КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ ВОКРУГ УКРАИНЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ
(10.05–14.05.2017 г.)
І. Главные резонансные события в развитии ситуации вокруг Украины
11 мая с. г. Совет Европейского Союза принял решение о либерализации визового режима с Украиной. Согласно новым правилам, граждане Украины, имеющие биометрические паспорта, смогут пребывать в странах Шенгенской зоны без виз сроком до 90 суток в деловых, туристических целях или по семейным обстоятельствам. Церемония подписания соответствующего акта в Совете ЕС и Европейском парламенте запланирована на 17 мая текущего года. Таким образом, Европейский Союз фактически признал и подтвердил статус Украины как европейского государства, а не части «русского мира».
В данном контексте достаточно показательны также состоявшиеся в один день (10 мая с. г.) встречи президента США Д. Трампа с министром иностранных дел России С. Лавровым и главой внешнеполитического ведомства Украины П. Климкиным.
Д. Трамп подтвердил неизменность позиции США в отношении снятия введенных санкций против России: только в том случае, когда она выполнит Минские договоренности. Одновременно он поддержал территориальную целостность Украины, сообщив, что Вашингтон намерен оказывать ей всестороннюю помощь. Эти намерения в данных вопросах были конкретизированы на переговорах государственного секретаря США Р. Тиллерсона с С. Лавровым и вице-президента Соединенных Штатов Америки М. Пенса с П. Климкиным.
Все это фактически демонстрирует принципиальную позицию США, не желающих как-либо договариваться с Россией «за спиной Украины». По сути, обсуждая с Россией «украинский вопрос», США обязательно консультируются с Украиной. То есть, в условиях недейственности переговоров в рамках «нормандской группы» формируется новый переговорный процесс в виде «равнобедренного треугольника»: США — Россия — Украина. При этом США не предоставляют преимущества России и не считают ее себе равной как ведущей державы мира.
На переговорах руководства США с С. Лавровым стороны засвидетельствовали свою готовность изыскивать возможности для взаимодействия в вопросах урегулирования ситуации в Сирии и борьбы с международным терроризмом. Но имеющиеся между США и Россией глубокие разногласия, касающиеся принципов решения данных проблем (прежде всего, о дальнейшей судьбе режима Б. Асада), не позволяют им достичь каких-либо договоренностей.
Вопреки очевидным фактам, итоги переговоров Москва подает как «дипломатическую победу России» и «начало прорыва ею изоляции Запада». Более того, активно навязывает мысль о якобы бы «уже достигнутом компромиссе с США по Украине». При этом тщательно скрывает как, унижаясь, пытается добиться встречи с руководством США в надежде договориться об отмене или хотя бы смягчении введенных против нее западных санкций.
В целом все эти обстоятельства подтверждают, что «гибридная политика» России по достижению поставленных целей, как в отношении Украины, так и Запада, фактически провалилась. Поэтому одновременно с попытками режима В. Путина наладить диалог с США наблюдается стремление Кремля прибегнуть к более агрессивной политике по реализации своих неоимперских планов — демонстрации военной силы.
Одним из первых примеров такого рода демонстрации стали недавние военные парады в Москве и в тридцати других российских городах с показом современных образцов вооружения и военной техники.
Согласно планам России, следующим таким масштабным примером должны быть стратегические командно-штабные учения (СКШУ) «Запад-2017» в сентябре с. г. на территории России и Беларуси. Предварительно элементы сценария СКШУ «Запад-2017» концептуально уже отрабатывались в рамках итоговой проверки Вооруженных сил РФ за зимний период обучения в марте-апреле с. г., которыми предусматривалось решение задач ведения наступательной операции на Северо-Западном («балтийском») стратегическом направлении с одновременной отработкой задач оборонительной операции на Юго-Западном («черноморском») стратегическом направлении.
Отдельная задача «гибридной политики» Москвы по усилению конфронтации с Западом, а также демонстрации военной силы — отвлечь внимание российского населения от внутренних проблем вследствие осложнения социально-экономической ситуации в стране. Этот вопрос актуален для режима В. Путина из-за возрастающих протестных настроений в российском обществе, а также приближающихся президентских выборов в России в марте 2018 года.
Исходя из этого, режим В. Путина фактически отказался и от мирного, на основе Минских договоренностей, урегулирования конфликта на Востоке Украины. Как заявил пресс-секретарь президента РФ Д. Песков после встречи Д. Трампа и С. Лаврова в Вашингтоне, «...Россия не несет ответственности за выполнение Минских договоренностей и является лишь одной из стран-гарантов, наравне с ФРГ и Францией».
ІІ. Вооруженная агрессия России против Украины
2.1. Восток Украины (зона АТО)
Пытаясь в таком ключе решать свои задачи, Россия не прекращает провоцирование напряженности на Востоке Украины. Все также ведется систематический обстрел позиций сил АТО и мирных населенных пунктов со средней интенсивностью более 60 в сутки. При этом центр такой активности все более смещается к Приморскому (Мариупольскому) направлению.
Стремясь воспрепятствовать получению Украиной доказательств причастности России к событиям на Донбассе, российско-террористические войска срывают работу в зоне конфликта представителей Специальной Мониторинговой Миссии ОБСЕ. В частности, угрожая применить оружие, 7 мая с. г. боевики не пропустили наблюдателей Миссии во временно оккупированное село Сосновское в Донецкой области (35 км северо-восточнее Мариуполя). Кроме того, 8 мая с. г. в районе Авдеевки сбили беспилотный летательный аппарат ОБСЕ. Однако Миссия ОБСЕ продолжает выполнять поставленные задачи. Недавно ее представители зафиксировали тяжелую военную технику на проведенных в «ДНР» и «ЛНР» так называемых парадах, что является очередным нарушением Минских договоренностей.
2.2. Крымский полуостров
Репрессии оккупационных властей Крыма по отношению к противникам режима В. Путина не могли не привлечь внимание мирового сообщества к проблеме полуострова. 12 мая с. г. представитель США в ОБСЕ К. Бернс выразила обеспокоенность по поводу активизации действий России, преследующей крымских татар. Руководство ОБСЕ получило соответствующий документ, содержащий конкретные факты ущемления прав крымско-татарского населения.
Отметим, что местное население активно интересуется вопросом упрощения гражданам Украины визового режима для поездок в страны ЕС, что предоставляет определенные возможности и крымчанам. Отмечается, что значительное количество жителей полуострова сохранило украинские паспорта (как внутренние, так и заграничные), в надежде на безвизовые поездки в страны ЕС. Это лишний раз подтверждает, что Украина привлекательна для жителей Крыма и что российские позиции на полуострове довольно сомнительны. Одновременно это является одной из главных причин, из-за которой Кремль усиливает полицейский режим на полуострове, а также проводит его масштабную милитаризацию.
2.3. Другие аспекты действий Российской Федерации против Украины и Запада
Активно демонстрируя свою военную силу Украине, США и НАТО, Россия наращивает группировки своих Вооруженных сил в т. ч. в оккупированном Крыму.
9 мая с. г. в состав Черноморского флота РФ были приняты два противодиверсионных катера П-415 и П-452 проекта «Раптор» (с учетом этого общее количество катеров данного типа на ЧФ РФ достигло восьми единиц). Катера этого типа приспособлены к действиям в любое время суток в прибрежной зоне морей и устьях рек на расстоянии до 100 морских миль от места базирования. «Раптор» может доставлять к месту назначения до 20 морских пехотинцев, перехватывать и задерживать малоразмерные надводные цели, а также выполнять поисково-спасательные задачи. Длина катера составляет 17 метров, ширина — 4 метра, а скорость — до 50 узлов.
Не прекращаются российские провокации против США и НАТО в Балтийском и Черноморском регионах. В частности, 9 мая с. г. российский истребитель Cу-30 с авиабазы в Крыму приблизился на опасное расстояние к патрульному самолету P-8A Poseidon ВМС США в воздушном пространстве над акваторией Черного моря. По заявлению министерства обороны РФ, «...истребитель поднимался для перехвата американского самолета-разведчика, следовавшего в направлении российской границы». 12 мая с. г. произошел второй подобный инцидент.
Россия продолжает также предоставлять военную и военно-техническую помощь режиму Б. Асада в Сирии. В частности, в конце апреля на базу ВМФ России в сирийском Тартусе было доставлено более двадцати 122-мм гаубиц М-30 для последующей передачи сирийским войскам.
Кроме того, в Сирию отправлен самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 Воздушно-космических сил РФ для повышения эффективности российской авиации.
ІІІ. Украина, международные организации и ведущие западные страны
3.1. Международные организации
НАТО и США. Активная военная деятельность России вызывает адекватную реакцию США и НАТО, предпринимающих дополнительные меры для обеспечения безопасности Европы. Так, в период, когда Россия намерена провести СКШУ «Запад-2017», США и НАТО планируют увеличить свое военное присутствие в Балтийском регионе с целью предупредить возможную агрессию Москвы. Предполагается, что в рамках серии учений, маневров и тренировок в регион будет направлено дополнительное количество боевых самолетов и кораблей, а также воинских подразделений. Кроме того, рассматривается вопрос о временном размещении в Польше и странах Балтии комплексов ПРО/ПВО «Patriot».
Страны Балтии также предпринимают меры по усилению охраны своих границ с Российской Федерацией. В частности, руководство Литвы решило соорудить линию инженерных заграждений на литовско-российской границе протяженностью до 45 км. Заграждения будут возведены на участке схождения границ Литвы, Польши и России вблизи озера Виштитис территории Шакяйского и Вилкавишкского районов к р. Неман. Стоимость строительства определена в сумме 1,3 млн евро.
12 мая с. г. начались четырехдневные военные учения НАТО в Черном море. В учениях, проходящих в территориальных водах Румынии, участвуют американский эсминец с управляемым ракетным оружием «Oscar Austin», румынский фрегат «Redele Ferdinand» и тральщики «Lt. Dimitre Nicolescu» и «Lupu Dinescu». Отрабатываются вопросы взаимодействия ВМС стран НАТО при проведении различного рода морских операций. Во время решения поставленных задач по организации противовоздушной обороны отряда боевых кораблей в качестве противников выступали два истребителя МиГ-21 ВВС Румынии и два истребителя Typhoon ВВС Великобритании.
Европейский Союз. Вместе с усиливающейся агрессивностью внешней политики Кремля и международным терроризмом существенной проблемой для Европы является наплыв беженцев из зон конфликтов в странах Ближнего Востока и Северной Африки. С учетом этого, 11 мая с. г. Совет ЕС принял рекомендацию Европейской комиссии сохранить временный пограничный контроль на внутренних границах Шенгенской зоны. Ранее, в начале мая с. г. Еврокомиссия рекомендовала европейским странам приступить к поэтапной отмене такого контроля.
3.2. Ведущие западные страны
США. Конгресс США сохраняет жесткость своего отношения к Российской Федерации. 8 мая с. г. группа сенаторов призвала Д. Трампа подтвердить решительность позиций США в деле поддержки союзников в Европе, прежде всего Украины. В этом плане была отмечена необходимость встречи Д. Трампа с Президентом Украины Порошенко перед встречей с В. Путиным, запланированной на полях G20 в Гамбурге 7-8 июля с. г. Кроме того, представители Конгресса США предложили ввести дополнительные санкции против России за нарушение правил мировой торговли.
Необходимо отметить, что в очередной раз обострилась ситуация вокруг связей Д. Трампа и его окружения с Россией. Так, 9 мая с. г. президент США снял с должности директора ФБР Дж. Коми, объяснив этот шаг «...потерей доверия к нему со стороны Министерства юстиции США, представителей обеих партий в Конгрессе, а также рядовых сотрудников Федерального бюро расследований». По утверждению же некоторых американских политиков, действительная причина увольнения Дж. Коми — его намерение обнародовать информацию о контактах «команды» Д. Трампа с представителями РФ.
Фактически в ответ на это Комитет по разведке верхней палаты (Сената) США обратился к бывшему советнику Д. Трампа по вопросам национальной безопасности М. Флинну с требованием представить все документы с информацией о возможном вмешательстве России в ход президентских выборов в США.
ІV. Другие важные тенденции и события, затрагивающие национальные интересы Украины
Российская Федерация. Объективным следствием неоимперской политики Кремля является дальнейшее ухудшение жизненного уровня российского населения. По статистическим данным, в апреле с. г. расходы граждан РФ сократились на 6,8 % по сравнению с мартом с. г., и на 9 % по сравнению с апрелем прошлого года. Таким образом, расходы жителей Российской Федерации достигли самого низкого уровня за последние пять лет.
Причиной такой тенденции стали западные санкции, примененные в отношении экономики России, что привело к снижению доходов ее граждан и росту цен на основные виды товаров и услуг. Как итог, на сегодняшний день более 45 % граждан РФ испытывают трудности в приобретении товаров первой необходимости, а 11 % — даже продуктов питания.
В общем, такие обстоятельства вызывают в российском обществе протест. При этом главной движущей силой таких акций является российская молодежь, которая не видит никаких перспектив для построения в стране нормальной жизни.
V. Основные тенденции в развитии ситуации вокруг Украины на перспективу
5.1. Ключевые события и тенденции, которые будут наиболее важными для Украины
В ближайшей и отдаленной перспективе развитие ситуации вокруг Украины будет зависеть от дальнейшего характера отношений США и России. Несмотря на активность нынешнего американо-российского диалога, практические шаги сторон свидетельствуют о дальнейшем усилении их противостояния, в т. ч. в военной сфере. При этом принципиальные различия взглядов Вашингтона и Москвы на основные проблемные вопросы (прежде всего, по Сирии и Украине) фактически не дают возможности достичь каких-либо стратегических компромиссов. Более того, внутренняя ситуация в США и России практически не предполагает каких-либо взаимных уступок.
Исходя из особенностей менталитета нынешнего руководства США и России, все это будет сопровождаться усилением военной активности сторон, в т. ч. демонстрацией военной силы, а также наращиванием группировок войск на основных направлениях их соприкосновения, в частности, в Балтийском и Черноморском регионах, Центральной и Восточной Европе, Сирии. Так, в период 16–20 мая с. г. в сочинской резиденции президента РФ под руководством В. Путина планируются совещания, посвященные развитию вооруженных сил и военно-промышленного комплекса России.
Как следствие, это повысит вероятность возникновения разного рода инцидентов и конфликтов между США и Россией. По примеру увеличения количества опасных ситуаций, связанных с действием вооруженных сил обеих сторон. В частности, это и сближение самолетов России и США/НАТО в воздушном пространстве над Балтийским и Черным морями, и провокационные полеты российских бомбардировщиков по направлению к США (Аляске) и вдоль границ европейских стран, и одновременно проходящие в одних и тех же районах военные учения обеих сторон. Кроме того, военные инциденты между Россией и США возможны в Сирии, где ведут боевые действия их вооруженные силы.
Как полагают представители американских спецслужб, вполне возможно противостояние между Россией и США в кибернетической сфере. Согласно ежегодному докладу, обнародованному главой Национальной разведки США Д. Коутсом 11 мая с. г., Россия продолжит и увеличит количество хакерских атак на компьютерные сети США и других западных стран.
5.2. Перспективы развития событий в зонах конфликтов на территории Украины
Усиление противостояния между Россией и США в военной сфере, а тем более — вероятность возникновения вооруженного инцидента между ними, непосредственно затронут и Украину. В частности, в последнее время это подтверждают провокации РФ против украинских самолетов и кораблей, участвовавших в военных учениях НАТО в Черноморском регионе. Активность и жесткость этих провокаций со временем усилится.
Кроме того, наращивание группировки войск ВС РФ в Южном военном округе, осуществляемое под предлогом усиления напряженности в Черноморском регионе (в частности, развертывание 8-й общевойсковой армии в Ростовской области), увеличивает возможности России по ведению вооруженной агрессии против Украины. Так, в случае дестабилизации внутренней обстановки в Украине, Россия может решиться на проведение комплексной наступательной операции с целью проложить сухопутный коридор в Крым и Приднестровье.
5.3. Другие важные события, которые отразятся на интересах и безопасности Украины
Наряду с упрощением визового режима с ЕС, не менее важен для нашего государства процесс завершения ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.
На сегодняшний день единственной страной ЕС, которая все еще не ратифицировала этот Договор, остаются Нидерланды. Рассмотрение этого вопроса в верхней палате (Сенате) парламента Нидерландов запланировано на 23 мая с. г. Учитывая то, что ассоциацию Украины с ЕС поддерживает большинство нидерландских сенаторов, окончательно документ может быть ратифицирован в ближайшее время.