С начала ноября с. г. Россия, в нарушение «минских договоренностей», резко активизировала боевые действий на Востоке Украины. Одновременно в Сирии, кроме ударной тактической и армейской авиации, она начала использовать и контингент наземных сил ВС Российской Федерации. Все это сопровождается откровенно истерической информационной кампанией, в рамках которой делаются попытки переложить на Украину ответственность за нарушение «минских договоренностей», а также продемонстрировать необходимость углубления сотрудничества между Россией и Западом в вопросах борьбы с международным терроризмом.
Исходя из этого, режим В. Путина пытается убедить США и ЕС в том, что им необходимо упразднить свои санкции против России как «не отвечающие нынешней ситуации». Решение этого вопроса становится особенно актуальным для российской власти из-за критического обострения экономической ситуации в стране, которая реально угрожает непредсказуемым развитием событий в России уже в 2016-2017 годах.
Так, фактически потеряв доступ к западным кредитам, инвестициям, рынкам и современным технологиям, Россия не только не в состоянии обеспечивать развитие своей экономики, но даже поддерживать ее на более-менее приличном уровне. В частности, снижение внешнего спроса на продукцию российских предприятий вынудило сократить объемы их производства. Как следствие — упали их доходы, что ограничило возможности как при закупке комплектующих, оборудования и сырья, так и по выплате зарплаты рабочим. В свою очередь, такие процессы вызвали цепную реакцию резкого падения потребительского спроса уже внутри России.
Кроме того, ощутимо негативно влияет на экономическую ситуацию в Российской Федерации снижение мировых цен на энергоносители, являющиеся основным источником валютных доходов России. В начале осени текущего года динамика нефтяных цен опять ухудшилась, что уже создало критическую ситуацию для российской нефтяной отрасли (с точки зрения рентабельности ее работы).
Причина этого, в частности, в демпинговой деятельности Саудовской Аравии, которая начала снижать цены на свою экспортную нефть с целью расширить свое присутствие на мировом рынке энергоносителей. В рамках такой политики сегодня Саудовской Аравии уже удалось потеснить Россию на традиционных для нее рынках стран Центрально-Восточной Европы (прежде всего Польши и Венгрии) и КНР. В ближайшее время также предусматривается масштабный выход на рынок Ирана (во время последнего своего визита в Иран В. Путину не удалось договориться по этому вопросу), что создаст мощный стимул для дальнейшего падения цен на нефть.
Продолжается падение позиций России и на европейском газовом рынке. Так, Катар и Норвегия уже опередили Российскую Федерацию по объемам поставок газа, что вынуждает ее снижать цену на природный газ для европейских потребителей.
Не оправдались также надежды России и на возможность компенсации западных санкций за счет ее партнеров из числа стран «третьего мира», в первую очередь Китая и других членов БРИКС. Вместо ожидаемого Москвой увеличения объемов внешней торговли с КНР и китайских инвестиций в российскую экономику (в т. ч. на проектирование и сооружение злополучного Крымского моста), наблюдается обострение экономических проблем Китая, что привело к совсем иным результатам. Например, с начала 2015 года объемы торговли между Россией и КНР сократились более чем на 30 %, а китайских инвестиций — приблизительно на 20 %.
Не были реализованы и планы Москвы по переориентации экспортных потоков российского газа из Европы на Китай. Ни один из анонсированных Россией проектов реально даже не был начат.
Из-за отмеченных выше процессов сохраняется стагнация российской экономики, о чем свидетельствует падение ВВП страны, которое, по итогам 2015 года, предусматривается на уровне более 4 %. При этом определенное снижение темпов ВВП с прогнозируемых 4,6 % до 4,1 % в октябре-ноябре этого года было вызвано вовсе не улучшением экономического состояния России, а увеличением расходов на производство боеприпасов и военной техники в силу того, что Москва вмешалась в вооруженный конфликт в Сирии. Вместе с тем, на самом деле, увеличение объемов производства оружия (за исключением его продажи на экспорт) не имеет прямого отношения к работе реального сектора экономики и только требует дополнительных бюджетных расходов.
Более того, по оценкам ряда экспертов, учитывая падение с начала текущего года производства автомобильной, авиационной и высокотехнологичной продукции в России от 30 % до 90 %, сокращение объемов ее внешней торговли на более чем 30 % и внутренней — на приблизительно 20 %, а также снижение экспорта газа на 10 %, реальное сокращение российского ВВП в 2015 году может составить 10-15 %. Кремль это сознательно скрывает, в т. ч. с использованием «специальных методик» расчета объемов ВВП, которые подают заведомо завышенные показатели.
В то же время Кремль пытается убедить общественность в том, что возможное возобновление позитивных тенденций в развитии российской экономики произойдет уже в 2016 году. Однако правительство России не называет реальных причин таких изменений, а лишь выражает надежду, что США и ЕС отменят примененные к РФ санкции и что вырастут мировые цены на нефть (для чего нет абсолютно никаких оснований вследствие агрессивной политики Кремля). Учитывая отмеченное, западные эксперты прогнозируют дальнейшее катастрофическое ухудшение состояния экономики Российской Федерации.
Также ощутимо увеличились проблемы и в банковско-финансовой отрасли России. Главной из них является увеличение дефицита государственного бюджета РФ вследствие сокращения финансовых поступлений с одновременным повышением расходов на военные потребности (в первую очередь, которые связаны с вооруженной агрессией режима В. Путина против Украины и военным вмешательством Москвы в конфликт в Сирии).
Так, дефицит государственного бюджета России в 2015 году оценивается на уровне 3,6 % от ВВП. При этом попытки руководства РФ снизить его до 2,8 % от ВВП в 2016 году путем сокращения военных расходов на 11,6 % (до 1,399 трлн руб. с 1,584 трлн руб. в 2015 году) не были успешными. Начатые Россией военные операции в Сирии вынудили ее увеличить военные расходы на те же 11 % (175 млрд руб.), что привело к использованию резервных фондов и дополнительной экономии средств по другим статьям.
В частности, для того, чтобы удержать плановый показатель бюджетного дефицита на уровне относительно приемлемых 3 % от ВВП, предусматривается: выделение 2,1 трлн рублей из Резервного фонда (75 % имеющихся резервов с возможностью дополнительного перечисления еще 500 млрд руб.); сокращение финансирования социальных статей бюджета, в т. ч. на развитие жилищно-коммунального хозяйства — на 41,2 %, на здравоохранение — на 11 % и образование — на 8 %; отмена компенсации пенсий работающим пенсионерам и замораживание заработной платы работникам бюджетной сферы; уменьшение на 10 % объема финансирования федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя до 2020 года.
Невзирая на эти мероприятия, дефицит государственного бюджета России в 2016 году может вырасти до 16-17 % от ВВП, что станет самым большим показателем с середины 1990-х годов. Так, исходя из оценок Министерства финансов Российской Федерации, риски выполнения бюджета 2016 года составляют более, чем 1 трлн руб. или 10 % от его доходной части.
Кроме того, отсутствие быстрых результатов военной операции ВС РФ в Сирии вынуждает Москву привлекать к боевым действиям на сирийской территории дополнительные ресурсы (в т. ч. наземный компонент), что требует незапланированного увеличения военных расходов. Не исключается также возможность втягивания России в другие вооруженные конфликты, что потребует от нее еще больших ассигнований на военные нужды. В частности, такой конфликт может возникнуть в Центральной Азии, где увеличивается активная деятельность исламских экстремистов.
Следует также сказать, что отток капиталов из России продолжается. Он может составить сумму на уровне 85 млрд долл. США по итогам 2015 года. Официальной Москве также необходимо выполнить свои государственные обязательства, касающиеся долга российских компаний на уровне приблизительно 100 млрд долл. США.
По прогнозам министра финансов РФ А. Силуанова, в силу названных обстоятельств Резервный фонд страны может быть исчерпан уже до конца 2016 года, а не в 2017 году, как это предусматривалось при разработке государственного бюджета.
Все это также является причиной стагнации банковской системы России. Так, с начала 2015 года, вследствие уменьшения объемов вкладов физических и юридических лиц, сокращения спроса на банковские услуги и невозвращения кредитов, общие потери российских банков составили приблизительно 100 млрд руб. При этом вследствие «нарушения норм и правил работы» (фактически — банкротства), Центральный банк РФ изъял лицензии у более чем 70 банковских учреждений. Проблемы с капиталами и ликвидностью уже ощущают и ведущие банки России, в частности: «Уралсиб», «Русский стандарт» и «Газпромбанк». В некоторых случаях они вынуждены работать себе в убыток. По определению главы Сбербанка России Г. Грефа, банковский кризис в стране — самый масштабный за последние 20 лет.
Обостряются финансовые проблемы российских регионов. В результате сокращения дотаций из федерального центра, снижения объемов дополнительных поступлений от предприятий местной промышленности, а также необходимости реализации социальных обязательств, по состоянию на ноябрь текущего года совокупный долг российских регионов достиг 2,5 трлн руб.
Кризисные процессы в российской экономке и ее финансовой системе обнажили социальные проблемы в России.
Так, стремительно увеличивается безработица, только по официальным данным составляющая уже более 6 % от работоспособного населения страны. Реально этот показатель может быть еще больше, если учесть его скрытые формы, в т. ч. принудительные отпуска без сохранения зарплаты, а также сокращение рабочего дня и недели.
Кроме того, в результате уменьшения зарплат, пенсий и социальных расходов, впервые с 1999 года началось реальное падение доходов населения — на 10,1 % при росте цен на 12 %. Как следствие, снижается жизненный уровень населения и увеличивается количество тех граждан, которые пребывают за чертой бедности. На сегодняшний день в эту категорию уже входят 23 млн российских граждан или 14 % населения страны (в 2014 г. — 16,1 млн человек; в 2013 г. — 15,5 млн человек).
В то же время, по данным отчета Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), инфляция в России с начала 2015 года достигла 12 % (в 2014 году инфляция с начала года /за отчетный период/ составляла 8,5 %).
То есть, в период 2016-2017 годов количество малоимущих в России может вырасти как минимум в 2-2,5 раза.
Такая ситуация обусловливает распространение среди российского населения настроений протеста и недовольства политикой В. Путина. Об этом свидетельствуют акции протеста (в т. ч. забастовки и голодовки) в различных городах России против закрытия предприятий, снижения зарплат и задержек с их выплатой. С начала 2015 года количество таких акций выросло на 45 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наблюдается усиление противоречий и в высших эшелонах государственной власти РФ. В первую очередь, увеличивается конкуренция между разными бизнес группировками, приближенными к руководству РФ, за доступ к государственным заказам, кредитам, субсидиям, ресурсам и инфраструктуре. Например, между ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпром» — за перераспределение государственных кредитов, а также за возможность льготного использования российской газотранспортной сети.
Руководство Российской Федерации пытается стабилизировать ситуацию в стране с помощью т. наз. «антикризисного плана», которым фактически предусматривается применение мобилизационных методов (способов) управления экономикой. В частности, такие методы включают: предоставление государственной помощи лишь ключевым отраслям российской экономики (в основном топливно-энергетического комплекса, который контролируется лично В. Путиным и его ближайшим окружением); дальнейшее сокращение бюджетных расходов, а также повышение налогов и других сборов с предпринимателей и населения (как метод решения за их счет финансовых проблем страны).
Рассматривается также возможность применения более жестких подходов, в т. ч.: принуждение экспортеров продавать валюту на внутреннем рынке; запрет на приобретение валюты юридическим лицами без обоснования необходимости осуществления ими платежных операций; установление фиксированных цен на продовольствие и товары первой необходимости.
Вместе с тем, критическая нехватка средств для пополнения государственного бюджета вынуждает Москву прибегать к другим непопулярным мерам, среди которых: эмиссия денежной массы; организация внутренних ссуд и приватизации объектов государственной собственности. Однако, все эти мероприятия будут иметь исключительно временный эффект и не только не улучшат экономическую ситуацию в России, но в дальнейшем будут ее еще и ухудшать.
В частности, денежная эмиссия, которая производится на уровне 2 трлн руб. уже в 2015 году, лишь увеличивает темпы инфляции в стране. С начала этого года общий рост цен в России составлял 12 %, что является ощутимым ускорением по сравнению с тем же периодом 2014 года (8,5 %) и в 53 раза больше, чем уровень инфляции в ЕС. При этом по отдельным группам товаров инфляция в России была еще выше. Так, индекс потребительских цен на рынке товаров широкого потребления в годовом измерении составил 16,4 %, а продовольственная инфляция — 21 %.
В свою очередь, повышение налогов будет иметь крайне негативные последствия для малого и среднего бизнеса России, а также нефтегазовой отрасли страны, которая уже на грани рентабельности из-за падения мировых цен на энергоносители. По утверждению главы ОАО «Роснефть» И. Сечина, новые налоги несомненно остановят работу нефтеперерабатывающих предприятий страны, что вызовет острый дефицит бензина и других видов жидкого топлива.
Не решат проблемы российской экономики и внутренние заимствования вследствие физического отсутствия лишних средств, как у большинства граждан, так и у предпринимателей. С учетом этого правительство РФ будет вынуждено прибегнуть к фактически принудительным мероприятиям по получению таких заимствований, в т. ч. путем шантажа бизнес-структур под разным поводом. В целом за счет этого в 2016 году планируется получить 500 млрд руб. Это несколько пополнит государственный бюджет России, однако будут потери и негативная реакция российского бизнеса, а также станет причиной роста внутреннего долга России, по меньшей мере, до 9 трлн руб.
Трудно надеяться на реальный эффект и от приватизации объектов государственной собственности в Российской Федерации. С одной стороны, переход к разгосударствлению экономических активов полностью противоречит политике В. Путина, которая предусматривает усиление государственного контроля над экономикой страны, а с другой — Россия совсем утратила свою привлекательность для иностранных инвесторов из-за западных политико-экономических санкций.
На этом фоне реально негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в России будет иметь дальнейшее сокращение социальных расходов, а также фактический отказ правительства поддерживать экономику страны. Во-первых, это приведет к очередному прыжку цепной реакции по линии «сокращение внутреннего спроса-снижение производства», а во-вторых — окончательно лишит российских предпринимателей возможности воспользоваться государственными кредитными ресурсами.
В целом такие процессы возвращают Россию в ситуацию конца 1980-х-начала 1990-х годов. Появляется реальная опасность социального взрыва в стране и самоликвидации российского государства, как это случилось с бывшим Советским Союзом. При этом, в отличие от бывшего СССР, распад России будет сопровождаться более жесткими катаклизмами, в т. ч. реальной возможностью полномасштабной гражданской войны на территории Российской Федерации. Почва для этого уже создана режимом В. Путина, который сознательно формировал агрессивные настроения в российском обществе в рамках построения т. н. «русского мира».
Понимает ли неотвратимость такой угрозы и катастрофические ее последствия руководство Российской Федерации? Естественно, что да. И прилагает, по его мнению, всевозможные усилия для защиты своих сугубо личных интересов. А методы и пути таких действий полностью отвечают тем, которые практически реализовывались бывшым руководством СССР (фактически коммунистической партией Советского Союза) накануне его распада. Так, российские олигархические круги, а по существу — ближайшее окружение В. Путина (по данным некоторых источников, прежде всего С. Чемезов, И. Сечин, А. Ротенберг, Ю. Ковальчук, Г. Тимченко, И. Шувалов, А. Дворкович и другие) массово выводят капитал из России как в частном порядке, так и под видом предоставления финансовой помощи партнерам Российской Федерации, а также путем скрытого (под прикрытием доверенных лиц) приобретения объектов производства и недвижимости, размещения финансовых активов в акциях иностранных компаний и государственных ценных бумагах.
Правда, режим В. Путина не отдаст свою власть за «просто так» и будет до последнего за нее цепляться. Для того, чтобы отвлечь внимание российского населения от социально-экономических проблем страны, нынешнее ее руководство будет использовать всевозможные меры, в т. ч. возобновит активные боевые действия против Украины, откроет новые фронты вооруженного противостояния России (в частности, со странами Центрально-Восточной Европы и Балтии), вмешается в другие конфликты, а также прибегнет к использованию террористических актов на территории Российской Федерации под видом нападения исламистов. Таким же образом будет формироваться образ России как «окруженной крепости» с «единственной надеждой и опорой на В. Путина».