса» между Берлином, Парижем и Москвой за счет Украины.
Во-вторых, идея военно-политического и экономического сотрудничества стран Балтийско-Черноморского региона выдвигает на повестку дня проблему превращения их в самостоятельные геополитические субъекты, политика которых может быть не только отличной от политики Москвы, но и от политики Берлина, Парижа и Евросоюза в целом. Иначе говоря, речь идет о попытках создать в рамках Европейского Союза новый восточноевропейский центр геополитического влияния, который бы мог реализовать совместные политические и экономические интересы. По мнению некоторых политологов, такая идея была бы положительно воспринята в Вашингтоне, как противовес тандему Берлин-Париж на фоне серьезных военно-политических и экономических противоречий между США и Евросоюзом, а также растущего «евроскептицизма» и «европейского антиамериканизма».
Сегодня президент Польши А. Дуда пытается реализовать давнюю идею создания Балтийско-Черноморского альянса в условиях, когда агрессия России против Украины продемонстрировала всю несостоятельность современной системы европейской безопасности, несмотря на НАТО, ОБСЕ, ООН и ЕС, в условиях, когда США и Великобритания не выполнили своих обязательств по защите суверенитета Украины согласно Будапештскому меморандуму 1994 г., и ни одна из западноевропейских стран не собирается останавливать силовыми методами российскую военную агрессию против Украины.
Промедление Запада с принятием Украины в ЕС и НАТО требует от Украины поиска союзников для защиты своей независимости и суверенитета от российской агрессии. Такими потенциальными союзниками являются, прежде всего, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Молдова и Грузия, которые, как и Украина, не раз были в роли жертвы имперской политики царской, советской и путинской России.
К преимуществам создания Балтийско-Черноморского союза можно отнести удачное геостратегическое и компактное расположение стран Междуморья на пути пересечения транспортных и энергетических коридоров, взаимодополняемость экономик, длительные исторические контакты и взаимодействие, сходство этнических менталитетов, мировоззренческих, культурных и цивилизационных основ.
Благодаря более тесному политическому и экономическому сотрудничеству в рамках БЧС, восточноевропейские страны могли бы идентифицироваться как вполне самостоятельное, самодостаточное и органичное межгосударственное объединение с собственными интересами. Тем самым была бы ослаблена борьба между США и Россией за влияние в Восточной Европе, что способствовало бы укреплению европейской безопасности. Создание БЧС никоим образом не может затормозить процесс интеграции Восточной и Западной Европы, а лишь придаст этому процессу более стабильный, организованный и гармонический характер, сведет до минимума попытки «растянуть» восточноевропейские страны между Западом и Россией.
Перспективы экономического сотрудничества в рамках БЧС
Когда сегодня специалисты обсуждают проект Балтийско-Черноморского альянса, то, прежде всего, речь идет об аспектах и мотивах безопасности. По-моему, только одного аспекта безопасности недостаточно для того, чтобы проект БЧС был полноценным и жизнеспособным. Очень важна также экономическая составляющая реализации проекта БЧС. Конечно, прибалтийские и причерноморские страны уже сегодня сотрудничают в различных сферах экономики на двухстороннем уровне, однако в случае их вхождения в БЧС, они получат возможность осуществлять также многосторонние крупномасштабные экономические проекты.
В случае создания Балтийско-Черноморского объединения, усиление экономического сотрудничества его стран-участников может выражаться в упрощении ведения бизнеса в совместном экономическом пространстве, в общих энергетических, логистических и инфраструктурных проектах, которые будут способствовать экономическому развитию региона. Восстановление транзитно-транспортной, экономической, энергетической, финансовой, торговой и социальной кооперации между странами Балтийско-Черноморского региона позволит им повысить свой экономический потенциал и обороноспособность.
Позитивное экономическое развитие Балтийско-Черноморского региона может быть примером для стран, еще пребывающих под влиянием Москвы (Беларусь и страны Центральной Азии). Желательно, чтобы экономическое сотрудничество было подкреплено целенаправленной деятельностью стран-членов гипотетического БЧС в сфере информации, дипломатии и безопасности. Конечно, в экономическом измерении проект Балтийско-Черноморско союза может быть жизнеспособным только при условии, если он будет интегрированной частью или субрегионом Большой Европы и пользоваться поддержкой США.
Балтийско-Черноморский регион в течение ближайших лет может стать зоной широкого трансрегионального сотрудничества между странами Европы, Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока. Усилия стран, которые войдут в БЧС, должны быть направлены на превращение этого межгосударственного объединения в мощную региональную структуру, способствовать наполнению ее деятельности реальным экономическим содержанием путем формирования зоны свободной торговли, осуществления совместных транспортных и энергетических проектов, развития Евро-Азиатского транспортного коридора, сотрудничества в деле транспортировки каспийских, иранских и иракских энергоресурсов на европейский рынок.
Экономическое развитие Балтийско-Черноморского региона должно происходить с учетом роли важного перекрестка путей с севера на юг — от Балтийского моря до Черного, и с запада на восток, включающий проект «шелкового пути» и сотрудничество со странами, расположенными вдоль него. Страны Балтийско-Черноморского региона могут создать очень мощную транзитную систему по транспортировке грузов из Балтийского моря в бассейны Черного, Каспийского и Средиземного морей и в обратном направлении.
В рамках БЧС особенно важным и эффективным может быть транзитное сообщение по линии Юг-Север. И определенный опыт в этой сфере уже имеется. Так, в феврале 2003 года в рамках международного транспортного коридора № 9 Украина, Литва и Беларусь наладили железнодорожные комбинированные перевозки «Викинг» по маршруту Ильичевск-Клайпеда, который, при условии стыковки с паромно-железнодорожной линией, действующей между Украиной и Турцией, может получить выход к Ближнему Востоку. Перспективной может быть реализация латвийской инициативы по восстановлению кратчайшего водного пути «Даугава-Днепр» и железнодорожного сообщения Либава-Ромны.
Реализация проекта Балтийско-Черноморского союза будет способствовать активизации межрегиональной программы Евросоюза TRAСECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) для развития транспортного коридора из Европы через Черное море, Кавказ и Каспийское море с выходом на страны Центральной Азии и Китай. Весьма перспективным представляется проект восстановления «шелкового пути» по маршруту Балтийское море — Польша — Украина — Черное море — Кавказ — Центральная Азия — Китай — Желтое море. Как известно, первый украинский поезд прибыл 31-го января 2016 г. на станцию Достык на казахстанско-китайской границе. В рамках проекта «шелкового пути» в течение 2016 г. запланирована транспортировка через территорию Грузии первых несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции, Украины и Европы. Участники этого проекта также планируют начать в 2017 году перевозки грузов через Украину в Северную и Восточную Европу.
Создание БЧС может дать новый импульс развитию транснациональных энергетических проектов на пространстве между Балтийским, Черным и Каспийским морями. Как известно, идея создания на базе украинского трубопровода «Одесса-Броды» Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), с продлением его до Гданьска, возникла еще в начале 1990-х годов, но до сих пор не удалось найти необходимого финансирования для его реализации. Польша готова его достроить от Бродов до Гданьска, если ей будут гарантированы поставки необходимых объемов каспийской нефти. Но таких гарантий пока нет. Некоторые эксперты полагают, что главной причиной отсутствия прогресса в реализации проекта нефтепровода «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск» является противодействие российских властей, блокирующих появление конкурентной каспийской нефти на европейском рынке.
После подписания 14 июля 2015 г. в Вене «исторического соглашения» между Ираном и шестью ведущими странами мира (Великобритания, ФРГ, Франция, Китай, Россия и США) о прекращении разработки программы создания ядерного оружия, Иран в обмен на постепенное снятие международных санкций получил возможность значительно увеличить экспорт своих энергоресурсов, в частности, в Европу. Снятие санкций с Ирана открывает новые перспективы украино-иранского сотрудничества в энергетической отрасли. Это позволит вернуться к идее строительства трансконтинентального газопровода «Иран-Европа» потерритории Украины. По расчетам Госнефтегазпрома и АО «Укримпекс», в 90-х годах прошлого века было определено несколько проектов построения газотранспортных коридоров по маршруту ИРИ-Украина-Европа. Наиболее перспективным считался маршрут «Иран-Армения-Грузия-Черное море — Украина-Польша».
Продолжение следует…