Иван Сичень, военный и политический эксперт
Последнее время отмечается активное усиление противостояния между Россией и Западом в информационной (в т. ч. кибернетической) сфере, что связано с активизацией попыток Москвы оказать влияние на политику США и ЕС в выгодном для себя направлении. Наиболее резонансными проявлениями таких действий России стало вмешательство в ход президентских выборов в США, а также в избирательные процессы в ряде европейских стран.
Все это вызывает существенную обеспокоенность и негативную реакцию западных политических кругов, которые принимают меры для сдерживания информационной экспансии Москвы. Наиболее активные позиции в данном вопросе занимают Конгресс США и руководство Европейского Союза и НАТО, которые усматривают в действиях России прямую угрозу собственным интересам и безопасности.
Так, в конце 2016 года в рамках принятия Конгрессом США проекта закона о расходах на разведку в 2017 году, было принято отдельное положение об усилении борьбы со скрытым влиянием России на США.
С этой целью проводятся мероприятия по созданию специального межведомственного Комитета с задачами координации действий американских спецслужб в данной сфере (что определено одним из основных приоритетов их работы). В состав указанного органа планируется включить представителей офиса директора Национальной разведки, Федерального бюро расследований, Государственного департамента, а также министерств юстиции, финансов и энергетики США.
Кроме того, согласно решению Конгресса США создана специальная комиссия для расследованию попыток России оказать влияние на результаты президентских выборов в Соединенных Штатах Америки. Комиссия имеет независимый статус и включает представителей как Республиканской, так и Демократической партий США. Основными задачами комиссии являются определение масштабов и форм действий Москвы по применению кибер-инструментария для взлома применяемых на выборах систем и по распространению дезинформации.
Вместе с тем, в январе этого года на рассмотрение Конгресса США был внесен законопроект о дополнительном выделении 100 млн долл. на расширение Межведомственного офиса в Государственном департаменте США, который занимается вопросами противодействия деструктивной пропаганде со стороны других государств. Дополнительные средства планируется направить именно на борьбу с информационной агрессией Российской Федерации.
Активные позиции по сдерживанию информационной экспансии Москвы занимают страны Европейского Союза. Так, по итогам расследований действий России в ФРГ, немецкие спецслужбы сделали вывод о проведении Москвой последовательной информационной политики, направленной на подрыв позиций А. Меркель и дестабилизацию обстановки в ФРГ. Аналогичные действия России были отмечены также в Великобритании, Франции, Австрии, Польше и ряде других стран ЕС.
Исходя из этого руководство Европейского Союза приняло решение о применении качественно новых подходов в информационном противоборстве с Российской Федерацией. Так, в ноябре 2016 года Европейский парламент одобрил план имплементации новой Стратегии европейской политики безопасности и обороны, который включает в себя положения о противодействии «гибридным» войнам и средствам «мягкой силы» со стороны противников ЕС, в т. ч. в информационной сфере.
Указанный вопрос был конкретизирован в резолюции Европейского парламента «Стратегические коммуникации ЕС, как противодействие пропаганде третьих сторон», принятой в ноябре прошлого года. Документ впервые прямо признает применение Россией агрессивных методов и инструментов для проведения враждебной пропаганды против Европы, что приравнивается к уровню угроз со стороны «Исламского Государства». В частности, в документе говорится, что пропаганда является частью «гибридной войны» и направлена на то, чтобы «...исказить правду, посеять сомнения и вражду между странами союза».
Среди основных методов таких действий Москвы называются: распространение подрывной информации в европейском информационном пространстве, несанкционированное проникновение в компьютерные системы европейских стран, предоставление информационной и финансовой поддержки ультраправым, популистским и пророссийским силам в странах ЕС, а также позицирование отдельных регионов Европы, как «сферы традиционного влияния Российской Федерации». Кроме того, отдельно отмечается использование Россией контактов с европейскими партнерами в целях пропаганды и ослабления позиций Европейского Союза.
Согласно документу, главными организаторами информационных атак России на Европу являются Министерство иностранных дел РФ и Федеральное агентство «Россотрудничество», которые применяют комплекс соответствующих инструментов, включая средства массовой информации, информационно-аналитические центры и специальные фонды. По оценкам европейских экспертов, наибольшую угрозу из них для Европейского Союза несут российские псевдоновостные агентства и мультимедийные службы, в частности: агентство Sputnik, телеканал RT («Russia Today») и фонд «Русский мир».
С учетом приведенных обстоятельств, в документе определяется перечень мероприятий по усилению противодействия информационному влиянию со стороны России, которые предусматривают: разработку новой информационной стратегии ЕС; изучение форм и методов действий Москвы в информационной сфере; углубление взаимодействия между европейскими учреждениями по вопросам информационной безопасности; активизацию действий европейских СМИ в регионах, которые в наибольшей мере подвергаются российской пропаганде; повышение осведомленности европейского и мирового сообщества о политике ЕС; поддержку независимых средств массовой информации в России; разоблачение преступлений бывших коммунистических режимов в странах Центрально-Восточной Европы.
Для практической реализации данных мероприятий планируется нарастить возможности «Оперативной группы по стратегическим коммуникациям на Востоке» (East StratCom Task Force), которая была создана в составе Европейской службы внешних связей (фактически — министерство иностранных дел Европейского Союза) и занимается вопросами противодействия информационному влиянию со стороны России. Группа будет преобразована на полноценное ведомство с увеличением количества сотрудников, работающих по направлениям Восточной Европы, а также Северной Африки, Ближнего Востока и Западных Балкан. Для реализации указанных мероприятий 24 января с. г. Европейская комиссия дополнительно выделила 800 тыс. евро.
Вместе с тем, в декабре 2016 года между ЕС и НАТО была достигнута договоренность об углублении взаимодействия сторон в развитии оборонного потенциала, включая противодействие «гибридным» войнам и усиление защиты киберпространства. С этой целью планируется создание «Европейского центра противодействия гибридным угрозам» с широким спектром функций, в т. ч. по вопросам информационного противоборства.
Отдельным направлением действий США, НАТО и ЕС является содействие усилению возможностей их партнеров противостоять информационной экспансии со стороны России. В частности, это предусмотрено в Комплексном плане помощи Украине, принятом в ходе Варшавского саммита НАТО в июле 2016 года.
Указанные мероприятия США и ЕС подрывают возможности России по реализации ее неоимперской политики методами «гибридных» войн. Это становится критической проблемой для режима В. Путина в связи с фактическим отсутствием у него других эффективных рычагов влияния как на западные страны и международные организации, так фактически и на Украину.
Все это вызывает крайне нервную реакцию Москвы откровенно истерического характера. Так, в традиционной для себя циничной манере перекручивания фактов, Россия на всех уровнях — от руководства РФ до отдельных средств массовой информации —обвиняет США и ЕС в «отказе от западных демократических ценностей», а именно: применении «советских методов подавления свободы слова» и «информационном расизме».
В связи с этим заявляется о «непринятии» таких позиций ЕС рядом европейских политических сил, среди которых называются сугубо маргинальные партии и движения пророссийской направленности. Вместе с тем утверждается о якобы «...проведении США и ЕС дезинформационных кампаний относительно ситуации вокруг Украины, а также Сирии, Ирака и Ливии».
В этих условиях, с целью повышения эффективности информационной политики России, 5 декабря 2016 года была принята новая Доктрина информационной безопасности РФ. Согласно этому документу, главной целью действий России в информационной сфере определяется «прорыв информационной блокады со стороны США и ЕС» в рамках построения «равноправных межгосударственных отношений в информационном пространстве» и «формирование безопасной среды оборота информации». При этом говорится об «общечеловеческих правах» на получение и распространение информации, что подается в контексте обвинений в адрес Запада в блокировании работы российских СМИ.
Кроме того, усиленное внимание уделяется вопросам недопущения дестабилизации обстановки в России под внешним влиянием по сценарию «арабской весны». Для этого планируется создание системы стратегического сдерживания и предупреждения конфликтов, которые могут возникнуть на территории РФ вследствие применения информационных технологий противниками России. В данной связи, под предлогом необходимости «соблюдения баланса между свободным обменом информации и ограничением доступа к ней в интересах обеспечения информационной безопасности», по сути узаконивается цензура.
Важное значение уделяется совершенствованию системы информационной защиты вооруженных сил Российской Федерации. Прежде всего деятельность такой системы предполагается направить на предотвращение «попыток подрыва основ и патриотических традиций, связанных с защитой Родины», повышение морально-боевых качеств российских военнослужащих, а также обеспечение безопасности военных систем управления и связи.
Вместе с тем, в новой Доктрине информационной безопасности России признается отставание РФ от ведущих западных стран в сферах компьютерных и телекоммуникационных технологий, что несет существенную угрозу для Российской Федерации. В приведенном контексте отдельно говорится об опасности подрывных действий против России через сеть Интернет.
Указанные принципы положены в основу информационной политики режима В. Путина, которая проводится в рамках реализации его стратегических планов возрождения России в качестве «великой мировой державы». С учетом текущей ситуации, сложившейся вокруг Российской Федерации, на сегодня главной целью действий Москвы в информационной сфере является укрепление позиций РФ на международной арене путем улучшения отношений России с Западом. Вместе с тем это должно создать предпосылки для снятия США и Евросоюзом санкций с России.
В этом плане основные усилия Кремля направляются на оправдание действий России против Украины, дискредитацию нашего Государства перед ее западными партнерами и перекладывание ответственности на нее за продолжение конфликта на Донбассе, а также убеждение США и европейских стран в необходимости налаживания сотрудничества с Россией.
В рамках приведенного подхода отдельное внимание Москвы уделяется обеспечению выгодных для нее изменений в руководстве Украины и ведущих западных стран и международных организаций. Для этого Россия предоставляет информационную и другую (главным образом, финансовую) поддержку пророссийским силам в Украине, а также евроскептическим, левым и националистическим движениям в Европе.
Действия Кремля на данных направлениях особо активизировались после избрания Д. Трампа президентом США, что было расценено в Москве, как своеобразная «гарантия» изменений американской политики в отношении России. При этом, по расчетам Кремля, это должно было бы стать мощным фактором влияния также и на отношение Европы к России и Украине.
Учитывая принципиальную важность данного вопроса для режима В. Путина, Москва в полной мере применяет все свои информационные возможности для провокационного «подталкивания» США и ЕС к принятию выгодных для нее решений. Более того, активно навязывается общественное мнение о якобы уже «переходе Запада на позиции России». В частности, для этого произвольным образом трактуются и комментируются любые заявления и отдельные высказывания представителей руководства США и ЕС, а также западных политиков и экспертов (даже в случае полной противоположности их содержания российским ожиданиям).
С учетом рассмотренных обстоятельств, именно результаты борьбы между Западом и Россией в информационной сфере и станут главным (определяющим) фактором в развитии ситуации в мире, Европе и непосредственно вокруг Украины. В частности, в этом плане определенными «достижениями» Москвы уже называются: избрание пророссийских президентов Румена Радева в Болгарии и Игоря Додона в Молдове, победа Социал-демократической партии (СДП) на парламентских выборах в Румынии, а также выход сторонников режима В. Путина — М. Ле Пен и Ф. Фийона — на ведущие места в списке кандидатов на должность президента Франции.
Вместе с тем, последствия таких действий России могут быть в значительной степени нивелированы Европейским Союзом путем целенаправленного использования мер противодействия информационной экспансии Москвы. Проявлениями этого можно назвать изменение позиций нового президента Болгарии Р. Радева сразу же после выборов в стране (выступил за необходимость углубления интеграции Болгарии в ЕС и НАТО), проведение правительством Франции антикоррупционных расследований в отношении пророссийских кандидатов в президенты страны, а также массовые акции протестов в Румынии против коррупционных действий СДП.
В ближайшей перспективе свидетельством информационного преимущества той или другой стороны станет направленность политики США и ЕС в отношении России и Украины, прежде всего в плане продолжения или отмены санкций против Российской Федерации.
Кроме того, показательный характер будут иметь результаты парламентских выборов в Нидерландах 15 марта, президентских выборов в Франции 23 апреля (1-й тур) и 7 мая (2-й тур) и парламентских выборов в ФРГ 24 сентября текущего года.