10 февраля 2017

Целесообразно ли получение Украиной ядерного статуса?

Богдан Соколовский

Печальная почти трехлетняя история российско-украинского военного противостояния в Крыму и на Донбассе, особенно в момент напряженной сейчас ситуации в Авдеевке, активизировала обмен мнениями о недостаточном уровне нашей защищенности, одностороннюю дискуссию об АТО (война или операция), обсуждение неоправданной «деликатности» стран Запада и международных организаций. Все это приводит к мысли, что в основном Российскую Федерацию опасаются из-за ее ядерного потенциала. И на самом деле, еще никто не объяснил, каким должен быть адекватный ответ оккупированной неядерной Украины или слишком расчетливого Запада ядерной России в том случае, если она попытается применить ядерное оружие. Иначе говоря: в основном «камнем преткновения» таки является этот российский «жупел», вызывающий и в Украине, и во всем мире страх перед Россией.

Уже довольно длительное время оккупирован Крым, а обстоятельства на Донбассе не имеют адекватного определения, и вооруженное противостояние, по сути, практически без изменений — то затихает, то наоборот — обостряется. Чем дольше будет так продолжаться, тем хуже для Украины, а это в определенной степени удовлетворяет Россию и увеличивает усталость от нас на Западе. Порою кажется, что тление этого кризиса будет продолжаться в течение долгих лет.

Напрашивается мысль, что для того, чтобы изменить такую ситуацию, Украине необходимо адекватно ответить на российский «ядерный вопрос». Не зря в последнее время стало более активно обсуждаться «восстановление» ядерного статуса нашего государства. Об этом размышляют многие политики, в том числе и отдельные народные депутаты Украины.

По этому поводу нужно сказать следующее.

Во-первых, разговор может идти лишь о приобретении Украиной ядерного статуса, а не о его восстановлении. Ведь Украина никогда, включая период от момента восстановления независимости в 1991 году и до наших дней, такого статуса не имела. На нашей территории некоторое время только размещалось ядерное оружие другого государства — СССР.

Можно также утверждать, что украинская нация, по сравнению с другими, сделала едва ли не самый весомый интеллектуальный вклад в создание советского ядерного оружия. Однако, после распада советской империи мы решили от него избавиться. В частности, «раструбили» по всему миру, что не в состоянии с ним справиться, поскольку средства управления находились не у нас, а к иному мнению своих специалистов не хотели прислушаться и даже его проигнорировали. То есть, пытались продемонстрировать всему миру, что у нас нет специалистов, способных управлять ядерным оружием. И мир адекватно и с готовностью на это отреагировал. В конце концов, все ядерные боеголовки, включая тактические, из Украины были вывезены.

Во-вторых, нет никаких сомнений в том, что РФ, прежде чем нападать на владеющую ядерным оружием Украину, хорошо бы подумала. Однако, нет никакой гарантии, что ядерная РФ в конце концов не напала бы на такую Украину. Как следствие — мир мог стать свидетелем вооруженного противостояния с возможностью применения ядерных средств с обеих сторон. Хотя никто не будет гарантировать, что РФ не применит такое оружие против нас в одностороннем порядке. Ведь надеяться или пытаться понять логику действий россиян дело, по меньшей мере, бесперспективное и неблагодарное.

Словом, наличие в Украине ядерного оружия еще не исключает российской агрессии с его применением.

В-третьих, безусловно, Украина способна производить ядерное оружие и владеть им. Но нельзя забывать, что, создавая свою ядерную бомбу, мы будем нарушать все взятые на себя обязательства о непроизводстве и нераспространении ядерного оружия и его компонентов. И не важно, взяли ли добровольно подписанты от нашего государства на себя такие обязательства, или их кто-то вынудил — нынешнюю проблему таким выяснением не решить. Это, безусловно, необходимо помнить, по крайней мере, чтобы в дальнейшем не совершать подобных ошибок. И здесь нужно сказать, что это исключительно украинское дело! Никто за границей в этом не заинтересован, и ничего предпринимать не будет.

Также следует подчеркнуть, что с момента принятия решения о создании своего ядерного оружия с нами прервали бы сотрудничество все цивилизованные страны, отказались бы от финансового сотрудничества все международные финансовые институты, в т. ч. прекратили бы кредитование. То есть, проект создания украинского ядерного оружия оплачивала бы Украина. А это от нескольких миллиардов до нескольких десятков миллиардов долларов США...

Кроме того, создание ядерного оружия связано с внедрением технологий 40-х — 50-х годов прошлого века. То есть, де-факто наше государство должно вернуться к технологическому уровню прошлого, истратив при этом крупные средства. Имеются ли они у нас? И поддержал бы народ Украины этот проект?

И очень естественен в этом плане вопрос, которого избегают все приверженцы ядерных бомб: а чем будем заниматься в «сером периоде», то есть в момент от принятия решения о создании ядерного оружия до его реального создания, тогда, когда мы не будем реально защищены ни от авиа-, ни от ракетных ядерных ударов, когда своего ядерного вооружения еще не создали? А это немалый временной срок — годы. И еще нельзя забывать, что в этом случае от нас отреклись бы практически все иностранные партнеры, не было бы ни финансового, ни военного и т. д. сотрудничества. То есть, полная международная изоляция, когда никто даже теоретически не оказал бы нам помощи в защите. Ведь понятно, что все проявляющие к этому вопросу интерес, в т. ч. агрессор, обязательно будут знать о таком нашем решении.

Словом, создание украинского ядерного оружия остановило бы развитие Украины, что выгодно в первую очередь РФ.

В-четвертых, было бы интересно инициировать разработку технологии 21-го века по нейтрализации ядерного оружия. И практически ее внедрить, то есть освоить производство и поставить эти средства ВС Украины. Особенно актуальным был бы такой проект в рамках Балто-Черноморской дуги. Эффективные только на 15–20 % средства по нейтрализации ядерного оружия посеяли бы панику в среде агрессора. А в случае более высокой эффективности — и подавно. Важно, что в таком случае не прекращалось бы международное сотрудничество Украины во время так называемого «серого периода», то есть в период с момента принятия решения до создания упомянутых средств нейтрализации. Иначе говоря: ничто не мешало бы Украине в деле сотрудничества с партнерами, в т. ч. — военном сотрудничестве по практической защите нашей территории. Например, ничто не мешает принять решение о создании нейтрализационных средств для реальной защиты украинской территории от возможного ядерного удара россиян. Очевидно, что такая инициатива серьезно укрепила бы международный авторитет Украины, что особенно важно теперь, когда много говорится о том, является ли она субъектом или объектом международной политики. Это положительно повлияло бы на повышение авторитета украинской научно-технической школы, ведь здесь имеются ввиду, прежде всего, наиболее современные научно-технологические достижения. Очевидно, что такую инициативу Украины приветствовали бы цивилизованные, демократические государства, которые, несомненно, стремились бы к соавторству в такой разработке и могли бы участвовать в финансировании проекта. Необходимо также сказать, что созданные упомянутые средства для нейтрализации ядерного оружия были бы высоколиквидными на мировых рынках вооружений и таким образом расходы на их создание были бы полностью или частично компенсированы.

 

Итак, есть несколько вариантов адекватного ответа на российскую ядерную угрозу. Очевидно, что сейчас никто не сможет объективно просчитать, какой из них хуже, а какой — самый лучший.

Можно, конечно, сложить руки и, теряя свой авторитет, при этом опасаясь применения российского ядерного оружия, просто готовиться к ведению многолетней войны с РФ на украинской территории со всеми вытекающими последствиями и т. п. А можно прибегнуть к практическим мерам. В частности, изыскивать различные адекватные ответы на российскую ядерную угрозу: от элементарного ядерного вооружения до средств по нейтрализации ядерного оружия оккупанта.

Наиболее объективно по этому поводу может определиться специальная комиссия, составленная из настоящей научно-технической элиты Украины. Такая комиссия даст оценку нашим возможностям. Возглавлять такой орган должен гражданин, которому полностью доверяют и в Украине, и за рубежом. При организации такого проекта мог бы понадобиться опыт по организации «Манхэттенского» ядерного проекта. Более того, привлечение настоящих украинских ученых и техников к решению такой особо важной для нашего государства проблемы способствовало бы восстановлению авторитета украинской науки, техники и ученых, что само по себе является важным аспектом будущего украинской государственности.

 

www.reliablecounter.com