Богдан Соколовский
Несколько дней назад, 6 ноября 2015 года, министр энергетики и угольной промышленности Украины В. Демчишин, объясняя Верховной Раде Украины мотивацию импорта электроэнергии из России, едва ли не впервые официально сообщил, что проложена новая высоковольтная линия электропередачи от Хмельницкой АЭС к столице Украины.
Фактически эту линию необходимо было проложить еще в начальные годы возобновления независимости Украины, а именно: модернизировать линии электропередач, прежде всего для того, чтобы избежать потерь электроэнергии. К сожалению, этого не сделали. Вместо этого более 24 лет в Украине сооружались еще советские линии электропередач и их менеджмент с потерей электроэнергии в среднем 12 %. В это же время, например, сегодня потери в Польше составляют 9 %, а в ФРГ — 6 %. В среднем в ЕС эти потери составляют 6-9 %.
Надеемся, что эта новая линия Хмельницкий-Киев проложена с использованием новейших технологий, а также с применением современных методов менеджмента, дающих возможность существенно уменьшить потери электроэнергии до такого уровня, который наблюдается в ЕС.
Модернизация электропередачи в Украине (вместе: и линий, и менеджмента) с целью уменьшения потерь электроэнергии в среднем с 12 %, например, до польского уровня (9 %), была бы соизмерима с прекращением эксплуатации одного такого блока, например, как на Хмельницкой АЭС (мощностью приблизительно 1 ГВт). А до уровня немецкого — двух блоков ХмАЭС. Естественно, в случае успешной модернизации никто не останавливал бы работу действующих мощностей генерации, которые можно использовать для развития экономики и увеличения экспорта электроэнергии.
Итак, получается, что в контексте евроинтеграции Украины в ближайшее время целесообразно модернизировать электропередачу до европейских норм, а не строить новые электрогенерирующие мощности (станции), где, как правило, наблюдается значительная коррупционная составляющая. К сожалению.