24 апреля 2017

Экспресс-анализ событий недели № 16(47)/04

 

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ ВОКРУГ УКРАИНЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ
(17.04–23.04.2017 г.)

 

І. Резонансные события в развитии ситуации вокруг Украины

19 апреля с. г. Международный суд ООН принял промежуточное решение о введении временных мер против России по иску Украины, касающегося нарушения Россией прав человека в Крыму, а также финансовой поддержки террористов на Донбассе. Своим решением суд обязал руководство РФ воздержаться от ограничения действий крымских татар, включительно с возобновлением деятельности Меджлиса, а также гарантировать доступность образования на украинском языке в Крыму. Суд также потребовал, чтобы Россия и Украина воздержались от любых действий, которые могут ухудшить или продолжить спор в суде или усложнить его для принятия решения.

Международный суд ООН также признал свою юрисдикцию по рассмотрению иска Украины в вопросе нарушения Россией Конвенции о предотвращении финансирования терроризма. Тем самым, это дело было официально принято к рассмотрению судом, что создало юридические предпосылки для проведения соответствующего расследования. В то же время, в связи с «...отсутствием на данном этапе убедительных доказательств поддержки Российской Федерацией террористов», суд воздержался от принятия мер против России по этой теме.

В целом промежуточное решение Международного суда ООН положительно для Украины, поскольку признает ее претензии к России или принимает их для рассмотрения. При этом Россия попадает в достаточно сложную ситуацию, касающуюся Меджлиса крымских татар. Так, с одной стороны, возобновление работы Меджлиса позволит крымским татарам продолжить борьбу против режима В. Путина в Крыму, а с другой — не снятый запрет на действие данного органа — означает невыполнение Россией решения Международного суда с соответствующими моральными и правовыми последствиями. Кроме того, суд призвал Россию выполнить Минские договоренности, что фактически означает признание ее стороной конфликта, а не «посредником в переговорах», как это утверждает Москва.

Позиция Международного суда ООН продемонстрировала, что Украине необходимо более тщательно готовить доказательства о причастности России к провокациям и поддержке вооруженного конфликта на Донбассе. Это повышает ответственность соответствующих министерств и ведомств (в т. ч. спецслужб) Украины, которые обязаны добывать такие доказательства.

 

Для Украины немаловажно, как глубоко затронут ее интересы те события, которые в дальнейшем произойдут внутри России. Так, общую обстановку в Российской Федерации охарактеризовал недавно глава российского правительства Д. Медведев во время своего выступления перед депутатами Государственной думы РФ 19 апреля с. г.

Как и предполагалось, он сделал акцент на «...успехах правительства РФ в решении экономических и социальных проблем страны», в т. ч. «...восстановлении положительной динамики экономического роста», «увеличении зарплат и пенсий», «повышении качества медицинского обслуживания», а также «росте уровня рождаемости в стране».

Сводный индекс региональной экономической активности в РФ

Вместе с тем, как всегда он фактически проигнорировал официальные данные статистических органов РФ, а также оценки независимых российских и иностранных экспертов, имеющие совершенно иной характер и содержание. Так, по данным Внешнеэкономического банка России, с начала текущего года объем ВВП в РФ снизился на 0,4 %. При этом негативные тенденции превалировали в большинстве ведущих отраслей экономики РФ и в российских регионах.

По последним оценкам экспертов Высшей школы экономики РФ, после небольшого периода снижения темпов падения экономики страна оказалась на пороге новой стагнации. В течение первых 3-х месяцев 2017 года в 46 из 82 российских регионов, где проводились исследования, наблюдалось дальнейшее сокращение экономической активности, в 22 — эта активность оставалась на прежнем уровне, и только в 14 — имела определенный рост. При этом регионы с положительной динамикой сформировали не более 6 % от ВВП России, что практически не отразилось на общей экономической ситуации страны.

Все это усиливает социально-экономическую и политическую напряженность в России, что фактически признал и Д. Медведев. Так, комментируя предстоящие президентские выборы в РФ (запланированы на март 2018 года), он отметил «серьезность нынешней политической борьбы в России», а также призвал общество «не допустить перерастания такой борьбы в войну».

 

Об актуальности данной проблемы свидетельствуют продолжающиеся в разных регионах России акции протеста. Это забастовки дальнобойщиков, которые фактически перенимают методы украинских «майданов» в плане организации постоянно действующих лагерей на наиболее важных автомобильных магистралях в РФ. Из-за таких забастовок водителей уже возникли перебои с поставками продовольствия и товаров первой необходимости более чем в 30 регионах России.

Это также расширяющиеся выступления оппозиции. В частности, лидер «Партии прогресса» и основатель «Фонда борьбы с коррупцией» А. Навальный начал кампанию по сбору одного миллиона подписей российских граждан в свою поддержку в качестве кандидата в президенты РФ (в настоящее время уже имеется более 300 тыс. подписей, что является минимальным уровнем для регистрации в ЦИК). Акция используется как форма агитации и вербовки волонтеров, расширения географии сторонников.

Кроме того, проводятся мероприятия по более широкому привлечению молодежи к оппозиционной деятельности. В частности, партия «Яблоко» (лидер Г. Явлинский) создала молодежную фракцию, которая уже функционирует в более чем в десяти регионах. Главные лозунги фракции: отмена обязательной воинской повинности в России; освобождение политзаключенных, прекращение вмешательства РФ во внутренние дела Украины.

Учитывая опасность таких событий для режима В. Путина, власти РФ наращивают давление на оппозицию. На сегодняшний день против участников митингов и демонстраций 26 марта этого года возбуждено более 600 уголовных дел. Общая сумма штрафов за «нарушение порядка» составляет около 3 млн рублей. В то же время продолжается задержание участников акций протеста, которые систематически организовываются в выходные дни. В частности, 16 апреля с. г. были задержаны несколько сотен человек в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Тюмени и других городах Российской Федерации.

Руководство РФ усиливает контроль за развитием ситуации в регионах страны, прибегая к кадровым изменениям в руководящих органах местной власти. В частности, в апреле с. г. были назначены новые руководители Мордовии и Республики Марий Эл.

Особое внимание кремлевское руководство уделяет укреплению силовых структур для противодействия выступлениям оппозиции. В частности, запланировано оснащение боевой и специальной техникой Федеральной службы войск национальной гвардии РФ («Росгвардии») 81-мм орудиями. Анализ заявки «Росгвардии» на госзакупки демонстрирует, что новое вооружение предполагается установить на машинах РХМ-ВР, УРАЛ-ВР, «Торнадо», «Патруль-СН», СПМ-3 «Медведь». У 81-мм орудия будет два блока по шесть стволов в каждом. Оно устанавливается на платформе с горизонтальным и вертикальным наведением. Планируется, что этот образец будет разработан уже к концу ноября 2018 года. Сумма контракта составит около 10,5 млн рублей.

 

ІІ. Вооруженная агрессия России против Украины

2.1. Восток Украины (зона АТО)

В создавшейся вокруг России ситуации руководство РФ продолжает прибегать к двойной политике, как в отношении Украины, так и ее западных партнеров. С одной стороны Москва демонстрирует готовность к мирному решению конфликта на Донбассе и продолжению переговоров в «нормандском» формате, а с другой — всячески затягивает процесс реального урегулирования ситуации на востоке Украины. Об этом свидетельствуют телефонные переговоры лидеров «нормандской» четверки 18 апреля с. г. Они завершились лишь декларацией «миролюбивых» намерений со стороны В. Путина без каких-либо конкретных обязательств. Аналогичным образом Москва демонстрирует и отсутствие у нее каких-либо обязательств по самопровозглашенным республикам на Донбассе, которые были созданы и используются для оказания давления на Украину. Так, фактически остановлена экономика «ДНР» и «ЛНР» после «национализации» украинских предприятий, что сделано на их территории опять же по подсказке Кремля.

Российско-террористические войска, снизив во время Пасхальных праздников интенсивность боевых действий на Донбассе, вновь начали активно обстреливать позиции сил АТО и мирных населенных пунктов (приблизительно до 50 раз в сутки).

 

2.2. Крымский полуостров

Одним из главных направлений кремлевской политики по Крыму остается стремление добиться «международного признания российской принадлежности полуострова», а также привлечь иностранные инвестиции в крымскую экономику вопреки западным санкциям. Так, в рамках практической реализации таких целей на прошлой неделе в Крыму состоялся т. н. ІІІ Ялтинский международный экономический форум.

Как утверждают оккупационные власти Крыма, в этом мероприятии принимали участие до 1,5 тыс. политиков и представителей различных бизнес-структур, в т. ч. более 200 предпринимателей из 50 стран (что якобы на треть больше, чем в прошлом году). При этом, среди «самых представительных делегаций» как всегда упоминаются европейские «друзья» России, а именно Италия, направившая на форум «не менее 50 политиков, чиновников и бизнесменов».

Также сообщалось об участии в работе форума «бизнесменов и политиков» из Бразилии, Великобритании, Германии, ФРГ, Греции, Израиля, Кипра, Австрии, Китая, Кореи, Латвии, Монголии, Новой Зеландии, Польши, Палестины, США, Турции, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Японии и других стран. Исходя из этого, заявляется о «возможности подписания контрактов на сумму более 100 млрд рублей».

Характерная особенность форума — его проведение на фоне решения Международного суда ООН, фактически признающего факт нарушений Россией прав человека в Крыму.

 

2.3. Другие аспекты действий Российской Федерации против Украины и Запада

В условиях продолжающейся вооруженной агрессии России против Украины, а также усиления противостояния между РФ и Западом, основным направлением оперативной и боевой подготовки (ОБП) российских вооруженных сил остается отработка различных сценариев военных конфликтов с Украиной и США и НАТО.

Именно такой сценарий был положен в основу мероприятий ОБП, проводившихся во время итоговой проверки Западного и Южного военных округов (ВО) ВС России за зимний период обучения в марте–апреле с. г. В частности, в рамках этих мероприятий решались задачи подготовки и проведения наступательной операции на Балтийском направлении, а также оборонительных (сдерживающих) операций на Украинском и Черноморском направлениях. Исходя из содержания и направленности мероприятий ОБП ВС РФ, замыслом наступательной операции в Балтийском регионе предусматривалось нанесение удара с территории Беларуси вдоль южной границы Литвы в направлении Калининградской области РФ с целью создания т. н. Сувалкского коридора. В частности, этот вопрос отрабатывался в ходе совместного тактического учения батальонных тактических групп 106-й воздушно-десантной дивизии ВС РФ (штаб г. Тула) и 103-й отдельной воздушно-десантной бригады Сил специальных операций ВС Беларуси на территории Витебской области Республики Беларусь. Решались задачи разведывательно-поисковых действий с целью определения маршрутов выдвижения основных сил, а также захват и удержание передовых рубежей.

В этот же период проводились учения Балтийского флота (БФ) РФ с отработкой вопросов высадки морского десанта силами 336-й бригады морской пехоты БФ (г. Балтийск, Калининградская обл.), а также ракетно-бомбовых ударов по объектам противника силами ракетных кораблей и подводных лодок и морской авиации. Кроме того, отдельные элементы наступательной операции на Балтийском направлении отрабатывались в ходе учений соединений и частей 1-й танковой армии (штаб н.п. Баковка Московской обл.) и 6-й армии ВВС и ПВО (штаб г. Санкт-Петербург) Воздушно-космических сил (ВКС) России.

Сценарий оборонительной операции в Черноморском регионе предусматривал отражение нападения противника на Крым с применением морских и воздушных десантов, а также диверсионных групп. Исходя из этого, решались задачи по: созданию группировки войск быстрого реагирования для усиления ВС России в Крыму; организации противодесантной обороны во взаимодействии с ЧФ РФ; уничтожению противника в глубине территории Крыма при поддержке тактической и армейской авиации; ликвидации диверсантов и взятия под контроль важных объектов.

Перечисленные вопросы отрабатывались в ходе совместных учений в Крыму в конце марта с. г. с участием батальонных тактических групп 7-й десантно-штурмовой дивизии (г. Новороссийск), а также 56-й десантно-штурмовой бригады (дшб; г. Камышин) и 11-й дшб (г. Улан-Удэ). Кроме того, на едином оперативном фоне в апреле с. г. на Крымском полуострове было проведено учение 126-й отдельной бригады Черноморского флота РФ. В то же время отдельные элементы оборонительной операции отрабатывались во время учений корабельных сил и морской авиации ЧФ РФ, а также соединений 49-й и 58-й общевойсковых армий Южного ВО, 4-й армии ВВС и ПВО ВКС РФ.

Во время тактических учений 20-й общевойсковой армии Западного ВО ВС России и определенных сил 4-й и 6-й армий ВВС и ПВО ВКС РФ решались задачи по сдерживанию Украины и оказанию на нее давления.

В целом итоговая проверка Западного и Южного военных округов ВС РФ, а также соединений других видов и родов войск, дислоцирующихся на их территории, стала ключевым элементом подготовки стратегических командно-штабных учений «Запад-2017» (планируется в сентябре текущего года), а также продемонстрировала возможные сценарии военных действий России против Украины и ее западных партнеров.

В это же время Россия проводит демонстрацию силы в Средиземноморском регионе. Так, для усиления корабельной группировки ВМС РФ в Средиземном море к побережью Сирии направлены корветы «Сообразительный» и «Бойкий» из состава Балтийского флота РФ.

 

ІІІ. Украина, международные организации и ведущие западные страны

Активизация военной деятельности России на Европейском направлении вызывает адекватную реакцию США и НАТО. Они реализуют симметричные военные меры по повышению безопасности Европы. Западные партеры Украины, продолжая оказывать ей поддержку, усиливают давление на Россию и в других сферах.

 

3.1. Международные организации

НАТО. В рамках практической реализации принятых Варшавским саммитом Североатлантического союза (июль 2016 года) решений по усилению военного присутствия НАТО в странах Центрально-Восточной Европы и Балтии, до середины апреля текущего года было фактически завершено развертывание многонациональных боевых групп НАТО в Польше, Литве, Латвии и Эстонии.

На прошлой неделе в Литве началось военное учение ОВС НАТО Summer Shield, в ходе которого отрабатывается сценарий возможного вооруженного конфликта с Россией в Балтийском регионе. При этом рассматривается вариант действий России методами «гибридной» войны, применявшихся ею в Крыму и на Донбассе.

В учении принимают участие около 1,2 тыс. военнослужащих из США, Канады, Великобритании, ФРГ, Люксембурга, Латвии, Литвы, Эстонии, Румынии, Болгарии, Словакии, а также нейтральной Швеции. Кроме того привлекаются многоцелевые самолеты Eurofighter ВВС ФРГ (авиабаза Эмари; 335 км от Санкт-Петербурга) и F-16 ВВС Нидерландов (авиабаза Шяуляй), выполняющие поставленные задачи по контролю воздушного пространства над Балтийским регионом.

Продолжаются мероприятия и по усилению боевого потенциала Командования ВС США в Европе (которое является основным компонентом Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе). В частности, в апреле с. г. на авиабазе Лейкенхит Великобритании были размещены первые шесть (из восьми) новейших многофункциональных истребителей пятого поколения F-35 ВВС США.

 

3.2. Ведущие западные страны

США. Президент США Д. Трамп ведет политику жесткого давления на всех потенциальных противников Соединенных Штатов Америки, составляющих угрозу их безопасности. Так, 18 апреля с. г. Д. Трамп поручил Совету национальной безопасности США проанализировать соответствие американским интересам т. н. ядерной сделки, которая была заключена с Ираном (предусматривает снятие части санкций с Ирана в связи с выполнением им требований СБ ООН и МАГАТЭ по иранской ядерной программе). Кроме того, у президента США возникло подозрение, что Иран поддерживает международный терроризм. Подтверждением решимости позиции США в отношении Ирана стало введение дополнительных санкций против ряда лиц и организаций, участвующих в реализации планов Тегерана по созданию новых баллистических ракет.

В это же время, в рамках выполнения своих предвыборных обещаний, Д. Трамп подписал указ о введении более жестких условий выдачи американских рабочих виз для высококвалифицированных специалистов. Предполагается также усиление защиты американского рынка по определенным группам товаров. Вместе с тем, после консультаций с Д. Трампом, Министерство финансов США отклонило просьбу американской компании ExxonMobil о предоставлении ей разрешения на возобновление сотрудничества с российской компанией «Роснефть» (в частности, по освоению шельфа Черного моря).

Великобритания. Руководство Великобритании демонстрирует свою поддержку Украине и готовность продолжать давление на Россию до полного выполнения ею Минских договоренностей и возвращения Крыма Украине. Такую позицию подтвердила премьер-министр Великобритании Т. Мэй во время встречи с Президентом Украины П. Порошенко 18 апреля с. г. в Лондоне.

На этом фоне довольно неоднозначной представляется ситуация вокруг планов выхода Великобритании из состава Европейского Союза. Так, в связи с имеющимися острыми разногласиями по данному вопросу в парламенте страны, по инициативе Т. Мэй, 8 июня с. г. планируются досрочные выборы британского парламента. Согласно оценкам ряда экспертов, итоги выборов могут изменить состав парламента и правительства Великобритании, а также привести к поднятию вопроса о повторном референдуме о членстве страны в ЕС.

 

ІV. Другие важные тенденции и события, затрагивающие национальные интересы Украины

Российская Федерация — постсоветское пространство. События, происходящие сегодня на постсоветском пространстве, подтверждают, что политика Москвы по продвижению идей «русского мира» в странах бывшего СССР фактически провалена. Так, по данным европейской исследовательской организации Euromonitor International, с 1994 по 2016 годы часть русскоязычного населения Казахстана сократилась с 33 % до 20 %, Эстонии — с 40 % до 33 %, Латвии — с 29 % до 23 %, Грузии — до 1,1 %. Существенное уменьшение русскоязычного населения наблюдается и в Украине. По сути, русификация наблюдается только в Беларуси, где количество русскоязычных граждан увеличилась с 50 % до 71 %.

Словакия. Характерной особенностью развития ситуации в Словакии является усиление критических настроений населения страны по отношению к словацкому правительству во главе с Р. Фицо. На прошлой неделе в Братиславе и ряде других городов Словакии прошли массовые акции протеста против коррупции в словацком правительстве. Протестующие выступили с лозунгами отставки министра внутренних дел Р. Калиняка, главы полиции Т. Гаспара и других чиновников, которые создают препятствия в расследовании громких коррупционных скандалов в стране. Демонстрантов поддерживает президент Словакии А. Киска.

По сути, ситуация в Словакии аналогична событиям в Румынии в начале этого года. Так, акции протестов в Словакии могут быть отражением обострения борьбы между прозападными политическими силами, поддерживающих А. Киску, и партией SMER-SD («Курс — социальная демократия») во главе с Р. Фицо, выступающего за восстановление связей с Россией.

 

V. Основные тенденции в развитии ситуации вокруг Украины на перспективу

5.1. Ключевые события и тенденции, которые будут наиболее важными для Украины

В данный момент основным сдерживающим фактором дальнейшего расширения масштабов вооруженной агрессии России против Украины остаются действия США, проводящих политику давления на режим В. Путина и поддержки нашего государства. Более того, после избрания Д. Трампа президентом США вопросы сдерживания России получили новое развитие как один из ключевых элементов стратегии Вашингтона по усилению ведущей роли США в мире.

Об этом свидетельствует твердость намерений США сохранить санкции против России из-за украинского вопроса, демонстрация американским Конгрессом резко негативной реакции на вмешательство Москвы в президентские выборы в США, а также продолжение активного сотрудничества США с НАТО в Европе (в т. ч. в плане наращивания американского военного присутствия в странах ЦВЕ и Балтии).

Кроме того, новыми подтверждениями стратегии Вашингтона стали заявления Д. Трампа о необходимости усилить ядерный потенциал ВС США, а также ракетный удар по базе ВВС Сирии, удар их сверхмощной бомбы по району сосредоточения террористов в Афганистане, демонстрация военной силы Северной Корее.

Все это предпринимается с целью для демонстрации решимости и непоколебимости позиций руководства США в вопросе реализации концепции «Америка превыше всего!», невзирая при этом на сопротивление каких-либо противников, в т. ч. и России. При этом США, отвлекая от Украины внимание России, сводят на нет все ее усилия. Так, кроме расходов на продолжающуюся вооруженную агрессию против Украины (в т. ч. наращивание группировки войск на границе с Украиной, поддержку «ДНР» и «ЛНР» и интеграцию Крыма в состав РФ), Россия вынуждена тратить значительные средства на подготовку возможного адекватного ответа США.

Учитывая стратегический характер названных целей Вашингтона, следует ожидать дальнейшего продолжения его политики давления на Россию, которая будет усиливаться по мере обострения проблем в американо-российских отношениях. Так, по заявлению советника президента США по вопросам национальной безопасности Г. Макмастера, Соединенные Штаты Америки должны занять более жесткую позицию в отношении России из-за ее вооруженной агрессии против Украины, подрывных действий в Европе, а также поддержки режима Б. Асада в Сирии. США будут усиливать свое давление на союзников и партнеров России, прежде всего Сирию, Иран и Северную Корею. Не исключено также, что США предоставят активную поддержку российским оппозиционным силам, что будет способствовать расширению масштабов акций протеста в Российской Федерации. Этим США последовательно «загоняют» Россию в «тупик» критических для нее проблем внешнего и внутреннего характера с конечной целью смены власти в РФ или, по крайней мере, ее политики.

 

5.2. Перспектива развития событий в зонах конфликтов на территории Украины

В ближайшей перспективе отдельным фактором влияния на развитие ситуации в зоне конфликта на Донбассе может стать начало рассмотрения Международным судом ООН сути иска Украины против России. Сроки перехода суда к данному вопросу планируется определить в мае месяце. Поэтому Россия приложит все свои усилия для того, чтобы Украина не смогла доказать факт поддержки Москвой «ДНР» и «ЛНР». В частности, в этом плане режим В. Путина будет вынужден усилить скрытность мероприятий по поставкам оружия и боеприпасов в самопровозглашенные республики, а также по участию российских граждан в боевых действиях на востоке Украины. Соответственно, это может привести к некоторому снижению уровня вооруженного противостояния на Донбассе.

Однако Россия никоим образом не пойдет на мирное урегулирование ситуации на основе Минских договоренностей, и продолжит свои провокации в зоне конфликта. В то же время она сохранит мощную группировку своих войск на границе с Украиной, способную выступить на стороне «ДНР» и «ЛНР» в любой момент. Такие «сценарии» отрабатываются в ходе учений Западного и Южного военных округов Вооруженных сил России. Кроме того, для повышения своих возможностей, Кремль продолжает развертывать новые соединения и объединения войск на украинском направлении, в частности, 8-ю общевойсковую армию в Южном ВО (в Ростовской области).

 

5.3. Другие важные события, которые будут оказывать влияние на интересы и безопасность Украины

Для Украины в развитии процесса ее европейской интеграции очень важным будет завершение упрощения визового режима. 26 апреля с. г. Комитет постоянных представителей ЕС должен утвердить решение Европейского парламента по данному вопросу, принятое 6 марта с. г. Вопрос упрощения визового режима с Украиной 11 мая с. г. будет подан на утверждение Совета ЕС, а до 18 мая планируется подписание соответствующего документа.

Позже, 23 мая с. г., Сенат (верхняя палата) парламента Нидерландов планирует рассмотреть вопрос ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Положительное решение нидерландских сенаторов фактически ознаменует завершение процесса принятия упомянутого соглашения и активизирует меры по его практической реализации.