19 марта в Вене завершился второй раунд переговоров между Исламской Республикой Иран и группой 5+1.
Встрече переговорщиков предшествовала серия консультаций экспертов, которая состоялась в Вене с 3 по 7 марта.
Перед началом второго раунда глава Комитета по национальной безопасности парламента ИРИ Алаэддин Боруджерди заявил: «Правительство Ирана будет отстаивать свое законное право на мирное использование атомной энергии, и предстоящий раунд ознаменуется жесткой дипломатической борьбой». Он также отметил, что правительство прагматично подходит к переговорам, в то время как меджлису свойственен подход консервативный.
Глава МИД ИРИ Джавад Зариф сказал, что не ожидает достижения окончательных договоренностей в ходе текущего раунда переговоров, но это не следует расценивать как признак провала или отката назад.
В ходе переговоров стороны обсудили следующие вопросы:
- обогащение урана на иранской территории;
- строительство реактора на тяжелой воде в Араке;
- снятие действующих в отношении ИРИ международных экономических санкций.
По словам Д. Зарифа, в ходе нынешнего раунда наиболее горячие дискуссии разгорелись вокруг работ по строительству тяжеловодного реактора в Араке, являющегося предметом особого беспокойства Запада. Инспектирование предприятия было одним из основных требований МАГАТЭ, и Тегеран их удовлетворил.
Накануне встречи в Вене появились сообщения о нанесенных реактору умышленных механических повреждений. «На некоторые насосы станции «Арак» проекта IR-40 оказывалось механическое воздействие с целью нарушить ее нормальную работу», — заявил заместитель главы Организации по атомной энергии Ирана Асгар Зареан.
Можно предположить, что кто-то из противников нового курса Х.Роухани в ядерной сфере стремился осложнить переговорщикам и самому президенту движение вперед. Напомним, что Тегеран заявлял о своей готовности модифицировать реактор таким образом, чтобы он не вырабатывал ежегодно по 9 килограммов оружейного плутония, которых вполне достаточно для изготовления одной бомбы.
Майкл Манн — пресс-секретарь главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон — заявил о существенном прогрессе, достигнутом в ходе второго раунда венских переговоров. По его словам, итог переговоров можно назвать «обнадеживающим». Отвечая на вопрос о том, возможно ли заключение окончательного соглашения по ядерной программе в течение ближайших шести месяцев, Майкл Манн заявил, что для этого необходимо как можно более тесное взаимодействие участников переговоров.
Стороны условились, что новый раунд переговоров Ирана и группы 5+1 состоится 7-9 апреля предположительно в Вене.