22 апреля 2017

Исторический референдум в Турции

 

Алексей Волович

16 апреля с. г. в Турции, по инициативе правящей Партии справедливости и развития (ПСР) во главе со своим духовым лидером президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и при частичной поддержке правой Партии националистического движения (ПНД), состоялся всенародный референдум о внесении изменений в Конституцию страны, касающихся перехода Турции из парламентской республики в президентскую.

Согласно Конституции 1982 года Турция являлась парламентской республикой, где реальная власть находилась в руках главы правительства, а президент страны выполнял в основном представительские функции. Последние изменения в основной закон Турции были внесены после референдума, состоявшегося 12 сентября 2010 года. Они были направлены на приведение конституции Турции в соответствие со стандартами Евросоюза. Референдум положил начало демилитаризации Конституции 1982 года и изменил основы турецкой государственности, заложенной в 1920-е гг. основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком. В частности, было ограничено влияние армии на политическую и общественную жизнь страны. Эти поправки также положили конец ситуации, когда существовала возможность отменить демократический выбор граждан с помощью конституционного суда или армии.

Впервые предложения о переходе к президентской форме правления были сформулированы и внесены в парламент в 2011 году ПСР. Однако тогда эту инициативу не поддержали другие политические силы. 10 августа 2015 года в Турции состоялись первые в ее истории президентские выборы, когда глава государства был избран не как прежде однопалатным парламентом (Великим Национальным Собранием в составе 550 депутатов), а прямым всенародным голосованием. Набрав около 52 % голосов, победил Р. Эрдоган, занимавший до этого второй срок подряд пост премьер-министра. На третий срок ему не позволяло пойти избирательное законодательство и партийный устав ПСР.

После своего избрания на президентский пост Р. Эрдоган мог выполнять лишь представительские и протокольные функции, что, естественно, его не удовлетворяло. Поэтому он предложил провести ещё один референдум по внесению поправок в конституцию страны, определяющих переход к президентской форме правления с соответствующим расширением президентских полномочий. Процесс был активизирован после попытки государственного переворота 16 июля 2016 года. В декабре 2016 года пакет конституционных поправок был передан в парламент, и уже в январе 2017 года 339 из 488 депутатов парламента проголосовали за пакет законопроектов, предусматривающих внесение 18 изменений в текст основного закона страны. Если бы проект конституционных изменений поддержали бы 367 депутатов, то поправки могли бы быть приняты парламентом без референдума.

 

Итоги референдума

Референдум 16 апреля проходил в соответствии с законом, принятым в мае 1987 года. Явка на 145 тысячах избирательных участках составила 85,3 % от 58,3 млн зарегистрированных избирателей. По предварительным результатам, после обработки 100 % бюллетеней и с учетом голосов за границей, 51,4 % голосовавших поддержали реформу (25 млн 150 тыс.) и 48,6 % проголосовали против — 23 млн 900 тыс. Разница между проголосовавшими «за» и «против» на утро 17 апреля составила около 1,3 млн., что равнозначно статистической погрешности. Из 58,3 млн зарегистрированных избирателей проголосовало 49,7 млн. То есть, около 8,6 млн человек не принимали участия в референдуме. Значительная часть из этой категории избирателей проживают за границей — около 5–6 млн. В разных странах мира турецкие диаспоры проголосовали по-разному. За исключением США (78 % — против), Канады (72 % — против), Швейцарии (62 % — против), Великобритании (80 % — против), во всех остальных странах победа досталась сторонникам Р. Эрдогана. Правда, явка в этих странах не всегда достигала половины зарегистрированных избирателей. Окончательные итоги референдума будут подведены через 12 дней после рассмотрения апелляций.

Результаты голосования на референдуме в Турции

Результаты голосования на референдуме в Турции
Зеленым
выделены регионы, в которых большинство избирателей проголосовало за внесение изменений в турецкую конституцию, красным — против

В результате состоявшегося референдума Р. Эрдоган и его партия одержали трудную и неубедительную победу. Практически половина населения страны против усиления полномочий президента. Большинство жителей крупнейших городов Турции — Стамбула, Анкары, Измира, Аданы, Антальи, Диярбакыра и Мерсина — против внесения изменений в турецкую конституцию. Районы с курдским населением также проголосовали против изменений.

Таким образом, ПСР окончательно стала партией турецких провинций. В значительной степени это определилось серьёзным экономическим кризисом, охватившим Турцию в настоящее время. Кроме того, волна репрессий, захлестнувшая страну после неудачного военного переворота, также сказалась на настроении проевропейских избирателей. По некоторым данным, в ходе репрессий арестовано около 50 тысяч человек, уволено с работы от 100 до 120 тысяч турецких граждан. В основном это полицейские, военные, учителя школ и преподаватели университетов, госслужащие, юристы и журналисты. Прекратили свою деятельность сотни СМИ и общественных организаций.

Несмотря на возражения представителей оппозиционной Республиканской народной партии и других политических сил, ссылавшихся на массовые нарушения и фальсификации, ЦИК признала итоги голосования действительными. По словам главы ЦИК Сади Гювена, претензии оппозиции касались в основном использования непроштампованных бюллетеней. Однако ЦИК не посчитала это нарушением, поскольку правительство якобы разрешило выдавать такие бюллетени голосующим.

Президент Турции Р. Эрдоган выразил убеждение, что его страна приняла «историческое решение» и реализовала «важнейшую реформу в своей истории». Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым также отметил, что итоги референдума никого не оставили в проигрыше, а победителем является Турция. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что политика интеграции в Европейский Союз останется стратегическим приоритетом Турции, хотя, по его словам, Евросоюз искусственно затягивает этот процесс.

 

Суть конституционных изменений

Следует иметь ввиду, что конституционные изменения вступают в силу с 2019 года, когда будет избран новый президент. С принятием поправок полномочия президента Турции значительно расширятся. Он возглавит исполнительную власть страны, а пост премьер-министра упраздняется. Все решения о создании, расформировании, по полномочиям, обязанностям и структуре министерств будут определяться в соответствии с указами президента. Глава государства сможет издавать имеющие силу закона указы, которые будут вступать в силу без предварительного одобрения парламента; он единолично будет назначать две трети федеральных судей, а также 12 из 15 судей Конституционного суда. Кроме того, он получит право назначать одного или нескольких вице-президентов и станет верховным главнокомандующим вооруженных сил. До сих пор президент исполнял обязанности главнокомандующего от имени парламента. В соответствии с конституционными изменениями, глава государства сможет формировать бюджет страны и объявлять чрезвычайное положение.

Снимается требование о невозможности одновременного пребывания на посту президента и лидера политической партии. Отныне президент может открыто отстаивать интересы своей партии. Согласно поправкам, парламент теряет прямой контроль над деятельностью правительства. Обязательные отчеты министров в парламенте отменяются, и депутаты смогут обращаться к правительству только посредством письменных запросов. Кроме того, изменен механизм импичмента президента. За создание специальной комиссии по расследованию действий главы государства должны будут проголосовать 50 % депутатов парламента. Предложение о передаче вопроса в Верховный суд будет приниматься при поддержке 2/3 депутатов.

Поправки к конституции предусматривают снижение возраста для кандидатов в депутаты парламента с 25 до 18 лет и увеличение их количества с 550 до 600. Лица, имеющие отношение к вооруженным силам, будут лишены права избираться в представительные органы власти. Изменяется срок полномочий парламента — с 4 до 5 лет. И после введения конституционных изменений парламент будет оставаться однопалатным, что не совсем характерно для президентской формы правления. Парламентские и президентские выборы будут проходить в один день. Срок полномочий президента остается прежним — 5 лет. Для выдвижения кандидата на пост главы государства потребуются подписи 100 тысяч избирателей и поддержка одной из политических партий, преодолевшей 5 % барьер на парламентских выборах.

Следующие президентские и парламентские выборы должны состояться 3 ноября 2019 года. Если на этих выборах победа достанется Р. Эрдогану, то такие конституционные поправки позволят ему оставаться у руля власти до 2029 года. При этом у него будет возможность получить третий мандат, при условии, что парламент примет решение о проведении досрочных выборов во время действия второго президентского мандата.

В настоящее время западные СМИ дискутируют, к какой модели президентства ближе избранная в Турции модель — американской или французской? И участники этих дискуссий приходят к выводу, что такой модели в мире ещё не было. Вынесенная на референдум в Турции президентская модель является чисто турецким политическим ноу-хау в сфере формирования государственной власти.

 

Протесты оппозиции

Сразу после проведения референдума на улицах и площадях крупных турецких городов начали собираться тысячи граждан, протестующих против фальсификаций результатов. Согласно заявлению оппозиции, на референдуме имели место манипуляции, увеличившие на 3–4 % количество голосов, отданных за конституционные изменения. Оппонентов Р. Эрдогана не устраивает, что расширение президентских полномочий подорвет и без того слабую турецкую демократию и светские традиции и установит в Турции религиозно-авторитарный режим.

Оппозиционная Народно-республиканская партия объявила, что собирается обжаловать до 60 % бюллетеней. По словам главы парламентской фракции этой партии Бюлента Тезджана, турецкая оппозиция намерена обжаловать итоги референдума в Конституционном суде Турции и, если потребуется, в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Две трети голосов собирается также обжаловать и оппозиционная прокурдская Демократическая партия народов. Однако вряд ли турецкие суды удовлетворят иски оппозиции, учитывая, что летом прошлого года Р. Эрдоган усилил в стране контроль над судами и многие судьи были уволены после попытки переворота. 20 апреля министр юстиции Турции Бекир Боздаг предупредил, что его страна не признает решений ЕСПЧ о проведенном референдуме.

 

Реакция на референдум в мире

В отчете международных наблюдателей ОБСЕ и Совета Европы, обнародованном 17 апреля, отмечается, что референдум по усилению власти президента в Турции состоялся при отсутствии равных условий для проведения агитационных кампаний сторонниками и противниками внесения изменений в конституцию. Глава Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Михаэль Линк усомнился в том, что для проведения референдума были созданы справедливые условия. Венецианская комиссия полагает, что предлагаемые конституционные поправки введут в Турции президентский режим, в котором отсутствуют необходимые сдерживания и противовесы. Глава делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы Цезарь Преда отметил, что «референдум в целом не соответствовал стандартам Совета Европы, а правовые рамки были недостаточными для осуществления подлинно демократического процесса».

Глава внешнеполитического комитета Европарламента Эльмар Брок заявил, что в нынешних условиях у Анкары нет шансов для присоединения к Евросоюзу, поскольку после референдума в Турции исчезнет фактическое распределение ветвей власти и она еще больше отдалится от демократических критериев. «То, что Эрдоган использовал всю государственную власть против СМИ, бросал в тюрьмы оппозиционных политиков и журналистов, допустил фальсификацию итогов референдума, противоречит его словам о широкой поддержке населения. Этот референдум не дает ему права на переформатирование страны», — убежден Э. Брок. Он также отметил, что переговоры о вступлении Турции в ЕС могут быть прекращены, если Анкара решится возобновить смертную казнь. Р. Эрдоган отверг критику международных наблюдателей. «Знайте свое место», — сказал он в ответ на сообщения о нарушениях.

Референдум в Турции вызвал большой интерес у немецких политиков. И это не случайно, поскольку турки являются крупнейшим этническим меньшинством в Германии, насчитывающим около 3 млн человек. При этом приблизительно 1,7 миллионов из них являются гражданами Турции и до 1,3 миллиона — гражданами Германии. Канцлер Германии Ангела Меркель и министр иностранных дел Зигмар Габриэль отметили, что итоги референдума в Турции свидетельствуют о глубоком расколе турецкого общества. Они подчеркивают большую ответственность, которая лежит лично на президенте Р. Эрдогане, и призвали его вести диалог со всеми политическими и общественными силами в стране после референдума. Кандидат в канцлеры Мартин Шульц отметил, что минимальный разрыв в итоговых показателях референдума свидетельствует, что Р. Эрдоган представляет далеко не всю Турцию, поэтому, по его словам, «усилия в поддержку демократии и прав человека должны продолжаться».

 

Значение турецкого референдума для Украины

С учетом того, что добрососедские отношения с Турцией для нашей страны очень важны, итоги судьбоносного референдума могут иметь определенные последствия для украино-турецких связей. Думается, прежде всего, мы должны исходить из того, что состоявшийся референдум — это внутреннее дело Турции, и Украина может только уважать волеизъявление турецкого народа. Турция для нас — стратегический партнер и наша страна нуждается в её поддержке особенно сегодня, во время отражения российской агрессии. Президент Турции неоднократно демонстрировал дружеское отношение к нашей стране, поэтому хотелось бы надеяться, что укрепление его лидерского статуса в турецком обществе будет означать для Украины стабильные, предсказуемые и взаимовыгодные отношения с нашим соседом на длительную перспективу.

18 апреля президент Украины П. Порошенко в телефонном разговоре поздравил Р. Эрдогана с результатами референдума, поблагодарив за поддержку Турции независимости и территориальной целостности Украины. Лидеры обеих стран обсудили важность проведения в Киеве Шестого заседания Стратегического совета высокого уровня между Украиной и Турцией. Стороны также затронули актуальные вопросы региональной и международной повестки дня, в частности, развитие событий в Сирии.

* * *

Президент Турции Р. Эрдоган и его Партия справедливости и развития с большим трудом добились своей многолетней цели, направленной на формирование в стране принципиально новой системы власти, в значительной мере основанной на высоком личном рейтинге президента Р. Эрдогана. На референдуме турецкая оппозиция потерпела сокрушительное поражение. Единственным шансом для нее прийти к власти остаются президентские выборы 2019 года. Однако, учитывая, что за два года до выборов у турецкого политикума не наблюдается политического лидера, равного по своим возможностям Р. Эрдогану, то шансы оппозиции на возвращение к власти представляются незначительными. С другой стороны, если в течение ближайших двух лет Р. Эрдогану не удастся заполучить симпатии хотя бы небольшой части электората, проголосовавшего против внесения поправок в конституцию, то его шансы на победу на выборах 2019 года также будут весьма невелики. Несомненно, что на протяжении предстоящих двух лет Р. Эрдоган будет пребывать под весьма жестким прессингом оппозиции, которая будет использовать для наращивания своего рейтинга каждый промах или неудачный шаг нынешнего президента.

До сих пор авторитет Р. Эрдогана в основном держался на высоком уровне экономического роста в стране. Достаточно сказать, что в первом десятилетии ХХІ века ее ВВП увеличился в три раза. Однако сегодня, в конце второго десятилетия, экономическое развитие Турции достаточно сложное: отмечается заметный спад в строительном бизнесе и туристическом секторе экономики. Увеличилась инфляция, уменьшаются рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, значительно сократились иностранные инвестиции. Если Р. Эрдогану, получившему благодаря референдуму карт-бланш на любые экономические и политические преобразования, не удастся сотворить новое экономическое чудо, то его шансы победить на президентских выборах 2019 г. будут весьма призрачными. Таким образом, почти абсолютная власть Р. Эрдогана одновременно означает его абсолютную личную ответственность за все, что произойдет в стране. И это в условиях, когда половина населения Турции выступает против расширения президентских полномочий.